4 класс русский язык правописание безударных личных окончаний в настоящем и будущем времени

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

— Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

— умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

— понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.

-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

— умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);

— умение осуществлять анализ и синтез;

— умение строить рассуждения;

— умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

— умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

— умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

— умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;

— умение прислушиваться к мнению собеседников;

— умение формулировать собственное мнение и позицию;

— умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

— умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;

— умение развивать устную и письменную речь;

— умение расширить активный словарный запас;

— умение определять спряжение глаголов;

— умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;

— умение определять лицо и число глагола;

— умение объяснять смысл пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_rus.yaz_4_klass.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Старокрымский УВК №1 «Школа — гимназия»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Учитель Луценко Лариса Анатольевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

— Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

— умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

— понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.

-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

— умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);

— умение осуществлять анализ и синтез;

— умение строить рассуждения;

— умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

— умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

— умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

— умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;

— умение прислушиваться к мнению собеседников;

— умение формулировать собственное мнение и позицию;

— умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

— умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;

— умение развивать устную и письменную речь;

— умение расширить активный словарный запас;

— умение определять спряжение глаголов;

— умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;

— умение определять лицо и число глагола;

— умение объяснять смысл пословиц.

1. Организационный момент.

2. Каллиграфическая минутка с офографическим заданием.

Км ксм ос мс вт ав Г Г Г — Что объединяет соединения букв на первой строке?

Какое слово можно составить? – Подберите родственные слова. (Космос, космонавт, космический, космодром).

— Кто знает, в каком году состоялся первый полёт человека в космос? (1961г.)

3. Списывание с заданием .

Раздвинутся земного дома стены,

И будет, стоит только захотеть,

На всех планетах Солнечной системы,

Как музыка, людская речь звенеть.

Задание:1) По словарю выяснить значение понятия «Солнечная система».

2) в выделенных словах определить спряжение.

Вопрос: _Легко вам было определить спряжение? (Да, окончания под ударением).

3) Прочтите глаголы.

— Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)

— Составим алгоритм определения спряжений:

Дети: 1) . Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на – ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И .

2) Если глагол оканчивается на – еть, ать, оть, уть, ять — это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е .

стро[и]шь – стро ить (II) – строИшь

работа[и]м – работ ать (I) – работаЕм

4. Сообщение темы, цели, задачи урока.

— Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)

— Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения.)

5. Работа по теме урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

— Какие орфограммы, связанные с правописание глаголов вы знаете? (мягкий знак после шипящих во всех формах глаголов, правописание личных безударных окончаний глаголов, написание НЕ с глаголами)

  1. Формирование темы и целей урока.

— Посмотрите на слова, записанные на экране:

— Что их объединяет?(это глаголы)

— Какой глагол можно исключить? (сеять)

— Почему? (глагол неопределённой формы)

— Как определили, что это глагол неопределённной формы? (задали вопрос)

— Посмотрите на то, как записаны оставшиеся глаголы, определите тему урока

(Правописание безударных личных окончаний глаголов).

— Какой цели необходимо достичь при изучении этой темы? (научиться писать безударные личные окончания глаголов)

  1. Повторение шагов алгоритма (запись на доске, 1 чел. у доски)

4. Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.

а) (на доске ) Вставить в окончания глаголов буквы И или Е , опираясь на алгоритм. Выделить окончания ( по 1 чел. у доски цепочка)

— Окончания выделены. Разберите 1 глагол по составу. ( По выбору)

в) Работа в парах. (На экране).

— Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по лексическому значению)

— Что такое фразеологизмы? ( устойчивые сочетания слов).

— Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика. Запишите их парами в тетрадь. Вставьте пропущенные окончания глаголов, объясните.

Дремл…т вод…т за нос

Убега…т унос…т ноги

Обманыва…т клюёт носом

Запомн…ть заруб…ть на носу

Физминутка (проводят дети, ответственные за зарядку).

г) Работа в группах.

— Исследуйте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Определите спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Помните правила работы в группах.

1) По одёжке встреча..т, по уму провожа…т.

2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.

3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех.

4) Учи других и сам науч…шься.

5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.

— От группы 1 чел. объясняет. Каждой группе по одной пословице. Остальные проверяют. Если правильно ставят + . Оцените работу группы. 5 « +» — отлично, 4 – хорошо, 3 – надо поработать. Запишите в тетрадь одну наиболее понравившуюся пословицу.

д) Проверочная работа по уровням.

Определить спряжение глаголов, опираясь на неопределённую форму глагола. Вставить пропущенные окончания в глаголы 3л., ед.ч. (ОН что делает?)

Определить спряжение, вставить пропущенные окончания.

Плач…т, собира…т, узна…т, дремл…шь, дар…т, друж…т, люб…т, устан…шь

Образуйте от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа.

6. Подведение итогов урока

— С какой орфограммой работали на уроке?

— Какую цель ставили?

— Представьте, что вы уже учитесь в 5 классе. Как вы будете объяснять на уроке правописание безударных личных окончаний глаголов?

— Оцените, насколько каждый из вас достиг цели урока. На полях напротив последней записи в этой классной работе поставьте «!», если всё понятно. Если остались вопросы, поставьте «?». Всем спасибо за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки.

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными.

Урок русского языка по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени». 4класс.

Конспект урока русского языка, презентация к уроку, приложение.

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок — ВЭРСА.

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России» , Учебник Т.Г. Рамзаевой) на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Урок посвящен дню космонавтики (50-летие первого полета человека в космос).

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Конспект урока русского языка. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (УМК «Школа России», 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум.

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Академия социального управления»

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени».

Сидоровой Раисы Васильевны,

УМК: Школа России

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение, 2014 г.

Тип урока: объяснение нового материала.

Доска, интерактивная доска, учебник Русский язык 4 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Цели: развивать умение определять спряжение глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.

развивать познавательные УУД анализа, сравнения, классификации объектов по выделенным признакам, самостоятельное выделение цели, построение логической цепи рассуждений;

развивать коммуникативные УУД — формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, формирования умения слушать и вступать в диалог;

развивать регулятивные УУД – постановка учебной задачи, оценивание качества и уровня усвоения материала.

1. Орг. Момент – 2 мин.

Приветствует учащихся, просит проверить готовность к уроку.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Открывают тетради, записывают число, классная работа.

2. Актуализация знаний – 5 мин.

-Прочитайте группу слов на доске.

Гонит, читает, прыгает, моет, доказывает, дышит, сверкает, машет, чинит, пилит, стелет, говорит.

Что общего у этих слов?

На какие две группы можем разделить эти слова?

Вспомните алгоритм определения спряжения глаголов.

Читают группы слов.

Определяют, что все эти слова – глаголы. Одни из них 1 спряжения, другие 2 спряжения.

1 .Поставить глагол в н.ф.

2.Посмотреть на что оканчивается глагол- если на ить , то это глагол 2 спр.

( называют глаголы исключ.)– если на еть, ать, оть, уть, ять, ыть , то это глагол 1 спр. ( искл.-брить, стелить)

3.Самоопределение к деятельности – 6 мин.

-Прочитайте запись на доске.

Звен… весёлые ручейки. Уже цвет… подснежник-хохлатка. Берёза распуска… свои клейкие листочки.

-Является ли данная запись текстом? Почему?

-Определите тему текста?

-Какие изобразительно-выразительные средства встретились в данном тексте?

— Что общего у слов с пропущенными буквами.

— Вставьте пропущенные буквы и объясните, почему вставили именно эти буквы.

-Какое слово вызвало затруднение и почему.

-Сформулируйте задачи урока.

Объясняют, что данное высказывание будет являться текстом, т. к. состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически и объединенных общей темой. Тема текста – весна.

Находят в тексте изобразительно-выразительные средства.

(Ручейки звенят, ручейки весёлые, подснежник-хохлатка)

Все слова с пропущенными буквами – глаголы, и в каждом слове буквы пропущены в окончаниях.

Вставляют пропущенные буквы, объясняют, что словах звенят и цветёт окончания ударные, поэтому вставка пропущенных букв не вызвала затруднений, в слове распускает окончание безударное, кто-то из учащихся считает, что нужно вставить букву и, другие, что нужно вставить букву е.

Формулируют учебную задачу: научиться определять, как пишутся личные безударные окончания глаголов.

4. Анализ таблицы «Правописание личных безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени» — 5 мин.

— Для того, чтобы верно написать окончание глагола распускает давайте обратимся к таблице в учебнике «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени»(приложение 1).

— Рассмотрите таблицу. Какие признаки глаголов указаны в таблице?

-Какое окончание мы напишем у глагола 1 л., ед. ч., 1 спр.? 3 л. мн. ч. 2 спр.? и т. Д

-Какие признаки глагола распускает вы должны знать, чтобы определить по данной таблице его окончание.

В таблице указаны следующие признаки глагола: число, лицо, спряжение.

Для того, чтобы узнать, какое окончание нужно написать в глаголе распускает , нужно определить его число, лицо, спряжение.

Определяют, что это глагол 1 спряжения в форме 3 лица, единственного числа. По таблице узнают, что у глаголов 1 спр. в форме 3 л., ед. ч. пишется окончание – ет.

5.Самостоятельное составление алгоритма определение безударного окончания у глаголов настоящего и будущего времени – 7 мин.

— Объединимся в группы по 4 человека, обсудим и составим алгоритм определения безударного личного окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Наблюдает за работой каждой группы, при необходимости оказывает помощь, задает наводящие вопросы.

— Чья группа желает представить результат своей работы классу?

-Остальные группы будут слушать и обсуждают получившийся алгоритм, при необходимости вносят коррективы. Предложенный алгоритм и поправки учащихся фиксируются на доске.

Обсуждают в группах алгоритм определения безударного личного окончания глаголов настоящего и будущего времени, записывают результат обсуждения.

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно:

1.Определить время, лицо и число глагола.

2.Поставить этот глагол в неопределенную форму.

3.Определить спряжение глагола(для этого посмотреть, на что оканчивается неопределенная форма глагола).

Проверить, не относится ли глагол к глаголам-исключениям.

4.Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном лице и числе и написать окончание

Физкультминутка –2 мин.

Встаньте рядом со своим столом.

Для глаз: — 5 раз сильно зажмурьте и откройте глаза;

— посмотрите вверх, вниз, вправо, влево ( повтор 5 раз);

— нарисуйте глазами круг влево, вправо;

Присядьте, если услышите глагол 1 спряжения, подпрыгните ,если услышите глагол 2 спряжения, похлопайте в ладоши, если услышите глагол- исключение. ( Ловит, едет, бреет, дышит, стирает, отдыхает, клеит, увидит).

6.Применение полученных знаний на практике – 7 мин.

— Выполним упражнение 201 на стр. 99 (приложение 2) – записать глаголы, определить личное окончание глагола, пользуясь составленным алгоритмом.

— Определите, пользуясь данным алгоритмом, окончания глаголов

Учащиеся работают в тетрадях, с места по цепочки объясняя написание личных окончаний глаголов.

Учащиеся обсуждают задание, высказывают свои варианты рассуждения, приходят к выводу, что данный алгоритм не подойдет для определения окончаний этих глаголов, т. к. окончание глагола стоят ударное, проверять его нет необходимости; глагол начали прошедшего времени.

7.Закрепление изученного материала – 5 мин.

— Самостоятельно выполните упражнение 202 с. 99 (приложение 3). Запишите глаголы по группам.

а)глаголы с ударными личными окончаниями;

б)глаголы 1 спряжения с безударными личными окончаниями;

в)глаголы 2 спряжения с безударными личными окончаниями;

и вставьте пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.

Какие ошибки допущены, Почему?

Проверяют правильность выполнения задания, сверившись с интерактивной доской.

Обсуждают и разбирают допущенные ошибки. ( забыли, что это слово-исключение, неправильно поставили в н.ф и определили спряжение )

Корректируют результат работы.

8.Домашнее задание – 2 мин.

-Запишите задание на дом:

С. 99 упр. 203, выучить правила с.97,98.

-Прочитайте задание. Какие вопросы по заданию возникли?

Записывают домашнее задание в дневники, читают задание в учебнике, задают уточняющие вопросы учителю.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия – 3 мин.

— Давайте вспомним, какую учебную задачу мы поставили перед собой в начале урока.

— Удалось ли решить поставленную задачу.

Итак, мы с вами ставили в начале урока цель – научиться писать безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберите для себя одну из его строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме, и на полях в тетради поставьте соответствующий значок.

Урок полезен, всё понятно. ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. ( !? )

Ещё придётся потрудиться. ( ? )

Да, трудно всё-таки учиться! ( … )

Лист самооценки с воздушными шариками.

1.) Я – молодец! (красный шарик) -5

2.) Могу и лучше. (зеленый шарик) — 4

3.) Надо постараться. (синий шарик) -3

Вспоминают учебную задачу: научиться писать личные безударные окончания глаголов настоящего и будущего времени.

1.Русский язык, 4 класс, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М., Просвещение, 2014.

2. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной, Горецкого, Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко, 4 клас, М., Вако, 2014.

3. Сборник рабочих программ «Школа России», М., Просвещение, 2011.

4. nsportal.ru/. /urok-russkogo-yazyka-v-4-klasse-umk-shkola-rossii-tema

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

  • Сидорова Раиса ВасильевнаНаписать 6064 27.08.2018

Номер материала: ДБ-055764

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    27.08.2018 1668
    25.08.2018 3569
    23.08.2018 302
    22.08.2018 1827
    22.08.2018 155
    21.08.2018 843
    18.08.2018 965
    17.08.2018 1213

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Открытый урок русского языка в 4-м классе. Тема «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»

Цели:

  1. Познакомить с распознаванием спряжения глагола по неопределённой форме.
  2. Развивать умение правильно писать личные окончания глаголов и обосновывать их написания.
  3. Формировать умение различать окончания глаголов первого и второго спряжения.

I. Организационный момент.

II. Чистописание.

“Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь”.

– Посмотрите на доску.

– Кому принадлежат эти слова? (Владимиру Мономаху “Поучение детям”)

– Выпишите все глаголы. )

– Что вы можете сказать об этих глаголах? (Время, число, лицо, спряжение.)

– Как вы определяете спряжение? (По ударному окончанию.)

– В каком слове мы можем определять спряжение? (Примите, так как ударное окончание.)

III. Работа над новым материалом.

1. Сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе.

– Посмотрите на доску: Мечта_шь, помеша_те, кле_шь.

– В какой части пропущена буква? (В окончании.)

– Можем ли мы с уверенностью сказать какую букву надо вставить? (Нет.)

– Почему? (Потому что на окончание не падает ударение.)

Так чему же мы будем учиться сегодня на уроке? ( Писать личные безударные окончания глаголов.)

– Какие буквы мы можем вставить? (Е или И)

– Что для этого надо знать? (Спряжение.)

– А как мы до сих пор узнавали спряжение? ( По ударному окончанию.)

– Какие ударные окончания мы знаем у первого и второго спряжения?

1 спряжение2 спряжение
-ешь, -ёшь,-ет, -ёт,ем,-ём,-ете,-ёте, -ут,-ют.–ишь, -ит, -им, -ите,-ат, -ят.

– Значит какую гласную в окончании в первом спряжении под ударением мы пишем? (Гласную Е и окончания –ут, -ют.)

– А во втором спряжении? (Гласную И и окончания -ат, -ят.)

– Но мы же знаем, что ударные и безударные окончания у одного и того же спряжения одинаковые. Значит, чтобы нам вставить гласную букву в безударном окончании, надо определить спряжение.

– Как же это сделать у глаголов с безударным окончанием? (Поставить слово в неопределённую форму.)

– Поставьте эти слова в неопределённую форму. (Мечтать, помешать, клеить.)

– Если глаголы в неопределённой форме оканчивается на: -ать, -оть, -еть, -ыть, -ять, -уть, то этот глагол относится к первому спряжению; а если глагол оканчивается на – ить, то он относится ко второму спряжению.

– Значит в слове мечтаешь вставляем букву Е, в слове помешаете тоже вставляем букву Е, так как эти слова относятся к первому спряжению; а в слове клеишь вставляем букву И, так как это слово относится ко второму спряжению.

2. – Давайте попробуем поучиться определять какое безударное окончание мы должны писать?

– Посмотрите на доску. На доске: стро_т, пил_м, чита_те. (Образец рассуждения: Для того чтобы определить спряжение, надо поставить глагол в неопределённую форму, строить – глагол оканчивается на –ить, следовательно это глагол 2 спряжения, следовательно в окончании будем писать гласную букву И или –АТ, -ЯТ в 3 лице. Строит – окончание –ит показывает нам, что это глагол 3 лица, множественного числа. )

– А сейчас вы мне объясните у доски написание остальных слов.

3. – А сейчас мы поработаем с учебником.

– Откройте учебник на с.35 , найдите упр.№454.

– Прочитайте задание. Прочитайте сначала глаголы с ударным окончанием. Скажите, как у них определить спряжение? (По ударному окончанию.)

– В тетрадях записали №454, поделили лист пополам на несколько строчек. В первую половину мы запишем слова с ударным окончанием и будем определять спряжение, сразу выделяя окончания, а во второй столбик – с безударным окончанием.

Говорит-2клеишь-2
Молчишь-2спешишь-2
Долетят-2построят-2
Отвезут-1посеют-1
Сберегут-1думаешь-1
Живёшь-1отвечаешь-1

– Как же будем определять спряжение у глаголов с безударным окончанием?

– Помните: В глаголах с ударным окончанием спряжение определяем по ударному окончанию.

IV. Закрепление пройденного.

– А сейчас вы поработаете самостоятельно, но у каждого из вас будет своё задание. А затем мы с вами проверим.

1. Уровневая дифференциация.

Из двух глаголов укажи глагол 1 спряжения. Докажи правильность ответа.

  1. Победить, побеждать.
  2. Отправлять, отправить.
  3. Потерять, находить.
  4. Разрушать, разрушить.
  5. Гореть, говорить.

Образец: Пилить, строгать -1 спряжение.

Узнай спряжение глагола. Напиши глагол во 2 лице единственного числа. Обозначь ударение.

  1. Писать – _______________________
  2. Рисовать – _____________________
  3. Ходить – _______________________
  4. Готовить – ______________________
  5. Стрелять – ______________________

Определи спряжение глагола. Напиши глаголы в 3 лице единственного и множественного числа. Обозначь ударение.

  1. Помнить.
  2. Работать.
  3. Верить.
  4. Краснеть.
  5. Играть.

(Проверка на экране через мультимедийный проектор)

2. Работа в парах.

– А сейчас ребята вы выполните задание в парах.

Перед вами карточка №2 с предложениями. Внимательно послушайте задание.

1 вариант – вы должны будете выписать глаголы 1 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

2 вариант – вы должны будете выписать глаголы 2 спряжения, вставив и выделив окончания. Прежде чем писать личное безударное окончание, нужно определить спряжение.

Выполнив работу, поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

  1. Кто поздно се_т, тот редко ве_т.
  2. Скромность украша_т человека.
  3. Правда и реку останов_.
  4. Труд корм_ , а лень порт_.
  5. ОТ гнева старее_ , от смеха молоде_.
  6. Словами поля не засе_.
  7. Где стро_ , там и ро_.

А сейчас проверьте, глядя на экран. ( Через мультимедийный проектор проецируются на экран правильные ответы).

3. Самостоятельная работа.

Следующий вид работы – традиционный для вас. Мы с вами часто проверяем, как же вы усвоили новый материал. И, как обычно, на следующем уроке русского языка я сообщу вам результаты самостоятельной работы. Мы обязательно разберём допущенные ошибки.

Перед вами лежит карточка №3. Поставьте глагол в неопределённую форму, определите спряжение и вставьте окончание.

ГлаголНеопределённая формаСпряжение
М_роз_т
Б_седу_м
Б_гате_шь
Д_жур_т
Ж_ла_м

V. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу.

– Понравился ли урок?

– Оцените, как вы работали сами. Как работали ваши одноклассники?

– Чему вы научились?

– Что необходимо знать, чтобы написать личное безударное окончание глагола? (Спряжение.)

– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Молодцы! Вы очень хорошо потрудились, и я надеюсь, что полученные знания на уроке сегодня, вы будете правильно применять в дальнейшем.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-v-nastoyaschem-i-buduschem-v-3201025.html

http://urok.1sept.ru/articles/533704