4 класс русский язык правописание безударных окончаний имен существительных

Урок русского языка. 4 класс. «Правописание безударных окончаний имен существительных»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_4_klass._pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh.docx20.71 КБ
pravopisanie_bezudarnyh_okonchaniy_imen_sushchestvitelnyh.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 4 класс.

Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».

Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.

  • совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
  • обогащать словарь учащихся.
  • развитие познавательных УУД (анализ, синтез).
  • развитие регулятивных УУД (оценивание и контроль).
  • развитие коммуникативных УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).

На доске карточки со словами (выделенные буквы закрыты) :

т и шина,те рр итория, тру д , ло в кость, окрес т ность, шля п ка, в е сёлый.

У: Сформулируйте задание к этим словам.

Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему .

Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.

У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?

Д: Буквы гласных звуков: е, и.

На доске элементы чистописания: еиеиееииеееиии

У: Посмотрите на карточки, какое слово лишнее? Почему?

Д: Слово весёлый , т.к. это имя прилагательное.

Карточка со словом убирается.

У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.

Подумайте, что могут обозначать эти буквы?

Д: Это первые буквы названия падежей.

У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.

Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.

У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?

Д: Окончание. (после ответа появляется значок лупа и окончание)

У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?

Д: Безударные окончания имён существительных.

Д: Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требуется тщательная проверка.

У. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.

В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.

Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.

На доске написана цель:

Научиться определять верное_________ имени существительного по _________.

(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму.)

У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану ( план записан на доске или вывешивается). Итак, нам нужно:

  1. Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.

2.Закрепить его на тренировочных упражнениях.

  1. Проверить, что получилось после тренировки.
  2. Подвести итоги.
  3. Определить, над чем работать дальше.

(Основная часть. Реализация плана)

У: Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания имен существительных.

Д: Чтобы определить безударное окончание имен существительных нужно…

  1. Определить склонение (выделяем исключения)
  2. Определить падеж
  3. Вспомнить вспомогательное (опорное) слово (перечисляются слова для каждого склонения)
  4. Записать окончание

Педагог кратко записывает алгоритм на доске.

У: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните алгоритм .

На экране появляется список слов с пропусками.

2.словно в сказк_

3.с ветк_ на ветк_

У: Что необходимо делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных?

Д: Нужно тренироваться.

У. Приступаем ко второму заданию . У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями. Ваша задача – заполнить пропуски. Работа самостоятельная.

1. у рыженькой малышк_

2. на пушистой сосенк_

3. о лесной красавиц_

4. от забавной белочк_

5. к запасливой хозяйк_

6. с ветк_ на ветку

7. об огромной радост_

8. к волшебной осен_

После выполнения работы фронтальная проверка.

У. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с задание 2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет наше третье задание. В работе будут встречаться словосочетания из второго задания.

Записывайте под диктовку.

Текст проверочной работы

Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку.

Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки .

Я подошёл ближе к рыженькой малышке.

Она прыгала с ветки на ветку.

Я часто вспоминаю о лесной красавице.

У. Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.

У: Самостоятельно проверьте написание выделенных красным цветом слов. Фронтальная проверка (слайд). Сравните с тем, как вы записали эти слова на карточке. У кого повторились ошибки? Кто смог исправиться и верно написать эти словосочетания? Что вам помогло в этом? У кого появились ошибки в написаниях безударных окончаний? Почему?

С какими словами не было необходимости применять алгоритм ?

Д: Со словом белку, встречу, окончания этих слов не вызывает сомнений.

Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.

(Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.)

У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?

Д.: Научиться определять верное окончание имен существительных по алгоритму .

У: Итак, когда нужно применять алгоритм ?

Д: Когда окончание находится в безударной позиции.

У: Как это делать?

Ребята проговаривают весь алгоритм.

У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины ( учитель читает причины)

Ошибаюсь в определении падежей

Путаюсь в определении склонения

Забываю слова- помощники

Не заполнил алгоритм

Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[. ] шёл пар .

Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .

Вставляем окончание: от речк и шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Мария Шмаль
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты:

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; определять падеж и склонение имён существительных; выделять падежные окончания;

— Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

— Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Ход урока:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда – догадайтесь сами.

В этом доме 100 рябин, 100 берёз и 100 осин.

Итак, отправляемся в путешествие не по страницам учебника, а в зимний лес.

Прежде чем войти в лес по лесной тропинке, необходимо подготовиться к путешествию.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(формулирование темы урока).

— Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.)

— Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (слайд 2)

— Что вам напомнили эти следы? (Окончания существительных (слайд 3)

— Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени сущ.)

— Какая основная задача, которая стоит перед вами?

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании безударных падежных окончаний существительных единственного числа.

-Вот мы очутились на лесной поляне, где нас встречает красавица-ель. (слайд 4)

Делаем остановку. Я предлагаю украсить ёлочку снежинками, но для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Один отвечает, остальные внимательно слушают.

И если ошибка – сигналите красными огоньками (сигнальные карточки)

Повторение об имени существительном. (слайд 5)

1. Дайте определение имени существительному.

2. Как изменяются имена существительные?

3. Что такое склонение?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

— Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка!

— А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада над Саксонией 4 декабря 1892 г. Их диаметр достигал 12 см (слайд 7)

Словарно – орфографическая работа

— Путешествуем дальше. А вот и первый лесной житель. Отгадайте – он бывает белый и бурый. (Медведь (слайд 8)

Он вас просит выполнить несколько заданий.

Первое задание. Просклонять существительные разных склонений, называя окончания (Вьюга, буран, метель)

Второе задание. Запишите под диктовку слова в три столбика, распределяя по склонениям. (Лошадка, календарь, берег, огурец, молодость, вьюга, пальто, метель, снежинка, осень, мебель)

(самопроверка по ключу)

— Послушайте, кто-то к нам спешит.

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса.) (слайд 10)

— Лисичка приготовила для вас задания и просит вас их выполнить.

Первое задание называется «Найди ошибку» (слайд 11)

Как прекрасен зимний лес! Диревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки. Он спрятался около еле. (проверка у доски цепочкой)

Физкультминутка (12, 13, 14, 15)

Момент пришёл для игр и шутки, точнее, для физкультминутки.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте,

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три, четыре, пять, шесть)

Вперёд из — за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Упражнение в определении окончаний существительных (слайд 16)

Работа в группах (Вставьте пропущенные безударные падежные окончания)

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Вставить безударные падежные окончания)

Для этого давайте вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных.

1. Определи падеж.

2. Определи склонение.

3. Вспомни окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.

Написал в тетрад. ,

играл на площадк.,

подбежал к пристан.,

видны на скатерт. .

Прочитайте предложение. Помогите лисе, потому что она сомневается в выборе букв. (слайд 17)

(В)воздухе медленно кружылись снижынки.

— Какой части речи не хватает в этом предложении. (Прил.)Я предлагаю написать:

В воздухе медленно кружились снежные снежинки. (речевая ошибка)

(В предложении есть речевая ошибка – снежные снежинки.)

Правильно, ребята. Подберите прилагательные к слову «снежинки». (Пушистые, резные, холодные,)

Выполните синтаксический разбор данного предложения.

(Дети выполняют задание +индивидуальная работа — у доски работают два человека: морфологический разбор слова «в воздухе» — сильный ученик, разбор по составу «снежинки» — слабый.)

Проверка: синтаксический разбор – (слайд 13);

разбор по составу – сигнальные карточки;

морфологический разбор – в воздухе

Отправляемся дальше. Посмотрите, кто это там в сугробе.Давайте с ним познакомимся:

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий.

Зверек этот пугливый. (Заяц.) (слайд 18)

Зайчик предлагает поиграть в игру «Бегущие минутки». (слайд 19)

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов.

1. Изменяемая часть слова….(окончание)

2. Часть речи, обозначающая предмет…. (существительное)

3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся… (к 1 склонению)

4. Имена существительные бывают….(одуш. и неодуш.)

5. Главные члены предложения….(подлежащее и сказуемое)

6. Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

7. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

8. К 3 склонению относятся имена существительные….(женского рода с нулевым окончанием)

Упражнение в определении падежей существительных

Следующее задание. Из данных слов составьте предложения. Запишите. падежи существительных. (Слайд 20)

Проверь. (Слайд 21)

Определите падежи существительных. (Взаимопроверка)

И снова в путь. Ой, кто это воет? (Слайд 22)

Думаю, если мы выполним задания правильно, то волк нас не тронет.

Самостоятельная работа (Поставь существительное в данный падеж)

Ветка (Р. п, ладонь (П. П, стакан (Т. п.)

Следующее задание. (слайд 24) Выборочная работа.

1 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием — е.

2 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием — и.

(Написал в тетрад., играл на площадк., подбежал к пристан., найти на дорог., пошёл по троп.)

— Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибки. Молодцы!

Подведение итогов урока.

— Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

— А как нужно себя вести в лесу?

— Какие задания вам больше всего понравились?

— Что мы должны запомнить?

— Послушайте, что вы слышите? (Ручей.) (слайд 25)

— Откуда он здесь? (Родник.)

Рефлексия под звук ручья

— Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите ёлочку красного цвета.

— Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, поднимите ёлочку зелёного цвета.

— Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, поднимите ёлочку синего цвета.

— Покажите свои ёлочки. Молодцы!

— В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарки. (слайд 26)

(Учитель раздаёт детям шишки, украшенные блёсками)

— Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.

Урок закончен.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Конспект урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений» Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме и правильно писать безударные окончания. Задачи: 1. Упражняться.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги» Открытый урок по русскому языку Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги. Красота слова и души. Цель: организовать деятельность.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/39

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-v-4-klase-uchitel-shmal-marija-jakovlevna.html