4 класс урок правописание глаголов прошедшего времени

«Правописание глагола в прошедшем времени» (УМК «Школа России») 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема урока: «правописание глагола в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя: совершенствование умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов единственного числа.

Планируемые результаты:

  • Знать: что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания «а», «о» и нулевое окончание;
  • Уметь: образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.
  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России») ; учебная презентация; раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока «Правописание глагола в прошедшем времени»185.72 КБ
Презентация к уроку «Правописание глагола в прошедшем времени»903.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.2019 ФИО учителя: .Кузнецова В. В.

Школа: 152 ФИ студента: Курушина Е.

Класс: 4б ФИО методиста: Кондратьева И.И

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «правописание глагола в прошедшем времени»

Цели деятельности учителя : совершенствование умения образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать окончания глаголов единственного числа.

  • Знать: что глаголы в форме прошедшего времени единственного числа изменяются по родам и имеют окончания «а», «о» и нулевое окончание;
  • Уметь: образовывать глаголы прошедшего времени, грамотно писать родовые окончания глаголов единственного числа.
  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России») ; учебная презентация; раздаточный материал.

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание глаголов в прошедшем времени» 4 класс

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО ТЕМЕ : « Правописание глаголов в прошедшем времени»

Учитель: Сидорова Светлана Анатольевна

Тема «Правописание глаголов в прошедшем времени»

-Систематизировать знания о глаголах в прошедшем времени, закрепить и научиться применять эти знания на практике;

-Развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;

-Развивать познавательный интерес к родному языку.

1)Орг. момент. Психологическая установка на работу

Итак, друзья, внимание

Ведь прозвенел звонок

Начнем скорей урок.

Урок русского языка Слайд 1

На уроке не зевай- ( слайд № 2)

Сразу все запоминай!

Чтоб минута не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке равных не было тебе!

2) Актуализация знаний. Минутка чистописания

Убрать буквы , которые обозначают глухие согласные звуки:

-Какое слово получилось? ( Глагол)

— А всё ли вы знаете про глагол?( нет) Сможете ли вы ответить на эти вопросы? Слайд №3

Поработав на уроке, мы должны будем ответить на них.

-Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени?

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

А сейчас проверим ваши знания о глаголе — тестом.

Минутка чистописания Слайд 4

Выберите букву правильного ответа. (читает вопросы учитель)

Глагол — это в) часть речи; г) член предложения.

2. Глагол обозначает:

д) предмет; р) действие предмета; с) признак предмета.

3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто? п) Кому? Откуда? е) Что делать? Что сделать?

4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим; н) дополнением; м) сказуемым.

5. Как изменяется глагол?

п) по падежам я) по числам

Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите. (Прочитайте буквы, которые вы написали. Какое слово получилось? ( Время)

Что такое время ? Как вы это понимаете? (дни, времена года. Сутки)

В словаре Ожегова несколько толкований значений этого слова Время это

1Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. 2. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. 3. Определенный момент, в который происходит что-нибудь.

-А как изменяются глаголы? (глаголы изменяются по временам и числам)

— Сколько времён у глагола? Назовите.

— Как определяем время у глаголов? ( рассказывают правила)

Прочитайте слова, чем они похожи?( глаголы — глаголы в прош. времени )

Докажите (отвечают на вопросы ….. и обозначают действия , которые уже произошли)

Красил красила красило красили

Читал читала читало читали

Играл играла играло играли

Какую одинаковую часть слова имеют глаголы в прошедшем времени? ( суффикс л) Выделит суффиксы……

4)Первичное закрепление. ( Работа по карточке № 1 )

Из предложений выписать в тетрадь глаголы в прошедшем времени. Выделить суффикс – л. Пишем через запятую

Наступила весна . Заголубело небо. Весеннее солнце светит ярко . Подул легкий ветерок. На проталинах зазеленела нежная травка. На пашне раздался шум тракторов. Весело шумит лесной ручей. Совсем скоро прилетят перелётные птицы.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями , проверим. Кто не ошибся ?

-Какие глаголы остались, не выписаны ? (Светит , шумит, прилетят. Почему?

— На какой из вопросов мы можем ответить?

-Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени? Вернемся к глаголам (на доске)

Красил красила красило красили

Читал читала читало читали

Играл играла играло играли

— Почему эти глаголы записаны в разные столбики ? Чем они отличаются?

первом с толбике у глаголов нулевое окончание — оно указывает– на мужской род глаголов прош времени.

-Во втором столбике окончание –а указывает на глаголы женского рода

-В третьем столбике окончание у глаголов- о указывает на глаголы -среднего рода

В четвертом столбике у глаголов окончание -и глаголы отвечают на вопросы что делали? – они стоят во множественном числе . У глаголов во множественном числе род не определяется Слайд (окончания ) №6

5)Работа по учебнику.

-Сравним наш вывод с выводом в книге. Откройте учебники на с 107. Прочитаем правило.

-А для того, чтобы определить род у глаголов в предложении будем действовать по алгоритму.

2) Определить род у существительного

3) В каком роде существительное в таком роде и глагол

Потрудились — отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения

Называю глаголы в мужском роде – руки на пояс, в женском роде- руки на плечи, в среднем — руки вверх .

Прибежал, выглянуло, расцвела, пришла , прилетел, зажурчал, поплыло, побежала, ?закричат?, встречал

7) Закрепление. ( Работа в группах ) ( Задания записаны на карточках.)

— Какое задание выполняла первая группа?( читает задание и слова ученик 1 группы ) – а как вы их отличили?

-Выслушаем вторую группу

-Третья группа назовет свои слова Слайд

Задание 1 группе -подчеркнуть глаголы в прошедшем времени женского рода,

2 группе — подчеркнуть глаголы в прошедшем времени мужского рода,

3 группе — глаголы в прошедшем времени среднего рода.

4 группе — глаголы в прошедшем времени женского рода,

Шуршала, выглянуло, лежал, пришла, пробежал, заблестело, налетела, росла, стояло, сидела, сверкало, выглянул, расцвели, стоял, подняла, упало, уснул, спрятало, подул.

Вопрос все ли слова были выбраны ? ( расцвели) Почему оно лишнее?

( этот глагол стоит во мн. числе ). Составьте с ним предложение, связанное с весной.

— А теперь из этих слов составьте предложение.

Работа над деформированным предложением.

Расцвели, в, желтые, у, палисаднике, бабушки, крокусы

В палисаднике у бабушки расцвели жёлтые крокусы.

Кто знает, что такое крокусы? Слайд

Запись и полный разбор предложения. (1 ученик у доски)

8)Закрепление пройденного. Самостоятельная работа ( Задания по уровням).

Поработайте самостоятельно по карточке №2

-Посмотрите на задания и выберите то задание , с которым вы считаете, что справитесь.

Кто выполнял первый уровень? Прочитайте (слайд)

-Кто выполнял задания второго уровня? Прочитайте, проверим (слайд)

— А кто не побоялся и выполнил задания третьего уровня?

Скоро прозвенит звонок

Подведём сейчас итог.

-Посмотрите, как долго мы работали на уроке. Давайте вернемся к вопросам, на которые вы должны были ответить.

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

-Расскажите, как определить род глагола?

Выбери начатое предложение и продолжи…

Сегодня я узнал….

11) Домашнее задание.

1. Выучить правила на стр. 106-107

2.Составить карточку для работы в паре.

Напишите словосочетания существительное + глагол прошедшего времени, с пропущенным окончанием. (10 словосочетаний)

Например: солнце сел_, речка бежал .

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сидорова Светлана АнатольевнаНаписать 5496 19.06.2017

Номер материала: ДБ-566783

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.06.2017 455
    19.06.2017 1028
    19.06.2017 1774
    19.06.2017 554
    19.06.2017 1303
    19.06.2017 247
    19.06.2017 348

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка по теме «Правописание глаголов в прошедшем времени». 4-й класс

Класс: 4

Презентация к уроку

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: Создать условия для осознания, осмысления и закрепления знаний по теме “Правописание глаголов в прошедшем времени”.

Задачи:

  • Систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться применять эти знания на практике;
  • Развивать умение правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени;
  • Развивать речь;
  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Развивать познавательный интерес;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы (компьютерная программа “Уроки русского языка в 4 классе”, 1С: образовательная коллекция).

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Составление схемы – опоры.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

— Из представленных на доске слов выпишите слово, в котором все звуки твёрдые.

Запись на доске: шаль, шёл, шмель

— Какое это слово? Как вы догадались?

— Что вы можете сказать о звуке, который обозначается буквой Ш?

— К какой части речи вы отнесёте слово шёл?

— По каким признакам вы определили, что это глагол?

— Что вы можете рассказать о глаголе?

— Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам и числам)

— Как отличить глагол в прошедшем времени от глагола в настоящем и будущем времени? (действие уже совершено)

III. Постановка цели и задач урока.

— Какая тема сегодняшнего урока? (глаголы прошедшего времени)

IV. Наблюдение над особенностями глаголов в прошедшем времени.

1. Подберите к предмету подходящий глагол.

  • Сияло солнце.
  • Бабочка порхала.
  • Заяц ускакал.

— Выделите окончания этих глаголов. Одинаковые ли они? Почему? От чего это зависит?

— Какой вывод можем сделать? (глаголы прошедшего времени изменяются по родам, окончание меняется)

2. Из данных нераспространённых предложений составьте устно распространённое.

— Запись предложения в тетрадь. Выполните его разбор.

Над цветком порхала бабочка.

V. Образование глаголов прошедшего времени.

-1. Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного чисел.

Писать, рисовать, пасти, смотреть, нести, ходить ( работа по вариантам с взаимопроверкой)

Потрудились — отдохнуть,
Нужно, без сомнения.
Дружно быстренько встаем,
Выполним движения.
— Я буду называть глаголы.

Настоящее время – руки вверх, будущее – на плечи, прошедшее – на пояс. Приготовились.

Прыгает, ловил, нарисует, говорит, сторожил, светит, играл, пойдёт, сидит, читал.

VII. Распознавание глаголов прошедшего времени.

Я буду читать стихотворение, а вы должна выписать из него глаголы прошедшего времени.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
— Почему лопнул мяч?

(Ведется короткая беседа о том, что нельзя играть на проезжей части дороги).

— Назовите глаголы прошедшего времени. (Пустился, покатился, докатился, подкатился, добежал, попал, лопнул, хлопнул.)

— В каком времени стоят данные глаголы?

— Разберите по составу 2 глагола : докатился, добежал.

— Какую роль выполняет суффикс -л-?

VIII. Работа с учебником. Списывание с грамматическим заданием. Индивидуальная работа по карточкам.

Работа с учебником.

Стр. 106 упр. 493

1. Списать, вставить пропущенные буквы.

2. У глаголов прошедшего времени определить число, род (если возможно), выделить окончание.

Работаем по вариантам:

  • 1 вариант – первый абзац,
  • 2 вариант – второй абзац

Слайд 11

    Назови временные формы глагола.
  • Вопросы глаголов прошедшего времени.
  • Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
  • Формообразующий суффикс глаголов прошедшего времени?
  • Родовые окончания глаголов прошедшего времени?
  • Как определить род глаголов прошедшего времени?

— Как вы думаете, мы справились с целями, которые поставили в начале урока?

— Как можете оценить свою работу на уроке? Поставьте себе оценку по шкале на полях.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-po-teme-pravopisanie-glagolov-v-proshedshem-vremeni-klass-1988791.html

http://urok.1sept.ru/articles/636860