4 класс суффиксы слова с суффиксами

Русский язык. 1- 4 классы. Суффикс.

Правило.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами.

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКОВ.

Суффиксы, обозначающие лиц по роду их деятельности:

баянист, тракторист, журналист,

шахтёр, лифтёр, боксёр,

охотник, школьник,

лётчик, ракетчик,

каменщик,

библиотекарь,

банкир.

Суффиксы, обозначающие животных или их детёнышей:

-онок, -ёнок, -ат-, -ят-, -иц-, -их-.

  • галчонок, медвежонок;
  • тигрёнок, слонёнок,
  • зайчата, бельчата,
  • лисята, котята,
  • лисица, медведица,
  • зайчиха.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

-чик, -ик, -ок, -ышк-, -к-, -инк-;

  • стаканчик,
  • карандашик,
  • ветерок,
  • гнёздышко,
  • ягодка,
  • травинка.

Суффиксы: -ушк-, -юшк-, -оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-:

  • дедушка, ивушка,
  • Надюшка,
  • лисонька,
  • тётенька,
  • мамочка,
  • словечко.

Суффиксы, обозначающие предметы быта, посуду:

-ниц-, -ёнк-, -онк-.

  • салатница,
  • маслёнка,
  • солонка.

Значения суффиксов

Суффиксы разнообразны по форме, функциям и значению. Они могут переводить одну часть речи в другую, служат для образования новых слов и форм, придают словам разные смысловые оттенки.

Знание суффиксов поможет тебе при разборе слов по составу.

Основные суффиксы имен существительных

слова с увеличительным значением -ищ-арбуз ищ е, жар ищ а, дом ищ е
слова с уменьшительно — ласкательным значением -к-полян к а, свин к а
-ик-, -екпаровоз ик , мяч ик , ореш ек
-чик-стуль чик , телефон чик
-ок-дым ок , кузов ок
-очк-коз очк а, ул очк а
-онк- (-ёнк-)девч онк а, голов ёнк а
-енк, -инк-пуш инк а, снеж инк а
-оньк- (-еньк-)берёз оньк а, Кол еньк а
-ышк-, -ишк-гнёзд ышк о, пальт ишк о
-очек-, -ечек-лист очек , цвет очек , челов ечек
-ушк- (-юшк-)баб ушк а, хозя юшк а
слова со значением пренебрежения, презрения-ишк-ум ишк о, город ишк о
детёныш, детёныши-онок- (-ёнок-)медвеж онок , кот ёнок
-ат- (-ят-)медвеж ат а, кот ят а
слова со значением единичности-ин-фасол ин а, виноград ин а
слова со значением единичности и уменьшительности-инк-трав инк а, рос инк а
предмет-ник-парус ник , решеб ник
-ниц-вафель ниц а, сахар ниц а
-тель-проигрыва тель , двига тель
название признака, свойства-ость-, -есть-честн ость , верн ость , гор есть
-от-чист от а, долг от а, крас от а
человек и его деятельность, характеристика, профессия-ак- (-як-)рыб ак , бедн як , остр як
-ец-хитр ец , мудр ец , пев ец
-ист-гитар ист , карат ист
-ник-охот ник , помощ ник
-чик-заказ чик , красав чик
-щик-гон щик , кабель щик
-тель-строи тель , повели тель
лицо женского полачемпион к а, артист к а
-ниц-помощ ниц а, писатель ниц а
-ш-секретар ш а, музыкант ш а
название жителя города, местности, страны-ак- (-як-)прусс ак , сибир як
-анин- (-янин-)горож анин , римл янин
-ец-эстон ец , итальян ец
-ич-москв ич , псков ич

Основные суффиксы имён прилагательных

относящийся к чему-либо,

состоящий из чего-либо,

-н-гриб н ой, смеш н ой-ан-ков ан ый, песч ан ый-ин-пчел ин ый, крыс ин ый-онн- (-енн-)порци онн ый, утр енн ий-лив-талант лив ый, смет лив ый-ов-горох ов ый, сад ов ый-ск-апрель ск ий, покров ск ий-ат-горб ат ый, волос ат ыйслова с ласкательным значением-еньк-светл еньк ий, весел еньк ий-оньк-мяг оньк ий, плох оньк ийобладающий малой степенью признака-оват-шерох оват ый, сер оват ыйимеющий что-либо в большом количестве-ист-голос ист ый, когт ист ый

Основные суффиксы глаголов

находиться в каком-нибудь состоянии, осуществлять что-либо, предаваться какой-то деятельности

значение действия-а-пис а ть, чит а ть
-е-смотр е ть, красн е ть
-и-приход и ть, свет и ть
значение длительного, повторяющегося действия-ива- (-ыва-)проговар ива ть, дочит ыва ть
значение однократного, законченного действия-ну-свер ну ть, прыг ну ть
-ова- (-ева-)торг ова ть, танц ева ть

Основные суффиксы наречий

-е-трескуч е , ужасающ е , тягуч е , вкратц е
-о-весел о , насух о , шумн о , прилежн о
-и-героическ и , отеческ и , страдальческ и
-а-издалек а , свысок а , издавн а , слев а

Поделись с друзьями в социальных сетях:

технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе «Суффикс»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
suffiks_otkr._urok.docx42.56 КБ
test_dlya_refleksii.docx67.82 КБ
razdatochnye_detyam.doc739.5 КБ
prezentatsiya_po_teme_suffiks.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Суффикс. Роль суффикса в слове»

Цель: уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов. Находить и обозначать в слове суффикс по алгоритму

познакомить с ролью суффикса в слове;

развитие внимания, памяти;

воспитание доброго, ласкового отношения к окружающим.

Тип урока: объяснение нового материала.

Девиз: «Если не лениться- можно многого добиться».

2. Пятиминутка чистописания:

— Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».

3. Словарная работа- Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

— Зачем нужны кормушки?

— Что страшнее для птиц зимой: голод или холод?

— Посмотрите на кормушку (изображение кормушки на доске)

Дятел, синица, сорока, ворона, воробей, снегирь( Доска закрывается и дети пишут по памяти)

Назовите лишнее слово (в каком слове звуков меньше, чем букв)или все слова словарные , а в слове снегирь проверяемая гласная.

— Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Ворона сидела и каркала.)

Посмотрите, что птицы нам принесли в клювиках .( СУФФИКС)

4. Работа над темой урока

— Я знаю, что вы с ним уже знакомы Давайте вспомним все , что мы знаем о суффиксе? ЧАСТЬ СЛОВА СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ

В СЛОВЕ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ

-Какие же задачи мы поставим на этом уроке? ( вспомнить что такое суффикс, где находится, роль в слове ).

— Для того чтобы начать работу над темой урока, давайте вспомним части слова, которые изучили на предыдущих уроках

4.1. Графический диктант .(Один ученик на доске.)

— Отвечая на мои вопросы, вы рисуете в тетради соответствующие значки.

Изменяемая часть слова – это…

Неизменяемая часть слова – это…

Разделительный Ъ знак пишется после…

В слове переходы – ход – является…, а ы – это…

(Проверка с доской:)

Физминутка для глаз

Для нашего гостя СУФФИКСА мы проведём небольшую экскурсию по нашему городку.

Осматривая наш городок, мы с вами будем находить друзей суффиксу.

-Давайте отправимся на нашу речку. Какая река протекает в нашем городке?

Возможно, здесь мы найдём новых друзей.

Запишите слова и разберите (работают в тетрадях).

Выделите в нём суффикс. Какой суффикс нашли? ( Рассматриваются два ответа сильного и слабого ученика).

Почему у нас получились разные ответы? ( мы не умеем выделять суффикс )

4.2 Составление алгоритма.

-Какая же задача стоит перед нами? ( научиться выделять суффикс )

Что мы должны с вами составить? ( мы должны составить алгоритм). (По ходу составления алгоритма, я буду выставлять его на доске).

С чего же мы начнём?

Давайте вспомним из каких двух частей состоит любое слово? ( изменяемой части и неизменяемой).

В какую часть входит суффикс? ( неизменяемую ).

А неизменяемая часть это что? ( основа ).

Так что же мы должны найти вначале?

А чтобы найти основу, что мы должны найти? ( окончание) .

Итак, какой же первый шаг алгоритма ? ( найти изменяемую часть – окончание )

Что будем делать дальше? ( найдём основу )

Как найти основу? (основа – это слово без окончания)

Какой второй шаг? (найти неизменяемую часть — основу)

Теперь как нам найти суффикс? ( подобрать однокоренные слова, через которые мы сможем объяснить, самое короткое. Однокоренное слово –река)

Какой третий шаг? ( подобрать однокоренное слово)

Какой следующий шаг? (найти ту часть, которая добавилась, выделить значком.).

И какой же будет последний шаг? (выделить значком)

  1. Найти изменяемую часть (окончание)
  2. Найти неизменяемую часть (основу)
  3. Подобрать однокоренное слово, через которое мы можем объяснить это слово.
  4. Определить какая часть добавилась.
  5. Выделить её значком .

Молодцы! Мы составили алгоритм. Какой суффикс нашли? (суффикс ЕНЬК).

Теперь по алгоритму будем искать суффиксы дальше.

4.3 Коллективный разбор слова РЕЧУШКА.

Какой суффикс нашли? (суффикс УШК)

Какое значение этого суффикса?

4.4.Самостоятельный разбор слова РЕЧНАЯ. 1 ученик за закрытой доской.

Проверка с комментированием.

Какой суффикс нашли? ( суффикс Н ). Запишите. Какое значение этого суффикса? (ласкательное) Подберите слова с этим суффиксом.

Практическая часть урока : (начало формирования умений)

4.5 Работа в группах Игра «Побудь волшебником» Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова.

решите вместе: какую роль сыграл суффикс?

1 группа будет превращать слова в названия маленьких предметов

2 группа -…..в огромные предметы

3 группа-…в ласковые слова

Вывод: по группам (Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение и т.д)

— Используете ли вы в речи такие суффиксы?

— Назовите своего соседа ласковым именем.

— Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей — хором

– Давайте поищем друзей нашему гостю в учебнике.

— Прочитайте текст. К какому жанру относится это произведение? (Стих-е)

— В какое время происходят события? Почему? (Докажите строчками из стих-я)

— Найдите слова, с помощью которых автор выразил отношение мальчика к щенку?

ПЕСИК, ЛАПКА, НОСИК

— Какие это чувства? (Доброта, любовь, сочувствие)

— Какие суффиксы помогли передать отношение мальчика к щенку?

— Какое значение придают эти суффиксы словам? (Уменьшительно-ласкательное)

— Какие еще суффиксы играют такую же роль? (-ЕЧК,- ОЧК, -ЕНЬК)

Разберите эти слова по сотаву.

— Чем будете пользоваться?

6.Подведение итогов -Какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

Молодцы. Ребята, посмотрите сколько суффиксов мы с вами сегодня нашли

-Какая морфема служит для образования новых слов?

О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили? Суффиксы

— учат видеть характер слов

— помогают ярче выразить эмоции

-точнее передают смысл высказывания

Назовите уменьшительно-ласкательные суффиксы. (УШК, ЕНЬК, ОЧК, ИЧК, ИК…)

Суффиксы, которые помогают назвать детёнышей животных? (ОНОК, ЁНОК)

Суффикс, который всё увеличивает? (ИЩ….)

Мы нашли ему много новых друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.

Вы не забыли, что нужно делать, чтобы найти суффиксы?Расскажите.

Вы большие молодцы. И суффикс очень благодарен вам за помощь.

А я вам за вашу работу поставлю оценки, когда проверю ваши тесты.

9.Определение домашнего задания

— Посмотрите на картинку и скажите, слова с каким корнем вы должны придумать? (кот)

— При помощи какой части слова вы будете образовывать новые слова? (при помощи суффиксов)А дома вы поищите суффиксы в упражнениях 196. Откройте дневники, и запишите упражнения.

Спасибо за урок! Урок окончен!

Сейчас послушайте рассказ про ещё одного суффикса. Догадайтесь, о каком же суффиксе идёт речь.

Ласковый и добрый

Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твёрдостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были колокола, зайцы, огурцы и многие другие слова. Но вот появился суффикс. Он был такой ласковый и добрый, что все слова к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых. У этого суффикса была ещё одна важная особенность: он умел уменьшать слова. Например, вместо мощного колокола получался чудно звенящий … .

Запишите, какое слово получилось от слова колокол?(колокольчик). Какой суффикс вы отыскали? Запишите ещё 2 слова с этим суффиксом.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/76

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/19/tehnologicheskaya-karta-k-uroku-russkogo-yazyka-v-4