308 спишите обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §18. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Упражнение №107

Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий (см. образец в рамке). • Составьте два сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.
В ни..ко стел..щемся туман. при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамыва..щей похо..кой, покачива..щимися дв..жениями, с открыто улыба..щимся лиц..м, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

Решение

В низко (низок) стелющемся тумане ( 2 −е скл., пр. п.), при колышущемся (колых ать , 1 спр.) пламени (разноскл. род. п.) свечи, слегка (легок) прихрамывающей (прихрамыв ать , 1 спр.) походкой (ходить), покачивающимися (покачив ать ся, 1 спр.) движениями (движется), с открыто улыбающимся (улыб ать ся, 1 спр.) лицом, одевающаяся (одев ать ся, 1 спр.) по моде девушка, аккуратно (словар.) бреющийся (бр ить ся, 1 спр.) юноша, любящим (люб ить , 2 спр.) взглядом, постоянно хмурящий (хмур ить ся, 2 спр.) брови мальчик, клеящая (кле ить , 2 спр.) коробочку девочка.
Он небрежно подошел ко мне слегка прихрамывающей походкой, чтобы узнать, как меня зовут.
Мы каждый день встречаем много людей, но только мама смотрит на нас особенным любящим взглядом.

Ответ на Номер №111 из ГДЗ по Русскому языку 7 класс: Ладыженская Т.А.

Условие 2013 2019 г.

Запишите действительные причастия прошедшего времени, образованные от данных ниже глаголов. Суффикс причастия обозначьте.

• Какие из причастий можно использовать при описании лица человека?

• Составьте два вопросительных предложения с обращениями, включив в них причастия.

Играть, отчаяться, прибыть, улыбаться, увянуть, сеять, прикасаться, хмуриться, веять, затеять, надеяться, сморщиться, увидеть, пригореть, обидеть, зажмуриться, погасить, ненавидеть, заостриться, заместить, наладить, осунуться, промокать, нести, везти, объездить, разрастаться, повлечь.прибы́вший
повлёкший
увядший

Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий (см. образец в рамке). • Составьте два сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.

В ни..ко стел..щемся туман. при колыш..щемся плам..ни свечи, сле..ка прихрамыва..щей похо..кой, покачива..щимися движениями, с открыто улыба..щимся лиц..м, одева..щаяся по моде девушка, а(к, кк)уратно бре..щийся юноша, люб..щим взглядом, постоянно хмур..щий брови мальчик, кле..щая коробочку девочка.

§52. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ

а) -ущ-ющ-, если причастие образовано от глагола

спряжения, например: идущий (идти, идут), рисующий (рисовать, рисуют), смеющийся (смеяться, смеются);

б) -ащ-, -ящ-, если причастие образовано от глагола

спряжения, например: кричащий (кричать, кричат), летящий (лететь, летят), строящийся (строиться, стро-ятся).

В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

а) -ем-, если причастие образовано от глагола I спряже-ния, например: исполняемый (исполнять, исполняют), ри-суемый (рисовать, рисуют);

б) -им-, если причастие образовано от глагола II спря-жения, например: хранимый (хранить, хранят), слышимый (слышать, слышат).

195В страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется а или я, если в неопределённой форме глагола перед -ть стоит а или л, например: задержать —

задержанный, обстрелять — обстрелянный. Если в неопределённой форме глагола перед -ть стоит и или е, в страдательных причастиях прошедшего времени перед нн пишется е9 например: просмотреть — просмотренный, застрелить — застреленный.

(О правописании нн и н в страдательных причастиях прошедшего времени см. § 53.)

Спишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение и форму 3-го лица множественного числа того глагола, от которого данное при-частие образовано.

Образец. Клокочущий поток. — Клокочущий (клокотать, I спр., клокочут) поток. Красящийся материал. — Красящийся (краситься, II спр., красятся) мате-риал.

Тяжело дыш..щий человек, мел..щий муку работник, пил..щие дерево рабочие, плещ..щиеся в воде ребятишки, кле..щий коробочку мальчик, значащееся по списку количество, бор..щийся с бурей экипаж, храбро сражающийся полк, хлопоч..щая у печки хозяйка, расстилающаяся степь, стро..щееся здание, кол..щий дрова юноша, пряч..щийся ребёнок, трепещ..щая рыба, готов..щийся к зачётам студент, дремл..щий старик, слышащийся издали гудок, стелющийся туман, ла..щая собака, спе..щий виноград.

1) Природа жажд..щих степей его в день гнева породила. (П.) 2) Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Нов.-Пр.) 3) Луна и звёзды исчезали перед блеском этого чудного, дыш..щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 4) Глядя на весёлого спутника, на его румяное, пыш..щее здоровьем лицо, даже незнакомые люди невольно улыбаются. (С.-М.) 5) Внутри у меня всё дрожало от клокоч..щего смеха. 6) Поблёскивали лужицы от та..щего снега. (Н. О.) 7) В (полу)свете далеко видна черне..щая окрест мёртвая земля. (Бун.) 8) Встречая кол..щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М. Г.) 9) Печорин — человек решительный, алч..щий тревог и бурь. (Бел.) 10) Поэт, для которого всё сооб- ща..мое редактором являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича. (Булг.)

От глаголов неопределённой формы образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять.

От глаголов неопределённой формы образуйте и запишите форму прошедшего времени единственного числа мужского рода и страдательное причастие прошедшего времени. Обозначьте в них суффиксы. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Образец. Зажечь — зажёг, зажжённый, зажжённый огонь.

Опустить, осветить, посвятить, обидеть, рассмотреть, застрелить, расстрелять, погасить, замешать, замесить, развесить, развешать, купить, бросить, увенчать, обещать, поразить, обстрелять, подстрелить, затеять, раскроить, высмеять, посеять, склеить, обвешать, обвесить, утешить.

Спишите. К каждому выделенному причастию в скобках укажите неопределённую форму того глагола, от которого оно образовано.

1) Тесто хорошо замеш..но.

Спишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите устно, какие причастия действительные и какие страдательные.

1) Школьный драматический кружок, . артистом городского театра, готовит новую постановку. — Артист, . школьным драматическим кружком, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Учащиеся . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету. — Большая работа, . школьниками, была подробно описана в стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, . новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё. — Новая книга, . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . инженером, имеет большую ценность. — Инженер, . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый). 5) Ветер, . облака, не утихал ни на минуту. — Облака, . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый).

Спишите. Страдательные причастия подчеркните одной чертой, действительные — двумя. Укажите устно неопределённую форму глагола, от которого образовано причастие, и объясните правописание суффиксов причастий.

1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2) Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (JI.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (JI.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремл..щие своды.

Спишите. Причастия подчеркните одной чертой, а слова, к которым они относятся, — двумя. Сделайте морфологический разбор причастий из первых трёх предложений. Найдите в тексте тропы, определите их типы.

В белой пустыне

Мы выходим на лёд, покрытый уже (исслеженный) снегом, ступаем на берег. Скользя по (осыпающийся) камням, подн..маюсь на высок., насыпь, (протянувшийся) вдоль (открытый, голый) берега. Поправив за спиной руж..ё, заст..гнув плотно куртку, борясь с (тугой, дующий) в лицо ветром, я иду берегом. Я смотрю на камни, грудою (свалившийся) с берега в море. Солнечный луч, прорвавшись, освещает край (чёрный, нависший) тучи. Я поднимаю б..нокль, вглядываюсь в (зыбл..щийся) глубину мёртвой пустыни. В (белый, сверкающий) поле движется желт..ватое пятно. Чуждый (окружающий) миру, м..ячит в снеговой дымк.. «Седов».

День и ночь, ночь и день между берегом и кораблём бегает шлюпка, (нагруженный) для устойчивости ящ..ками с винтовочными п..тронами. Хозяева (стро..щийся) станции по очеред.. сменяются на руле. (По И. Соколову-Ми- китову)


источники:

http://otvetkin.info/reshebniki/7-klass/russkiy-yazyk/ladyzhenskaya-baranov/nomer-111

http://zakon.today/russkiy-yazyik/pravopisanie-suffiksov-prichastiy-39895.html