3 класс значение суффиксов конспект

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Тема. Значение суффиксов.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами, объяснять смысл суффиксов, различать суффиксы с различным смысловым значением.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Люди каких профессий здесь изображены? Как образовались эти слова?

На этой иллюстрации изображены люди разных профессий. Рассмотрим, как образовались некоторые профессии:

  • архитектура – архитектор,
  • космос – космонавт;
  • двор – дворник;
  • строить – строитель и т.д.

В каждом из этих слов можно найти разную часть слова после корня, разные суффиксы, но все они указывают на принадлежность к определённой профессии.

  • находить суффиксы,
  • различать суффиксы с разным смысловым значением;
  • объяснять, на что указывает тот или иной суффикс.

Вспомним, суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Суффиксы могут много рассказать нам о слове. По суффиксам можно определить часть речи.

Суффиксы –тель- , -ик-, -ник-,-чик-, -арь- могут иметь только существительные (учитель, печник, аптекарь).

Суффиксы – лив-, -ск -, -и-, -чив- могут иметь только прилагательные (дождливый, заманчивый).

Какое смысловое значение могут иметь суффиксы?

Суффиксы –ист-, -арь-, -чик-, -щик-, -ник- указывают на профессию людей, или на занимаемую должность (радист, связист, пекарь, вратарь, каменщик, барабанщик, бетонщик, печник).

Слова с суффиксами –ость- (-есть-, -от-, -изн- ) обозначают свойство, качество (нежность, белизна, голубизна, свежесть).

Слова с суффиксом –ищ- называют место: пожарище, убежище.

Суффикс –ство- указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку: студенчество, учительство.

Слова, имеющие суффикс –ит-, обычно называют драгоценные камни: лазурит, александрит, селенит.

Есть суффиксы ягод – ик-: черника, голубика, земляника.

Суффикс –ин- обозначает мясо: баранина, свинина, говядина.

Суффиксы –ушк-, -ишк-, юшк-, -оньк-, -еньк- называют уменьшительно – ласкательными (Наденька, Витенька, зайчишка, волчишка).

Укажите наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Укажите слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Трусишка, мёд, медовый, лесной, перебежка, тракторист.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Банщик, текстильщик, вратарь, аптекарь, печник.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Указывают на профессию.

Укажите значение данных суффиксов в словах:

Белизна, голубизна, красота, краснота, терпимость.

  1. Обозначают свойство, качество.
  2. Указывают на профессию.
  3. Указывают на совокупность лиц по какому-либо признаку.

Конспект и презентация к уроку русского языка «Значение суффиксов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме «Значение суффиксов» (УМК «Школа России»)

Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

2. Учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока42 КБ
Презентация805.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Значения суффиксов»

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

— Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый сильный, храбрый, дикий.

— Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы — ик-, -ишк-, -ищ — жили за корнем, как и все остальные суффиксы, — ик — был очень ласковый, — ишк — обо всех говорил с насмешкой. — ищ — был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — написал -ик-.

«Домище», — писал — ищ -.

«Старый, дряблый дом».

«Домишко», писал — ишк -.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс — щик — рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс — щик -, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы — ик-, -ишк-, -ищ-, -щик — были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал — ик -.

— Тортишко, усмехнулся -иш к -,

— Тортище, — сказал — ищ -.

— Тортильщик, — сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? ( Суффикс .)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежительно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — отрицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы — ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь — всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы — ость-, -изн-, -от — указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы — арь-, -ист-, -щик — указывают на профессию, — ищ — — суффикс места.

Суффиксы — ик — (голубика, черника, клубника), — ин — (баранина, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.

2. Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

— Вы знаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? ( Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково .)

— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? ( Обозначают слова-названия людей по роду их занятий .)

— Какого суффикса нет словах? (-тель- .)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия детёнышей.

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

— Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? (« Ворона и Лисица ».)

— Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Почему?

— А кто помнит мораль басни? Расскажите.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

— Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

— От данных слов образуйте новые слова с помощью суффикса -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

— Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

— Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова? ( Суффикс .)

2. Игра «Хитрые вопросы»

-Как большой дом превратить в маленький? ( Добавить суффикс -ик- .)

— Можно ли рыбу превратить в человека? ( Можно, добавив суффикс -ак- .)

— Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? ( Суффикс -ист- .)

— Кате значения могут придавать суффиксы словам? Приведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что общего между суффиксом и приставкой?

Жил-был суффикс — ёр -. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда — ёр — надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс — ёр -, дублёр понадобился — а — ёр — уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса — ёр -?

— А как назывался бы мастер — ёр -, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Урок : «Значение суффиксов «Школа России 3 класс

Тема: Значение суффиксов.

Цель: Создать условия для формирования умения находить суффиксы в словах по алгоритму, определять роль суффиксов в словах. Совершенствовать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

Определять значение суффикса .

учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

учить проводить сравнение.

формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,

формировать, положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу;

формирование адекватной самооценки;

Оборудование: учебник по «Русскому языку » для 3 класса; авторы : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, от издательства Просвещение ; карточки, мультимедийный проектор, презентация.

Наш урок я хочу начать словами :

«Кто хочет, тот может. » — Как вы понимаете эти слова?

— Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.

( Эмоциональный настрой) Слайд 1.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья-луча золотистого,

Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить!

-Выберите свое настроение и покажите друг другу (смайлик)

2.Актуализация знаний. (фронтальная работа ) Слайд 2.

Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их.

Толстый , болтливый , сильный , храбрый, дикий .(Взаимопроверка)

3.Самоопределение к деятельности:

Суффиксы много работали в тетради и решили отдохнуть.

В стране грамматики их ждал очень вкусный торт.

Тортик!- закричал –ик-.

Тортишко усмехнулся –ишк-.

Тортище сказал –ищ-.

Тортильщик,- сказали они вместе и засмеялись, потому что это было

4 . Работа по теме урока.

Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

— У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.

(задание на индивидуальных карточках)

Суффикс – это часть слова.

Суффикс это маленькое слово.

Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки? Если все верно ставим +.

Прочитайте слова: лиса, лисица, лисонька, лисичка.

Что общего у этих слов и чем они отличаются?

Какая еще част речи служит для образования новых слов?( Суффикс)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами.

Дом-домик-домишко, брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. (деваха ,старикан, старикашка)

Вывод: Суффиксы, хоть и маленькая часть слова, имеют свое лицо .

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду .

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- — суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

-Что нового узнали?

5.Работа по учебнику.

Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

— Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

6.Анализ смысловых значений суффиксов.

Вы знаете сказку «Сестирица Аленушка и братец Иванушка».Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.

-Запись на доске (учитель записывает):братец, c естирица ,Аленушка ,Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

Запишите еще три слова с суффиксом –ушк-.

Мы пойдем налево —

Мы пойдем направо —

Два раза повернемся-

Попрыгаем на месте-

Шагнем вперед все вместе.

Обратно как пингвины

Покатимся по льдине.

И друга обнимем!

8.Закрепление изученного ( Работа в группах )

Образовать с помощью суффиксов — очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- , — ушк- ласковые слова

Мама, Коля, соловей, звезда, тетя, ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Образовать с помощью суффиксов -тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

Баян, охота, учёба, библиотека, банк, стройка.

Профессия или род занятий

Образовать с помощью суффиксов -онок- , — ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительная функция. ( Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений

Дополнение предложений: Слайд 7.

Сегодня на уроке:

Я узнал…2. Я понял…3. Мне понравилось…4. Было трудно…5. Для меня было открытием, что…6. Могу порадоваться успехам. 7. И у меня вот такое настроение: (смайлик)

Мы должны знать! Слайд 8

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс

Что общего между суффиксом и приставкой?

Что образуют суффиксы?

Почему суффикс — значимая часть слова?

На какие группы по значению делятся суффиксы

11.Домашнее задание: Упр.176 c .94 + дополнительный материал (карточка)

Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: — чик, — ик, — ок, — ышк-, -к-, — инк-.
Берёза — ______________, стакан — ________________, ягода — _______________, трава — ___________,
погода — _____________, ветер — _____________, город — _______________, гнездо — _______________, карандаш — ______________, морковь — _____________, дождь — _____________, зерно — ___________.
_____________________________________________________________________________

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Гильфанова Наталья ДмитриевнаНаписать 7238 24.09.2018

Номер материала: ДБ-108209

    24.09.2018 219
    24.09.2018 142
    24.09.2018 712
    24.09.2018 105
    24.09.2018 821
    24.09.2018 178
    24.09.2018 153
    24.09.2018 236

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/01/konspekt-i-prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazyka

http://infourok.ru/urok-znachenie-suffiksov-shkola-rossii-klass-3253439.html