3 класс приставка суффикс конспект

Конспект урока русского языка в 3 классе: «Правописание приставок и суффиксов».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятельной работы на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова» https://uchi.ru/b2t/teacher/check/3111781

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_i_pristavok.docx754.88 КБ
prezentatsiya_k_uroku_po_teme_pravopisanie_suffiksov_i_pristavok.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Голицынская средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект урока русского языка в 3 классе:

«Правописание приставок и суффиксов».

учитель начальных классов

Предмет: Русский язык.

Тема:» Правописание приставок и суффиксов.»

» Правописание приставок и суффиксов.»

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах

— Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной действительности; зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка; осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка.

— Регулятивные УУД: ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

— Коммуникативные УУД: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга; делиться своими «открытиями» дома, рассказывать о своих достижениях.

— Познавательные УУД: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

— Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме; включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Предметные . Учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; оценивать результаты выполненного задания; использовать изученные орфографические правила при письме.

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

Участвовать в построении обобщений.

Речь устная и письменная; текс, предложения, слово; знаки препинания; буквы безударных и ударных гласных, значение слов, буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков, «орфограмма»; состав слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова.

Русский язык, литературное чтение.

— Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс.

— карточки с заданиями по вариантам для индивидуальной работы «Однокоренные слова»;

— самостоятельная работа на учебной платформе Учи.ру «Формы слова и однокоренные слова»

— карточки с заданиями для взаимопроверки «Приставка или предлог ?»;

— карточки с разноуровневыми заданиями «Суффиксы»;

— карточки с заданиями «Восстанови текст»;

— презентация «Город Словоград».

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, групповая.

АРМ учителя, интерактивная доска, карточки для работы, ноутбуки.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» 3класс

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока : «Правописание приставок и суффиксов»

Цель: формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек,- ик.

Предметные: уметь выделять приставки и суффиксы в словах.

Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.

Личностные: привитие интереса к предмету.

Методы : практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник : Русский язык: 3 класс.

Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);

Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);

Выявление места и причины затруднения (1 мин);

Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);

Реализация построенного проекта (5мин);

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);

Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);

Включение в систему знаний и повторений (10мин);

Рефлексия ( 2 мин)

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

II . Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.

— Посмотрите на ряд слов: норка дочка книжка.

— Выделите корень в этих словах. Выделите окончание.

— Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

таким же суффиксом.(берёзка, осинка).

— Что такое суффикс?

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (умен.-ласкат.)

— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

III. Выявление места и причины затруднения

Откройте учебник на странице 124.

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

— Какую цель поставим перед собой на урок?

Находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Выполним упражнение 239.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.

— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, проверить по словарю)

Пишите приставки по памяти. Проверяйте гласные, подбирая слово с ударной приставкой (досуха). Пишите перед глухими согласными с, перед звонкими – з.

— Сейчас мы с вами будем записывать слова, разбирать их по составу и подчеркивать безударную гласную.

Побег, переход, проезд,

— В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)

-Что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударную приставку? (Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).

Запишите слова: мамочка, кошечка, березонька.

— В какой части слова находятся безударные гласные? (в суффиксе).

— Что же надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс?

— Когда мы применяем правило о Безударной гласной?

Прежде, чем применить правило о безударной гласной, нужно узнать в какой части слова стоит безударная гласная.

— Что мы будем делать, если безударная гласная будет находиться в корне слова? (надо подобрать проверочное слово).

— А если безударная гласная находится в приставке или суффиксе, что нам надо делать? (вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс).

V . Реализация построенного проекта

— Выполните упр. 240.

Слова с приставками: расколить, посади.

Слова с суффиксами: зёрнышко, солнышко.

В слове подсолнечник присутствует и приставка и суффикс.

— У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, ореш_к

— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

— Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Смелость, беленький, вазочка, ключик, орешек.

— Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).

— Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется -ек, а в каком -ик.

Маршируют, высоко поднимая ноги.

Всем щеки нарумянит

Трут щеки ладонями

Всех за нос ущипнет.

Щиплют себя за нос

А ночью он, пока я спал

Маршируют на цыпочках

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Рисуют воображаемой кистью листья.

VI . Обобщения затруднений во внешней речи

Вы отдохнули и можете продолжить свою работу.

Выполните упр. № 242. Прочитайте группы слов.

— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)

— Определите число первой пары слов. Орешек – орешки. Аналогично с другими словами.

— В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает? (в суффиксе – ек гласный звук выпадает).

— Кто может сформулировать правило?

Прочитайте правило правописания суффиксов – ик, -ек.

— Запишите слова так: сначала слова с суффиксом – ек, а затем с суффиксом – ик.

Прочитайте правило еще раз. Перескажите правило.

Выполните упр. № 243. Запишите слова в два столбика.

— Какое значение придают эти суффиксы? (уменьш.- ласкат.)

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Вставьте подходящие по смыслу приставки, выделите их.

. летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

— Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замеч..к , ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

VIII . Включение в систему знаний и повторений

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

— Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

— Когда в слове пишется суффикс – ек, когда – ик.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание суффиксов и приставок

учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.

научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;

научиться намечать способы проверки орфограмм.

Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.

В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.

Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.

Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.

  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:

  • безударный гласный;
  • парный звонкий и глухой согласный;
  • скопление (стечение) согласных;
  • шипящий звук (ж, ш, ч, щ).

После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.

Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.

Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.

Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.

Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.

На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.

В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.

В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.

ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.

И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.

После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.

Укажите суффикс, который указывает на детёнышей


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-klass-1581708.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/