Примеры слов с чередованием гласных и согласных в корне слова
Чередование — это замена одного звука другим в одной и той же морфеме при образовании и изменении слов.
В корне слов могут чередоваться как гласные, так и согласные. Приведем примеры с чередованием гласных и согласных в корне слов.
В корне слов могут чередоваться безударные гласные «а» и «о». В таком случае гласную невозможно проверить ударением. Чтобы правильно написать слово, пользуемся орфографическим правилом написания чередующихся гласных.
Примеры слов с чередованием гласных а/о в корне
В корнях гар-/гор-, клан-/клон-, твар-/твор- в безударном положении пишется буква «о», а под ударением и «а», и «о», например:
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.
Примеры:
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
Будем иметь в виду, что во многих словах в современном русском языке эти корни срослись с приставками.
Примеры:
- проск ак ать, ск ак ание, обск ак ать, ск ак ун, ск ак алка;
- подск оч ить на месте, выск оч ить из дома, заск оч ить на минуту, переск оч ить через лужу, выск оч ка.
Примеры:
- растение, расти, растительность, росток, выращенный;
- водоросли, нарост, на вырост, отросли, выросла.
- плавать, сплавать, плавательный, плавучий, на плаву;
- пловец — пловцы, пловчиха — пловчихи.
Примеры:
- макать в сметану, обмакнуть перо в чернила, макнуть в соль;
- смочить вихры, промочить ноги, намочить волосы, промокнуть под дождем, замочить бельё.
Примеры слов с чередованием гласных е/и в корне
В корнях бер-/бир-, мер-/мир-, пер-/пир-, дер-/дир-, тер-/тир-, жиг-/жег-, стел-/стил-, чет-/чит-, блест-/блист- отметим безударные гласные «е» или «и» в зависимости от присутствия суффикса -а-, например:
- изб и р а́ ть — изб е рёшь;
- отп и р а́ ть — отп е ре́ть;
- сд и р а́ ть — сд е ру́, сд е рёт;
- раст и р а́ ть — раст е ре́ть;
- обж и г а́ ть — обж ё гший;
- заст и л а́ ть — заст е ли́ть;
- забл и ст а́ ть — забл е сте́ть;
- выч и т а́ ние — вы́ч е ты.
Примеры:
- предприн и м а ть;
- предприн и м а тель;
- пон и м а ть;
- пон и м а ние;
- прим и н а ть;
- зан и м а ть;
- зан и м а тельный.
Примеры слов с чередованием согласных в корне
Отметим исторические традиционные чередования согласных в корне слов:
- выход, ходок — выхожу — выхождение;
- водить — вожу — вождение;
- родить — роженица — рождение;
- насладиться — наслаждение;
- бродить — брожение;
- еда — сладкоежка;
- потакать — потатчик;
- кабак — кабатчик;
- казак — казатчина;
- турок — турецкий;
- крупица — крупитчатый;
- ресница — реснитчатый;
- таблица — таблитчатый;
- добыча — добытчик;
- раздача — раздатчик;
- кликать — клич — восклицать, восклицание;
- ткать — ткач — ткацкий;
- булка — булочная;
- пустяк — пустячный;
осветить — свеча — освещение;
- вьюга — вьюжный;
- баклага — баклажка;
- коврига — коврижка;
- бумага — бумажка;
- серьга — сережка;
- лачуга — лачужка;
- пичуга — пичужка;
- застегнуть — застёжка;
- растягивать — врастяжку;
- Волга — волжский;
- варяг — варяжский;
- Норвегия — норвежский, норвежец, норвеженка.
- ухо — уши, ушной, наушники;
- успех — успешный;
- суматоха — суматошный;
- грех — грешный, грешница;
- вспахать — вспашка;
- соха — сошка;
- блоха — блошка, блошиный;
- пух — пушок, пушистый;
- отец, отцов, отцовский — отчество, отчий, Отечество;
- сердце — сердечный, сердечность;
- заяц — зайчиха, зайчонок;
- яйцо — яичный, яичница;
Укажем более редкое чередование согласных н//ш :
В корнях слов и их форм может происходит чередование согласных:
- б//бл: влюбить — влюбленность, губить — гублю, дробить — дробление;
- п//пл: сыпать — сыплю, насыпать — насыпленный, высыпать — высыплю;
- м//мл: кормить — кормлю, кормление, выкормить — выкормленный;
- в//вл: удивить — удивление, выловить — выловленный, наловить — наловлю, прибавить — прибавление;
- ф//фл: разграфить — разграфлять, разграфлю, разграфленный.
Видеоурок «Понятие о чередовании согласных звуков в корне»
Примеры слов с парными согласными
Title: Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова
Description: Cогласные в корне слов и в конце заменяются парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Примеры слов с парными согласными.
- Примеры слов с парными согласными в корне слова
- Примеры слов с парными согласными в конце слова
Согласные в середине слова и в конце могут заменяться парными звонкими или глухими звуками в зависимости от фонетической позиции. Приведем примеры слов с парными согласными в корне и в конце слов.
В русской фонетике существуют звонкие и глухие согласные, которые составляют пары между собой:
Парные согласные
Парные согласные — это такие буквы, которые по своим признакам, характеризующим их, имеют определённую пару. Один из таких признаков — противопоставление звонкого и глухого звука.
Определенные согласные могут отличаться лишь тем, как участвует голос при произношении. Другие же признаки у них совпадают. Другие, которые не имеют пары в соответствии с признаками: глухой — звонкий — не парные. К ним относятся: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Это интересно: в слове свекла где ударение?
Для того, чтобы быть грамотным, необходимо обязательно знать эти буквы и звуки, а также знать правила. Примеры слов с парной буквой в корне:
- столб (п) — проверочное — столбы
- мороз (с) — проверяется словом морозить или морозный
- бород (т)ка — проверочное — борода
Правописание слов с парной согласной в корне
При произношении парные звуки могут заменять друг друга. Однако на письме это никак не отражается. Из этого следует, что буквы в слове остаются неизменными, какие бы звуки на месте их не слышались. Таким образом, в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Этот закон полностью подчиняет правописание согласных, имеющих пару. Излагается правило в таких пунктах:
- написание корня всегда одинаково, потому как от этого зависит семантика;
- проверять правописание необходимо подбором однокоренных или изменением форм слова;
- проверочным необходимо выбирать такое, у которого после сомнительной буквы стоит гласный либо сонорный звук, к которым относятся р, л, м, н, й.
Если парный звук находится в корне, то ошибку сделать очень легко. Чтобы ошибок не делать, нужно подбирать проверочные слова согласно правилу. Правило звучит так: для проверки парного согласного необходимо подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный или сонорный звук.
Например, «снег». На конце слышится звук «к». Для проверки подбираем такое слово, чтобы после согласного находилась гласная — «снега». Теперь слышится звук «г», значит, и пишется буква «г».
Это интересно: все равно как пишется?
Таким образом, парные буквы, находящиеся в корне слова, требуют проверки тогда, когда находятся в слабой позиции, то есть:
- в конце слов (например, чиж);
- когда находятся в середине слова, и после них стоит парный согласный (например, березка, легкий и т. д. ).
Те буквы, которые находятся в сильной позиции, проверять не нужно. Обычно это бывает тогда, когда после согласного стоит гласная или сонорная согласная.
Нужно знать: Как правильно пишется также или так же?
Правописание в третьем классе
В третьем классе дети активно обучаются грамоте и правилам русского языка, ведь это основа правописания. Знать эти правила просто необходимо, потому как ввиду некоторых особенностей русского языка поставить правильную букву бывает трудновато. Буквы, имеющие пару, для малышей составляют особую сложность при написании. Особенно когда они находятся на конце или в корне. К третьему классу ошибок уже должно быть гораздо меньше, особенно если ребенок хорошо усвоил правило, о котором шла речь выше.
Чтобы правильно писать, необходимо уметь выделять корень. Сначала его выделить в первом значении, а затем в проверочном. Гласную, стоящую после проверочного корня, нужно подчеркнуть двумя чертами. При таком разборе сразу становится понятно, как пишется первоначальный вариант, и почему.
Цель учителя состоит в том, чтобы донести до своих учеников правильность написания и научить их подбирать однокоренные слова. Когда ребенок это умеет делать, он допускает гораздо меньше ошибок.
Это интересно: значение фразеологизма «тришкин кафтан».
Примеры
Существует множество примеров, на которых ученик наглядно может увидеть правописание. Наглядность — лучший способ запомнить правило и верно писать в дальнейшем. Примерами могут послужить:
- Зуб — зубы (слышится «п», а пишется «б» — это становится понятно после проверки).
- Трава — травинка или травка (в корне слышится звук «ф», а правильно необходимо писать «в». Опять же, если проверить и подобрать другое слово, то неправильно будет уже невозможно написать).
- Лошадка — лошадь (слышится звук «т», но проверив, получаем правильное написание с буквой «д».
- Дуб — дубы (на конце слышится «п», хотя при проверке становится понятно, что необходимо писать «б».
Таких примеров существует множество, и, научившись их подбирать, ребенок станет писать гораздо грамотнее и допускать меньше ошибок. Главное, помочь ему научиться это делать.
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.ОпределениеЗвонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а]
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», «(мимо) сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.ОпределениеГлухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными «л», «м», «н», «р», «в».
Например:
[б] — [п]
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
[в] — [ф]
- мо рковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
[д] — [т]
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
[ж]- [ш]
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
[з] — [с]
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг, космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др.
Примеры слов с парными согласными в корне слова
Звонкие и глухие согласные в корне могут различать слова, например:
- шар — жар;
- кол — гол;
- дом — том;
- бар — пар;
- засор — зазор;
- жалость — шалость.
В составе слова рядом могут оказаться звонкие и глухие согласные, которые взаимодействуют между собой. Когда рядом находятся звонкий и глухой согласный, то второй согласный влияет на предыдущий.
Звонкие согласные [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их парные мягкие звуки, оказавшись перед глухими и на конце слова, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется оглушением.
Например:
- и́зредка [и з р’ и т к а];
- сыроежка [с ы р a й’ э ш к а].
Значит, в русском языке одна и та же буква может передавать разные звуки. Например, буква «д» в словах «сад», (мимо) «сада» и «садик» передает звуки [т], [д] и [д’]:
Знание соответствия между буквами и звуками в словах поможет правильно произносить и писать слова.
Если же за глухим согласным в слове находится звонкий, то он озвончает предыдущий звук.
Глухие согласные [к], [т], [п], [с], [ф], [ш], оказавшись перед звонкими, заменяются парными им глухими согласными. Эта замена называется озвончением.
Например:
- про́сьба [п р о з’ б а];
- вокза́л [в а г з а л].
Однако на письме оглушение и озвончение не обозначается: во всех случаях пишется одна и та же буква. Чтобы установить истинный характер согласной корня, необходимо взять такую форму слова или подобрать родственное слово, в котором проверяемая согласная находилась или перед гласной, или перед согласными л, м, н, р, в.
Например:
[б] — [п]
- коробка — коробочка, коробейник;
- пробка — пробочка;
[в] — [ф]
- морковка — много морковок, морковный;
- ловкий, ловкость — он ловок;
- булавка — булавочка;
- травка — трава, травинка;
- канавка — канава;
[д] — [т]
- складка — складочка, складывать;
- поездка — поездить, ездок;
- грядка — гряда, грядочка;
- будка — будочка;
- лодка — лодочка;
- ягодка — ягода, ягодник;
- тетрадка — тетрадочка;
- площадка — площадочка;
[ж]- [ш]
- дорожка — дороженька;
- сторожка — сторожить;
- подружка — подруженька;
- ложка — ложечка;
- книжка — книжечка;
[з] — [с]
- указка — указочка;
- салазки — нет салазок;
- сказка — сказочка, сказание;
- березка — березонька;
- обрезка — обрезать.
Обратим внимание на слова с парными согласными в корне, которые нельзя проверить.
Август, анекдот, аптека, автомат, вокзал, зигзаг,космонавт, рюкзак, сбруя, сдоба, фтор, футбол, экзамен и др..
Примеры слов с парными согласными в конце слова
- зуб — зубы;
- морковь — вкус моркови;
- много коров — корова;
- ночлег — нет ночлега;
- друг — у друга;
- монолог — запись монолога;
- тетрадь — тетради;
- жёлудь — желудёвый;
- площадь — на площади;
- холод — холодина;
- сват — сваты, сватья;
- образ — образа;
- сказ — сказитель;
- изморозь — морозить;
- изморось — моросит.
2. Правописание согласных в корне
§8. Звонкие и глухие согласные
1. Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р. Например: смазка – смазать, молотьба – молотить, гриб – грибы, грибной. Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться). – Черные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться);Изморозь рисует замысловатые узоры на стеклах (морозить). – Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).
Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т. В слове лестница пишется с (хотя лезу); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать). |
2. Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: коврижка, пичужка (от коврига, пичуга, с чередованием г – ж) – деревяшка, копчушка (в современном языке соответствующего чередования нет); скворечник (от скворец, с чередованием ц – ч) – набалдашник (без чередования).
Не связано с явлением чередования наличие двух орфографических вариантов с одним и тем же значением, например: галоша – к алоша, дискутировать – дискуссировать, синтаксический – синтактический, апокалипсический – апокалиптический.
3. В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например:абстракция (хотя абстрагировать).
4. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в оконечности позвоночника), мундштук, ягдташ.
§9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня
1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) –возжжешь (воз + жжешь), также возжженный.
Примечание 1. При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж, а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т.п.
Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.
2. Двойное с в корне пишется в словах сс ора, ссуда и однокоренных с ними.
3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например:главврач, госсектор, поссовет, роддом.
Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например:грампластинка, групорг, конармеец. |
4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный, группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. То же – в собственных именах, например: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство, таллиннские памятники старины и т.п.
Исключения. В некоторых словах в рассматриваемом случае пишется одна согласная, например: кристалл – кристальный, финн – финский, колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к -а), оперетта –оперетка; в названиях лиц с суффиксом -к, например: Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.
Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. §39, п. 10. О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. §39, п. 10 и §52. О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. §52, п. 5. |
5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: беззаветный – бессердечие, воззвание – восстание, подделать, раззадорить – рассказ, чересседельник; то же самое касается и приставок иноязычного происхождения, например: диссимиляция, контрреволюционный, транссибирский.
Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-). Ср.: Дверь подалась под ударами (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не сдержала напора, нажима). |
6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллергия, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, ассемблер, атолл, аттентат, аттик, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотироваться, баррель, беллетристика, биссектриса, босс, буффон, вендетта, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, депрессант, джоббер, дилемма, дистиллировать, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентный, иррациональный, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма , коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, саммит, сеттер, сеттльмент, силлабический, симметрия, спагетти, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хиппи, хлорофилл, хобби, целлюлоза, цирроз, чеддер, шасси, шиншилла, эксцесс, эллипс, эссенция.
Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, брокер, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилер, дилетант, импресарио, карикатура, катар, коридор, лилипут, нивелир, офис, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.
Примечание 2. В суффиксе -е сс-а пишется два с (поэтесса, стюардесса, клоунесса), в суффиксе -ис-а пишется одно с (аббатиса, актриса, директриса).
В суффиксе -е тта пишется два т, например: ариетта, оперетта, симфониетта.
В слове генералиссимус пишется два с.
§10. Непроизносимые согласные
Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц, а также в некоторых словах свствнужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср: агентство, безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, яростный.
Примечание 1. Следует отличать эти слова от слов со схожими по звучанию группами согласных, например: безгласный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чествовать, шествовать, яства.
Примечание 2. Пишется блеснуть (хотя блестеть), лестница (хотя лесенка), плеснуть (хотя плескать), склянка (хотя ст екло).
http://russkii-po-tablicam.ru/primery-slov-s-parnymi-soglasnymi/
http://orfogrammka.ru/OGL02/81920104.html