Урок русского языка в 5 классе «Правописание гласных падежных в окончаниях существительных в единственном числе»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока изучения нового материала. Содержит элементы повторения изученного ранее материала, подводит обучабщихся к самостоятельному выводу по изучакмой теме. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie.doc | 46 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
- повторить, систематизировать знания учащихся по теме «Склонение имен существительных»;
- формировать умение распределять имена существительные по склонениям;
- формировать умение правильно писать падежные окончания существительных;
- развить внимание и память учащихся;
- развить умение анализировать, рассуждать, делать вывод;
- воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к слову.
Оборудование: презентация по теме урока.
- Организационный момент, вступительное слово учителя.
Прозвенел опять звонок,
Начинаем наш урок.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
Сегодня мы продолжим наше путешествие по сказочной стране Морфологии и городу Существителенску и вспомним, что такое склонение, будем учиться правильно писать падежные окончания существительных. Тема важная и нужная. Записываем число и тему урока.
- Актуализация ранее полученных знаний.
- Беседа с классом
- Что такое склонение?
- Сколько склонений вы знаете?
- Каким образом слова объединяются в склонения?
Ответ на последний вопрос можно найти в сказке.
- Прослушивание лингвистической сказки.
В городе Существителенске жили-были вельможи Существительные. Они говорили, что им подчиняются все, а они – никому. Но однажды в городе появился богатырь Склонение, который стал наводить там порядок. Королю Морфу это понравилось, и он решил назначить Склонение губернатором города. Склонение смело принялся за дело: Существителенск был разделен на три больших района. Губернатору помогали падежи, окончания и род. В первом районе поселились существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я; во втором районе – существительные среднего рода с окончаниями –о, -е и существительные мужского рода с нулевым окончанием: в третьем районе – существительные женского рода с нулевым окончанием. Вход в каждый район охраняет слово, которое помогает всем жителям района изменяться одинаково: земля (1 скл.), стол (2 скл.), степь (3 скл.).
- Сделайте вывод о том, на каком основании мы относим существительное к тому или иному склонению.
Послушаем продолжение сказки.
После расселения по разным районам существительные живут дружно, но иногда случаются неприятности: порой окончания и падежи проявляют коварство и пытаются запутать бедных жителей города. «Вредные» падежи – родительный, дательный и предложный. Но на помощь всегда приходят «волшебные» слова «земля», «стол», «степь»
- Задание: просклонять опорные слова «земля», «стол», «степь». Три ученика выполняют у доски, остальные – в тетради.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: » Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
27.02.16год. Русский язык. 5 класс.
Тема: «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе».
Цель: выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Задачи: познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа, развивать логику мышления в работе по алгоритму «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных», развивать орфографическую зоркость, продолжить работу по обогащению словарного запаса детей, развивать умение пользоваться справочной литературой.(Фразеологическим словарём), воспитывать умение работать в группе, навыков работы в паре, воспитывать общечеловеческие качества: уважение, терпение, наблюдение.
Личностные: проявлять познавательный интерес к новым знаниям
Метапредметные: выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
Предметные: осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.
Оборудование: карточки для работы в группах, для индивидуальной работы, учебник, ноутбук, проектор, презентация.
Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок.
Все задания сегодня
Выполняться будут в срок.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Фронтальная работа с учащимися.
-Прочитайте слова на доске:
1 вариант 2 вариант
По травке Из вишни
-Определите части речи. Найдите и подчеркните безударные гласные, определите, в какой части слова они находятся.
Проверка учащихся у доски.
Вывод: Безударные гласные могут находиться во всех частях слова и необходимо знать правила их написания
-Как написать безударные гласные в суффиксе? В приставке? В корне? В окончании?
-Какая орфограмма была новой для нас?
-Кто сможет сформулировать тему урока?
-Чем являются эти словосочетания?
-Кто из вас сможет объяснить лексическое значение фразеологизмов?
-Если затрудняетесь, где можно посмотреть?
-Какое окончание вы выберете?
-В каком из имён существительных было легко определить окончание? В каком трудно? Почему?
-Какую же букву напишем в окончании «е» или «и»? Почему?
-Вы знаете один из способов проверки безударных окончаний имён существительных?
-Кто из вас знает, как ещё можно определить написание безударных окончаний имени существительного?
-Кто сможет сформулировать задачу урока?
а)Работа в группах.
-Для того чтобы решить эту задачу, необходимо разделиться на три группы.
Каждая группа получает карточку с инструкцией.
Гладить по шерсти.
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 2 группы.
Промок до нитки.
Гореть на работе .
Объясните их лексические значения (можно пользоваться словарем).
Найдите имена существительные с безударными падежными окончаниями.
Определите у данных существительных род, падеж, число.
Подумайте, почему разные окончания?
Докажите правильность ответа.
Задание для 3 группы.
2.Сравните падежные окончания имен существительных всех трех склонений.
3.Заполните таблицу ( окончания существительных в падежах)
В каких падежах имена существительные имеют одинаковые окончания?
Отчёт первой и второй групп о работе.
-Что надо знать, чтобы верно написать безударное падежное окончание в имени существительном?
-Какие же способы проверки падежных окончаний имён существительных?
-Откройте учебник, страница 113, упражнение 207.
-Сравните наш вывод с выводом учебника.
Вывод: Вы сами смогли сформулировать второй способ определения написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Отчёт третьей группы о работе.
-Какое же окончание запишем во фразеологизме «ушки на макушк(е,и)»
б)Работа по учебнику.
Упражнение 535 – комментированное письмо. Фофонов Вадим
Упражнение 540- комментированное письмо. Чуркина Светлана.
Упражнение 542 – комментированное письмо. Вечкилев Николай
в)Работа по карточкам.
Задание на отметку “3”. (Толстухин Н, Щиров С, Сафронийчук Н, Каныгина Д, Макухин С)
Карточка. Вставьте пропущенные буквы.
Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
Не в деньгах счастье, а в согласи… .
В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк…
Задание на отметку «3» (Быстров К, Калугин П)
Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:
Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…)
Задание на отметки “4 и 5”. (Головко Р, Фофонова Я, Рыбенцев Н, Черников Д, Кравцова Я)
Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.
О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност…
Мы ходили в лес.
Сколько там чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
6.Закрепление материала. (работа в паре по формированию умения и навыка).
а)Работа с презентацией.
б)Будем тренироваться в написании безударных падежных окончаний имён существительных.
Соедини слова левого столбика с фразеологизмами правого столбика
Мало Стоять поперек дорог(…)
Не давать свободы Капля в мор(…)
Хвалить Держать на привяз(…)
Вставьте пропущенные окончания. Докажи правильность ответа, указав склонение, падеж.
Игра «Получи пять». Учащиеся записывают верные падежные окончания имен существительных в три столбика.
-Соедини непрерывной ломаной линией окончания «е».
-Если у вас получилась «5», то вы молодцы! Если «5» не получилась -будем учиться на протяжении следующих уроков.
-Какая задача стояла перед нами?
-Говорят: «конец — делу венец», и мне хочется верить, что сегодняшний урок не только увлек вас, но и показал как интересно изучать русский язык, как много в нем тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться!
Урок-практикум «Правописание гласных Е–И в падежных окончаниях существительных». 5-й класс
Класс: 5
Ключевые слова: гласные Е-И в падежных окончаниях существительных
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (921 кБ)
Цели урока:
- образовательная: закрепить навык написания гласных Е–И в падежных окончаниях существительных в единственном числе, продолжить совершенствовать навык определять окончания существительных на -ий, -ия, -ие в единственном числе;
- развивающая: развивать познавательные интересы учащихся; продолжить развивать навык анализа языкового материала, обобщать, делать выводы;
- воспитательная: продолжить формирование коммуникативных навыков и навыков словесного оценивания.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, метод самостоятельной работы, метод контроля, взаимоконтроля и самоконтроля (обратная связь).
Тип урока: урок-практикум.
Формы организации учебной деятельности учащихся: общеклассная, фронтальная, дифференцированная, парная.
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник: русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А. и др. Программа: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010.
Время реализации урока: 45 минут.
Необходимое оборудование и материалы для урока — мультимедийный проектор и экран, сигнальные карточки, перфокарты.
План проведения урока (занятия):
Этапы урока |