4 класс русский язык правописание возвратных глаголов

Правописание возвратных глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цели деятельности учителя: познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.

Планируемые результаты:

· понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

· способность контролировать свои действия;

· познакомить детей с особенностями возвратных глаголов.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
vozvratnye_glagoly._4_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Моисеенко Мария Сергеевна

Конспект урока русского языка.

Тема: Правописание возвратных глаголов.

Цели деятельности учителя: познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
  • способность контролировать свои действия;
  • познакомить детей с особенностями возвратных глаголов.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2012. Презентация.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Словесный: слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Внимательно посмотрите на своё рабочее место у вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Т еперь мы готовы начинать урок.

Настраиваться на предстоящую работу.

Проверять готовность к уроку.

Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

Практический: записывать упражнение

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с правилом

П: работа с упражнением

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

П: работа с упражнением

Актуализация опорных знаний.

-Что такое склонение? ( Изменение имён существительных по падежам.) — Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного? — Откройте тетради, отступите две клеточки и запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня четырнадцатое апреля. Спишите с экрана словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Дружил с Игор. написать на забор. сгорели в печ. гнездо на берёз. сел у ел. в белой шапочк. пошёл по алле. прочитал в книг. ехал по коч..м, от гвоздик.. к фиалк.. . Давайте проверим. По цепочке объясняем написание пропущенных окончаний имён существительных.

Изучение нового материала.

-Прочитайте глаголы и сравните их.

-Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Пе рвые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем- то или над чем- то, а второе- что действие совершается кем- то или чем- то над самим собой.)

-Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? ( У вторых глаголов в парах добавляется — ся.)

-Как могут называться такие глаголы?

-Прочитайте, как они называются, на ст. 102 учебника. -Сформулируйте задачи урока. ( Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать. )

-Прочитайте на стр. 102 сведения о языке.

-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. ( Суффикс -ся )

-Как вы думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? ( Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть ).

-Самостоятельно выполните упр. 211. Вам нужно из упр. 210 выбрать возвратные глаголы и списать их. Подчеркнуть мягкий знак перед суффиксом -ся.

-Какие глаголы вы выписали? (Одеват ь ся, стучат ь ся, умыват ь ся, научит ь ся, увидет ь ся, обменят ь ся.)

-У кого не так? Хорошо, молодцы.

-Толя, прочитай текст из упр. 212.

-О ком в нём говорится? (о Пуме)

-Что вы узнали о пуме из текста?

-Какие буквы вы напишите на месте пропусков? Объясните свой выбор.

-Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. (Позабовляться)

-Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся.

-Выполните грамматический разбор слова прыгает как часть речи (Прыгает- гл., что делает?, н.ф.- прыгать, 1 спр., в наст. вр.,в 3-м л., в ед. ч., сказ.) ; и слово сбористым разберите по составу (серебр ист ым) . Кто пойдет к доске, выполнит разбор? Нужно два человека. (два ученика работают у доски).

Отвечать на вопросы.

Списывать с доски.

Объяснять написание окончаний имён сущ.

Отвечать на вопросы.

Формулировать задачи урока.

Читать правило. Отвечать на вопросы.

Выполнять самостоятельно упражнение.

Выбирать нужные глаголы.

Читать текст вслух. Отвечать на вопросы. Объяснять выбор буквы. Списывать упражнения. Выполнять грамматический разбор слов.

П: строят речевое высказывание

К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • П: выполнять работу по цепочке.

Р: постоновка учебной задачи

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

П: извлекают необходимую информацию из правила;

осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов»

Светлана Соболева
Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов»

Тема: Правописание возвратных глаголов.

Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания, которые вы записали.

— От каких глаголов можно образовать три формы времени? Назовите их.

— От каких глаголов можно образовать две формы времени? Назовите их.

— Какое слово из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этом слове.

— Прочитайте предложение, которое вы составили с этим словом.

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?

1) (Не)бравшись за топор, избы (не)срубить. 2) (Не)надевай хомут с хвоста, (не)начинай дело с конца. 3) (Не)сиди сложа руки, так (не)будет и скуки. 4) Своя ноша (не)тянет.

— Спишите, раскройте скобки. Какое правило нужно для этого вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Учиться — всегда пригодится.

— Назовите возвратные глаголы. (Учиться, пригодится.)

— Что вы заметили? (Учиться пишется с мягким знаком, а пригодится — без мягкого знака.)

— Как это можно объяснить? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с правилом правописания -тся и -ться в возвратных глаголах.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Определите формы глаголов продаётся и ложиться. (Продаётся — настоящее время, 3-е лицо, единственное число; ложиться — неопределённая форма.)

— Назовите все знакомые орфограммы в стихотворении.

— Расскажите стихотворные строки друг другу.

(Письмо по памяти. Взаимопроверка по учебнику, взаимооценка.)

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе?

— Прочитайте загадку. Назовите отгадку. (Коромысло.)

— Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.

— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написание и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать? (В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.)

— Какой можно сделать вывод? (Правописание -шея и -ться в глаголах является орфограммой.)

— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 105.

— Выполните разбор слова повисли по составу.

VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте глаголы в неопределённой форме. Назовите показатель неопределённой формы. (Суффикс -ть.)

Поэтому в возвратных глаголах неопределённой формы перед -ся пишется мягкий знак.

— Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа (Окончание -ешь или -ишь.)

Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица единственного числа перед -ся пишется мягкий знак.

— Назовите показатель глаголов 3-го лица. (Окончание -ет или -ит.)

Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица единственного числа перед -ся не пишется мягкий знак.

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Учащиеся у доски объясняют написание глаголов. Самооценка.)

— Какие орфограммы встретились в тексте? Объясните их написание.

— Расскажите стихотворение друг другу.

(Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Вставьте мягкий знак там, где это необходимо.

1) Слухами земля полнит. ся. 2) Упасть — не беда, беда — не подняться. 3) Друзья познают. ся в беде. 4) Лучше оступит. ся, чем оговорит. ся. 5) Как аукнет. ся, так и откликнет. ся.

(Фронтальная проверка с объяснением.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Когда в глаголах пишется -ться, а когда —тся!

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 4 классе для детей с ОВЗ «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине» Русский язык в 4 классе Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине. Цели у рока: 1. Закрепить знания учащихся в.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание возвратных глаголов.»

Тема: Правописание возвратных глаголов.

Цель: образовательная: познакомить учащихся с понятием «возвратные глаголы», с основными правилами и особенностями правописания возвратных глаголов, закрепить ранее усвоенные знания о глаголе как части речи, учить делать морфологический разбор предложений.

развивающая: развивать логическое, аналитическое и творческое мышление, устную речь, память, умение выражать свои мысли с помощью эпитетов.

Воспитательная: воспитывать культуру труда, любовь к русскому литературному языку, уважение друг к другу, чувство коллективизма, умение работать в группах и в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: микрофон, иллюстрации-плакаты, индивидуальные карточки, карточки с возвратными глаголами.

Организация начала урока – 1 мин.

Актуализация и коррекция знаний – 6 мин.

Сообщение ученикам темы, цели и задач урока – 1 мин.

Восприятие и осознание учениками фактического материала – 13 мин.

Физ. минутка – 1 мин.

Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами–15 мин.

Обобщение и систематизация знаний – 3 мин.

Итоги урока – 1 мин.

Сообщение домашнего задания – 2 мин.

Организация начала урока

-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2. Актуализация и коррекция знаний

2.1. Интерактивный метод «Незаконченные предложения»

-Ребята, прежде чем мы с вами перейдём к изучению новой темы, давайте повторим то, что вы изучали на предыдущих уроках русского языка.

-Сейчас я буду подходить к каждому из вас, держа в руках микрофон и говорить предложения, но заканчивать их я не буду. Вам необходимо будет продолжить мои фразы. Например, я буду говорить: «Глагол – это…» И вы продолжаете. Только стараться отвечать нужно очень быстро. Поняли задание? Тогда начинаем.

Глагол – это… (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?»)

Неопределённая форма глагола – это… (Начальная форма глагола)

У глаголов существуют такие времена – …(Прошедшее, настоящее и будущее)

Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы – … (Что делать? Что сделать?)

Глаголы неопределённой формы чаще всего имеют суффиксы – … (-ть, -ти)

Глаголы в неопределённой форме могут заканчиваться на -чь. Но это не суффикс, а… (часть корня)

После буквы ч, в неопределённой форме глагола, пишется … (мягкий знак)

Глагол в прошедшем времени отвечает на вопросы – … (Что делал?Что сделал?)

Чем чаще всего является глагол в предложении? (сказуемым)

Глаголы будущего времени отвечают на вопросы – … (Что будет делать? Что сделает?)

Глаголы настоящего и будущего времени имеют форму … (лица)

При изменении глагола по лицам изменяется и его … (Личное окончание)

Изменение глагола по лицам числам в настоящем и будущем времени называется … (Спряжением)

Глаголы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственном числе имеют личные окончания … (-ешь, -ёшь, -ишь)

На конце глаголов 2-го лица пишется … (мягкий знак)

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по … (их неопределённой форме)

-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием и еще раз повторили всё то, что изучали на предыдущих уроках по русскому языку.

3.Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности.

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой темой – Возвратными глаголами. Узнаем, что это за глаголы, на какие вопросы они отвечают, и познакомимся с их правописанием. Тема нашего урока – возвратные глаголы.

4. Восприятие и осознание учениками фактического материала.

-Ребята, откройте свои тетради. Отступите от предыдущей работы 2 строки и запишите сегодняшнее число – Двадцать второе марта, Классная работа.

-Пишем красиво и аккуратно.

4.1. Беседа по теме «Возвратный глагол» с использованием иллюстраций-плакатов.

/Вывешиваю на доску иллюстрации: 1) с изображением мальчика, который обучает собаку; 2) с изображением мальчика, который читает книгу (учится)/

-Ребята, посмотрите на доску. Что изображено на первой иллюстрации? (Мальчик учит собаку)

-Что изображено на второй иллюстрации? (мальчик, который учится)

-Ребята, давайте составим предложение, к первой иллюстрации. (Денис учит собаку новой команде)

-Хорошо, . выйди и запиши это предложение на доске.

-Составьте предложение ко второй иллюстрации. (Олег прилежно учится)

-Хорошо, …, выйди и запиши это предложение на доске.

-Ребята, обратите внимание на слова «учит» и «учится». Чем они отличаются? (В них есть -ся).

-Правильно, ребята, в них есть суффикс -ся.

-…, выйди к доске и выдели суффикс -ся в слове «учится».

-На кого направлено действие, обозначенное глаголом «учит»? (На собаку)

-Правильно, в слове «учит» действие направлено на собаку, то есть на другой предмет или существо.

-На кого направлено действие, обозначенное глаголом «учится»? (на самого мальчика)

-Правильно, в слове «учится» действие направлено на самого мальчика. Мы можем так же сказать, что действие направлено не на посторонний предмет, а на себя.

-Какой мы можем сделать вывод? (Глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, направленное на себя)

4.2. Работа с правилом из учебника на с. 102.

-Ребята, сейчас мы прочитаем с вами правило об этих глаголах. откройте учебники на с.102 и найдите это правило.

— Ребята, так что же такое возвратные глаголы? (Глаголы с суффиксом –ся)

-На какие вопросы отвечают возвратные глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)

-Когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак? (Перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределённой формы)

4.3. Выполнение упражнения 211, с. 102.

-Ребята, найдите упражнение 211.

/Ученик читает задание упражнения/

-Ребята, в задании этого упражнения необходимо обратить внимание на пары глаголов, из упражнения 210.

-Сейчас я буду вызывать по одному человеку к доске, и вам необходимо будет написать одну пару глаголов, выделить суффикс –ся в возвратных глаголах. Записываем глаголы в один столбик. Все остальные ребята записывают пары глаголов в один столбик в свою тетрадь.

-Записываем: «Упражнение 211».

/Учащиеся выходят к доске и записывают пары глаголов/

-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием.

-Ребята, давайте немного с вами отдохнём и проведём физ.минутку. встаньте со своих мест.

5. Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами.

5.1. Выполнение упражнения 213 с элементами игры

-Ребята, найдите упражнение 213.

-Ребята, сейчас мы с вами выполним это упражнение по-особенному. Сейчас я буду вызывать по одному человеку для выполнения задания одного словосочетания. У вышедшего к доске будет необычная задача. Ему нужно будет прочитать глагол и вопрос из упражнения, а существительное нужно будет не произнести, а показать без слов. Например, поздороваться (с кем?) с…, а слово «командиром» необходимо будет показать.

-Ребята, если вы догадываетесь, какое существительное показывает ваш одноклассник, не выкрикиваем его, а тянем руку. Затем, это словосочетание без вопроса нужно записать на доске, указать падеж имени существительного.

-Остальные ребята, выполняем это упражнения в тетради. Поняли задание?

-Тогда записываем: «Упражнение 213».

-Обратите внимание на написание слова «Командир». Это словарное слово, и буква «о», после буквы «к», и буква «а», после буквы «м» — это орфограммы. запомните написание этого слова.

/Дети выполняют упражнение/

-Отлично, вы справились с этим заданием. Обратите внимание на слова «хвалиться» и «извиниться». Определите, от какого из этих слов можно образовать три формы времени, а от какого только две? (от слова извиниться можно образовать только 2 формы времени)

-Почему? (Потому что слово «извиниться» отвечает на вопрос «Что сделать?», данное действие уже завершено, или только будет завершено, оно не может использоваться в настоящим времени)

-Правильно, молодцы, ребята!

5.2. Выполнение упражнения 214 на индивидуальных карточках

-Ребята, как вы думаете, изменяются ли возвратные глаголы настоящего и будущего времени по лицам и числам?

-Сейчас мы с вами это проверим и проведём небольшое исследование. Каждому из вас я раздаю индивидуальные карточки. На них написаны глаголы «учиться» и «засмеяться» в первом и втором лице. Вашей задачей будет – проспрягать данные глаголы. На выполнение этого задания у вас есть 2 минуты.

/Учащиеся выполняют задание/

-Закончили. Давайте проверим правильность выполнения вами данного задания.

-…, прочитай, как ты проспрягал возвратные глаголы?

-Ребята, у кого получилось по-другому?

-Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов?

-Как определить лицо и число этих глаголов?

-Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы.

-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием.

5.3. Составление предложения с разбором и определением частей речи.

-Ребята, сейчас вас ждёт еще одно необычное задание.

-Посмотрите, у меня в руках есть 4 карточки. На каждой из них написан один возвратный глагол. Сейчас один из вас выйдет ко мне, и вытащит карточку. Затем, нам необходимо будет составить предложение с этим возвратным глаголом и сделать его разбор.

/Ученик вытаскивает одну карточку/

/Карточки: радоваться, купаться, хочется, царапается/

-Итак, возвратный глагол, который написан на карточке: __________

-Давайте составим с ним предложение и наиболее удачное запишем на доске и разберём, определив части речи.

/Дети выполняют задание/

6. Обобщение и систематизация знаний.

-Ребята, сегодня мы познакомились с новой для вас темой – возвратными глаголами.

-Что такое возвратные глаголы?

-На кого, чаще всего, направлено действие, обозначающееся возвратным глаголом? (На себя, на предмет, который выполняет действие)

-Правильно. Какой суффикс имеют возвратные глаголы? (-ся, -сь)

— Когда в возвратных глаголах пишется мягкий знак? (Перед суффиксом –ся в возвратных глаголах неопределённой формы)

-Как изменяются возвратные глаголы?

7. Подведение итогов урока

-Ребята, на сегодняшнем уроке вы были активными и хорошо справлялись со всеми поставленными заданиями. Отметки «5» получают __________ за активное участие в уроке, правильные ответы у доски.

8. Сообщение домашнего задания.

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Вам необходимо будет выполнить упражнение 212. В этом упражнении нужно списать текст о пуме – дикой американской кошке и вставить пропущенные буквы. Так же, вам необходимо будет найти и подчесркнуть возвратный глагол в неопределённой форме.

Запишите, «с. 102, упр. 212»

-На этом наш урок подошёл к концу. Я благодарна вам за продуктивную и активную работу!


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-4-klas-tema-pravopisanie-vozvratnyh-glagolov.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-pravopisanie-vozvratnih-glagolov-3592067.html