5 кл русский правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_5_klassa.doc40 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка для 5 класса.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного . Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

Л_са в д_ли в_днее

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

Вопросы и задания

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

— Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

— Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда’рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

— Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

— Какие позиции есть у звуков?

— Что мы записываем с помощью букв?

— Когда гласная буква занимает сильную позицию?

а) Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» — в другой.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

б) Объяснительный диктант.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

в) Самостоятельная работа.

Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание . Найди 8 пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА : Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов.

ЦЕЛИ: образовательные: учить пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных в корне; тренировать в подборе проверочных слов;

коррекционные: развивать умения объяснять написание безударных гласных, проверять себя; развивать умения думать, анализировать, обобщать, развивать внимание, память, моторику пальцев рук, артикулярную моторику; совершенствовать умения определять задачи предстоящей учебной деятельности;

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, работоспособность.

ОБОРУДОВАНИЕ: средства обратной связи, запись на доске, таблица «Безуд. глас.»

— Громко прозвенел звонок,

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Ни минуты не теряем.

2.АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

— Слушаем меня внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да» или «Нет».

— В алфавите 33 буквы.

— Слово «щука» пишется с буквой «ю».

— В неделе 7 дней.

— В слове конь 3 буквы.

— В слове «цветы» ударение падает на букву «е».

— В слове всегда одна ударная гласная.

Показ ежика – это животное.

Фронтальный опрос-повторение по теме «Состав слова».

— Какие части слова вы знаете?

-Какая часть в слове самая главная, самая значимая?

-Что такое корень слова? Найдите корень в словах : рыбак, рыбалка, рыбный, рыболов, рыба.

-Какая часть слова называется приставкой? Назовите слова с приставкой.

-Какая часть слова называется суффиксом? Назовите слова с суффиксом.

-Какая часть слова изменяется? Для чего она служит?

Найдите слова с окончанием.

Упражнения в словообразовании.

При помощи приставок ( выставленных на доске) образовать слова с новым значением: — нёс-

При помощи какой части слова можно показать, что слова имеют маленький размер? (Слова: ложка(ложечка), стакан (стаканчик), булка (булочка), лес (лесок).

3.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧ-СЯ.

Введение в тему урока.

— Давайте сейчас мы с вами определим тему нашего занятия.

— Послушайте стихотворение и постарайтесь выбрать тему занятия.

(Гласные после шипящих.

Правописание безударных гласных.

Разделительный мягкий знак.)

— Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный стал под ударенье

Чтоб развеять все сомненья.

— Как называется тема нашего занятия?

— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо проверить, подобрать проверочное слово)

— Что нужно сделать в первую очередь? (Поставь ударение в слове.)

— Что потом? (Подчеркни безударную гласную.)

— Что еще вы сделаете? ( Подбери проверочное слово, в котором на безударный гласный падает ударение.)

В ряду однокоренных слов выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть проверочное слово. Почему оно проверочное?

Чтение правила в учебнике на с.62.

Ф И З П А У З А.

4.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ. 1)Коллективное выполнение упр.98, с.62.

Работа у доски и в тетрадях.

— Выполним следующее упражнение. Вам понадобится внимание, память и умение быть сосредоточенными.

— Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, постарайтесь их запомнить. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике.

— Сейчас, вы опираясь на первое слово, запишите в тетради по памяти вторые слова, подберите к ним проверочные слова и напишите их, выделите ударные и безударные гласные.

-показываю образец: ряды – ряд.

— Какое правило вы использовали при написании слов с безударной гласной? Повторение правила.

3) Из текста, записанного на доске, выпишите слова с безударными гласными в корне, напишите к ним проверочные. На доске и в тетрадях.

На утренних и в…черних зорях все л…сные жители подают свои г…л…са. п…щат рябчики. Скр…пят жуки. Тр…щат сойки.

вечерних – вечер голоса – голос – отголосок

пищат – писк скрипят — скрип

4)Вставь пропущенные безударные гласные в корне слов:

Сейчас я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и устно подобрать проверочное слово.

ос…нь, т…мнота, з…ленный, кр…снеют, л…ства, р…ды, т…шина, п…хучий, др…жит.

Доп. работа по карточкам для Яковенко, Буртасовой.

— Списать и вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

Отг…в…рила роща з…л…тая

Берёзовым в…сёлым языком,

И журавли, печально прол…тая,

Уж не ж…леют больше ни о чём.

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

— Какую работу выполняли сегодня на уроке?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

6.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧ-СЯ.

7.ЗАДАНИЕ НА ДОМ : правило с. 62, упр.99

ТЕМА : Правописание безударных гласных путём подбора однокоренных слов.

ЦЕЛИ: образовательные: учить пользоваться алгоритмом применения правила написания безударных гласных в корне; тренировать в подборе проверочных слов;

коррекционные: развивать умения объяснять написание безударных гласных, проверять себя; развивать умения думать, анализировать, обобщать, развивать внимание, память, моторику пальцев рук, артикулярную моторику; совершенствовать умения определять задачи предстоящей учебной деятельности;

воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность, работоспособность, культуру письма.

ОБОРУДОВАНИЕ : сигнальные карточки, запись на доске.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

2.1. Словарная работа.

а). Словарный диктант: космос, свобода, верстак, инструменты, матрос.

(Проверка с помощью словарных слов, выставленных на доске.)

2.2. Фронтальный опрос-повторение по теме «Состав слова».

а).Дифференциация однокоренных слов на примере занимательности.

Прочитай про Андрюшку, который ещё не знал, что такое однокоренные слова.

Было дело — стал как-то Андрюшка похваляться, а папа сказал:

— Нет, папа, я не хвастун, — ответил Андрюшка. – У меня нету хвостика. Это волк хвастун, зайка хвастун, у них есть хвостики .

-Как бы ты объяснил Андрюшке слово хвастун? Это тот, кто с хвостиком, или тот, кто хвастает?

-Прочитай слова: хвостатый, хвастать, хвосты, хвастливый, хвастунишка , хвостище. Какие из них ты добавишь к слову хвостик, а какие к слову хвастун? Допиши ряды: хвостик, ________________

-Выдели в данных словах корень, приставку, суффикс, окончание.

Ф И З П А У З А .

3.РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ МАТЕРИАЛОМ УРОКА.

3.1. Введение в тему урока.

-Как называются гласные, на которые падает ударение? А на которые не падает ударение?

-Какие гласные надо проверять: ударные или безударные?

-Какое правило проверки написания безударных гласных вы знаете?

3.2. Работа с сигнальными карточками.

(Учитель читает текст, а на доске выписаны слова с безударными гласными:

В л…су, б…льшие, чуд…са, п…ют, н…гами, г…ловой, по ст…ронам и т.д.

( Уч-ся с помощью сигнальных карточек показывают безударную гласную.)

В л…су живут б…льшие и маленькие чудеса. Чуд…са шумят, п…ют, сверкают красками. Чудеса под н…гами, над г…ловой и по ст…ронам.

Я стукнул по дуплистой осине. Из дупла высунулся к…стлявый грязный кулак.

__ Я те постучу! __ раздался скр…пучий голос.

В дупле жила Баба-яга. Или мне пок…залось?

3.3. Допиши словечко (Упр. 100, с.63)

(Коллективная работа у доски и с места.)

-подобрать слова в рифму, опираясь на рисунки

-объяснить правописание вставленных слов, подчеркнуть безударную гласную в корне.

3.4. Дидактическая игра «Один –много».

-Подбери однокоренные слова, обозначающие много предметов и наоборот:

Цвет – цв…ты, снег – сн…га, глаз – гл…за; окна -…кно, спины – сп..на.

3.5. Вставь пропущенные безударные гласные в корне слов:

с…ды, ч…сы, г…ра, л…сты, р…ка, д…ма, ст…на.

-Проверка при помощи сигнальных карточек.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

5.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧ-СЯ.

6.ЗАДАНИЕ НА ДОМ : прав. с.62, упр.102.

___________ 5 класс

ТЕМА : Правописание звонких и глухих согласных в корне слов.

ЦЕЛЬ : повторить и закрепить знания и умения уч-ся в проверке и написании слов со звонкими и глухими согласными; формировать навыки грамотного письма; корригировать речь, память и мышление уч-ся; воспитывать культуру письма, учебную мотивацию.

ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки «Звонкие и глухие согласные», запись на доске, таблица «Звонкие и глухие согласные в корне слов», словарные слова.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ

2.1. Фронтальный опрос-повторение .

-Как называются гласные, на которые падает ударение?

-Как называются гласные, на которые не падает ударение?

-Какие гласные надо проверять?

-Какое вы знаете правило проверки безударных гласных?

— Прочитай. Как называются слова, записанные на доске?

-Выделите корень в словах, поставьте ударение.

-Назовите слова, которые нуждаются в проверке.

-Назовите проверочные слова.

________ к.тёнок, к.тик, к.тище, ок.тилась.

________хв.стище, хв.статый, хв.сты, хв.стик.

-Все ли безударные гласные можно проверить ударением? ( Нет.)

-Как надо поступать с непроверяемыми безударными гласными?

3.ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧ-СЯ.

3.1. Словарная работа.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — звуко-буквенный анализ;

ГЕОГРАФИЯ- толкование слова;

( В шестом классе мы будем изучать географию и естествознание.)

3.2. Введение в тему урока.

— Прочитай слова, сравни произношение выделенных звонких и глухих согласных. (Упр.126, с.51)

-Вспомни и назови пары звонких и глухих согласных.

-Расскажите, как проверить написание звонких и глухих согласных?

-Работа по таблице «Звонкие и глухие согласные в корне слова».

3.3 Чтение и заучивание уч-ся правила в учебнике на с.52.

Ф И З П А У З А .

3.4. ( Устно.) Выполнение Упр.128, с. 52.

4.ПРИМЕНЕНИЕ УЧ-СЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

4.1. Запиши слова по образцу. Подчеркни согласную в корне.

Образец. Глаза – глазки.ё

(Лопаты, лошади, площади, грибы, рыбы.)

4.2. Творческое письмо. Подбери вторую часть к каждой пословице, Вставь пропущенные буквы.

У бере.ки слё.ки текут, а … родная матушка.

У курицы серё.ки, а … когда с неё кору дерут.

Нет лучшего дру.ка, чем … у петуха сапо.ки.

4.3. Выполнение упр.133, с.54.

-Списать, вставляя пропущенные буквы. (С каждой строчки 1-е словосочетание.)

— 1гр. уч-ся – самостоятельно, уч-ся 2-ой гр. – инд. помощь учителя.)

-Проверка самостоятельной работы при помощи сигнальных карточек.

5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

6.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧ-СЯ.

7.ЗАДАНИЕ НА ДОМ : ПРАВ. С.52, УПР.134 ( 1 гр.-5предлож., 2гр. – 3 предлож.)

23.10.2015г. 5 б класс

ТЕМА : Проверочный диктант по теме «Состав слова».

ЦЕЛЬ : проверить качество знаний, умений и навыков уч-ся по теме «Состав слова»; формировать навыки грамотного письма; корригировать память, мышление уч-ся; воспитывать аккуратность, культуру письма, самостоятельность.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись на доске.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

Беседа с уч-ся по теме «Состав слова»:

-Как проверить правописание безударной гласной в корне слова?

-Как проверить написание парных звонких и глухих согласных?

-Что показывает разделительный мягкий знак? Когда он пишется?

-Как пишутся предлоги со словами?

-Как пишутся сочетания: «ча – ща», «чу – щу», «жи – ши»?

3.ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧ-СЯ.

1.Введение в тему урока.

2.Чтение учителем текста диктанта.

Желтеет запоздалый цветок. Травы высыпали в землю свои семена, и под ветерком качаются их голые стебли. Кое-где зеленеет на пастбищах травка. Резкий ветер срывает с деревьев листья.

На полях убирают колхозники спелый картофель. Срезают на грядках капусту, тяжёлые светло-зелёные кочаны. В высокие груды насыпана красная морковка и сладкая репка.

Слова для справок : кое – где, кочаны.

3. Запись уч-ся текста диктанта.

4. Проверка учащимися написания диктанта в тетрадях.

5. Выполнение грамматического задания.

Разобрать слова по составу: высыпали, травка, колхозники, цветок .

( 2 группа уч-ся разбирает по составу три слова.)

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

5.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: повторить правила.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Радченко Олеся ВасильевнаНаписать 2837 11.12.2016

Номер материала: ДБ-013590

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.12.2016 1543
    11.12.2016 3976
    11.12.2016 1572
    11.12.2016 291
    11.12.2016 339
    11.12.2016 4950
    11.12.2016 221

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели:

  1. Открыть (вспомнить) закон правописания;
  2. Научиться применять закон на практике;
  3. Записать полученные результаты в исследовательский дневник;
  4. Познакомить с понятием «орфограмма».

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

1. Постановка цели урока (слово учителя).

— Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.

А) Материал для исследования записан на доске.

— Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

— Запишите слова в тетрадь.

— Какую гласную букву вставили в первое слово?

— Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)

— Кто ошибся? Исправьте.

Б) – Буква «И» — орфограмма. Орфограмма всегда подчеркивается одной чертой. Подчеркнем ее карандашом.

У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.

Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.

Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)

Давайте обозначим это в слове.

Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)

Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)

Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)

А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.

В) — Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.

Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)

Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.

В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)

Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Требования к любым законам русского языка:

  1. Закон должен отражать самое главное.
  2. Формулировка должна быть краткой.

(Спросить несколько человек)

— Кто лучше сформулировал закон?

За формулировку закона я ставлю оценки.

Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.

С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?

(С записи имени орфограммы)

Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)

Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)

Какой пастой запишем? (Красной)

Проверяемые гласные в корне словаБезударная гласная в корне слова проверяется ударениеминит) Починить

(Единый) Объединяться

А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Выучите этот закон.

Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)

Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.

IV. Домашнее задание.

Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-proveryaemih-bezudarnih-glasnih-v-korne-slov-klass-1435699.html

http://urok.1sept.ru/articles/312726