4 класс правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_v_4.docx19.69 КБ
minutka_chistopisaniya.pptx81.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже.

Цели: 1.познакомить с окончаниями имён существительных трёх склонений в дательном падеже.

2.Развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных.

3.воспитывать аккуратность, терпение, любознательность.

Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решений задач в зависимости от конкретных условий; смысловое чтение; анализ объектов сцелью выделения их признаков; синтез;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные: постановка учебной задлачи; сличение способа действия и его результата сзаданным эталоном; оценивание качествыа и уровня усвоения материала;

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания. Слайд 1

На ветвях молодой рябины дружно кормятся вкусными ягодами снегири.

-Списать, подчеркнуть орфограммы.

-Разобрать предложение под 4.

Указать падеж и склонение существительных.

-Разобрать слово рябина как часть речи.

3.Самоопределение к деятельности.

— Прослушайте внимательно слова и скажите, что общего у всех этих слов.

*К мальчику, по лужку, по балкону, к девушке.

-Придумайте свои существительные в дательном падеже.

-О каком падеже мы сегодня будем говорить?

-Сформулируйте тему урока.

— Сегодня у нас в гостях дательный падеж имён существительных.

— Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)

— Какие предлоги употребляют со словами в дательном падеже?(К , по.)

3. Объяснение нового материала.

— Объяснить новый материал мне помогут мои помощники.

*Учитель заранее готовить помощников-учителей. В этой роли выступают ученики класса. Слайд 2

*На доске висит таблица. По мере объяснения таблица заполняется.

*Объяснение “маленького учителя”( читает запись на таблице)

Подходил к воде, к речке, к парте, к дочке.

— Это существительные 1 склонения

* подписывает над существительными 1 скл.

— Подходил к чему? к кому?

— Существительные стоят в дательном падеже.

— Подходил к воде- окончание е, это окончание ударное (обозначает знак ударения)

-Мы знаем правило, что существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания. Значит, к речке – пишу окончание е. ..

— Какое окончание имеют существительные 1 склонения в дательном падеже?

*Аналогично проводится работа над словами 2 и 3 склонения

”Идёт к стол … Слайд 3

Дивятся печ … Слайд 4

— Как вы думаете в каких склонениях при написании окончаний могут возникнуть трудности?1 скл. — Е 3 скл. — И

-Сегодня мы потренируемся писать окончания дательного падежа у имён существительных в 1 и 3 склонениях, т.к. во 2 склонении написание окончаний не вызывает трудностей.

4. Закрепление нового материала.

*Учитель диктует словосочетания, учащиеся записывают их в тетрадь, объясняя почему выбрал именно это окончание.

Бежал по деревне, писал по тетради

Подарил дочери, скачет по дорожке

Дорога к нефти, гуляла по аллее

Экскурсия по Сибири, плывёт по водице

Пришила к шубе, подошёл к площади

Письмо сестре, вернулся к сирени

Бежал по тропке, учил стойкости

5. Работа в группах . Упр.211 стр.114.

*На полях в тетради ставят отметки в баллах

В 1 скл. у им. сущ. – окончание Е

В 3 скл. у им. сущ. — И

6. Самоконтроль (от лёгкого материала к более сложному)

*Учащиеся должны увидеть свои ошибки сразу же после работы

1 задание – минимум по программе. Обязательно определяется время на работу.

2 задание – связь с другими темами

3 задание – необычное, самое трудное

Оценивается работа в баллах

-Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание. Вам на выполнение этого задания 3 минуты.

Шёл к избушк…, возил по пассажир…, сообщил по связ …. Слайд 5

*Проверка. На доске открывается запись Слайд 6

Шёл к избушке- 1, Д.

Возил по пассажиру – 2, Д.

Сообщил по связи – 3, Д.

-Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 балла.

*Если у учащихся есть ошибки они баллы себе не ставят.

-Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания 4 минуты.

Помогать (мама) , подлетел (сирень), плыл (поверхность). Слайд 7

-Проверка. На доске открывается запись Слайд 8

Помогать маме – 1, Д.

Подлетел к сирени – 3, Д.

Плыл по поверхности – 3, Д.

Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 4 балла.

-Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание. Слайд 9

Подарок ( ) бабушк… , подарок ( ) бабушк…, письмо ( ) дедушк…, письмо ( ) дедушк…

*Проверка. На доске открывается запись . Слайд 10

Подарок (кому?) бабушке Д.

Подарок (кого?) бабушки Р.

Письмо (кому?) дедушке Д.

Письмо (кого?) дедушки Р.

-Кто выполнил так же? Вы можете поставить себе 5 баллов.

Примерная контрольная работа на дательный падеж имён существительных .

1)Поставь вопрос к существительному.

Определи склонение и падеж.

Бежал по деревн…, писал по линейк…, подарил дочер…., скачет по дорожк…, гуляла по алле…, подошёл к площад…, экскурсия по Сибир…, письмо сестр…, вернулся к сирен… .

2)-Написать текст под диктовку.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони, потом отогрелся и тихо пискнул. Я насыпал птичке крупы и налил водички.

-Найди существительные в дательном падеже, определи склонение.

-Придумай три предложения с именами существительными в дательном падеже, определи их склонение, выдели окончание. (Можно задать тему)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Минутка чистописания. Мм мо мя му На ветвях молодой рябины дружно кормятсявкусными ягодами снегири.

Подходил к вод … к речк … к парт … к дочк …

Идёт к стол … к кон … к петушк … к мор …

Дивятся печ … совест … пристан … дочер …

Шёл к избушк …, возил по пассажир…, сообщил по связ …. Спиши словосочетания, вставив пропущенные буквы, подпиши склонение и падеж, выдели окончание.

Шёл к избушке- 1, Д. Возил по пассажиру – 2, Д. Сообщил по связи – 3, Д.

Помогать (мама) , подлетел (сирень), плыл (поверхность). Составь и запиши словосочетания в дательном падеже, если надо используй подходящие по смыслу предлоги. Подпиши склонение и падеж. На выполнение этого задания.

Помогать маме – 1, Д. Подлетел к сирени – 3, Д. Плыл по поверхности – 3, Д.

Подарок ( ) бабушк … , подарок ( ) бабушк …, письмо ( ) дедушк …, письмо ( ) дедушк … Определи различие в значениях словосочетаний. Запиши вопрос, определи падеж, вставь окончание.

Подарок (кому?) бабушке Д. Подарок (кого?) бабушки Р. Письмо (кому?) дедушке Д. Письмо (кого?) дедушки Р.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: .

Урок русского языка проводится в 4 классе по программе «Школа России». Учебно- методический комплекс В.П.Канакина. Тема «Безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже всех скло.

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о.

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн.

Цели:  познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в Д.п.;  учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализирова.

знакомить с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже;способствовать развитию орфографической зоркости; помогать умению правильно писать безударные окончания имен существите.

Ход урока.Содержание урока ( этапы)Деятельность учителяДеятельность ученикаУУД Организационный момент.-Мы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться!Работаем старательно, слушаем в.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

Тип урока: Освоение нового материала.

Создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты:

Познакомятся с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; научатся правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; определять склонение имен существительных; морфологический разбор слова.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Оборудование: интерактивная доска, документ камера, электронное приложение к учебнику, карточки, учебник.

I. Организация начала урока

— Проверим готовность к уроку (на столе учебник, тетрадь, дневник, пенал, таблицы).

— Сегодня у нас гости на уроке, поприветствуем их.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

— Что называется именем существительным?

Что такое склонение? Сколько склонений? Какие имена относятся к 1 склонению? 2 склонению? 3 склонению?

Как отличить имена существительные И.п. от В.п.? В.п. от Р.п.?

Какие способы проверки безударных падежных окончаний вы знаете?

Что мы будем делать, чтобы распознать Р.п. и В.п. одушевленных имен существительных 2 склонения?

( Использовать приём замены именами существительными 1 скл. – лиса).

Работа в парах. Проверка при помощи документ камеры.

Вспомним правила работы в группах ( работаем тихо, слушаем друг друга внимательно, после окончания работы поднимаем руки вверх).

Проверка домашнего задания ( упр.204) при помощи интерактивной доски и электронного приложения к учебнику.

Определяют падеж выделенных имен существительных. Называют главные члены предложения.

Лебедь около плывет , злого коршуна ( В. п.) клюет . Куртка шофера ( Р. п.) пахнет бензином. Мы не заметили жука ( В. п.) и рамы зимние закрыли . Незнайка нарисовал Пончика

( В. п.) таким толстым, что он даже не уместился на портрете. Карп Карлыч у Карла (лисы, Р. п.) Карпыча карпа ( В. п.) купил . Тут Иван с конька ( Р. п.) слезает

— Открыли тетради, записали число, классная работа.

Сегодня мы прописываем букву Дд. Что вы знаете об этой букве? (Она обозначает парный звонкий согласный звук)

Прописываем построчки Дд, и полстрочки буквосочетания.

— Прочитай слова, объясни написание пропущенных букв.

Дру… , друж…к, друз…я, друж…т.

— Как можно назвать эти слова? Какие еще слова можно подобрать? Спиши, разбери по составу.

Я такой, какой я есть.

И я очень счастлив здесь.

Я могу быть маленьким,

Могу быть и большим,

Могу быть полненьким,

Но я такой, какой я есть

И я очень счастлив здесь!

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

— Прочитайте тему урока и сформулируйте цели и задачи.

(Сегодня на уроке я научусь…)

IV. Объяснение нового материала.

– Вспомните признаки, по которым можно определить дательный падеж.

1. Слово-помощник – дать. (Поэтому этот падеж можно назвать самым щедрым)

2. Падежные вопросы – кому? чему?

3. Смысловые вопросы – где? куда?

4. Предлоги – к, по.

5. Роль в предложении – второстепенный член предложения.

6. Окончания : (работа с карточками у доски) 1 скл. –е, 2 скл. – у,ю, 3 скл. – и

Вывод : ударные и безударные окончания у имен существительных в дательном падеже пишутся одинаково.

– Как проверить написание безударного окончания имени существительного в дательном падеже?

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику и интерактивной доске (упражнение 209)

К добру и миру тянется мудрец,

К войне и распрям тянется глупец.

-Каким синонимом можно заменить слово распри? ( Ссоры, беда)

-Обсудите, справедливы ли эти слова. О чем заставляют они нас задуматься? ( Только добром можно добиться хорошего для себя и других).

-Назовите антонимы. ( Мир-война, мудрец-глупец).

— Подчеркните главные члены предложения. ( Тянется мудрец, тянется глупец).

— Дайте характеристику предложению. ( Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространенное).

– Спишите. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. Почему окончания у имен существительных в дательном падеже разные?

VI. Закрепление и обобщение полученных знаний и умений.

Работа по учебнику (упражнение 210).

– Прочитайте. Объясните, одинаковые ли окончания будут у имен существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа. (Окончания будут разные, так как имена существительные относятся к разным склонениям).

– Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончание.

Работа в парах (упражнение 211).

– Определите, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – обведите букву в столбике.

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже (4-й класс)

Класс: 4

Цели:

  • познакомить учащихся с правописанием окончаний имён существительных трёх склонений в д.п.,
  • учить детей осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных форм имён существительных;
  • продолжить работу над выработкой умений разбора слов по составу и разбора предложений по членам;
  • учить учащихся самостоятельно решать поставленную перед ними проблему, делать выводы, анализировать свою работу;

Оборудование: стихотворение А.С.Пушкина “Уж небо осенью дышало…”, фрагменты из музыкального произведения П.И. Чайковского “Времена года” (“Ноябрь”), карточки для фронтального опроса учащихся и для индивидуального опроса (задания).

2 слайд. Число, классная работа (тема урока).

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня нам предстоит много работать, поэтому давайте сосредоточимся и сядем ровненько.

Я сегодня молодец,
На уроке удалец
Спинку ровненько держу
Всё я знаю, всё скажу
Всё красиво напишу.

II. Проверка домашнего задания. 4 слайд

2 ученика у доски определяют склонение имен существительных (приложение).

3 человека выполняют задания по карточкам (приложение № 1).

Класс выполняет взаимопроверку.

5 слайд. Взаимопроверка. (Звучит музыка)

6 слайд. Проверка домашнего упражнения.

Календарь погоды, окраина деревни, ремонт квартиры, рассказ писателя, портфель подруги, тетрадь Серёжи, берег речки, цветок сирени, леса Сибири, крыло птицы, клюв синицы, ветка яблони, запах черёмухи.

— Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже? (Поставить в именительном падеже, единственного числа)

— Какие существительные относятся к 1-му лицу, ко 2-му, к 3-му склонению.

III. Чистописание. 8 слайд

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещённый мир
Приготовила б я пир.”

— Отрывок из какой сказки вы сейчас прослушали (сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

— Кто автор этого произведения? Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837 гг.)

— Ребята, а какое время года больше всего любил А.С.Пушкин? (Осень)

Сейчас идёт самое любимое время года.

— Пушкин очень много стихотворений посвятил этому времени года, а одно из них мы изучали недавно?

— Какое это стихотворение? (Уж небо осенью дышало…)

— А кто помнит это стихотворение? (Рассказывает Волков Антон)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная синь
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

— О каком осеннем месяце говорится? (О ноябре)

— Назовите первый звук (н).

— Какой он? (Согласный, твёрдый, звонкий)

13 слайд. — Пишем неторопливо, очень четко и красиво.

14 слайд. — Сегодня мы с вами вспомним, как пишется эта буква. (Заглавная и строчная)

В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.

— Ребята, что это? (Поговорка)

— Какие здесь “спрятались” орфограммы.

Спишите, подчеркните орфограммы. (Сядьте правильно, ножки поставьте на пол, спинка прямая, тетрадь положите с наклоном!)

А писать мы будем под музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, который, как вы уже знаете из уроков музыки, написал целый цикл музыкальных произведений, посвящённых этому времени года.

— Как он называется? “Времена года”, а именно – “Ноябрь”.

15 слайд. Проверка выполнения заданий по чистописанию.

IV. Работа по развитию речи. 16 слайд

Составьте несколько предложений об осени.

V. Словарная работа. 17–22 слайды

— Сегодня словарь представлен “Волшебным квадратом”, в котором спрятались словарные слова. Найдите и назовите их.

нояб
окер
лагь
обед
сина

(Ноябрь, около, лагерь, обед, осина)

23 слайд. А теперь запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

Ноябрь, около, лагерь, обед, осина.

Посмотрите на экран

VI. Постановка проблемы. Тема, цель урока. 24–25 слайды

Прочитайте отрывки из сказок. 26 слайд

Гости князю поклонились…
Воротился старик ко старухе…
Гости к пристани идут…
Вот пошёл он к синему морю.

— Откуда эти строчки? (“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотой рыбке”)

— У существительных с выделенными окончаниями определите падеж.

27 слайд. Проблемный вопрос:

— Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже?

— Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке.

VII. Работа по теме.

А) Объяснение нового материала.

— Сегодня на уроке русского языка вы будете в роли исследователей. Я разделила класс на 3 группы: каждая исследовательская группа получила карточки с именами существительными одного из склонений: 1 ряд – 1 склонение, 2 ряд – 2 склонение, 3 ряд – 3 склонение.

Карточки для исследовательских групп

28 слайд. Карточка № 1 для 1-й сследовательской группы.

Приближался (к чему?) к воде, речке, опушке обрадовался (кому?) лисе, тётке, царевне.

Задания:

    Определите падеж и склонение им. сущ.
  1. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 1 скл. в д.п.
  2. Проверьте себя по учебнику на стр. 94.

2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.

Поклонись рыбк. пришли к цариц. пристают к застав. .

Карточка № 1 для 2 исследовательской группы

Идёт (к чему?) к столу, к морю обратился (к кому?) к петушку, к коню.

Задания:

    Определите падеж и склонение им. сущ.
  1. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 2 скл. в д.п.
  2. Проверьте себя по учебнику на стр. 94

2. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.

Плывёт по мор. молвит царевич. идёт по неб. .

Карточка № 1 для 3 исследовательской группы

Задания:

  1. Определите падеж и склонение им. сущ.
  2. Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён сущ. 3 скл. в д.п.
  3. Проверьте себя по учебнику на стр. 94.
  4. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, определите падеж и склонение.

Тужит по дочер. подошёл к пристан. воротился к поч. .

  • Положите перед собой карточку № 1.
  • После выполнения задания, каждая группа сделает вывод об окончаниях имён сущ. данного склонения в д.п.
  • Задания под цифрой 1 — вы выполняете устно, а под цифрой 2 — письменно в тетрадь. Слайд № 31
  • Читайте внимательно задание и приступаете к работе.

    Слайды № 32–37. Проверка.

    Слайд № 38. — Какой вывод можно сделать о правописании окончаний имён сущ. в Д.п. 1 скл., 2 скл., 3 скл.?

    Какое окончание написали? Докажите.

    VII. Физкультминутка. Слайд № 39

    VIII. Работа с карточкой № 2. Слайд № 40

    IX. Прочитайте предложение.

    X. Работа с толковым словарём. Слайд № 41

    — Как вы думаете, что обозначает слово “колесница”?

    Давайте обратимся к толковому словарю. (Колесница — в старину: большой колёсный экипаж)

    Слайд № 42. Спишите, вставьте и выделите пропущенные окончания, докажите, предложение разберите по членам, обозначьте части речи.

    Слайд № 43. Проверка.

    — Какое окончание написали? Докажите.

    — Разберёт по членам предложения.

    Слайд № 44. Давайте, образуем от сущ. “колесница” однокоренные слова такие, чтобы одно было прилагательным, а другое — глаголом.

    Колесница, колёсный, колесить.

    — Самостоятельно разберите по составу эти слова.

    XI. Слайд № 45. Решение проблемы.

    — Отчего же в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже?

    — Какое же окончание мы будем писать в 1 скл.д.п., во 2 скл. д.п., в 3 скл. д.п.?

    XII. Итог урока. Слайд № 46–47.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-okonchaniy-imyon-suschestvitelnih-v-datelnom-padezhe-klass-1480852.html

    http://urok.1sept.ru/articles/538680