4 класс урок приставка суффикс

Правописание приставок и суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Проверка домашнего задания.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какова его тема, главная мысль?

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

-Запишите ещё три слова на это правило.

Самоопределение к деятельности.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек. )

— Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)

— А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок. )

— Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)

— Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».

— Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Коллективная проверка, самооценка.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

— В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

— Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?

— Написание каких суффиксов надо запомнить?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)

1.Приставка – часть слова, которая стоит:

а) перед корнем в) после окончания

б) после корня г) после суффикса

2.Не существует приставки:

3.Укажите случай раздельного написания.

а) (про)студа в) (про)лог

б) (про)мах г) (про)дрог

4.Укажите слово с приставкой с-.

а) (з, с)делка в) (з, с)десь

б) (з, с)дравие г) (з, с)дание

5.Суффикс служит для:

а) связи слов в предложении

б) изменения слов

в) образования новых слов

г) соединения корня и окончания

6.Укажите слово с суффиксом – ик.

а) ключ..к в) замоч..к

б) кармаш..к г) дружоч..к

7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.

а) белка в) липка

б) рыбка г) стопка

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)

Подведение итогов урока.

— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов». Урок разработан в технологии встречных усилий.

Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК «Школа России».

Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Урок русского языка в 3 классе.

Правописание суффиксов -ик, -ек .

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель.

Урок русского языка по теме » Состав слова. Приставки и суффиксы» (4 класс)

Урок 28.3 стр.55-56

СОСТАВ СЛОВА. Приставки и суффиксы

Создание условий для ознакомления с понятием «однокоренные слова»; обобщение и систематизирование знаний учащихся о частях слова (место в слове, способ нахождения, значение); совершенствование умений выполнять разбор слова по составу; способствование развитию навыков написания сложных слов, выделения в сложных словах соединительной гласной; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с понятием «однокоренные слова»; научатся выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; писать сложные слова; выделять в сложных словах соединительную гласную («о», «е»); составлять схемы слов; подбирать слова по данным схемам

Метапредмет ные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание

по предложенной теме (рисунку); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя );

Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; К оммуникативные : отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке; иметь установку на здоровый образ жизни и реализовывать ее в реальном поведении и поступках, проявлять бережное отношение к материальным и духовным ценностям

м етоды и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

приставка, корень, суффикс, окончание

Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.

Проверим готовность к уроку.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

1. Проверка домашнего задания

— Прочитайте скороговорки, которые у вас получились. (Пе­репел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Ти­мошка Трошке крошит в окрошку крошки.)

— Назовите корни в однокоренных словах. ( Несколько учеников читают скороговорки наизусть.)

– Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах «гусеница», «крыльцо», «цифра». (Буква «ц».)

– Спишите, продолжив закономерность. Цц Ццц Цццц

– Прочитайте загадку, отгадайте ее. Спишите.

Один пастух тысячи овец пасет . ( Месяц и звезды .)

3.) Работа со словами

Цв..тущий, улы..ка, под..рить, зв..нок, сосе..ка, пр..мой, ука..ка, ела., кий.

— На какие группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.)

— Запишите слова в два столбика. ( Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

— Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка.)

— Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса -к-.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «4» класса

Тема урока: Правописание суффиксов и приставок

Цель нашего урока – изучение суффиксов, приставок. Правописание суффиксов и приставок.

На уроке мы научимся работать с орфографическим словарём и приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Урок посвящён изучению правописания суффиксов и приставок. В ходе урока учащиеся научаться писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок, различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Основные термины и понятия:

«Суффикс» «приставка», «корень слова».

Основная и дополнительная литература:

Канакина В. П. Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2018. – 160 с. + 160 с.

Приставки и суффиксы нужны нам для образования новых слов. Сравните: переходит, уходит, обходит, заходит, входит, выходит. У этих слов разный смысл! Мы можем сделать вывод, что приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать однокоренное слово без приставки или однокоренное слово с дрогой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой. Слово «поджарить». Найдём приставку. Сначала поберём однокоренное слово без приставки. Жарить. Теперь потренируемся подбирать однокоренное слово с приставкой. Пережарить. Пере и Под – приставки.

Поговорим о суффиксах. Суффикс – это тоже значимая часть слова, она тоже служит для образования новых слов, но она стоит после корня. Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая будет стоять после корня перед окончанием, и есть суффикс. Научимся писать слова с суффиксами –ек- и –ик-

Суффикс –ик- пишется тогда, когда при склонении гласный в суффиксе пропадает, а суффикс –ек- если не пропадает. Например: ключик – ключика, замочек — замочка. Суффиксы –ок и –онок пишутся после шипящих под ударением. Например: мышонок, кружок. Но в некоторых словах часть -ик является суффиксом, а в некоторых – частью корня. Чтобы это проверить, нужно подобрать однокоренные слова.

Например: в словах дождик, ежик, зайчик -ик является суффиксом , т. к. мы можем подобрать однокоренные слова (дождь, еж, заяц), а в словах рябчик, зяблик- ик является частью корня, убрать его не получается.

Задания тренировочного модуля:

Каким символом мы выделяем суффикс в слове? Выберете один правильный вариант ответа.

Как много слов вы можете образовать, используя приставки? Добавляйте разные приставки к слову «плыть». Введите ответы с помощью клавиатуры.

НайдиТЕ слова, в которых часть слова –ик является не суффиксов, а частью корня.

Заполните таблицу «Суффиксы –ек и -ик». Вам нужно записать слова с суффиксами –ек и –ик в правильные колонки.

Слова с суффиксом -ек

Слова с суффиксом -ик

Задания контрольного модуля

Самостоятельно подберите слова с приставками в прошедшем времени так, чтобы получились законченные по смыслу предложения.

  1. Мальчик первым ….. к финишу.
  2. Поезд …… через мост.
  3. Девочка в шутку …. усы к изображению.
  4. Машина ….. препятствие.
  5. Кошка …… на шкаф.

Введите текст с помощью клавиатуры. Допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки В-, ПРИ-,С-, НА-, ОТ-.

Моей сестре в подарок можно (мастерить) новую игрушку, например, лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или ещё чем-нибудь мягким. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы, чтобы получились. Из красивой ленты (делать) уздечку. Получится прекрасный подарок!

Напишите слова в два столбика. В первый столбик – слова с приставкой ПОД-, во второй – с приставкой ПО-, в третий – с приставкой ОБ-

Подпилить, подумать, побежать, пообедать, подкрутить, поддержать, подставка, обновить, обмотать, обсуждать.

Спишите слова, дописывая подходящие по смыслу приставки. Запишите с помощью клавиатуры правильные варианты ответов.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-sostav-slova-pristavki-i-suffiksi-klass-3166911.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/3907/conspect/