3 вида орфограмм правописания гласной в корне

Виды орфограмм гласных в корне. Проверяемые гласные в корне

Поставить верную букву в русском слове – порой серьезная задача не только для нерадивого школьника, но и для грамотного взрослого человека. Особенную сложность вызывают разнообразные виды орфограмм гласных в корнях, так как, чтобы подобрать проверочное слово, нужно досконально понимать смысл проверяемого. В русском языке множество слов, которые фонетически звучат очень похоже, но обозначают разные вещи. А порой и вовсе нельзя поставить гласную под ударение, тогда для проверки написания нужно прибегать к помощи памяти или словаря.

Что такое орфограмма?

Слово «орфограмма» произошло от греческих слов orthos (орфос) — правильный и gramma (грамма) — буква. Под этим термином понимается единственное корректное написание слова, продиктованное соответствующим ему орфографическим правилом. Многочисленные виды орфограмм гласных в корнях русских слов занимают особое место в нашем языке потому, что являются постоянным источником ошибок и требуют выработки навыков, которые помогают избегать неверного написания слов.

Корень слова

Щедрый русский язык содержит приблизительно четыре с половиной тысячи корней, которые становятся началом для невообразимого множества родственных слов. Корень слова является самой значимой его частью. Он несет в себе смысловую нагрузку и позволяет образовывать десятки, а то и сотни однокоренных родственных слов с помощью морфем: всевозможных приставок, окончаний, многообразных суффиксов, постфиксов, соединительных гласных. Например, от корня дом образовываются такие слова как: домик, домашний, домовой, одомашнивать, домишко.

Неверно выбранная буква может привести не только к неправильному написанию, но и к изменению его смысла и образованных от него родственных слов. Ведь можно полоскать рот или поласкать собаку, умолять о прощении или умалять заслуги, зализать рану или залезать на дерево. Поэтому так важно правильно определять корень и уверенно ориентироваться во всех видах орфограмм гласных в корнях.

Для определения корня сначала надо правильно понять смысл слова, подобрать к нему родственные и удостовериться, что они близки по смыслу. Затем, сравнив подобранные слова, выделить общую их часть – корень. И только после этого начинать проверку орфограммы. Гласные в корне слова делятся на проверяемые, непроверяемые (исключения) и чередующиеся.

Проверяемые

Алгоритм проверки прост и логичен: нужно подобрать корректное проверочное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы безударная гласная в корне попала под ударение, тогда вопрос, какую букву писать, пропадет. Примеры: развевается гордый стяг — проверочное слово веять; усталый грибник — проверочное слово гриб.

Непроверяемые

Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре. Примеры: интеллигенция, ватрушка, ромштекс, каракатица, привилегия, каравай, стипендия, вентиляция, дизентерия, компоновка, пластилин, бадминтон и другие.

Чередующиеся

В некоторых словах буква меняется в зависимости от ситуации. В данном случае виды орфограмм гласных в корне могут определяться:

  • ударением;
  • значением слова;
  • буквой, которая следует за гласной;
  • суффиксом, стоящим за корнем.

• В корнях зор/зар под ударением пишется та буква, которая слышится: зори — зарево; без ударения — буква а: зарница, заря. Исключение: зоревать.

• В гор/гар без ударения ставится о, под ударением а: гореть — загар.

• В плов/плав без ударения пишется буква а: плавник, поплавок, кроме слов пловчиха, пловец и плывун.

• В твор/твар и клон/клан под ударением в зависимости от произношения выбирается а или о: тварь, поклон; без ударения пишется о: затвор, преклонить.

• В ровн/равн в словах со значением прямой, ровный, гладкий пишется о: разровнять, сровнять; если значение слова — одинаковый, равный, то буква а: сравнение. Исключения: уровень, поровну, ровесник, равнина.

• В мок/мак в словах со значением мокнуть, например, под дождем, пишется о: промокла, промокашка; в словах со смыслом макать пишется а: обмакивать, макать.

Буква за гласной:

• В скоч/скак перед ч пишется буква о: проскочить, выскочу; перед к — буква а: скакун, проскакать. Исключения: скачу, скачок.

• В рос/раст(щ) перед с пишется буква о: поросли, выросли; перед ст и щ — буква а: выращивала, растить. Исключения: отрасль, Ростов, выростковый, Ростислав, рост, росток, ростовщик.

Суффикс за корнем:

• В корнях с а(я)/ин и а(я)/им пишется им и ин, если после корня следует суффикс а: разжать — разжимать, занять — занимать.

• При чередовании е/и в корнях бер/бир, блест/блист, дер/дир, жег/жиг, мер/мир, пер/пир, стел/стил, тер/тир, чет/чит перед суффиксом а пишется буква и, а в остальных случаях е: берет — забирала, блистает — блестящий, задирает — продерется, расстелет — расстилает, поджечь — разжигали; истертый — протирает.

• В лож/лаг и кос/кас всегда пишется о, кроме тех случаев, когда за корнем следует суффикс а: ложиться — располагаться, прикоснулся — касаться.

2.3. Правописание гласных в корне

Правописание гласных в корне включает пять типов правил:

1) правописание безударных гласных;
2) правописание корней с чередованием гласных;
3) употребление э ;
4) правописание гласных после шипящих и ц ;
5) употребление ы/и после приставок.

Правила 4–5 рассмотрены нами в п. 1.5, 1.8, 1.9, 1.12, 1.13. В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.

2.3.1. Правописание безударных гласных в корне

ПравилоПримеры
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением.Гром о здиться – гром о́ здкий, вообр а жать, обр а з – обр а́ зчик, раздр а жать – др а́ знит, ум о лять – м о́ лит, ум а лять – м а́л ый.
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е .Ч ё ркать – ч е ркнуть, п ё стрый – исп е щрить, тв ё рдый – затв е рдеть.
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а–ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о–оро, оло .Б р а зды – б о р о зда, об л а ко – об о л о чка, ох л а ждение – х о л о д, возг л а с – г о л о с, ог р а да – ог о р о дить, г л а ва – г о л о ва, сок р а щать – к о р о ткий.
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).Возр а жать, нав а ждение, а ромат, п а норама, л а б и ринт, л о т е рея, б е тон, к а стрюля, пр и в и легия, эт и кет.

2) Имена существительные к а мпания и к о мпания различаются по значению.

3) Гласные о–а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать ( -ивать ), ср.: раск о лет – раск а лывать, гов о рить – разгов а ривать.

4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:

Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?

2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных

Корни с чередующимися гласными А / О

1. Зависимость от ударения

КорниПравилоПримерыИсключения
Гар-/гор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Клан-/клон-Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Твар-/твор-Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.Утв а рь.
Зар-/зор-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.З о ревать, з о рянка.
Плав-/плов-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны

2. Зависимость от конечных согласных корня

КорниПравилоПримерыИсключения
Раст-
Ращ-/рос-
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой).
Скак-/скоч-Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Лаг-/лож-Перед г пишется а , перед ж пишется о .Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.Пол о г.

3. Зависимость от наличия суффикса -а-

КорниПравилоПримеры
Кас-/кос-Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.

4. Зависимость от значения

КорниПравилоПримерыИсключения
Мак-/мок-Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Равн-/ровн-Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.

Корни с чередующимися гласными И / Е

Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .

.

Выч и т а ть – выч е ты.

Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.

КорниПравилоПримеры
Бир-/бер-Заб и р а ть – заб е ру.
Жиг-/жег-Выж и г а ть – выж е гший.
Стил-/стел-Заст и л а ть – пост е лить.
Блист-/блест-Бл и ст а ть – бл е стеть.
Мир-/мер-Ум и р а ть – ум е реть.
Тир-/тер-Ст и р а ть – ст е реть.
Дир-/дер-Разд и р а ть – разд е рёт.
Пир-/пер-Зап и р а ть – зап е реть.
Чит-/чет-

Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.

М и р, м и рный, усм и рять.

М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.

Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.

В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .

Чередование A(Я) / им(ин)

КорниПравилоПримеры
Корни с чередованием а(я) / им(ин) Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.

2.3.3. Употребление буквы Э

Как отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный ( е да, кра е вед).

В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э .

При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:

§ 22. Правописание гласных в корне слова

Виды орфограмм — гласных в корне

Безударные гласные в корне

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

1) выяснить лексическое значение слова (или корня);

2) определить, проверяется ли безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли она чередующейся;

3) выбрать способ проверки гласной в корне.

Чередование гласных в корнях слов
Запомните корни с чередованием гласных!
Гласные в них не проверяются ударением!



134. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зализать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спишите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увядать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Прекратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.

135. Объясните написание гласных в корнях слов.

Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподаватель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, растение, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хорошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложение, оптимизм, привилегия.

136. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графически выбор гласной в корне.

Пол..скать собаку, пол..скать бельё, знамёна разв..ваются, разв..вающиеся контакты, раздр..жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обл..чить ложь, просл..влять героя, благосл..влять на подвиг, прож..вать хлеб, прож..вать в доме, упл..тить долги, дост..жения в спорте, прив..дение к знаменателю, расст..латься по д..лине, пос..деть от горя, пос..дел на скамейке, сокр..тить расходы, прекр..тить ссору, работник просв..щения, зав..зировать документ, зав..зался спор.

137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора орфограммы в корне.

Отл..жить, пол..жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распол..житься, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол..жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, недор..сль, подр..сти, возр..ст, подр. .стать, р..стения, р..стущий, выр..щенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, зан..мать, пон..мать, нач..нать, выж..чь, взб..раться, проб..раться, пост..лить, отб..рать, заж..гать, соч..тать, соч..тание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прик..снуться, прик..сание, к..снуться, прик..сновение, прик..саться, к..сательная, неприк..сновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, г..релый, уг..реть, разг..раться, подг..рать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром..каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, р..вносторонний, всё р..вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять условия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, ск..чок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пл..вунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кл..няться, покл..ниться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, з..рево, оз..рение, з..ревать.

138. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следующем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударением; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически выбор орфограммы. Дайте толкование выделенных слов.

I. 1) Глупцы не разумом, не честностью бл..стали, но золотом одним. (Батюш.) 2) Цв..ты последние м..лей р.хкошных первенцев полей. (П.) 3) Бл..снёт заутра луч денницы, и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный г..лодных волков разд..ётся в тумане др..мучего леса. (Полон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по чешуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы ст..яли все белые, без блеску, белые, как только вып..вший снег, до которого ещё не к..снулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в з..рницах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на праздной борозде. (Тютч.) 11) Над рекой накл..нясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в п..лисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так внезапно обрывалась суша и расст..лалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в п..сок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей орешника выек..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном св..ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В к..ллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встр..чать людей, успешно соч..тающих умение работать и головой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо замирало от приближающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нарастающий вой с..рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..сла трава. (В. Шклов.) 26) События разв..вались самым непредсказуемым образом. 27) Прислонившись к стене, он см..трел на б..рюзовую воду б..ссейна, покрытую м..льчайшей п..утиной дождя. 28) Все попытки про..снить с..туацию ни к чему не прив..ли.

II. 1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогулки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за к..сым деревянным з..бором г..рели загадочным и неземным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мелких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм..илась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появлялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в л..биринт скал, между которыми пл..скалось море.

III. 1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешливым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изл..жению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко м..лькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное р..вновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с лошадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Сердце зам..рает от необъ..снимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном распол..жении духа прошёлся по деревне. 9) Пос..девший Байкал с..рдито шумел, хл..стал каменистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тр..вожную ночь.

139. Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли относить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих запоминания написания? Составьте с выделенными словами предложения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.

Из биографии слов.

Часто написание безударной гласной в корне иностранного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный словарь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт такое толкование слов критерий и критика.

Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».

140. Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе оказались слова с орфограммами, написание которых регламентируется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Проб..раться, нагром..ждение, подск..чить от уд..вления, вым..кший под дождём, зан..маться математикой, отобр..жать жизнь, расст..латься (в)дали, бл..стящий ответ, заж..гательный номер, прор..стает весной, ср..внить числа, насл..ждаться музыкой, лёгкое отт..ржение, акк..мп..нировать певцу, уд..литься от берега, к..снуться руки, неукр..тимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое словосоч..тание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, неисс..каемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гательное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, просв..тительская работа, совм..щать должности, отр..сль промышленности, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выч..тания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..кание н..чальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, отважный пл..вец, зап..ч..тлеть на фотографии, к..сательная линия, дост..жения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.

141. Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкование их значения. Подберите синонимы к словам тр..ктоватъ, ..бсурд, инвестиции. Составьте с ними предложения.

Аб..туриент, ад..птация, инв..стиции, асс..циация, в..кансия, к..нт..нгент, ут..пический, ан..логия, ..бсурд, тр..ктовать, алл..т..рация, алл..гория, ап..гей, опт..мизм.

142. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографии слов.

а) Учёные считают, что слово благотворительность впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит весьма распространённое в словосложениях благо (хороший, приятный; польза, добро): благоговеть (благо + говеть) — выражать учтивость; поститься (Он благоговел перед ним); благоденствие (благо + денствие (от день); буквально «хорошие дни»; благополучие (благо + полука — судьба, случай; ср.: злополучный); благословить (благо + словить (от слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благоприятный (благо + приятный) — принимаемый, угодный.

б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать» (о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещрять — от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; щепетильный — от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах по отношению к внешнему виду»: воплотить — от во+ плот + и + ти (от плоть — «тело») (вошло в плоть и кровь); вопреки (во+ прекъ) — препятствие, запрет; восхищение (вос+ хитити) — хватать; первоначально «похищение, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радостного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис+ тяз+ а + + ти) — тянуть, тащить (ср.: тяга).


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/646-

http://tepka.ru/russkij_yazyk_10-11/22.html