4 класс русский язык правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_russkogo_yazyka_4_klass.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс.

Правописание безударных окончаний

имён существительных во всех падежах

Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах.

1.Формировать навык правописания окончаний имён существительных , совершенствовать умение обосновывать написание падежных окончаний имён существительных.

2. Определять падеж имён существительных.

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

— самостоятельно определять учебную задачу

— планировать свою деятельность по решению учебной задачи

— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

— ученики понимают, что такое падежи имен существительных, их вопросы, предлоги, окончания;

— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

— осознают ценности своего языка.

— уметь выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию, применять правила делового сотрудничества- участвовать в продуктивном диалоге.

  1. Орг. момент. Начинаем мы опять писать, склонять и объяснять.

Сядут те дети, имя которых относится к существительным 1-го склонения, а теперь те, имя которых относится к существительным 2-го склонения, 3 склонения.

Итсордум уцитсач теялвабирп инзиж ьнед йыджак( Слайд 1)

-Ребята, кто догадался, как можно прочитать это предложение?

(чтение справа налево).

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.( слайд №2)

-Как понимаете? Запишите пословицу. Выполните синтаксический разбор. Назовите словосочетания.

-Написание окончаний каких существительных могут вызвать затруднения?

Почему гласные вызывают сомнения?( они без ударения)

Сформулируйте тему урока. (слайд№3)

Чему будем учиться?

3 Проверка домашнего задания.

Дома вы готовились объяснить фразеологизмы со словом сердце и рисовали к ним рисунки.

Прочитайте фразеологизм, попробуйте объяснить одним словам и определите падеж существительного сердце.

Дети объясняют следующие фразеологизмы:

  • Сердце кровью обливается – жалко.
  • Положа руку на сердце – откровенно, честно.
  • Кошки на сердце скребут – неспокойно, плохое настроение.
  • Уехать с тяжёлым сердцем – уехать расстроенным.
  • Как маслом по сердцу – приятно.
  • Поздравить от всего сердца – искренне.
  • Сердце обросло мохом – бездушный, чёрствый.
  • С лёгким сердцем – без тревоги, без опасений.
  • От доброго сердца – по-доброму без злого умысла.
  • Сердце упало – страшно.

Взаимопроверка . Как определяли падеж?

Ребята, как вы думаете, вам встречаются в жизни больше людей с добрым сердцем или с сердцем обросшим мхом?

Молодцы! Я от всего сердца желаю вам сегодня хорошего настроения и надеюсь, что вы уйдёте сегодня с урока с лёгким сердцем и ваше сердце всегда будет добрым!

Загадка : Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам.

-Что такое существительное?

(Это часть речи, который отвечает на вопросы кто? и что?, обозначает предмет или явление.)

– Что вы знаете об именах существительных ? (Бывают мужского, женского, среднего родов, 1, 2, 3 склонения, изменяются по числам и по падежам).

5.Работа со словарными словами . (картинный словарь) Разделитесь на три группы, запишите слова, относящиеся к своему склонению

— Проверьте написание слов . 1. Береза. корова. осина, неделя, одежда. 2. Мороз, месяц, календарь, медведь.3.Морковь, тетрадь, лошадь.

– Что вы знаете об именах существительных ? (изменяются по числам и по падежам).

– Что при этом изменяется у существительных ? (Окончание).

– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить ? (О правописании окончаний имен существительных.

– На какие две группы можно разделить окончания существительных ? (Ударные и безударные).

– Как проверить безударное падежное окончание существительных? (Правописание безударного падежного окончания имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения).

— В каких падежах безударное падежное окончание вызывает сомнение? (Р.п, Д.п, П.п)

Правописание безударных окончаний имён существительных

Как правильно написать безударное окончание имени существительного

Безударные окончания имен существительных в разных падежах часто вызывают вопросы. Сложно понять, какую букву надо писать.

Запомни, что безударные окончания существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные! Поэтому, чтобы правильно написать безударное окончание, нужно подобрать контрольное слово — это слово с ударным окончанием, стоящее в том же падеже, что и слово с безударным окончанием:

  • для первого склонения — страна, земля
  • для второго склонения — конь, окно
  • для третьего склонения — степь

Порядок действий:

3. Выбираем контрольное слово и ставим его в том же падеже.

4. Смотрим на окончание контрольного слова — и такое же ставим в слово с безударным окончанием.

Например: от речк[. ] шёл пар .

Определяем падеж — от (чего?) — от речк.. — Р. п. Определяем склонение — речка — 1-е скл. Подставляем контрольное слово для 1-го склонения в родительном падеже — от земл и шёл пар .

Вставляем окончание: от речк и шёл пар.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах»

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;

содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;

воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь к родному языку.

Предметные : знать отличительные особенности именительного, родительного и винительного падежей существительных, развивать умение сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода.

Регулятивные УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять родительный и винительный падежи; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных мужского рода существительными женского рода. , обучение потребности составления алгоритма, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка.

Коммуникативные УУД: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах и в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности

Оборудование урока: фотоиллюстрации, сигнальные карточки, карточки для групповой работы ,учебники.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все готовы получать
Только лишь оценку “5”!

— Рада, что у вас хороший рабочий настрой.

-Наш девиз: «Умение учиться- мое личное достижение».

(Вместе, дружно, помогать, слушать друг друга, не ссориться,

— Открыли тетради, записали число, классная работа

Четырнадцатое д е к а бря

Кла сс ная р а бота

— Поиграем в игру «Исчезающее слово»

На доске слова: погодка, Дарья, грустный, зеленая, полночь, сегодня, переход, дожик.

— Найдите и запишите слово с…

Непроизносимой согласной в корне слова

Сложное слово с соединительной гласной

Безударной гласной в корне слова

Мягким знаком после шипящего

Разделительным мягким знаком

Какое слово осталось? (сегодня) Почему?

-Какая орфограмма в слове определите? (безуд. гласные в слове

не проверяемые ударением, парная согласная в корне слова)

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить

-Запишите слово в словарики и выделите орфограмму

— Что обозначает это слово?

-Послушаем как дается толкование слова в Толковом словаре

— Давайте, с этим словом составим предложение

Ох, и погодка сегодня!

— Определите вид предложения ( простое -1 грамматическая основа)

-каким членом предложения является существительное

Вывод: — Какая орфограмма в слове

Игра «Найди лишнее слово»

На дорог., с площад., в деревн., на мор., к осен., к подруг., ( в траве)

— Почему? (ударное окончание)

Проблема: Кто сформулирует тему урока? Что будем отрабатывать?

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. в единственном числе.

Давайте вспомним, что нужно знать , что бы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/39

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-pravopisanie-bezudarnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-vo-vseh-padezhah-3502869.html