Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс.
Правописание безударных окончаний
имён существительных во всех падежах
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.
1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.
2. Определять падеж имён существительных.
— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
— самостоятельно определять учебную задачу
— планировать свою деятельность по решению учебной задачи
— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.
— ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;
— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
— осознают ценности своего языка.
— уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном диалоге.
- Орг. момент. Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.
Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения, 3 склонения.
Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед йыджак( Слайд 1)
-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение?
(чтение справа налево).
Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)
-Как понимаете? Запишите пословицу. Выполните синтаксический разбор. Назовите словосочетания.
-Написание окончаний каких существительных могут вызвать затруднения?
Почему гласные вызывают сомнения?( они без ударения)
Сформулируйте тему урока. (слайд№3)
Чему будем учиться?
3 Проверка домашнего задания.
Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.
Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.
Дети объясняют следующие фразеологизмы:
- Сердце кровью обливается – жалко.
- Положа руку на сердце – откровенно, честно.
- Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.
- Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
- Как маслом по сердцу – приятно.
- Поздравить от всего сердца – искренне.
- Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.
- С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.
- От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.
- Сердце упало – страшно.
Взаимопроверка . Как определяли падеж?
Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?
Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!
Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.
-Что такое существительное?
(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)
– Что вы знаете об именах существительных ? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).
5.Работа со словарными словами . (картинный словарь) Разделитесь на три группы, запишите слова, относящиеся к своему склонению
— Проверьте написание слов . 1. Береза. корова. осина, неделя, одежда. 2. Мороз, месяц, календарь, медведь.3.Морковь, тетрадь, лошадь.
– Что вы знаете об именах существительных ? (изменяются по числам и по падежам).
– Что при этом изменяется у существительных ? (Окончание).
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? (О правописании окончаний имен существительных.
– На какие две группы можно разделить окончания существительных ? (Ударные и безударные).
– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).
— В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п, П.п)
Правописание безударных окончаний имён существительных
Как правильно написать безударное окончание имени существительного
Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.
Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:
- для первого склонения — страна, земля
- для второго склонения — конь, окно
- для третьего склонения — степь
Порядок действий:
3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.
4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.
Например: от речк[. ] шёл пар .
Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .
Вставляем окончание: от речк и шёл пар.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.
Предметные : знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.
Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.
Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности
Оборудование урока: фотоиллюстрации, сигнальные карточки, карточки для групповой работы ,учебники.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку “5”!
— Рада, что у вас хороший рабочий настрой.
-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».
(Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,
— Открыли тетради, записали число, классная работа
Четырнадцатое д е к а бря
Кла сс ная р а бота
— Поиграем в игру «Исчезающее слово»
На доске слова: погодка, Дарья, грустный, зеленая, полночь, сегодня, переход, дожик.
— Найдите и запишите слово с…
Непроизносимой согласной в корне слова
Сложное слово с соединительной гласной
Безударной гласной в корне слова
Мягким знаком после шипящего
Разделительным мягким знаком
— Какое слово осталось? (сегодня) Почему?
-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове
не проверяемые ударением, парная согласная в корне слова)
Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить
-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму
— Что обозначает это слово?
-Послушаем как дается толкование слова в Толковом словаре
— Давайте, с этим словом составим предложение
Ох, и погодка сегодня!
— Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)
-каким членом предложения является существительное
Вывод: — Какая орфограмма в слове
Игра «Найди лишнее слово»
На дорог., с площад., в деревн., на мор., к осен., к подруг., ( в траве)
— Почему? (ударное окончание)
Проблема: Кто сформулирует тему урока? Что будем отрабатывать?
Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе.
Давайте вспомним, что нужно знать , что бы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных.
http://budu5.com/manual/chapter/39
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-pravopisanie-bezudarnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-vo-vseh-padezhah-3502869.html