4 класс русский язык суффиксы глаголов

Урок по русскому языку «Правописание суффиксов глаголов» (4 класс)

Тема: Правописание суффиксов глаголов.

закрепить навыки правописания суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);

научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;

развивать логическое мышление, внимание, речь, память;

воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;

учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Приветствие учащихся, включение учащихся в деловой ритм.

2. Орфографическая минутка:

Вет…р на море гуляет
И кораблик подг…няет.
Он б…жит себе в в…лнах
На раздутых п…русах.

– Из какой сказки этот отрывок?

(А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь»)

– Ветер выдул несколько букв, давайте вставим их на место.

– На какую орфограмму все эти слова?

– Подберите проверочное слово к каждому из слов.

— Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.( повест., невосклиц., грамм. основа ветер гуляет, подгоняет, распр., есть однород. члены) .

II. Задание: Найдите глаголы и определите их время.

Гуляет – н.в., подг…няет – н.в., б…жит – н.в.

Какие ещё грамматические признаки можно определить у этих глаголов?

Гуляет – несов. вид, 3-е л., ед.ч., 1- е спр.

Подгоняет – несов. вид, 3 – е л., ед.ч., 1 – е спр.

Бежит – несов. вид, 3 – е л., уд.ч., 2 –е спр.

— Как можно определить спряжение глаголов?

— Если у глагола безударное личное окончание, то его спряжение определяется по начальной форме.

3. Постановка проблемного вопроса.

Запись на доске.

Образуйте от данных глаголов глаголы в форме настоящего времени 1 – го лица единственного числа.

Выделите суффиксы в словах.

-На что обратили внимание?

Суффиксы – ева- и –ова- в форме 1 –го лица единственного числа превращается в суффикс –у –/ — ю-.

удоста ива ть – (удостаиваю)

подгляд ыва ть –( поглядываю)

Суфиксы – ыва- /-ива в форме 1 –го лица единственного числа сохраняются неизменным.

4. Постановка темы и цели урока.

— Назовите тему урока.

— Правописание суффиксов глаголов .

-Какую цель поставим перед собой?

— Закрепить правописание суффиксов- ыва /-ива, — ева-/ -ова.

-Какие задачи стоят перед нами?

-Научиться правильно писать суффиксы – ыва /– ива, -ова/ – ева.

Распредели слова по группам в зависимости от суффикса глагола. Рядом с каждым словом запиши его начальную форму. Какие слова ты не станешь записывать?. Почему? Обозначь суффиксы.

6. Упр. 4, стр. 157.

Объяснить написание выделенных букв. Во втором абзаце назови орфограммы и устно объясни их. Приготовься к письму по памяти.

-Какие цели были поставлены на уроке?

— Достигли ли мы поставленных целей?

— Научились ли вы правильно писать суффиксы в форме настоящего времени 1 – го лица единственного числа?

-Какой этап урока был самым интересным и почему?

-Над чем нужно ещё поработать?

-А теперь выразим своё отношение к уроку.

-У вас на партах лежат кораблики.

Давайте мы их отправим в плавание.

Если урок вам понравился и всё удалось, то оставьте парус белым

-Если урок был для вас скучным, многое не получилось, то раскрасьте любым другим цветом.

-Спасибо за работу.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Бажина Лариса ШиминговнаНаписать 2739 20.09.2018

Номер материала: ДБ-098155

    20.09.2018 149
    20.09.2018 900
    20.09.2018 239
    20.09.2018 100
    20.09.2018 135
    20.09.2018 177
    20.09.2018 202
    20.09.2018 601

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов

Время чтения: 2 минуты

В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Суффиксы глаголов в русском языке

Суффиксы гла­го­лов чаще все­го име­ют без­удар­ные глас­ные. Рассмотрим, как пишут­ся суф­фик­сы гла­го­лов в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми рус­ско­го языка.

В мор­фем­ном соста­ве гла­го­лов суф­фик­сы быва­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие. Словообразовательные суф­фик­сы обра­зу­ют гла­го­лы совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Узнаем, какое пра­ви­ло при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных глас­ных в сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суффиксах.

Словообразовательные суффиксы глаголов

Суффиксы -ова-/ева-, -ыва-/-ива-

Суффиксы -ова-/-ева- и -ыва-/-ива- обра­зу­ют гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) осво́ить → (что делать?) осва́ ива ть;
  • (что сде­лать?) разма́зать → (что делать?) разма́з ыва ть.

Поставив уда­ре­ние, убе­дим­ся, что глас­ные в гла­голь­ных суф­фик­сах явля­ют­ся без­удар­ны­ми, из-за чего воз­ни­ка­ет затруд­не­ние в их напи­са­нии. Чтобы не оши­бить­ся в выбо­ре букв «о», «е» или «ы», «и» в суф­фик­сах, при­ме­ним пра­ви­ло орфографии.

Понаблюдаем, как при­ме­нить это правило:

  • я рас­проб ую — распро́б о ва ть, распро́б о вал;
  • я облиц ую — облиц е ва́ ть, облиц е ва́л;
  • запазд ываю — запа́зд ыва ть, запа́зд ы вал;
  • под­меш иваю — подме́ш и ва ть, подме́ш и вал.

Слова с эти­мо­ло­ги­че­ским кор­нем -вед- («знать») пишут­ся по-разному. Часть этих гла­го­лов име­ет суф­фикс -ова-:

  • завед ую — завед ова ть, заве­до­вал;
  • испо­вед ую — испо­вед ова ть, испо­ве­до­вал;
  • про­по­вед ую — про­по­вед ова ть, про­по­ве­до­вал.

А дру­гая часть гла­го­лов сохра­ня­ет суф­фикс -ыва- во всех грам­ма­ти­че­ских формах:

  • про­вед ыва ю — про­вед ыва ть, про­вед ыва л;
  • вывед ыва ю — вывед ыва ть, вывед ыва л;
  • отвед ыва ю — отвед ыва ть, отвед ыва л;
  • раз­вед ыва ю — раз­вед ыва ть, раз­вед ыва л.

Суффикс -ва-

Отличаем эти гла­го­лы от слов с удар­ным суф­фик­сом -ва-:

  • раз­бить → раз б и ва́ ть;
  • созреть → со зр е ва́ ть.

Гласный кор­ня, обо­зна­чен­ный бук­ва­ми «е», «и», ока­зал­ся в без­удар­ной пози­ции. Чтобы пра­виль­но напи­сать такое сло­во, вос­поль­зу­ем­ся пра­ви­лом орфографии.

Примеры

  • узна́ть → узн а в а́ ть;
  • запе́ть → зап е ва́ ть;
  • проли́ть → прол и ва́ ть;
  • запи́ть → зап и ва́ ть.

Исключения:

  • застр я́ ть — застр е ва́ть;
  • затм и́ ть — затм е ва́ть;
  • рас­тл и́ ть — рас­тл е ва́ть;
  • про­дл и́ ть — про­дл е ва́ть.

Буквы «е», «ё», «и» в суффиксах глаголов

1. В суф­фик­сах гла­го­лов после шипя­щих осно­вы пишут­ся бук­вы «е», «ё»:

  • затуш е ва́ ть → затуш ё вы вать;
  • корч е ва́ ть → рас­корч е ва ть → рас­корч ёв ыва ть;
  • ночь → ноч е ва́ть;
  • межа → меж е ва́ть → раз­меж е ва́ть → размежёвывать;
  • увещ е ва́ть.

2. В без­удар­ных суф­фик­сах пишут­ся бук­вы «и» или «е» у гла­го­лов с при­став­ка­ми о-бес/о-без-. Этот выбор сде­ла­ем в зави­си­мо­сти от кате­го­рии пере­ход­но­сти гла­го­ла и от смыс­ла сло­ва в контексте.

Переходные гла­го­лы пишут­ся с суф­фик­сом -и-, а непе­ре­ход­ные — с суф­фик­сом -е-.

Сравним:

Наша зем­ля совсем обес­плод е ла.

Она обес­сил е ла от этой тяже­лой ноши.

Формообразующие суффиксы глаголов

Суффикс -л-

Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и услов­но­го накло­не­ния гла­го­лов обра­зу­ет суф­фикс -л-, кото­рый при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве неопре­де­лен­ной формы:

  • напи­са ть — напи­са л пись­мо, напи­са л бы картину;
  • узна ть — узна л новость; узна л бы поточнее.
  • вы́смотр е ть — высмотр е л;
  • перекра́с и ть — перекра́с и л;
  • та́ я ть — та́ я ла;
  • му́ч и ть — му́ч и л.

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ный суф­фикс, обо­зна­чен­ный бук­вой -я- перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом -л-, запом­ним спи­сок глаголов:

  • веять, зате­ять, каять­ся, лаять, леле­ять, маяться;
  • наде­ять­ся, отча­ять­ся, реять, сеять, таять, хаять, чуять.

Нулевой суффикс

Суффикс -л- может быть мате­ри­аль­но не выра­жен­ным бук­ва­ми или зву­ка­ми. Наличие нуле­во­го суф­фик­са в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода мож­но опре­де­лить, если срав­нить с дру­ги­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, в кото­рых он про­яв­ля­ет себя.

Сравним:

  • полз­ти — он полз , гусе­ни­ца полз л а, насе­ко­мое полз л о;
  • высох­нуть — ствол высох , лужа высох л а, поле высох л о.

Формообразующие морфемы повелительного наклонения

С помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са -и- или нуле­во­го суф­фик­са обра­зу­ют­ся фор­мы един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов. Постфикс -те участ­ву­ет в грам­ма­ти­че­ском оформ­ле­нии гла­го­лов мно­же­ствен­но­го числа:

  • нести — нес и , нес и те ;
  • тащить — тащ и , тащ и те ;
  • навью­чить — навьючь , навьючь те ;
  • резать — режь , режь те .

Постфикс -ся (-сь)

С помо­щью пост­фик­са -ся(-сь) обра­зу­ют­ся воз­врат­ные глаголы:

  • купать — купать ся ;
  • нести — нести сь .

Морфема -ся пишет­ся после соглас­ных, а -сь после глас­ных основы.

Таблица

СуффиксУсловияПримеры
-ова- (-ева-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ую, -юю.ноч ева ть (ноч ую )
бесед ова ть (бесед ую )
гор ева ть (гор юю )
-ыва- (-ива-)В неопре­де­лен­ной фор­ме и в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни, если гла­гол в 1-м лице ед. чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни окан­чи­ва­ет­ся на -ываю, -иваю.рас­сказ ыва ть (рас­сказ ываю )
учит ыва ть (учит ываю )
наста ива ть (наста иваю )
В осно­ве гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни перед суф­фик­сом -л пишет­ся та же глас­ная, что и перед -ть в неопре­де­лен­ной форме.нач а л (нач а ть)
пон я л (пон я ть)
кле и л (кле и ть)
ве я л (ве я ть)
вид е л (вид е ть)

Правописание суффиксов глаголов

Видеоурок

Русский язык в 4-м классе. Тема: «Правописание суффиксов глаголов»

  • формировать у детей умение различать глагольные суффиксы -ова,-ева,-ива,-ыва, повторить разборы;
  • развивать у учащихся умение выделять главное, мыслить логически, развивать интерес к предмету;
  • воспитывать учебную активность, дружелюбные отношения в ученическом коллективе.
  • карточки со словами: беседовать, горевать, рассказывать, постукивать;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • таблицы.

I. Организационный момент.

У. Проверим готовность к уроку. Все готовы. Хорошо.

Запись на доске:

__ Иы ____ Ое _____

_ ова, ева, ыва, ива _

У. Начинаем урок с минутки чистописания. Работаем с первой строкой. До середины строки прописываем заглавную букву И и строчную ы, 2-ую половину строки заглавную О и строчную е. Обратите внимание на соединение. На второй строке пропишем сочетание ова, ева, ыва, ива по одному разу.

III. Проверка домашнего задания.

У. А сейчас проверим домашнее задание. Поднимите руку, кому легко было выполнить это трудное задание (написано задание за доской).

Ученик работает за доской.

У. Давайте проверим как с этим заданием справился Рома.

Д. Проверяют, ищут ошибки.

У. Какой глагол вызвал затруднение при написании окончания.

Д. Глагол дышишь.

Д. Безударные окончания, а у остальных ударные.

У. К какому спряжению относится этот глагол.

Д. Глагол 2 спряжения, глагол исключение.

У доски работают 3 ученика. Остальные выполняют задание в тетради.

У. А теперь повторим некоторые разборы.

Фонетический разбор

Морфологический разбор глагола

Синтаксический анализ предложения.

У. Давайте проверим фонетический разбор.

Д. Проговаривает. Оценивание учащегося.

У. Проверим морфологический разбор глагола. Какие глаголы относятся к I спр.? II спр.?

У. Правильно. Необходимо знать систему личных окончаний глаголов.

У. Проверим предложение.

Дети проводят физкультминутку.

Сидя, выпрямили спинки
И следите все за мной
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
А теперь разъединили
И опять соединили
Повторяем десять раз:
Раз, два, три…
Ускоряем мой показ.
Молодцы не поленились,
Аплодисменты получились.

V. Работа по основной теме урока.

У. Сегодня продолжаем работать с глаголами. На уроке должны научиться писать глагольные суффиксы.

Показ на запись на доске

Для начала давайте понаблюдаем над глаголами и подумаем в какой форме они записаны.

На доске карточки.

У. Прочитайте глаголы. Ответь на мой вопрос.

Появляется таблица

При помощи каких суффиксах образованы эти глаголы?

Дети говорят, я выделяю на доске

VI. Работа по учебнику.

А теперь откройте учебник на стр. 118.

Прочитайте правило про себя.

У. А сейчас выполняем упр. № 2.

Что нужно знать и помнить, чтобы писать без ошибок?

Д. Выполнить схему к нашему правилу.

У. Прочитайте правило про себя. Как будем выполнять?

Д. Списывать, вставлять буквы в слова, выделять суффиксы.

У. Работаем по цепочке.

Устно объясняем, в тетради записываем, только то слово, в котором пропущена буква или самим нужно образовать слово.

Каждый ученик объясняет.

Д. Поглядывать. Суффикс в форме 1 лица ед. числа сохраняется неизменным.

Выделяю суффикс .

VII. Самостоятельная работа.

Нам нужно с вами образовать

Работать будем по вариантам.

I в. Будет выписывать слова с суффиксами

II в.

У доски работают два ученика по вариантам.

Остальные выполняют задание в тетради.

Дети выполняют вывод, отвечая на проблемный вопрос.

У. Какие слова вы не выписали? Почему?

На доске таблица, опираясь на которую учащиеся самостоятельно подводят итог урока.

VIII. Инструктаж по домашнему заданию.

Найдите на стр. 119 упр.№5.

Это упражнение будет домашним.

Учебники и тетради закрыли.

Вернуться к минутке чистописания.

Итак показываю на запись на доске.

Когда пишется ова, ева, ыва, ива?

У. Кому было трудно на уроке? Кому легко?

Кто запомнил правило? Поднимите руку.

А теперь потренируемся!

А теперь от глагола образуйте глаголы настоящего времени 1 л. ед.ч.

Появляется таблица

У. Давайте изменим форму слова.

Какой будет суффикс?

Какие суффиксы в этих словах?

У. Какую особенность заметили?

Когда будете писать суффиксы ?

Когда будете писать суффиксы ?

Итак, сегодня вы сами составили правило о написании суффиксов

Давайте сравним его с правилом в учебнике. Все ли правильно мы сделали?


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/suffiksy-glagolov-v-russkom-yazyke.html

http://urok.1sept.ru/articles/512720