3 класс правописание слов с безударными гласными в корне исторические чередования в корне

Технологическая карта урока по теме » ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Русский язык 3 класс учитель начальных классов: Артамонова Н. А.

Тема урока:
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение; чередование гласных; происхождение слов, старославянский язык

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Исторические чередования в корне слова»

о рганизационная структура (сценарий) урока

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце:

«Все ребята – молодцы!»

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Будь внимателен на уроке

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

III . 2. Работа в паре (на карточке).

Проверка – один ученик из пары (с проверочным словом).

П – осуществляют само-
проверку, устанавливают правильность выполнения задания

Фрон-
тальный
(устный ответ), вы-борочный
(письменный ответ)

IV. Актуализация знаний

Индивидуальная (письменная работа), фронтальная
(ответы
на вопросы)

– Распределите слова по трем столбикам (непроверяемые гласные, с одной проверяемой, с двумя проверяемыми гласными).

Материал к заданию :
веселый, горох, колосок, далекий, небеса, шоссе, знамена, сторона

Производят морфемный и орфографический разбор слов,
классифицируют
объекты по указан-ным признакам

Пр. – отрабатывают умение производить морфемный и орфографический
разбор слова.

П – применяют полученные знания в решении
практических учебных
задач.

Р – принимают учебную
задачу

Индивидуальный
(письмо, аргументированный устный
ответ)

V. Постановка учебной задачи.

Работа с мате-
риалом для наблюдения

Сообщение
учителя, беседа, чтение

– Прочтите слова (молодой,
младенец, молодежь, младший)
и ответьте, являются ли эти слова однокоренными? Выделите корни в этих словах.

– С какой проблемой вы столкнулись?

– Какие сочетания букв затруднили вашу задачу – найти корень
слова?

– Попробуйте сформулировать учебную задачу: чему должны
научиться?

Анализируют пред-ложенные слова,
доказывают их принадлежность к группе однокоренных, производят морфемный разбор, находят в каждой паре соче-тание оро-ра .

Формулируют учебную задачу

Пр. – закрепляют навыки морфемного и орфографического разбора.

П – применяют имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, определяют недостаточность имеющихся знаний для решения проблемного вопроса.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

Фронтальный (ответы на во-просы)

VI. Усвоение
новых знаний
и способов

Фронтальная, индивидуальная. Словес-

– Загляните на «Страничку
для любознательных», там вы
сможете найти ответ на свои

Читают текст, полу-чают необходимую информацию, отве-

Пр. – расширяют представления об истории русского языка, используют широ-

Беседа
по вопросам, раз-

1. Работа с учебником: «Стра-ничка для любо-знательных»
(с.109)

ный, практи-ческий. Чтение, беседа

вопросы или подтвердить свои предположения.

– Из какого языка к нам пришли
сочетания ра , ла , ле ?

– Каково происхождение слов
с сочетаниями оро , оло ?

– Подберите для слов старославянского происхождения из предложенного стихотворного отрывка слова с сочетаниями оро , оло

чают на вопросы учителя, опираясь на полученную теоретическую справку. Подбирают слова-синонимы древнерусского происхождения

кий словарный запас
для решения познавательных задач.

П – извлекают необходимую информацию из текста теоретического характера, воспроизводят ее в форме ответов на вопросы
учителя

2. Выполнение упр. 205 в учебнике

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, ответы
на вопросы

– Теоретические знания вы получили, теперь попробуйте применить их на практике

4. Определи безударную гласную.

5.Подбери проверочное слово.

Читают пары слов, указывают чередующиеся сочетания букв, объясняют значения слов; указывают слова, вышедшие
из употребления,применяют алгоритм.

Пр. – расширяют представления об истории русского языка, работают над развитием речи, совершенствуют умение производить
лексический разбор слова

Фронтальный. Беседа по вопросам, раз-
вернутые ответы

Руки подняли и покачали –

это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

ветер сбивает росу.

В сторону руки, тихонько
помашем – это к нам гуси летят.

Как они сядут, тоже покажем –

руки сложили назад.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

П – применяют полученные знания в нестандартной ситуации.

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений
в соответ-ствии
с текстом

ере и подберите
для него пару с сочетанием ре

Отвечают на вопрос учителя: называют слово «деревья», подбирают для него пару (древо, древесный)

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

Тест 3 –х уровней проверки.

Организует работу с тестами,выбор сложности.Приложение 1.

Слушают задание
учителя, письменно самостоятельно выполняют упражнение

Пр. – владеют орфографической зоркостью.

П – используют полученные умения при выполнении практического задания, применяют полученные знания на практике

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог)

– Какая задача стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?(солнышко)

– Кто справился с задачей? ( Звездочка)

– Кто испытывал затруднения? (тучка)
Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Тест по теме : «Правописание слов с безударными гласными в корне». 3 уровень

1. Написание каких безударных гласных требует проверки?

2. Если в корне проверочного слова буква ё , то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?

3. Продолжи правило.

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …

гласная стояла в конце слова.

гласная стала ударной.

гласная стояла перед согласным.

4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.

1) Под ударением слышится гласный …

2) Ставлю безударный гласный под ударение.

3) Пишу ту же гласную в безударном слоге.

4) Слышу в корне слова безударный гласный …

5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).

1) тяжёлый 4) берег 7) берёза

2) лисица 5) колючий 8) урожай

3) ворона 6) дорога 9) обезьяна.

6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.

1) Ночной – а) ночник б) ночка в) ночлег г) ночевать.

2) Трава – а) травка б) травинка в) травяной г) травянистый.

3) Садовник – а) посадил б) садик в) садовод г) садовый.

4) Река — а) речка б) речной в) речушка г) речник.

7. В какой строке все слова пишутся с буквой а ?

1) расск . зать, ут . мительный, просл . влять.

2) вст . вать, ц . рица, др . жание.

3) сч . стливый, сл . беют, ш . гает.

8. Выбери слова с буквой о .

1) г . родок 4) м . рской 7) м . лыш

2) кр . льчатник 5) в . лнистый 8) к . вёр

3) д . лёкий 6) в . ренье 9) п . л . сатый.

9. Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.

Быстро стемнело, и вот уже появилась первая звезда.

10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне ?

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый.

С ножкой толстой и прямой. ( ____________________ )

а) 7 б) 6 в) 5 г) 3 д) 4

Тест по теме : «Правописание слов с безударными гласными в корне». 3

1. Написание каких безударных гласных требует проверки?

2. Если в корне проверочного слова буква ё , то какую гласную букву нужно написать в корне проверяемого слова?

3. Продолжи правило.

Чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы …

1) гласная стояла перед согласным.

гласная стала ударной.

3) гласная стояла в конце слова.

4. Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных гласных в корне.

1) Ставлю безударный гласный под ударение.

2) Пишу ту же гласную в безударном слоге.

3) Под ударением слышится гласный …

4) Слышу в корне слова безударный гласный …

5. Укажи слова с непроверяемыми безударными гласными в корне (словарные слова).

1) стена 4) мороз 7) осина

2) машина 5) скрипучий 8) горох

3) сорока 6) народ 9) собака.

6. Укажи проверочные слова к словам с безударными гласными.

1) Ледяной – а) ледник б) ледок в) лёд г) обледенелый.

2) Грибы – а) грибок б) грибница в) грибник г) гриб.

3) Скворец – а) скворцы б) скворушка в) скворчата г) скворечник.

4) Лесной — а) лесок б) лесник в) лес г) лесничий.

7. В какой строке все слова пишутся с буквой е ?

1) в . сенний , св . стит, бл . дней.

2) в . черний, зв . здопад, осв . щение.

3) т . мнота, т . шина, т . нистый.

8. Укажи слова с буквой и .

1) ш . рстяной 4) п . чёный 7) п . сатель

2) ж . лток 5) ч . стота 8) изв . щение

3) щ . пать 6) пл . сать 9) б . жать.

9. Подчеркни все безударные гласные, написание которых ты можешь проверить.

Как красивы узоры на оконном стекле!

10.Отгадай загадку. Сколько слов с безударными проверяемыми гласными в корне ?

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. ( ____________________ )

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ»

Педагогическая цель: способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческими чередованиями звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне.

Просмотр содержимого документа
«Безударная гласная в корне слова. Исторические чередования в корне.»

МКОУ ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА «ПОЙМЕННАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ

По теме «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ».

Учитель начальных классов

Федорчук Полина Георгиевна

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ В КОРНЕ

Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческими чередованиями звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне

Решение учебной задачи

Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; находят в предложении
незнакомое слово, определяют его значение; находят корень в однокоренных словах с чередованием

Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности
в учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь; лексическое значение; чередование гласных; происхождение слов, старославянский язык

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Мультимедийная презентация

о рганизационная структура (сценарий) урока

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать опознавательный признак орфограммы, определять орфограмму «Правописание безударных гласных в корне», отличать данную орфограмму от других, находить способ проверки орфограммы.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Корень слова, безударный гласный, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим, кто нарисован на портрете. Прочитаем высказывание. О чём оно рассказывает?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765г.г.)

Из Российской грамматики М.В. Ломоносова (1757 г.).

«…в правописании наблюдать надлежит, чтобы оно…не удалялось много от чистого выговора, и чтобы не закрылись совсем следы происхождения и сложения речений».

Что это значит? Сравним.

Слева написаны слова по выговору, справа – «следы происхождения слов» не закрыты.

Ломоносов был сторонником такого письма, которое не наносило бы вреда морфемике. В разных словах одна и та же морфема пишется одинаково – вот следы «происхождения» слов и видны.

  • как правильно писать слова с безударной гласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание безударных гласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Чтобы правильно написать слово, нужно проверить, какую букву мы должны будем писать в том или другом случае.

Во всех этих словах выделенная буква находится в корне слова, является безударной гласной , требует проверки.

Для этого изменим слово так, чтобы на этот гласный падало ударение:

Дворы – двор; стрела – стрелы; вода – воды; трава – травы; холмы – холм; жара – жарко; свеча – свечи, чижи – чиж.

Один и тот же гласный звук в безударном слоге может быть обозначен разными буквами, поэтому его написание нужно проверять.

Для того, чтобы узнать, какая буква пишется в безударном слоге, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёˊр, стрела’, письмоˊ.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: коˊврик, стреˊлка, пиˊсьма.

Чтобы подобрать проверочное слово надо:

  • или изменить форму слова (моряˊ – моˊре, у моˊря);
  • или подобрать однокоренное слово (траваˊ – траˊвка, мячиˊ – мяˊчики).

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах пишутся одинаково.

Слова моря и море, берёза и берёзы – это формы одного и того же слова.

Слова моря и моряк, берёза и берёзка – это однокоренные слова.

В русском языке есть слова, которые имеют варианты написания: злато – золото, град – город, брег – берег. Почему так получилось?

Сочетания –ла-, -ле-, -ра-, -ре- присущи словам, пришедшим к нам из старославянского языка: младой, млеко, здравие, древо. А сочетания –оло-, -оро-, ере- присущи исконно русским словам: молоко, здоровье, дерево.

Большинство слов старославянского происхождения не употребляются в современном русском языке. Но некоторые из них придают речи книжный оттенок. А в поэтической речи XIX века старославянские формы придавали стихам торжественность и служили приметами высокого стиля.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво….

А.С. Пушкин. Медный всадник.

  1. Текст вопроса. Выберите строку, в которой во всех словах в корне пишется буква Я.

Ст. пной, п. тно, пр. мой.

Пл. сать, г. ристый, л. сной.

М. сной, загл. нул, р. бой.

П. тёрка, пов. зал, гр. за.

2. Текст вопроса

Распределите слова на две группы.

Деловой, салат, синева, хранить, лимон, ковёр, паруса, мешок, компот.


источники:

http://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-v-3-klassie-pravo.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4390/conspect/