30 слов на правописание глаголов

Обобщающие материалы по теме «Правописание глаголов»

После шипящих на конце глаголов пишется Ь

мочь

можешь

сможешь 2-е лицо, единств. ч., настоящ. и будущ. вр.

режь

режьте повелительное наклонение

Личные окончания глаголов I и II спряжения

1-е л. -у , -ю

3-е л. -ет

-ут , -ют

1-е л. -у , -ю

2-е л. -ишь

-им

-ите

Если личные окончания ударные, пишем ту гласную, которую слышим: кричать ( II ) – кричит – кричим.

Для правильного написания безударных личных окончаний необходимо определять спряжение глагола.

Глаголы I и II спряжения

ко II спряжению относятся

Все остальные глаголы относятся к I спряжению

(писать, бороться, плясать и пр.)

Порядок действий при выборе написания безударных личных окончаний глагола:

Чтобы не ошибиться в написании безударных личных окончаний глагола, необходимо:

поставить глагол в неопределенную форму;

выяснить, оканчивается ли он на –ить и является ли глаголом-исключением;

определить спряжение глагола;

вспомнить личные окончания глагола в этой форме.

Например: бре..шь – брить, исключение, I спряжение, окончание –ешьбреешь;

стро..шь – строить, глагол на –ить, II спр., окончание –ишьстроишь.

Приставка вы- часто перетягивает на себя ударение, делая окончание безударным. Спряжение глагола с приставкой вы- следует определять бесприставочной формой этого же глагола. Если окончание станет ударным, спряжение глагола определяется по этому окончанию, а не по неопределенной форме:

в неопределенной форме

(он смеется, знамя развевается)

Порядок действий, помогающий правильно определить написание –ться – –тся в глаголе:

найдите слово, с которым связан глагол; задайте от него к глаголу вопрос;

если в вопросе есть мягкий знак (что делать? что сделать?), то это глагол в неопределенной форме и ь обязателен;

если в вопросе нет мягкого знака (что делает? что сделает?), то это глагол 3-го лица, ь не пишется.

Отличайте форму 3-го лица от неопределенной формы:

Вопрос можно поставить только к неопределенной форме глагола: Чем (что делать?) сердиться, лучше (что сделать?) помириться.

К безличным глаголам 3-го лица поставить вопрос трудно: Мне хочется чаю.

Используйте прием замены глаголом прошедшего времени:

Мне хотелось чаю.

Подобная замена глагола в неопределенной форме невозможна: Ему хочется выпить чаю. В составном глагольном сказуемом вспомогательный глагол всегда стоит в 3-м лице, а основной – в неопределенной форме.

Правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-

Выбирая суффиксы -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- в неопределенной форме и форме прошедшего времени глагола, рассуждаем так.

Ставим глагол в 1-м л. ед.ч. настоящего (или будущего) времени. Если он оканчивается на -ую (-юю), то пишем в неопределенной форме (и в прошедшем времени) суффикс -ова- (-ева-):

я командую – командовать – командовал

Если в форме настоящего (или будущего) времени суффиксы не изменяются, то они пишутся и в неопределенной форме, и в форме прошедшего времени:

я разыгрываю – разыгрывать – разыгрывал

я рассматриваю – рассматривать – рассматривал

Запомните написание трудных для проверки глаголов:

исповедовать, затмевать, продлевать, застревать, разведывать, отведывать, выведывать.

5. Употребление и написание глаголов в повелительном и изъявительном наклонении.

Глагол обозначает побуждение к действию (просьбу, совет, приказ) – пишем и:

вытри пыль, вынеси те мусор.

Держи те крепче!

Наполни те сосуд!

Действие происходит в настоящем или будущем времени. Для правильного написания необходимо определить спряжение глагола.

Если глагол II спряжения, то написание формы изъявительного наклонения совпадает с написанием формы повелительного наклонения:

Если вы держ ите крепко, палка не упадет. Когда

наполн ите сосуд, воду подогрейте.

Если глагол I спряжения, в окончании пишем

Как только дернете, машина тронется.

Запомните: написание глагола в повелительном наклонении НЕ зависит от спряжения глагола!

повелит. накл. ед. ч.

повелит. накл. мн. ч.

Гласная основы неопределенной формы глагола сохраняется:

в прошедшем времени глагола

в условном наклонении глагола

в действительных причастиях прошедшего времени

в страдательных причастиях прошедшего времени (кроме гласной и)

в деепричастиях совершенного вида

Суффиксы причастий настоящего времени

Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Лобанова Светлана НиколаевнаНаписать 1825 19.10.2015

Номер материала: ДВ-077118

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.10.2015 421
    19.10.2015 1247
    19.10.2015 522
    19.10.2015 638
    19.10.2015 474
    19.10.2015 493
    19.10.2015 1997

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки

Время чтения: 1 минута

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Словарные диктанты по теме ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ по русскому языку для 7 класса.

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Правописание глаголов». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Правописание глаголов».

Словарный диктант #1

Безобразничает, беспокоят, блистает, блещет, борется, бормочут, бросает, брызжут, веет, вступает, вылетят, выльются, гонит, гоняет, дремлется, дышит, жалит, загорает, зависит, закручивает, замочит, ищет, клеит, клеят, клевещет.

Словарный диктант #2

Аттестовывать, бушевать, ночевать, воевать, заболевать. дочитывать, кочевать, кольцевать, негодовать, отсутствовать, основывать, посвистывать, потчевать, приплясывать, приурочивать, разглядывать, развивать (тему), сопутствовать, согревать, тушевать, мариновать, очаровывать, заряжать.

Словарный диктант #3

Атаковать врага, бушевать всю ночь, воевать с неприятелем, воспитывать детей, заведовать отделом, заканчивать работу, кочевать по степи, любоваться цветами. обмениваться марками, постукивать молотком, приурочивать к годовщине, подытоживать результаты.

Словарный диктант #4

Исследовать местность, обогревать помещение, обмениваться мнениями, показывать пример, присутствовать на уроке, рассказывать истории, распевать песни, складывать вещи, следовать совету, танцевать в паре, угадывать мысли, устраивать прогулки, участвовать в празднике.

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.

Технология урока

Вы здесь

Словарный диктант. Личные окончания глаголов

Рубрика:

23.Правописание безударных окончаний глаголов

Определите спряжение глагола по неопределенной форме

II спряжение

I спряжение

Разноспрягаемые глаголы

глаголы на –ить + гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, терпеть, смотреть

Все глаголы не на –ить + брить, стелить, зиждиться

хотеть, есть, бежать, дать

5 класс

Ход. т по кругу, обид. т друга, довер. т тайну, полет. т к небу, терп. т крах, задерж. т дыхание, се. т дождь, отпил. т доску, езд. т на велосипеде, бор. тся с болезнью, стел. т постель, плугом паш. т, жерновами мел. т, топором руб. т, глазами смотр. т, быстро, вскоч. т, сто. шь у порога, гляд. шь в окно, сид. шь на порожке, лет. шь высоко, выбь. те ковёр, выгляд. те хорошо, выгон. те корову, нагор. т свеча, выдерж. те экзамен, выжж. т узор, лёгкими дыш. т, утюгом глад. т, ушами слыш. т, воробьи чирика. т, ворона карка. т, лягушка квака. т, шмель жужж. т, кот мурлыч. т, гусь гогоч. т, кузнечик стрекоч. т, курица кудахч. т, уход. шь из школы, откро. шь тетрадь, спрашива. шь ответ, найд. те ручку, уч. т уроки, муч. т птицу, корм. т рыбок, люб. т конфеты, боле. т от простуды, здорове. т от занятий спортом, напиш. шь пером, не выруб. шь топором, хвал. т ответ

6 класс

Смотр. шь и вид. шь, вздыха. шь и дыш. шь, начерт. шь и нарису. шь, отруб. шь – не пристав. шь, се. шь и ве. шь, слуша. шь и слыш. шь, напил. шь и накол. шь, верт. шь и гон. шь, держ. шь и включа. шь, скаж. шь – не ворот. шь, посе. шь зерно, выраст. т хлеб, не обид. т мухи, услыш. шь песню, запиш. шь условие, выуч. шь правило, распева. шь песню, моч. т руки, ед. м долго, ход. т пароход, люб. шь и вер. шь, океаны измер. шь, долет. шь до Луны, гон. т лодки, стел. т простыню, не ищ. т славы, выйд. те пораньше, если вышл. те, немедленно сообщ. те, вы пиш. те неа. куратно, пиш. те разборчиво, перед тем как поед. те, позвон. те, мож. те подождать, приед. те к нам, кол. т и руб. т дрова, жж. т голову, колос раст. те, налива. тся зерно, поле уб. ра. т

7 класс

Рано се. т, не теря. т семян, как уме. т, так и бре. т, мягко стел. т, зной пал. т и дыш. т, стел. тся тучи, сумрак уход. т, серой мглой брод. т, кол. т колосья, слыш. тся рог, пиш. т в тетради, дыш. т тихо, люб. т учиться, сильно ненавид. т, не обид. т комара, маш. т приветно, колебл. т паруса, буря стон. т, мачту клон. т, гон. т ладью, оглян. тесь вокруг, узна. те радость, кол. т и руб. т дрова, чуд. тся ш. пот, ре. т флаг, завис. т от обстоятельств, раста. т в воздухе, уме. т жить, цен. т время, стан. т говорить, успе. т одеться, зелене. т берёза, проход. т облака, суш. т бельё, плачем (не)разжалоб. шь, сначала осерд. тся, да после смир. тся, нав. вают сонливость, суд. т прав. льно, стел. тся дорога, ищ. т в траве, быстро нап. да. т, меру зна. т, (не) выр. ст. т сразу, моря (не) наполн. шь, в душу (не) влез. шь, дремл. т хаты, вид. т дом, печаль (не) крас. т, выйд. ш. на улицу, ( не) удерж. шь слёз, помн. т, кто корм. т


источники:

http://sochinenie-rus.ru/slovarnye-diktanty-po-teme-pravopisanie-glagolov-po-russkomu-yazyku-dlya-7-klassa/

http://tehurok.ru/slovarnyy-diktant-lichnye-okonchaniya-glagolov