Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятельной работы на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_i_pristavok.docx | 754.88 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_pravopisanie_suffiksov_i_pristavok.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект урока русского языка в 3 классе:
«Правописание приставок и суффиксов».
учитель начальных классов
Предмет: Русский язык.
Тема:» Правописание приставок и суффиксов.»
» Правописание приставок и суффиксов.»
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах
— Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.
— Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.
— Познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
— Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме; включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Предметные . Учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; оценивать результаты выполненного задания; использовать изученные орфографические правила при письме.
Проверять себя и оценивать собственные достижения.
Участвовать в построении обобщений.
Речь устная и письменная; текс, предложения, слово; знаки препинания; буквы безударных и ударных гласных, значение слов, буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков, «орфограмма»; состав слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова.
Русский язык, литературное чтение.
— Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс.
— карточки с заданиями по вариантам для индивидуальной работы «Однокоренные слова»;
— самостоятельная работа на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова»
— карточки с заданиями для взаимопроверки «Приставка или предлог ?»;
— карточки с разноуровневыми заданиями «Суффиксы»;
— карточки с заданиями «Восстанови текст»;
— презентация «Город Словоград».
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая.
АРМ учителя, интерактивная доска, карточки для работы, ноутбуки.
Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» 3класс
Тип урока: открытие нового знания
Тема урока : «Правописание приставок и суффиксов»
Цель: формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек,- ик.
Предметные: уметь выделять приставки и суффиксы в словах.
Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.
Личностные: привитие интереса к предмету.
Методы : практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.
Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник : Русский язык: 3 класс.
Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);
Выявление места и причины затруднения (1 мин);
Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);
Реализация построенного проекта (5мин);
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);
Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);
Включение в систему знаний и повторений (10мин);
Рефлексия ( 2 мин)
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
— Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II . Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии
Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.
— Посмотрите на ряд слов: норка дочка книжка.
— Выделите корень в этих словах. Выделите окончание.
— Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)
-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с
таким же суффиксом.(берёзка, осинка).
— Что такое суффикс?
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (умен.-ласкат.)
— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
III. Выявление места и причины затруднения
Откройте учебник на странице 124.
— Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Правописание суффиксов и приставок.
— Какую цель поставим перед собой на урок?
Находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.
IV . Построение проекта выхода из затруднения
Выполним упражнение 239.
Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.
— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, проверить по словарю)
Пишите приставки по памяти. Проверяйте гласные, подбирая слово с ударной приставкой (досуха). Пишите перед глухими согласными с, перед звонкими – з.
— Сейчас мы с вами будем записывать слова, разбирать их по составу и подчеркивать безударную гласную.
Побег, переход, проезд,
— В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
-Что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударную приставку? (Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).
Запишите слова: мамочка, кошечка, березонька.
— В какой части слова находятся безударные гласные? (в суффиксе).
— Что же надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс?
— Когда мы применяем правило о Безударной гласной?
Прежде, чем применить правило о безударной гласной, нужно узнать в какой части слова стоит безударная гласная.
— Что мы будем делать, если безударная гласная будет находиться в корне слова? (надо подобрать проверочное слово).
— А если безударная гласная находится в приставке или суффиксе, что нам надо делать? (вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс).
V . Реализация построенного проекта
— Выполните упр. 240.
Слова с приставками: расколить, посади.
Слова с суффиксами: зёрнышко, солнышко.
В слове подсолнечник присутствует и приставка и суффикс.
— У меня для вас есть слова. Прочитайте их.
Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, ореш_к
— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
— Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, вазочка, ключик, орешек.
— Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).
— Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется -ек, а в каком -ик.
Маршируют, высоко поднимая ноги.
Всем щеки нарумянит
Трут щеки ладонями
Всех за нос ущипнет.
Щиплют себя за нос
А ночью он, пока я спал
Маршируют на цыпочках
Пришел с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Рисуют воображаемой кистью листья.
VI . Обобщения затруднений во внешней речи
Вы отдохнули и можете продолжить свою работу.
Выполните упр. № 242. Прочитайте группы слов.
— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)
— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)
— Определите число первой пары слов. Орешек – орешки. Аналогично с другими словами.
— В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает? (в суффиксе – ек гласный звук выпадает).
— Кто может сформулировать правило?
Прочитайте правило правописания суффиксов – ик, -ек.
— Запишите слова так: сначала слова с суффиксом – ек, а затем с суффиксом – ик.
Прочитайте правило еще раз. Перескажите правило.
Выполните упр. № 243. Запишите слова в два столбика.
— Какое значение придают эти суффиксы? (уменьш.- ласкат.)
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— Вставьте подходящие по смыслу приставки, выделите их.
. летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
— Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замеч..к , ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
VIII . Включение в систему знаний и повторений
Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
— Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
— Когда в слове пишется суффикс – ек, когда – ик.
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Правописание частей слова.
Тема. Правописание суффиксов и приставок
учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.
научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;
научиться намечать способы проверки орфограмм.
Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.
В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.
Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.
Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.
- какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
- определять опознавательные признаки орфограммы;
- находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.
Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:
- безударный гласный;
- парный звонкий и глухой согласный;
- скопление (стечение) согласных;
- шипящий звук (ж, ш, ч, щ).
После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.
Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.
Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.
Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.
Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.
На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.
В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.
В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.
ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.
И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.
После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.
Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.
Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.
Укажите суффикс, который указывает на детёнышей
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-klass-1581708.html
http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/