4 класс правописание суффиксов и приставок в словах

Правописание приставок и суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Проверка домашнего задания.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какова его тема, главная мысль?

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

-Запишите ещё три слова на это правило.

Самоопределение к деятельности.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек. )

— Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)

— А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок. )

— Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)

— Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».

— Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Коллективная проверка, самооценка.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

— В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

— Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?

— Написание каких суффиксов надо запомнить?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)

1.Приставка – часть слова, которая стоит:

а) перед корнем в) после окончания

б) после корня г) после суффикса

2.Не существует приставки:

3.Укажите случай раздельного написания.

а) (про)студа в) (про)лог

б) (про)мах г) (про)дрог

4.Укажите слово с приставкой с-.

а) (з, с)делка в) (з, с)десь

б) (з, с)дравие г) (з, с)дание

5.Суффикс служит для:

а) связи слов в предложении

б) изменения слов

в) образования новых слов

г) соединения корня и окончания

6.Укажите слово с суффиксом – ик.

а) ключ..к в) замоч..к

б) кармаш..к г) дружоч..к

7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.

а) белка в) липка

б) рыбка г) стопка

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)

Подведение итогов урока.

— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов». Урок разработан в технологии встречных усилий.

Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК «Школа России».

Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Урок русского языка в 3 классе.

Правописание суффиксов -ик, -ек .

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель.

Урок по русскому языку в 4 классе . Правописание приставок и суффиксов.

ГБОУ гимназия №1048

Конспект открытого урока по теме:

Правописание приставок и суффиксов

учитель начальных классов

2015-2016 уч. год

Правописание приставок и суффиксов

Цель : актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах, развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

— проверка готовности к уроку

Вчера , на одном из этапов урока, мы говорили о правописании удвоенных согласных в словах. Повторим еще раз слова с удвоенными согласными, правописание которых нужно запомнить.

Подчеркните удвоенную согласную.

Постановка задач урока.

Прочитайте слова. На какие две группы можно их разделить ?

П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка,

( слова с орфограммой в суффиксе, и в приставке),

— разделите слова на группы и запишите их

— какие орфограммы в приставках вы знайте?

( Безударная гласная , правописание некоторых приставок мы запоминали)

— какие орфограммы в суффиксах вы знайте?

(Правописание суффикса — ек ( ик), — окок )

— Сформулируйте тему урока:

Правописание гласных в суффиксах и приставках.

Сформулируем задачи урока.

На уроке мы должны:

Вспомнить орфограммы в суффиксах и приставках

Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм

Работа по теме урока:

Работа по учебнику.

— Рассмотрите таблицу . Какие части слова представлены в каждой группе?

( Приставки, корни, суффиксы)

— Вспомните, что нужно знать о правописании приставок и суффиксов.

( Приставки пишутся слитно с корнями слов)

— Как различить приставки и предлоги?

(Приставки пишутся слитно с корнем слова, а предлоги пишутся со словами раздельно)

Приставки бывают изменяемые и неизменяемые.

— Что вы знай те о правописании гласных и согласных в приставках типа

— Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, их правописание надо запомнить.

— Используя данные части слова, составьте возможные слова. Выделите в этих словах значимые части слова.

( снежок, белок , беленький, побелка, маленький, белка, подснежник, слоник…..)

-Какую еще значимую часть слова использовали? ( окончание)

Предлог и приставка ( карточка)

Рассмотрите цепочки слов:

(от) резной, (от) грузка, (от) радный

(про) сушка, ( про) книгу, (про)школу

(за) окном, (за) садом, (за) ехал

— Найдите лишние слова. Объясните свой выбор. ( приставка — предлог)

(Ответы: отгрузка, просушка, заехал.)

— Для чего нужны приставки в словах?

— Для чего нужны предлоги в речи?

-Выпишите слова с приставками, обозначьте приставку в словах.

— Перед вами с суффиксами. Вспомните , вызывают ли затруднения правописание этих суффиксов в словах.

Как проверить правильное написание этих суффиксов?

Рассмотрим таблицу в учебнике стр. 62.

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове: -ик или — ек?

( Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс — ек, а если не выпадает – суффикс – ик)

— В именах существительных можно встретить суффиксы: – ок и -онок. Чаще всего эти суффиксы пишутся после шипящих ( медвежонок, галчонок, мышонок, дружок). Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется -о-?

(- Чтобы правильно написать суффикс в слове, поставим ударение. Под ударением пишется -о-.)

ДРУГ – ДРУЖОК — ДРУЖОЧЕК

-Как образовалось слово ДРУЖОЧЕК? ( от слова дружок с помощью суффикса – ек)

-Почему в этом слове пишется -ек? ( Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружо чек – дружо чк а )

-А как образовалось слово ДРУЖОК ? (от слова друг с помощью суффикса – ок)

— Почему в суффиксе надо писать -О-? ( Буква – о- пишется в суффиксе существительных после шипящих под ударением)

УСТНОЕ объясните правописание следующих слов:

НОЖ – НОЖИК – НОЖИЧЕК

ПЕТУХ – ПЕТУШОК – ПЕТУШОЧЕК

КОВШ – КОВШЕК – КОВШЕЧЕК

Обобщим полученные знания . Я предлагаю выполнить небольшой тест.

Приставка – часть слова, которая стоит :

А. перед корнем В. после окончания

Б. после корня Г. После суффикса

Не существует приставки:

Укажите случай раздельного написания:

А. (про) студа В. (про) осень

Б. (про) мах Г. (про) дрог

Укажите слово с приставкой с-:

А. (с,з) делка В.( с,з) десь

Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание

Суффиксы служат для:

А. связи слов в предложении

Б. Изменения формы слова

В. образования новых однокоренных слов

Укажите слово с суффиксом — ик:

А. ключ…к В. замоч…к

Б. кармаш…к Г. дружоч…к

Подведение итогов урока.

Вспомним, какие задачи мы поставили перед уроком.

Вспомнить орфограммы в суффиксах и приставках

Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм

— Оцените свою работу на уроке.

— Правописание каких значимых частей слова мы повторили?

— Что нужно помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание вам понравилось?

7. Домашняя работа:

— Записываем в дневники домашнее задание.

Повторить правила правописания суффиксов и приставок.

Приставка – часть слова, которая стоит :

А. перед корнем В. после окончания

Б. после корня Г. После суффикса

Не существует приставки:

Укажите случай раздельного написания:

А. (про) студа В. (про) осень

Б. (про) мах Г. (про) дрог

Укажите слово с приставкой с-:

А. (с,з) делка В.( с,з) десь

Б. (с,з) дание Г. (с,з) дание

Суффиксы служат для:

А. связи слов в предложении

Б. Изменения формы слова

В. образования новых однокоренных слов

Укажите слово с суффиксом — ик:

А. ключ…к В. замоч…к

Б. кармаш…к Г. дружоч…к

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сальникова Вероника ВалентиновнаНаписать 17417 22.10.2015

Номер материала: ДВ-086985

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.10.2015 432
    22.10.2015 337
    22.10.2015 355
    22.10.2015 415
    22.10.2015 323
    22.10.2015 367

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Тема урока: Правописание суффиксов и приставок

Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Основные термины и понятия:

«Суффикс» «приставка», «корень слова».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.

Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-

Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.

Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.

Задания тренировочного модуля:

Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.

Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.

НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.

Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.

Слова с суффиксом -ек

Слова с суффиксом -ик

Задания контрольного модуля

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.

Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.

Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-v-klasse-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-513510.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3907/conspect/