3 класс русский язык правописание слов с разделительным твердым знаком

Урок русского языка по теме «Правописание слов с разделительным твердым знаком»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Тип урока: ОНЗ

Цель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, классификация, сравнение

Демонстрационный материал: слайды компьютерной презентации, карточки для работы в парах

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_po_teme_pravopisanie_slov_s_razdelitelnym_znakom.docx24.89 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_pravopisanie_slov_s_razdelitelnym_znakom.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

«Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»

Программа А.А.Плешакова «Школа России»

Учебник «Русский язык для 3 класса» Канакина В.П.

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Цель: Формировать способность к написанию Ъ в словах. Развивать орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к русскому языку. Развивать интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования : анализ , классификация, сравнение

Демонстрационный материал: слайды компьютерной презентации, карточки для работы в парах

I Организационный момент.

— Ребята, сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Я пришла к вам с хорошим настроением, мне хочется объяснить вам новую тему, она очень важна для грамотного письма русских людей. Какое у вас настроение? Вы готовы меня слушать? Наш класс очень дружный, вы умеете работать вместе. Соберите всю силу ума, внимания, ваши знания и у нас всё получится.

-Закройте глаза. Сожмите ладошки в кулачок, разожмите, ещё раз сожмите, разожмите. А теперь сгибайте по очереди пальчики на правой руке, на лево. Разгибайте по одному- на правой, левой. Потрите ладошки, создайте тепло, ведь у нас сейчас какое время года? А теперь возьмитесь за ручки с сидящим за партой соседом, передайте ему тепло своих рук.

Какой у нас месяц? Число? Откройте тетради, подпишите число.

-Погода за окном явно не зимняя, а так хочется больше снега, ходить на лыжах, лепить снеговиков. Давайте глазками вылепим снеговика.

III Минутка чистописания.

— Для минутки чистописания Снеговик оставил снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.

— Что вы о них можете рассказать? ( гласные, хитрые, потому что когда стоят в начале слова, после гласной и после ъ и ь обозначают 2 звука, а после согласного -1 звук, строчные)

— Мы не случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.

— А теперь красиво запишем их парами.

IV Актуализация знаний

— На прошлом уроке мы разбирали с вами слова по составу, образовывали новые слова. Назовите основные части слова. С помощью чего можно образовать новое слово?( приставки и суффикса)

— На какие группы мы делили приставки, чтобы их можно было легко запомнить.(неизменяемые с гласной А, с гласной О,в(во)-с(со); изменяемые ;

А ещё есть приставки, оканчивающиеся на согласную и, оканчивающиеся, на гласную

V Мотивация знаний

— Посмотрите на экран. Образуйте с помощью приставок существительные с корнем –езд- . А я запишу ваши слова .

— Как вы думаете, почему я записала, образованные вами слова в два столбика?

— С помощью приставки ПОД — можно образовать слово ПОДЪЕЗД, а с помощью приставки ЗА-: ЗАЕЗД. В какой столбик мне надо записать эти слова?

VI Создание нового знания.

1.-Итак, что мы должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)

2. РАБОТА В ПАРАХ.

— Я предлагаю вам сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)

— Вы, работая в парах, должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание, наблюдательность.

— У вас на столах лежат карточки со словами. Разберите эти слова по составу. И скажите, где же в слове пишется разделительный ъ.

— Ваши выводы?(ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласную)

— Почему его назвали разделительным?( разделяет согласную в приставке от гласной в корне)

— Посмотрите ,перед какими гласными написан ъ?(е,ё,ю,я)

3. Составим схему к нашему открытию.

-Расскажите правило по схеме.

Сравните с правилом, которое вы видите в учебнике на стр.130

-Так куда запишем наши слова?

VIII Деятельность обучающихся по применению нового знания.

1. Давайте ещё поработаем в парах.

Я раздам карточки со словами, а вы найдите лишнее слово.

А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый

Б)Въезжать , выехать, прояснить, появиться

В)Спрыгнул, надрезал, отбил, объявил

Г)Объявление, объедки, подъехал , пояснил

2 .Мин.отдыха по глазным тренажёрам

3. Составление словосочетаний со словами с ъ.

— Выразите одним словом, подбирая слово с ъ. Придумайте с этим словом словосочетание. Запишем с комментированием.

1)Растолковать, сделать понятным._(объяснить- объяснить урок)

2)Неисправность, недостаток(изъян-изъян в фигуре)

4)Сжаться, скорчиться.(съёжиться-съёжиться от холода)

С одним из словосочетаний придумайте предложение. Запишем. Разберём по членам. (Зайчата под кустом съёжились от холода.)

-Какую цель перед собой ставили?

-Когда пишется разделительный ъ.?

— Кто доволен своей работай? У кого, что-то не получилось?

-Оцените свою деятельность на уроке.

(Я всё понял, но у меня есть ещё вопросы.

Я всё понял , могу объяснить по схеме.

Я все понял, могу объяснить по схеме, могу объяснить другим)

1 группа- с.130 упр.265

2 группа- с.131 упр.267

3 группа- составить 3 предложения со словами , содержащими ъ.

— В начале урока я говорила, что всё у вас получится. И делилась с вами своим хорошим настроением. Какое настроение у вас сейчас? Тепло в ручках осталось? Подойдите ко мне, давайте соединим тепло наших рук. Смотрите, какой большой, добрый шар у нас получился, так и хочется поделиться со всеми. Подойдите к гостям и поделитесь с ними, пусть у них сегодня будет тоже прекрасное настроение и тепло ваших рук ,будет согревать их.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

познакомиться с орфограммой «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком».

узнать правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком;

научиться находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Приставка — часть слова, морфема, стоящая перед корнем.

Корень — морфема, несущая лексическое значение слова.

Орфограмма — правильное написание по соответствующему правилу.

Разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • Орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем подписи. Сравним написание слов.

Обратим внимание, что на рисунках изображён подъём человека вверх по лестнице и листья. Сравним написание этих двух слов.

В слове подъём после приставки пишется разделительный твёрдый знак, в слове листья – в корне пишется разделительный мягкий знак.

На этом уроке мы

  • орфограмму «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки орфограмм.

Прочитаем слова. Определим место разделительного твёрдого знака в слове.

Как видно, во всех словах пишется разделительный твёрдый знак после приставки перед гласными е, ё, ю, я.

Прочитаем слова. Определим место разделительного мягкого знака в слове.

Как видно, во всех словах разделительный мягкий знак пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, и, ю, я.

Сравним. Данные сравнения представим в таблице:

Место (часть слова)

После каких букв

После букв, обозначающих согласный звук.

После букв, обозначающих согласный звук.

Перед какими буквами

Перед гласными е, ё, ю, я

Перед гласными е, ё, ю, я, и

Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й’] и последующий гласный звук. Бель[й’о] – бельё; подъ[й’о]м – подъём.

Таким образом, опознавательным признаком орфограммы «Правописание разделительного твёрдого знака в слове» и «Разделительного мягкого знака в слове» будет являться звук [й’] после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я.

Данные представим в таблице «Опознавательные признаки орфограмм».

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 53»

пгт. Изъяю г. Печора

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Носова О.С.

Урок русского языка в 3 классе. «Школа России», учебник русского

языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Тема: Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

Цели : Способствовать развитию умения правильно писать слова с разделительными твердым и мягким знаками, создать условия для знакомства с правилами переноса слов с разделительным твердым знаком

Планируемые результаты (предметные):

Знают и применяют орфограмму «Написание слов с разделительным твердым знаком»; правило переноса слов с разделительным твердым знаком

Личностные результаты: Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для
выполнения учебных заданий.

Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

1. М ультимедийный проектор;

3. П роекционный экран;

4. К арточки для работы в группах

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

— Долгожданный дан звонок, начинается урок.

— Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.

В классе сразу стало уютней от улыбок.

— Откройте тетради, напишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

1) — Пропишите буквы, отметьте те, которые получились особенно красиво.

2) — Замените сочетание слов одним словом, запишите слова в нужном порядке:

Домики для пчёл

( вьюга, ульи, семья)

— Устно разделите их для переноса.

— Какое слово нельзя перенести на другую строчку? Почему?

Выполняют письмо по образцу

Списывают слова в нужном порядке. Комментируют выбор написания слов

Семья, вьюга, ульи

IV. Актуализация знаний

В . юга, с . ел, п . ёт,

— Разделите их на две группы.

— По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь)

— В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ или Ь?

Читают, анализируют слова, предложенные для наблюдения, делят на две группы:

1) вьюга, пьёт, вьюн

2) съел, подъезд, съёмка

Анализируют данный материал
и делают вывод о необходимых условиях для написания разделительного твердого знака (приставка, оканчивающаяся на согласную и буквы е, ё, ю, я в начале корня) и разделительного мягкого знака (в корне перед гласными е, ё, ю, я )

V. Постановка учебной задачи

— Откройте учебник на с.138

– Внимательно прочитайте слова, предложенные в упр. 273 учебника. Подумайте, по какому принципу слова разделены на группы? (Слова с разделительным Ь, слова с разделительным Ъ.)

– Что обозначает чёрточка в каждом слове? (Знак переноса.)

– С каким правилом нам необходимо сегодня познакомиться?
(С правилом переноса слов с разделительным твердым знаком.)

— Нам известно такое правило? А где его можно посмотреть? (в учебнике)

— Попробуйте сформулировать задачи нашего урока:

1) различать слова с Ъ и Ь;

2) познакомиться с правилом переноса слов с Ъ;

3) научиться переносить слова с Ъ

Слушают учителя. Анализируют языковой материал, высказывают предположение о принципах классификации слов на группы. Высказывают предположения о задачах работы на уроке

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

Работа с учеб-
ником (упр. 273, правило
на с. 138)

Знакомство с правилом

Работа в группах

– Прочитайте слова из упр. 273, которые нельзя перенести
на другую строку. (Льет, фильм, съесть, въезд.)

— Почему их нельзя перенести?

– Понаблюдайте над тем, как расставлены знаки переноса в словах с Ъ разделительным знаком.

— Какому правилу нужно следовать?

– Прочитайте правило в учебнике (с. 138) и проверьте правильность ваших собственных выводов.

– Спишите слова из второй группы со знаком переноса.

— Самостоятельно расставьте знаки переноса в словах подъёмный, печенье, объезд (подъ–ёмный, пе-ченье, объ-езд)

— Проверим результаты самостоятельной и групповой работы

Знакомятся с правилом переноса слов с разделительным твердым знаком. Самостоятельно расставляют знаки переноса в словах «подъемный»,
«печенье», «объезд»

Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 274)

2. Работа в группах

— Прочитайте задание к упр. 274. Объясните написание пропущенных букв. Спишите по выбору 2 пословицы. Слова с разделительным Ъ и Ь разделите чёрточкой для переноса.

— У вас на столах лежат конверты с рассыпанными словами. Ваша задача собрать рассыпавшиеся слова, приклеить на лист.

— Проверим какие слова у вас получились (листья, подъезд, объём, муравьи, сошью, подъехал, налью, съем)

Слушают задание
учителя, задают уточняющие вопросы.

Самостоятельно выполняют упражнение в тетради

Слушают задание, выполняют его. У доски распределяют слова по группам: слова с разделительным Ь и слова с разделительным Ъ. Записывают в тетрадь, разделяя чёрточкой для переноса

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке

— А теперь проверим, как вы усвоили новое правило

(Положительный ответ отмечают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « — »).

1) При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.

2) Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и .

3) В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.

4) Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

5) Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.

(Проверка работ. Знаки «+» в вопросах 1, 2, 4, 5).

— Оцените свою деятельность на уроке. Закончите предложения:

сегодня на уроке

Отвечают на вопросы учителя. Учитывают правило (алгоритм) в контроле способа решения, осознают способы преодоления трудностей


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4393/conspect/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-tema-pravopisanie-slov-s-razdelitelnim-tvyordim-znakom-392022.html