3 класс русский язык правописание слов с разделительным

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

3.Пополнять словарный запас учащихся.

4.Развивать монологическую речь.

5.Развивать мелкую моторику.

6.Совершенствовать зрительное восприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_r.yaz_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий разделительный знак (ь).

Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Цель урока: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.

2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.

3.Пополнять словарный запас учащихся.

4.Развивать монологическую речь.

5.Развивать мелкую моторику.

6.Совершенствовать зрительное восприятие.

1.Формировать общеучебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение наблюдать, сравнивать, обобщать;
в) умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

Оборудование: компьютер, письменная тетрадь, ручка, карандаш, карточки – настроения, сюжетные картинки.

I) Организационный этап.

Прозвенел уже звонок,
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

III) Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2) Минутка чистописания

Найдите одинаковый звук в словах: ДВЕРЬ, ДРОЗД, ПОДУШКА, ПОМИДОР

Что вы можете сказать об этом звуке?

— Какая буква обозначает этот звук на письме?

— Спишите с доски, продолжив закономерность да Д дб Д дв Д

— Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Подчеркни букву Д.

Сделал дело – гуляй смело.

Прочитайте еще раз пословицу. Она будет девизом нашего урока.

2) Словарная работа

– Вспомним правила написания словарного диктанта. Воспользуйся памяткой.
– Где созревает урожай? (На огороде)
– Будем собирать урожай. Куда складываем? (В корзину)

— Теперь я тебе прочитаю слова, а ты запиши их в тетрадь. Подчеркни безударную гласную в слове.

Огород, корзина, картофель, морковь, огурец, овощи, петрушка, горох.

Обменяйтесь тетрадями проверьте, написание по словарю. (работа в парах)

3) Составление предложения

Составить предложение со словами огород , овощи .

Пропиши в тетради, один ученик у доски.

Запишите в тетради. На огороде выросли спелые овощи.

Дайте характеристику предложению.

II) Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной̆ деятельности учащихся.

1) Сообщение цели

Слова собрала я здесь не зря:
Дере вья , лис тья и ска мья ,
Коло сья , бра тья и се мья –
Чем слова похожи эти отвечайте быстро дети.

(Слова с разделительным мягким знаком)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?

– Сегодня мы будем работать над правописанием слов с разделительным ь .

— Какие цели мы поставим?

– усвоить как можно больше слов, научиться писать эти слова правильно, не пропуская ь .

IV) Первичное усвоение новых знаний.

1) на основе прочитанных и записанных слов сформулируем правило о написании разделительного ь .

– Какие буквы пишутся перед разделительным мягким знаком? (согласные )

– Какие буквы пишутся после разделительного мягкого знака? (гласные)

– Назови эти гласные буквы. (Е,Ё,Ю,Я,И)

– Именно только эти гласные стали дружить с разделительным Ь)

– А теперь попробуй сформулировать правило

Вывод: Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный мягкий знак – орфограмма.

Давайте проверим, правы ли мы с помощью учебника стр. 68. Прочитайте правило.

  • Найдите на с. 68, упр. 125. Прочитайте стихотворение А. Усачева.

– Определите главную мысль стихотворения.

– Назовите слова, в которых есть буква, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов?

– Выполните письменное задание.

– Что означает цифра 1 справа от слова
«друзья»?

Выполните разбор. При необходимости можете обращаться к памятке на с. 143.

После выполнения задания проводится само-
проверка.

Дру-зья́ [друз’й’а] – 2 сл.

д [д] – согл., звон. парн., тв. парн.;

р [р] – согл., звон. непарн., тв. парн.;

у [у] – гласн., безуд.;

з [з’] – согл., звон. парн., мягк. парн.;

я

[й’] – согл., звон. непарн., мягк. непарн.;

V) Первичная проверка понимания

Проверим, как вы усвоили правило написания разделительного ь. У вас на столах лежат карточки с заданием и со словами.

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье. ( ОЦЕНИТЕ СЕБЯ)

– Зачитай. (оценка учащихся)

– Какую роль выполняет в этих словах разделительный Ь? ( разделяет согласный звук от гласного )

Вывод: Повторим правило

Разделительный мягкий знак ПИШЕТСЯ после согласных и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

— Как вы, считаете какую функцию выполняет ь знак во втором случае? (обозначает мягкость предшествующего согласного

VI) Первичное закрепление.

– Работа по учебнику стр. 69 упр.126. Прочитайте задание.

— Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним новым словарным словом.

КОМПЬЮТЕР. Что оно обозначает?

Компьютер – пришло к нам из английского языка и означает оно вычисляю, считаю.

Запишите слово в свои словари, выделите орфограмму.

— Давайте вспомним, что же такое орфограмма. Прочитайте на стр. 69.

Один ученик называет орфограмму, другой объясняет правописание, затем все вместе записываем, выделяем орфограмму.

ЛИСТВА, СЕНТЯБРЬ, ДОЖДЬ, ОКТЯБРЬ, СНЕГ, ХОЛОДА, ВЕТЕРОК, ТРАВА, ЖЕЛТЫЙ, ЦВЕТЫ, ВЬЮГА.

Я читаю предложение, а вы заменяете его одним словом.

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)
2) Чувство огромной радости. (счастье)
3) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)
4) Одежда, для девочки. (платье)
5) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

– На какую орфограмму встретились слова? (разделительный мягкий знак)

— У меня для вас тест, на закрепление, поработать с ним, вам нужно будет в группах.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

4. Укажи слово с правильным переносом:

— В начале нашей с вами работы, мы определили цели урока.

-Мы с ними справились?

— Давайте еще раз прочитаем правило в учебнике!

-Оцените работу класса за урок

— А чью работу и на сколько мы можем оценить ?

-Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

На дом с. 69 №127 , разделить для переноса, правило.

Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Только вот на последок хочу задать вопрос, посмотрите друг на друга, в чьих именах есть разделительный мягкий знак? ( Илья, Татьяна), значит, в каких еще словах встречается разделительный мягкий знак? Не забудем его писать в именах собственных?

СПАСИБО ЗА УРОК!

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

1 вариант выписывает слова с разделительным Ь ,

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

2 вариант слова в которых мягкий знак не является раздельным.

Платье , морковь, стулья, фонарь, пальто, бельё, альбом, перья , ружьё, кровать, колье

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

познакомиться с орфограммой «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком».

узнать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком;

научиться находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Приставка — часть слова, морфема, стоящая перед корнем.

Корень — морфема, несущая лексическое значение слова.

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу.

Разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • Орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним написание слов.

Обратим внимание, что на рисунках изображён подъём человека вверх по лестнице и листья. Сравним написание этих двух слов.

В слове подъём после приставки пишется разделительный твёрдый знак, в слове листья – в корне пишется разделительный мягкий знак.

На этом уроке мы

  • орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Прочитаем слова. Определим место разделительного твёрдого знака в слове.

Как видно, во всех словах пишется разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Прочитаем слова. Определим место разделительного мягкого знака в слове.

Как видно, во всех словах разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Сравним. Данные сравнения представим в таблице:

Место (часть слова)

После каких букв

После букв, обозначающих согласный звук.

После букв, обозначающих согласный звук.

Перед какими буквами

Перед гласными е, ё, ю, я

Перед гласными е, ё, ю, я, и

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й’] и последующий гласный звук. Бель[й’о] – бельё; подъ[й’о]м – подъём.

Таким образом, опознавательным признаком орфограммы «Правописание разделительного твёрдого знака в слове» и «Разделительного мягкого знака в слове» будет являться звук [й’] после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я.

Данные представим в таблице «Опознавательные признаки орфограмм».

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 53»

пгт. Изъяю г. Печора

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Носова О.С.

Урок русского языка в 3 классе. «Школа России», учебник русского

языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Цели : Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с разделительным твердым знаком

Планируемые результаты (предметные):

Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком

Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для
выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

1. М ультимедийный проектор;

3. П роекционный экран;

4. К арточки для работы в группах

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

— Долгожданный дан звонок, начинается урок.

— Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.

В классе сразу стало уютней от улыбок.

— Откройте тетради, напишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

1) — Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво.

2) — Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке:

Домики для пчёл

( вьюга, ульи, семья)

— Устно разделите их для переноса.

— Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?

Выполняют письмо по образцу

Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов

Семья, вьюга, ульи

IV. Актуализация знаний

В . юга, с . ел, п . ёт,

— Разделите их на две группы.

— По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь)

— В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь?

Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы:

1) вьюга, пьёт, вьюн

2) съел, подъезд, съёмка

Анализируют данный материал
и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня) и разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я )

V. Постановка учебной задачи

— Откройте учебник на с.138

– Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.)

– Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.)

– С каким правилом нам необходимо сегодня познакомиться?
(С правилом переноса слов с разделительным твердым знаком.)

— Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике)

— Попробуйте сформулировать задачи нашего урока:

1) различать слова с Ъ и Ь;

2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ;

3) научиться переносить слова с Ъ

Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Работа с учеб-
ником (упр. 273, правило
на с. 138)

Знакомство с правилом

Работа в группах

– Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя перенести
на другую строку. (Льет, фильм, съесть, въезд.)

— Почему их нельзя перенести?

– Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком.

— Какому правилу нужно следовать?

– Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов.

– Спишите слова из второй группы со знаком переноса.

— Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ–ёмный, пе-ченье, объ-езд)

— Проверим результаты самостоятельной и групповой работы

Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах «подъемный»,
«печенье», «объезд»

Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 274)

2. Работа в группах

— Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса.

— У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист.

— Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем)

Слушают задание
учителя, задают уточняющие вопросы.

Самостоятельно выполняют упражнение в тетради

Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке

— А теперь проверим, как вы усвоили новое правило

(Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « — »).

1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.

2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и .

3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.

4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.

(Проверка работ. Знаки «+» в вопросах 1, 2, 4, 5).

— Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:

сегодня на уроке

Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4393/conspect/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-tema-pravopisanie-slov-s-razdelitelnim-tvyordim-znakom-392022.html