4 класс возвратные глаголы правописание тся и ться в возвратных глаголах

Рус.яз 4 кл. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проект учебного занятия

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах»

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к теме

У обучающихся могут быть сформированы:

-устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач по теме урока

Планируемые метапредметные результаты освоения:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-преобразовывать практическую задачу в познавательную

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

-осуществлять запись выборочной информации;

-осуществлять анализ и синтез объектов;

-устанавливать причинно-следственные связи

Обучающиеся получать возможность научиться:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-использовать речь для регуляции своего действия;

-строить монологическое высказывание;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Обучающие получат возможность научиться:

-аргументировать свою позицию;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Планируемые предметные результаты освоения:

-отрабатывать правописание глаголов оканчивающихся на -тся и -ться;

-задавать вопросы к глаголам;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-умению самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

Тип учебного занятия – урок «открытия» нового знания.

Ведущий метод: частично-поисковый

Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная, индивидуальная

Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 2/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 165с. – (Школа России).

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, карточки.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД:

Элементы учебного занятия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Васильевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Занимают рабочее место

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Актуализация опорных знаний

Наш урок мы начнем со словарной работы.

На доске вы видите ребусы, вам нужно отгадать ребусы и записать полученные ответы в тетрадь и выделить в них орфограммы.

Слова: ворона, воскресенье, девочка, животное, килограмм, космонавт, лестница, молоко, сапоги.

Какую часть речи мы изучаем?

Что называется глаголом?

С какими глаголами вы работали на прошлом уроке?

Какие глаголы называются возвратными?

Отгадывают ребусы и записывают в тетради ответы.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Глаголы с суффиксами –ся, -сь.

Планировать предстоящую работу (Р);

Использовать устную речь для регуляции своего действия (К).

Выявление места и причины затруднения

Тот труда не бои(т..ся),

Кто умеет труди(т..ся).

Какие глаголы употреблены в данной пословице?

Глядя на это задание, какой вопрос у вас в голове возникает?

Какой будет тема нашего урока?

Когда в возвратных глаголах пишется –тся и –ться.

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (Р);

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (П).

Проблемное объяснение нового знания.

Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы как ее решить.

Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

Что их объединяет?

На какие вопрос они отвечают?

В какой форме стоят?

Теперь прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

Что их объединяет?

На какие вопрос отвечают?

В какой форме стоят?

А теперь прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

Что их объединяет?

На какие вопросы отвечают?

В какой форме стоят?

Итак, в каком случае пишется –ться?

В каких случаях пишется –тся?

Сравните наше открытие с правилом в учебнике на с.104, прочитайте.

Теперь, зная правило, вернемся к нашей пословице. Проверьте еще раз.

Это возвратные глаголы.

Что делать? что сделать?

Что делает? Что сделает?

3-е л., ед.ч., наст. и буд.вр.

Что делают? Что сделают?

3-е л., мн.ч., наст. и буд.вр.

Если глагол стоит в неопр.форме, отвечает на вопрос что делать? что сделать перед –ся пишется «ь» знак.

Если глагол стоит в 3-м лице ед.. или мн.ч. отвечает на вопросы что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?, то пишется –тся.

Читают правило в учебнике на с.104

Возвращаются к пословице и вставляют буквы в правильном варианте.

Структурирование знаний (П);

Аргументация своего мнения (К);

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Прочитайте слова на доске. Запишем их в тетрадь в виде схемы, которая называется кластер.

Мальчик хвалит..ся, вращат..ся, качат..ся, кошка боит..ся, они нравят..ся, люди прощают..ся.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Какие глаголы вы услышали вначале физминутки?

Запишем их в столбик.

Что вы заметили?

Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Теперь давайте выполним упражнение 218 с. 105 учебника.

Прочитайте задание. Запишите.

Отвечают: подняться, потянуться, нагнуться, разогнуться.

Все глаголы возвратные и в неопр.форме.

потянуться-потянется и т.д.

Выполняют упражнение. Один у доски, остальные в тетради.

Установление причинно-следственных связей (П);

Формулирование и аргументация своего мнения (К);

Учет разных мнений (К);

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Упр. 219 с.105 самостоятельно по вариантам.

1вар. – 1и 3 предложения

2вар. – 2 и 4 предложения

Списать, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограммы ( на оценку).

Выполняют задание по вариантам самостоятельно.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

В весеннем лесу …… легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если …… , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, …… на все лады молодой, зеленеющий лес.

Какова тема текста?

Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершенным (дышится, прислушаться, переливается).

Следующее задание: нужно вставить в пословицы изученную орфограмму.

1.Друзья познают…ся в беде.

2.Трус своей тени боит…ся.

3.Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.

4.За всё брат…ся – ничего не делать.

5.Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

6.Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся.

Вставляют глаголы в текст.

Вставляют в пословицы изученную орфограмму.

Извлечение необходимой информации (П).

Итог урока. Рефлексия

В каких случаях мы пишем перед суффиксом –ся ь знак?

В каких случаях мы не пишем перед суффиксом –ся ь знак?

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 741 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 644 человека из 80 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Рус.яз 4 кл. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Закрепление

Презентация «Сказка о рыбаке и рыбке 2 класс

Презентация «Формирование вычислительных навыков»

Конспект урока русского языка по теме «Корень слова»

Из опыта работы с одаренными детьми

Семья и школа. Здоровье ребенка

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс

Статья «Воспитание честности»(2 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5240709 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Открытый урок в 4 классе по ФГОС «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок русского языка «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах»

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok_rya_4_kl.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание -ться и -тся в глаголах»

— познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

— развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;

— воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу….

( лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать…)

— Какую часть речи мы изучаем? (глагол)

— Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)

— Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)

— А сейчас работаем в парах по карточкам. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.

Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.

— Проверяем. Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;

прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр.

— Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)

3.Выявление места и причины затруднения

1) Работа с пословицей

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди (т…ся).

— Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.

— Сравните свои работы.

— Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)

— Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или — ться )

— Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и — ться в глаголах)

2)Сообщение темы и целей урока

— Тема урока «Правописание -тся и — ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.

— Какую вы поставили перед собой цель учебной деятельности?

(Я хочу научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и — ться в глаголах; применять правило правописания -тся и — ться в возвратных глаголах)

4.Построение проекта выхода из затруднения

1) -Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить её.

— Прочитайте слова 1 столбика (одеваться, стучаться, промчаться)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делать? , что сделать?)

— В какой форме стоят? (неопределённая форма)

— Прочитайте слова 2 столбика (одевается, стучится, промчится)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делает? , что сделает?)

— В какой форме стоят? (3-е л., ед.ч., наст. и буд. вр.)

— Прочитайте слова 3 столбика (одеваются, стучатся, промчатся)

— Что их объединяет? (глаголы)

— На какой вопрос они отвечают? (что делают? , что сделают?)

— В какой форме стоят? (3-е л., мн.ч., наст. и буд. вр.)

— Итак, в каком случае пишется — ться? (Если глагол стоит в неопределённой форме, отвечает на вопрос что делать? или что сделать? перед ^ — ся пишется ь знак)

— В каких случаях пишется – тся? ( Если глагол стоит в з-е лице ед. или мн. числа, отвечает на вопросы что делает? , что сделает?, что делают? , что сделают?, то пишется –тся)

2) Работа с учебником

— Сравните наше открытие с правилом в учебнике на стр. 104- 105.

— Прочитайте 1 часть правила, 2 часть правила.

-тся -ться

Если

что (с) делать? что делает? , что сделает?,

что делают? , что сделают?

неопределённая форма 3-е лицо, ед. или мн.ч

в вопросе есть ь знак, в вопросе нет ь знака,

то пиши -ться то пиши -тся

4) Дальнейшая работа над пословицей

— Вернёмся к пословице. Проверьте ещё раз.

— Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь в два столбика –тся, -ться, подчёркивая орфограммы.

Он хвалит…ся, вращат…ся, качат…ся, она боит…ся, они нравят…ся, прощат…ся.

он хвалится вращаться

она боится качаться

они нравятся прощаться

— Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки? (Потянут ь ся, поклонит ь ся, трудит ь ся)

— Запишем их в столбик

— Что вы заметили? (Все глаголы в неопределённой форме)

— Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

Потянут ь ся – потяне тс я

Поклонит ь ся – поклони тс я

Трудит ь ся — труди тс я

1)Работа по учебнику стр. 105 упр. 219

— А сейчас я вам предлагаю выполнить упр. 219 по вариантам.

1 вариант – 1и 2 предложения,

2 вариант – 3 предложение.

— Самопроверка по образцу.

1в. Рано утром на рассвет е умываю тс я мышата.

Надо, надо умыват ь ся по утрам и в е ч е рам.

2в. Дуб дождя и ветра вовсе не бои тс я.

Кто сказал, что дубу страшно простудит ь ся.

В весеннем лесу ……. легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если ……… , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, ……. на все лады молодой, зеленеющий лес.

— Какова тема текста? (Весна в лесу)

— Вставьте слова-глаголы, чтобы текст стал завершённым.

В весеннем лесу дышится легко и свободно. Зазвенела короткая, но радостная песня малиновки. Если прислушаться , то можно разобрать знакомые слова. Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.

3)Самостоятельная работа с самопроверкой

— А сейчас я предлагаю вам выполнить дифференцированные задания с правом на выбор 3 уровней.

— Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

— Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

— Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

— Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени (что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать.

2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Они испытывают волнение -…..

Он испытывает радость- ……

— Какую цель ставили перед собой на начало урока?

— Кто считает, что достиг поставленных целей?

— За что бы вы себя похвалили?

— В каких случаях мы пишем перед ^ –ся ь знак?

— В каких случаях мы не пишем перед ^ –ся ь знак?

8. Домашнее задание

— Дом. задание я предлагаю вам на выбор:

1) упр. 220 стр. 105,

2) придумать и записать по 5 слов на изученное правило.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку .

Технологическая карта урока .

Цели деятельности учителя:формирование умения правильного написания возвратных глаголов;отработка навыка определения спряжения глаголов;формирование бережного отношения к природе, уважительного отноше.

для дистанционного обучения.

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив.

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание –тся и ться в возвратных глаголах» Цели деятельности учителя: знакомтсво с правописанием глаголов, оканчивающихся.

Русский язык 4 класс. Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».

Класс, предмет: 4 русский язык

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».

Тип: урок «открытия нового знания»

Цель: уметь распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме.

Задачи:

— освоение знаний о правиле правописания –тся и –ться в возвратных глаголах;

— овладение умением распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме по вопросам;

— развитие логического мышления, речи, памяти, внимания.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс. Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».»

«Школа №7 имени Береста Алексея Прокопьевича»

урока русского языка

Класс, предмет: 4 русский язык

Тема урока: «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах».

Тип: урок «открытия нового знания»

Цель: уметь распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме.

— освоение знаний о правиле правописания –тся и –ться в возвратных глаголах;

— овладение умением распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределенной форме по вопросам;

— развитие логического мышления, речи, памяти, внимания.

У учащихся будут сформированы:

— способность к самооценке на основе наблюдения за учебной деятельностью;

— навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

— принимать и сохранять цель и учебную задачу;

— выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

-владеть навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с конкретными целями и задачами;

— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

— Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени и неопределенном форме.

Материалы для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с самостоятельной работой, карточки для рефлексии.

Материалы для учителя (оборудование): учебник, технологическая карта, доска, карточки с самостоятельной работой, презентация, карточки для рефлексии.

1 МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Геннадьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Прозвенел для нас звонок

Начинаем наш урок.

Мы тетради открываем

И к работе приступаем

«Если я буду хорошо знать русский язык, то смогу…

Откройте тетрадки, запишите число, классная работа.

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

Открывают тетрадки, записывают число и классную работу.

Личностные УУД: навыки сотрудничества с учителем.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2 АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

А у нас словарная разминка. Запишите слова: молоко, метал, метро, молоток, морковь, мороз, Москва.

Обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и проверьте правильность написание по эталону (Слайд1)

— Какую часть речи мы изучаем?

— Что называется глаголом ?

— Что такое неопределённая форма глагола?

-Какие глаголы называются возвратными?

Обмениваются тетрадками, оценивают работу соседа.

-Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять

-Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать (стр.72)

-Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться

Личностные УУД: навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной речи.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

3.2. Открытие нового знания

3.5.Повторение и включение в систему знаний

Прочитайте стихотворение Эдуарда Успенского (слайд2) :

Где тут -ТСЯ? Где тут -ТЬСЯ?

Превосходный ученик из него получится!

Назовите возвратные глаголы.

Что вы заметили?

Как это можно объяснить?

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах» (слайд3)

Какие задачи вы перед собой поставите?

Откройте учебники на странице 104, устно выполним упражнение 216.

(Устная работа по вопросам и заданиям учебника)

Прочитайте ниже сведение о языке про себя.

Теперь 1 прочитает вслух.

По каким двум признакам можно определить, какое буквосочетание нужно писать в глаголе?

-Посмотрите на упражнение 217. Прочитайте загадку. Назовите отгадку.

Кто знает, что же такое коромысло?

Посмотрите, как выглядит коромысло.

Спишите два первых предложения.

-Назовите возвратные глаголы. Объясните их написание.

— Найдите имя существительное с выделенным буквосочетанием. Сравните написания и произношение выделенных буквосочетаний в глаголах и в имени существительном. Что вы можете сказать?

— Какой можно сделать вывод?

— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на странице 105.

-Выполните разбор слова повисли по составу.

Суффикс Л в основу не входит. Это формообразующий суффикс, он образует форму прошедшего времени.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из физкультминутки?

— Запишем их в столбик

Что вы заметили?

— Измените глаголы, поставив их в 3-е л. ед.ч.

А сейчас поработайте самостоятельно. У вас на столах лежат карточки. Я вам предлагаю выполнить задания с правом на выбор трех уровней.

— Возьмите карточку. Внимательное послушайте условие её выполнения.

— Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте 1 уровень.

— Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор 2 уровень.

— Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш выбор 3 уровень.

У кого есть вопросы по данному заданию?

Давайте проверим по эталону (слайд 5)

Кто выбрал 1 уровень? Какое у вас было задание? Кто 2? Кто 3?

А теперь оцените свою деятельность. Если вы не совершили ни одной ошибки, то поставьте себе 5. Если 1 ошибка, то поставьте – 4. Если 2 и более ошибок, то ничего себе не ставьте.

Откройте учебники на странице 105, упражнение 218.

-Прочитайте глаголы в неопределенной форме. Назовите показатель неопределенной формы.

Поэтому в возвратных глаголах неопределенной формы перед –ся пишется мягкий знак.

-Назовите показатель глаголов 2-го лица единственного числа.

Поэтому в возвратных глаголах 2-го лица ед.ч. пере –ся пишется мягкий знак.

— Назовите показатель глаголов 3-го лица.

Поэтому в возвратных глаголах 3-го лица ед.ч. перед –ся пишется мягкий знак.

-Выполните письменное задание к упражнению. 2 ученика будут работать на откидной доске.

Давайте проверим. Объясните написание глаголов.

Итак, ребята, с какой темой мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Как определить в каких возвратных глаголах пишется мягкий знак, а в каких нет?

Учиться пишется с мягким знаком, а учится – без мягкого знака.

(правописание зависит от вопроса)

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах

Познакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах

Читают правила сначала про себя, потом 1 читает вслух.

Отвечают на вопрос, используя правило.

Коромы́сло —деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины.

-Купаться, задаем вопрос –Что делать?- вопрос относится к неопределенной форме глагола, значит пишем с мягким знаком.

-Купаются, задаем вопрос – Что делают? – форма: 3 л., мн.ч., буд. вр.,

В имени существительном написание и произношение совпадают, а в глаголах нет.

Правописание –тся и –ться в глаголах являются орфограммой.

Повисли. Часть речи – глагол. Окончание И. Корень ВИС. Приставка ПО. Суффикс Л. Основа ПОВИС.

-Все глаголы в неопределённой форме

-Потянется, нагнется, разогнется.

1 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познаются в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться.
За всё (что делать?) браться – ничего не сделать.

2 уровень. Вставь в пословицы изученную орфограмму

Кто на уроке старается,

У того всё получается.

Если не будешь стремиться,

Нечем будет гордиться!

3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило

Проявлять стремление — стремиться

Они испытывают волнение – волнуются


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/04/21/otkrytyy-urok-v-4-klasse-po-fgos-pravopisanie-tsya-i-tsya

http://multiurok.ru/files/russkii-iazyk-4-klass-tema-uroka-pravopisanie-tsia.html