4 класс русский язык правописание глаголов на тся и ться

Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Правописание -ться и -тся в глаголах»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

— Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

— Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

— Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)

— А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

— Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.

— Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

— Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

— Сравните свои работы.

— Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

— Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или — ться )

— Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и — ться в глаголах)

2)Сообщение темы и целей урока

— Тема урока «Правописание -тся и — ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

— Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и — ться в глаголах; применять правило правописания -тся и — ться в возвратных глаголах)

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

— Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

— В какой форме стоят? (неопределённая форма)

— Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

— В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

— Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

— В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

— Итак, в каком случае пишется — ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^ — ся пишется ь знак)

— В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

— Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

— Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

что (с) делать? что делает? , что сделает?,

что делают? , что сделают?

неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,

то пиши -ться то пиши -тся

4) Дальнейшая работа над пословицей

— Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

— Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.

Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

он хвалится вращаться

она боится качаться

они нравятся прощаться

— Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянут ь ся, поклонит ь ся, трудит ь ся)

— Запишем их в столбик

— Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

— Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянут ь ся – потяне тс я

Поклонит ь ся – поклони тс я

Трудит ь ся — труди тс я

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

— А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

— Самопроверка по образцу.

1в. Рано утром на рассвет е умываю тс я мышата.

Надо, надо умыват ь ся по утрам и в е ч е рам.

2в. Дуб дождя и ветра вовсе не бои тс я.

Кто сказал, что дубу страшно простудит ь ся.

В весеннем лесу ……. легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если ……… , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, ……. на все лады молодой, зеленеющий лес.

— Какова тема текста? (Весна в лесу)

— Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершённым.

В весеннем лесу дышится легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если прислушаться , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

3)Самостоятельная работа с самопроверкой

— А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

— Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

— Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

— Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

— Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Они испытывают волнение -…..

Он испытывает радость- ……

— Какую цель ставили перед собой на начало урока?

— Кто считает, что достиг поставленных целей?

— За что бы вы себя похвалили?

— В каких случаях мы пишем перед ^ –ся ь знак?

— В каких случаях мы не пишем перед ^ –ся ь знак?

— Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.

Урок русского языка (УМК «Школа России») на тему «Правописание -тся, -ться в глаголах». 4-й класс

Класс: 4

Цель: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах.

Задачи: познакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах; работать над обогащением словарного запаса, развивать орфографическую зоркость; внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей; создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку; положительное отношение к учёбе, к знаниям; бережное и заботливое отношение к природе.

Формируемые УУД.

  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Регулятивные: постановка учебной задачи; сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
  • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник, толковые словари, рисунок коромысла, карточки для исследовательской работы, карточки дифференцированных заданий, листы диагностики знаний, карточки-опоры –тся, –ться, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент

— Сегодня мы будем проблему решать,
Знания новые открывать,
Научимся смело их применять,
Задания сможем легко выполнять.

— Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и удачи на уроке.

2. Сообщение темы и целей урока

— Сегодня, придя в школу, на дверях я увидела объявление, но дождь размыл некоторые слова. Помогите прочесть.

Обращение к учащимся школы № 2

Веселей шагай, народ!
Ждём вас на субботник!
Надо дружно потруди…,
Чтоб городом своим горди…!
Каждый делом занимае…:
Метёт, скребёт и прибирае….
Вот и чистота у нас,
Просто радуется глаз!

Неравнодушных ребят ждём 28 апреля в 10.00 у школы.
При себе иметь мётлы, мусорные пакеты и хорошее настроение.

(Слайд 3)

— Почему появилось такое обращение? Какой экологический день мы отмечали недавно? (22 апреля День Земли)

— Объясните лексическое значение слова «субботник». Как вы его понимаете? Где можно узнать точное его значение? Найдите в толковом словаре и зачитайте.

— Почему нельзя оставаться в стороне? Что может сделать каждый из вас?

— Давайте восстановим текст обращения. Как вы думаете, какие буквосочетания пропущены?

— Обратите внимание на восстановленные слова. (Слайд 3)

— К какой части речи они относятся? (Глаголы)

— Какие это глаголы? Назовите общий признак. (Возвратные)

— Что интересного заметили в их написании? (Одни глаголы оканчиваются на -тся, а другие на -ться)

— Достаточно ли у вас сейчас знаний, чтобы ответить на вопрос, когда пишется -тся, -ться? (Нет)

— Сформулируйте тему урока. Какую проблему будем решать на уроке (Правописание -тся, -ться в глаголах) (Слайд 4)

— Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с правилом правописания в возвратных глаголах -тся, -ться) (Слайд 5)

— Надо всё нам тут узнать,
-тся и -ться ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.

3. Актуализация знаний

— Вначале, вспомним, что мы знаем о глаголе. Ответьте «согласен»-«не согласен» на вопросы по теме «Глагол». Проверим. (Приложение 2) (Слайд 6)

Оцените себя. Отметьте на листе диагностики. (Приложение 3)

— Следующее задание. Прочитайте пословицы.

— Как вы понимаете пословицы? Что общего? (Об отношении к природе)

— Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Был бы лес, с…л…в…и прил…тят.

— Проверим. Объясните орфограммы.

Оцените себя. Отметьте на листе диагностики.

— Что человек должен делать, чтобы природа была нам другом, выручала нас в трудную минуту, радовала, когда нам грустно, как надо к ней относиться? Ответьте кратко, только глаголами. (Беречь, не уничтожать, охранять, оберегать, защищать)

— В какой форме вы употребили сейчас глаголы? (В неопределённой форме)

Есть ли в данных пословицах буквосочетание, написание которого вы не можете пока объяснить? Назовите слово. (Согреется)

4. Изучение нового материала

— Для того чтобы решить задачи урока и понять, в каких случаях пишется ь, а в каких нет, мы с вами проведём небольшое исследование. У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны слова. Работая в парах, разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика.

Разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика. На какой вопрос отвечает каждый глагол, запишите.
печалится, печалиться, удивится, удивиться.

— Проверим. (Слайд 7)

— В какой форме глаголы оканчиваются на –тся, а в какой оканчиваются на –ться? (Слайд 7) (Карточки –тся, ться)

— Чем является –ся? (Суффикс)

— По результатам вашего исследования сделайте вывод: когда в глаголах пишется буквосочетание –тся, а когда –ться.

(Если выводы сделать трудно, воспользуйтесь карточкой-помощником)

Если глагол отвечает на вопрос …, то он стоит в … форме и в нём перед суффиксом –ся … мягкий знак.
Если глагол отвечает на вопрос …, то он стоит в форме …. и в нём перед суффиксом –ся … мягкий знак.

— Сравним наши выводы с правилом учебника. Откройте стр. 104. Прочитайте.

— Совпадают наши выводы с правилом учебника?

— Правописание -тся, -ться в глаголах это орфограмма. В наших памятках она будет под № 26 (карточки -тся, -ться, на обратной стороне 26)

— Подумайте, как можно представить правило правописания –тся, -ться в глаголах в виде схемы опоры. Посмотрите на слайд. (Слайд 8)

Оцените свою работу.

5. Закрепление изученного

1) — Следующее задание. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Назовите и объясните орфограммы.

Вся природа красуется весною.

— Прочитайте её орфографически. Запишите по памяти. Проверьте. Оцените себя.

Динамическая пауза.

— Отдохнём. Встаньте. Отправляемся на прогулку. На нашем пути речка. Пока нам нельзя купаться. Холодно. Полюбуемся красотой нашей речушки. Уходя, надо за собой …убраться. Продолжаем путь. Солнышко припекает. Жарко. Вот небольшой лесок. Можно отдохнуть под деревом. А на нём гнёздышко. Скоро из яиц птенчики должны вылупиться. Можно гнездо трогать, заглядывать в него? Не будем им мешать и тихо уйдём домой.

(Слайд 9-10)

— Садитесь тихо за парты.

6. Закрепление изученного

2) — Какие глаголы по теме нашего урока вы сегодня запомнили из физминутки? Запишем их на доске и в тетрадях в столбик.

— В какой форме стоят глаголы? (В неопределённой форме)

— Работаем в парах. Измените данные глаголы, поставив их форму 3 лица настоящего или будущего времени ед.ч. Запишите в тетрадь.

— Проверим. Оцените свою работу. (Слайд 11)

3) – Мы побывали сегодня на речке. Но ею можно не только любоваться или летом в ней купаться. Прочитайте загадку упр.217 стр.104. Назовите отгадку. Что такое коромысло? Предположите. Найдите точное лексическое значение слова в толковом словаре. (Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.)

— Посмотрите на рисунок коромысла. Пользуемся мы сейчас коромыслом? Это устаревшее слово.

— Какое же ещё значение имеет для нас вода? (Питьевая вода и для хозяйственных нужд)

— Как сохранить воду? (Не выполнять хозяйственные нужды прямо в речке, беречь её и экономно расходовать)

— Спишите первых два предложения.

— Объясните написание глаголов с выделенными буквосочетаниями.

— Произнесите выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном. Одинаково ли они произносятся? А пишутся? Что пишется в глаголах? А что пишется в именах существительных?

4) – В заключительной части урока я вам предлагаю задание для самостоятельной работы на выбор.

Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1 (белая карточка)

Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2 (жёлтая карточка)

Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3 (зелёная карточка)

Запиши пословицу, обозначая изученную орфограмму.

Как (что сделает?) аукнет.ся, так и (что сделает?) откликнет.ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит.ся.

Запиши пословицу, обозначая изученную орфограмму.

Как аукнет.ся, так и откликнет.ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит.ся.

Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните –тся, -ться.

Например, Принимать решение — решиться.

  1. Он испытывает радость — радует…ся.
  2. Допускать ошибки — ошибат..ся.

— Проверьте себя. Оцените свою работу. (Слайд 12)

7. Рефлексия

— Давайте снова посмотрим на текст объявления.

— Какая проблема стояла в начале урока? (Разобраться, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?)

— Как вы думаете, мы всё узнали о глаголе?

— Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. Ещё в 4 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.

— Вспомните, каковы были задачи нашего урока?

— Выполнили мы задачи урока?

— Когда пишется в глаголах -тся, а когда -ться?

— Помогите мне это правило сформулировать в форме стихотворения, вставив пропущенные слова.

Прежде, чем глагол писать,
Не забудь……… задать.
Если мягкий знак в ………,
То в глагол его мы………. .

Вопрос
Вопрос
Вносим (Не вносим)

(Слайд 13)

— Посмотрите на свои листы самодиагностики. Кто считает, что выполнил задачи урока? Оцените свою работу на уроке. (Учитель комментирует самооценку и ставит оценку за урок)

— Спасибо за хорошую работу на уроке. (Слайд 14)

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме: «Правописание глаголов на -тся и -ться»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме: «Правописание глаголов на -тся и -ться»»

Конспект урока по русскому языку 4 класс

Раздел: Грамматические признаки глагола.

Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание –тся и ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться..

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);

развивающего обучения (система Занкова)

Методы и приёмы:

Технологическая карта урока

I. Самоопределение к деятельности.

– Добрый день! Сегодня у нас много гостей и, конечно, мы рады видеть их на уроке. Надеюсь, что вы, ребята, продемонстрируете нашим гостям работу слаженную и результативную, как истинные партнёры. Итак, начинаем наш урок.

Подготовка класса к работе.

I I .Этап актуализации знаний

-Давайте начнем наш урок, а девизом пусть послужат эти слова:
Если к(??)лектив старает…ся,

То у них всё получает…ся.

Если не будем стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

-Посмотрите,мы столкнулись с орфограммами. Можем ли мы подобрать проверочное слово? Если нет проверочного,значит это слово словарное?
-Где мы можем узнать написание этого слова?(Интернет,словарь)
(Запись слова коллектив, указать его грамматические признаки)

Записывают слово, решают орфографические задачи.

I I I. Определение темы, целей и задач урока

-Вернёмся к нашему девизу ,в словах какой части речи мы видим орфограмму?
предположите тему нашего урока?

Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.
Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.

Задачи: 1. Повторить ранее изученное о глаголе.
2. Познакомиться с новой орфограммой.
3. Научиться писать глаголы с –тся и ться.
Эти задачи и послужат планом к нашему уроку.

— У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите его. Вы будете оценивать себя в течение всего урока на разных его этапах.

Лист самооценки
Обучающиеся формулируют тему, цель и задачи урока самостоятельно.

IV. Повторение пройденного и фиксация затруднений в деятельности.

— Давайте вспомним с вами все, что мы знаем о глаголе. (Тест)

1. Глагол- это…

а) служебная часть речи;

б) сложная часть речи;

в) самостоятельная часть речи.

2. Обозначает…

а) признак предмета;

б) действие предмета;

в) количество предметов.

3. Глаголы настоящего и будущего времени изменяется…

а) по лицам и числам;

б) по числам и родам;

в) по числам и падежам;

4. Изменение по лицам и числам называется …

а) спряжением;

б) склонением;

5. В предложении глагол чаще всего является…

— Ставим столько баллов, сколько правильных ответов.

— У кого «5», тот отлично справился с тестом. Я думаю, что вы также будете отлично работать на протяжении всего урока.

Обучающиеся выполняют тест, тренирующий отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Обучающиеся подсчитывают количество набранных ими баллов, взаимопроверка.

Тест напечатан на МАРШРУТНОМ ЛИСТЕ

IV. Открытие нового знания

Работа с классом.
— Из каких источников мы можем получить информацию по данной теме?

(интернет, взрослые, в справочнике, у учителя, в учебнике).

— Из этих источников мы получим информацию в готовом виде.

– Но, можно самим вывести правило.

– Какой путь вы выбираете? (Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)

-Предлагаю вам провести наблюдение.

Лучше всего эту работу проводить на основе какого-либо текста
.
-Составьте алгоритм правописания глаголов на -тся, -ться:

2.Задайте вопрос к глаголу.

3.Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется —ться.

4.Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется —тся.

-Мы повторили изученный материал,а теперь попробуем решить главную сегодня задачу. Предположите как мы ее можем решить?

Давайте, понаблюдаем за глаголами, для этого выполним упражнение из учебника.

Стр.31 упр310
-Выпишише глаголы, в 1 столбик оканчивающиеся на –ться. Во второй на –тся.

-1 способ: Если в вопросе есть ь – то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь – пишем –тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе –ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем –тся.

— Сравним наше открытие с правилом в учебнике. Стр.32

Индивидуальная работа у доски (2 ученика)

-Теперь мы смело можем решить наши орфографические задачи.
Выписываем глаголы в нужный столбик.

Обучающиеся работают в самостоятельно.

Дети делают выводы.

Работа по учебнику.

-На доске появляется запись-алгоритм (таблица):

Раз сегодня мы говорим о глаголах, то и физкультминутка будет связана именно с этой частью речи.

— Выполняйте то, что я говорю.

Ты встаешь со стула, поворачиваешь голову вправо, влево. Поднимаешь вверх руки, встаешь на носочки и пытаешься дотянуться до потолка, потом медленно опускаешь руки и снова садишься на свое место.

— Молодцы! Назовите глаголы, которые встретились в тексте этой физкультминутки.

VI . Первичное закрепление

Скажите, в каких произведениях УНТ чаще встечаются глаголы? Сколько в них таится скрытого смысла, а главное, мудрых жизненных уроков.

— Вспомните, что такое “пословица”? (Это краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющие поучительный смысл.)

Работа в группах. Игра «Собери пословицу».

— Каждой группе нужно собрать пословицу, которая записана на карточках, объяснить её смысл. Записать в тетрадь.

Борот?ся и искать, найти и не сдават?ся.

Всякий человек на деле познает?ся.

Сумел оступит?ся, сумей и исправит?ся.

Друзья познают?ся в беде.

-Спишите в тетрадь пословицу, которая может служить девизом вашей жизни. Объясните свой выбор.

Обучающиеся работают в группах.

Проверка по эталону на слайде

Карточки со словами пословицы

VII. Домашнее задание

Стр.36 упр.№3 (продолжите работу над пословицами)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа со словами.

— Обратите внимание на маршрутный лист, задание №2

Самостоятельная работа по теме: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

В соответствующей колонке отметьте крестиком, что пишется в данном глаголе: -тся или –ться?

запират..ся на засов 5. надо заботит..ся о здоровье

употребляет..ся в глаголе 6. нам пригодит..ся схема

удивлят..ся пению 7. получает..ся картина

Обучающиеся самостоятельно,работа в паре применяя правило, изменяют глаголы..

Проверка по слайду

VIII. Рефлексия деятельности

— Какая цель стояла перед нами в начале урока? Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие в языке сделали?

— Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

— Какую цель перед собой поставили?

— Каким способом действовали для достижения цели?

— Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

— Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Внимание, ключ к заданию.

— Поднимите руку, кто при выполнении этого задания не допустил ни одной ошибки.

— Выведите среднее арифметическое баллов, выставленных вами за каждый этап урока.

4.5- 5 ты отлично поработал на уроке, спасибо

3.7-4.4 ты хорошо потрудился

3-3.6 старайся работать лучше

— Поднимите руки, кто работал сегодня отлично, хорошо, удовлетворительно?

— Что вам не удалось, что нужно сделать, чтобы это устранить?

-А как вы думаете, всё ли вы узнали о глаголах теперь?

— Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. На последующих уроках вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

— Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Самоанализ урока русского языка в 4 классе

Тема урока: Правописание –тся и ться в глаголах.

Тип урока: открытие новых знаний; 1 урок по теме «Правописание –тся и ться в глаголах.».

Цель урока: формирование навыка написания глаголов оканчивающихся на –тся и ться.

регулятивные: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативные: совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности.

Предметные: ученик научится правильно писать глаголы оканчивающиеся на –тся и ться..

Метапредметные: ученик учится организовывать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование: учебник для 4 класса «Русский язык», 2 часть (Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.), маршрутный лист с заданиями для учащихся; лист самооценки, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, самостоятельная.

проблемного обучения (И.Я. Лернер, Н.М. Скаткин);


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/672793

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dlia_4_klassa_po_tiemie_pravopisaniie_ghlagho