3 класс правописание окончаний имен существительных на ий ия ие

Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цели деятельности учителя:

  1. Развивать умение в правописании слов, оканчивающихся на -ий-, -ия-, -ие-, умение классифицировать слова по группам; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Уметь определять слова оканчивающиеся на –ий-, -ия-,-ие-.
  2. Знать правила окончаний –ий-, -ия-,-ие-.

Личностные:

  1. принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  2. проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. осознать личностный смысл учения.

Тип урока: Закрепление изученного материала

Оборудование: УМК «Начальная школа XXI века», учебная презентация, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока «Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие 3 класс27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12 .04.2019 ФИО студента: Сафонова О.И

Школа: МБОУ «СОШ № 68» ФИО учителя: Григорович И.В

Класс: 3 «В» ФИО руководителя практики: Батуева.Л.И

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

По теме: «Правописание окончаний имен существительных на –ий,-ия,-ие »

Цели деятельности учителя :

  1. Развивать умение в правописании слов, оканчивающихся на -ий-, -ия-, -ие-, умение классифицировать слова по группам; развивать орфографическую зоркость.
  1. Уметь определять слова оканчивающиеся на –ий-, -ия-,-ие-.
  2. Знать правила окончаний –ий-, -ия-,-ие-.
  1. принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  2. проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  3. осознать личностный смысл учения.

Тип урока: Закрепление изученного материала

Оборудование: УМК «Начальная школа XXI века», учебная презентация, карточки с заданиями.

Конспект урока по руссому языку на тему «Правописание окончаний имён существительных на –ия, -ие, -ий» (3класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ЧОУ «Православная гимназия»

Тема урока: Правописание окончаний имён сущестительных на –ия, -ие,

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование навыка правописания окончаний имен

существительных на -ия, -ие, -ий.

знание способа действия при выборе написания букв е-и в окончаниях существительных;

владение этим способом действия; определение падежных окончаний существительных

правильное применение правила на письме;

овладение приемами отбора и систематизации материала;

умение аргументировать свои мысли при ответе;

способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

стремление к речевому самосовершенствованию;

способность к самооценке собственной речи с точки зрения норм общения

Структура и ход урока

Формы, методы и приемы, содержание слайда

I .Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Проверьте вашу готовность к уроку. Садитесь.

II . Минутка чистописания

— Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания: пропишите соединение букв Аа,Ап, чередуя

-Подчеркните самое удачное получившееся соединение.

III .Актуализация знаний. Проблемная ситуация

IV . Проблемная ситуация

(На слайде даны группы слов)

— Найдите «четвертое лишнее» слово в каждой группе.

1) о народ _, на пол , к корон _, без туч _

2) о клумб _, о ворон _, о песн _ , о ел_

3) в клетк е , в здани и , в акаци и, в санатории

1 группа: лишнее слово «без тучи», так как в отличие от других слов, оно в Р.п. и имеет окончание -и. У первых трех слов, несмотря на разные роды, склонения (2 и 1) и падежи (П. и Д.), в окончании -е.

2 группа: все существительные П.п., но первые три слова относятся к 1 склонению, поэтому в окончании -е, а «ель» – 3 склонения, окончание -и. Значит, лишнее слово «о ели»

-Окончания записаны, но все существительные какого падежа? ( П.п.)

-Объясните, почему слово в клетке является лишним и имеет окон е? в 1 и 2 склонениях П.п. пишется окончание -е. Оно какого рода? (ж.р.)

3) в клетк е , в здани и , в акаци и, в санатории

— А остальные сущ. какого рода? (РАЗНОГО)

— Но почему в окончании одинак. буква И?

— Можно в объяснении отталкиваться от рода и склонения? (нет)

— Правильно, это слова особого типа склонения. О правописании подобных слов вы еще не знаете.

— Итак, какая тема нашего урока?

— Какую цель мы можем поставить?

Табл. Окон –е и – и в опасных падежах

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)

V . Изучение нового материала.

— Откройте учебники на странице 104, прочит. задание сам-но, а теперь вслух? С чем будем работать? (с таблицей)

— Значит, какую работу выполнять? (сравнивать слова и определять особенности слов на на –ий, -ия, -ие)

— Рассмотрите таблицу на стр. 105.

— Сравните окончания существительных 1-го и 2-го склонения и окончания существительных на –ий, -ия, -ие.

— Определите, в каких падежах есть особенность написания окончаний слов на –ий, -ия, -ие и в чём заключается эта особенность? Сможете ли вы сформулировать правило?

У слов на –ия в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и.

У слов на –ий, -ие в предложном падеже окончание –и.

— Откройте страницу 106. Прочитайте правило.

(После того, как они прочитали правило, прошу одного из учеников прочитать его еще раз)

— А теперь прочитаем хором.

— Дополним уже известную нам табл. об окон и и е в опасных падежах (Помогают дополнить под руковод. учителя) Слайд 3

Работа с таблицей, правилом

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

VI . Закрепление нового материала.

— Выполним упражнение 1. Прочитайте задание

— Обратите внимание на образец. Итак, комментированное письмо (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу)

— Опираясь на правило, выполните упражнение 2 самостоятельно. Прочитайте задание.

(Спрашиваю некоторых учеников по 1 предложению, с объяснением)

— У кого по-другому? Объясните.

— Выполним упражнение 2. (Пишут, комментир. вслух по цепочке, обознач. орф. по образцу)

-2 последних сам-но записываем и обозначаем орф.

Самопроверка (На слайде)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

— Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Что узнали нового?

-Что было трудным?

— Удалось ли нам достичь ее?

-Над чем нужно будет работать?

Умение выражать свои мысли (К)

Способность к самооценке

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Алексанина Евгения ЕвгеньевнаНаписать 388 29.04.2020

Номер материала: ДБ-1133447

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    28.03.2020 26
    11.03.2020 21
    29.01.2020 39
    22.01.2020 52
    20.01.2020 48
    31.12.2019 76
    29.10.2019 142
    29.10.2019 280

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Затеи грамотея

Автор, влюблённый в грамматику русского языка, с увлечением рассуждает о склонении имён существительных, производных предлогах, причастиях и деепричастиях. В результате изучения предложенных автором тем у читателя значительно улучшается правописание, предлоги начинают употребляться в нужном падеже, а запятые становятся послушными.Фото на обложке сделано автором Халеевой Мариной.

Оглавление

  • От автора
  • Падежные окончания существительных на -ия, -ие, -ий

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Затеи грамотея предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Падежные окончания существительных на — ия, — ие, — ий

Имена существительные, как известно, имеют три склонения, т. е. три варианта изменений окончаний по падежам.

Есть, конечно, слова, которые не относятся ни к одному из склонений (например, существительные на — мя, выделенные в особую группу) или же не изменяемые по падежам, несклоняемые заимствованные слова, но сейчас мы будем говорить об окончаниях существительных на -ия, ие, -ий, в которых чаще всего ошибаются пишущие.

Имена существительные женского рода единственного числа на -ия относятся к существительным 1-го склонения, к которому относятся все слова женского и мужского рода с окончаниями -а, — я.

Самыми «опасными» падежами, где в окончаниях могут встретиться ошибки, являются родительный, дательный и предложный падежи.

Возьмём для примера обычные слова 1-го склонения «ласточка» и «земля» и посмотрим на их окончания в указанных падежах:

Р. (нет) кого? чего? — ласточки, земли;

Д. (даю) кому? чему? — ласточке, земле;

П. (думаю) о ком? о чём? — о ласточке, о земле.

Сравним склонение этих слов со склонением имён существительных женского рода на -ия: «армия», «география», «Филадельфия», «Наталия»:

Р. (нет) кого? чего? — армИИ, географИИ,

Д. (даю) кому? чему? — армИИ, географИИ,

П. (думаю) о ком? о чём? — об армИИ, о географИИ, о ФиладельфИИ, о НаталИИ.

Казалось бы, как замечательно: во всех этих падежах одно и то же окончание -ИИ и, при случае, надо только определить падеж нужного слова и написать на конце его то, что необходимо, а именно: -ИИ! И неважно, нарицательное это существительное или собственное!

Откуда бы в таком случае взяться ошибкам при написании существительных на -ия?

Мне кажется, окончания этих слов часто путают с падежными окончаниями обычных слов 1-го склонения.

Но как раз СЛОВА, которые мы разбираем, НЕОБЫЧНЫЕ: у них НА КОНЦЕ в именительном падеже, в его начальной форме, сразу ДВЕ ГЛАСНЫЕ. И этот их признак надо непременно запомнить!

Запомнил признак, увидел слово, поставил в «трудный» падеж и на конце написал -ИИ! И всё — ошибки нет!

Но есть ещё одна особенность у некоторых разбираемых нами существительных: одно и то же слово с одинаковым значением может иметь разное написание, ведь существуют слова «Наталия» и «Наталья», «Мария» и «Ма́рья»… Из-за разности в написании слов у некоторых и возникают ошибки правописания.

Теперь же, когда мы видим на конце слов женского рода единственного числа две гласные -ия, мы уже знаем, что делать: в родительном, дательном и предложном падежах на конце пишем -ИИ.

Посмотрим внимательно на слова «Наталья» и «Марья»: после мягкого знака в этих словах на конце только одна гласная! И, рассмотрев их склонение во всех падежах, мы видим, что у них у всех окончания существительных 1-го склонения! И склонять их (а значит, и писать окончания) надо так же, как и все остальные существительные 1-го склонения, т. е. по обычному общему правилу:

И. (это) кто? — Наталья, Марья;

Р. (нет) кого? — Натальи, Марьи;

Д. (даю) кому? — Наталье, Марье;

В. (вижу) кого? — Наталью, Марью;

Т. (доволен) кем? — Натальей, Марьей;

П. (думаю) о ком? — о Наталье, о Марье.

НО, как известно, у всякого правила существуют разные «тонкости», «уточнения» или ИСКЛЮЧЕНИЯ: если в слове женского рода на -ия ударение падает на последний слог, то в предложном падеже будет окончание :

П. о ком? — о Зульфие́ (женское имя Зульфия).

Таким же исключением из правил является имя собственное «Ли́я»:

П. о ком? — о Ли́е.

Заметим также, что у существительных женского рода случаются и другие окончания с двумя гласными на конце. Например: Зея, Нея (названия рек), но это не наш случай, тут на конце другие две гласные! Эти существительные склоняются по общему правилу.

Мы рассматривали существительные 1-го склонения женского рода, но интересно, что с -ия на конце встречается и существительное мужского рода «судия», которое в словарях даётся с пометой «Устар.» и «Выс.» и часто используется в Библии. Интересно, что в родительном, дательном и предложном падежах так же, как и в словах женского рода, на конце этого слова пишется -ИИ:

Р. (нет) кого? — судии;

Д. (даю) кому — судии;

П. (думаю) о ком? — о судии.

Теперь рассмотрим существительные 2-го склонения единственного числа на ие (ср. род) и -ий (м. род).

В этом случае «трудным» для написания падежом оказывается только предложный, именно в нём эти существительные оканчиваются на -ИИ.

Возьмём для примера слова «вдохновение» (ср. род), «гений» и «Василий» (м. род):

Р. (нет) кого? чего? — вдохновения, гения, Василия;

Д. (даю) кому? чему? — вдохновению, гению, Василию;

П. (думаю) о ком? о чём? — о вдохновенИИ, о генИИ, о ВасилИИ.

Один-единственный падеж легко запомнить, правда? Это окончание пишется как в нарицательных, так и в собственных именах существительных.

Позволю себе напомнить читателю, что предложный падеж не всегда употребляется с предлогом «о», ему «нравятся» и другие предлоги, он вообще без предлога не употребляется.

Например, предлоги в, на, при (в чём? в зданИИ, при ком? при ВасилИИ).

Поэтому, чтобы поставить правильно вопрос падежа, надо ещё и обладать умением подобрать нужный предлог!


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-okonchanij-imyon-sushestvitelnyh-na-iya-ie-ij-3klass-4275680.html

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A5%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B0_%D0%97%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B8_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%8F/2