Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Тире между подлежащим и сказуемым
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.
- Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? что?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы: «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
- Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 79-81.
- Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 115.
- Розенталь Д. Э., Русский язык на отлично. Правила и упражнения // Розенталь Д. Э., – М.: ОНИКС. Мир и образование, 2009. – С. 181.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это основная единица синтаксиса. Предложение не может существовать без грамматической основы, то есть без подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены разными частями речи.
Ученики нашей школы участвуют в конкурсе бальных танцев. Подлежащее ученики выражено именем существительным; сказуемое участвуют выражено глаголом.
К славному подвигу каждый готов. В этом предложении подлежащее каждый выражено местоимением, а сказуемое готов – кратким прилагательным.
Солнце – это яркая звезда. В этом предложении подлежащее солнце выражено именем существительным, сказуемое звезда – тоже имя существительное. Но в этом предложении ещё стоит тире. Почему?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте проанализируем грамматическую основу предложения Язык мой – друг мой.
Подлежащее можно найти без труда, а вот сказуемое…
Давайте напишем это предложение по-английски. My language is my friend. В переводе это будет выглядеть так: Мой язык есть мой друг. По-русски мы так не говорим, но в нашем предложении глагол есть вместо себя оставил заместителя – тире.
Таким образом, если предложение имеет конструкцию «подлежащее» – «что это такое?», то в нём обязательно надо поставить тире между подлежащим и сказуемым. Обратите внимание, что в таких предложениях подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже: Лес – наше богатство.
Очень часто в предложениях, построенных по этой модели, перед сказуемым употребляются слова ЭТО и ВОТ. Например: Голубика – это витамины и полезные соки. Дружба – это прежде всего искренность.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Тире между подлежащим и сказуемым. Исключения.
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если подлежащее выражено личным или указательным местоимением.
Тире не ставится, если предложение содержит отрицание и перед сказуемым стоит частица НЕ.
Тире также не ставится, если между подлежащим и сказуемым есть сравнительные союзы как, словно, все равно что, точно, будто.
Тире не ставится, если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!
Книги дети разума.
Себялюбие яд для дружбы.
Разбор задания: Анализируем предложения. В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое тоже имя существительное; задаём вопрос: книги – это что? Следовательно, надо поставить тире. Проверим предложение 2. Подлежащее – местоимение, сказуемое – имя существительное, тире не ставится. В третьем предложении подлежащее «себялюбие» и сказуемое «яд» выражены существительными. Следовательно, вычёркивая только те предложения, в которых не нужно ставить тире, получаем ответ:
2. Укажите, в каком предложении надо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).
Лягушки являются холоднокровными животными.
Я честный человек.
Мысли крылья души.
Разбор задания: В первом предложении подлежащее выражено именем существительным, сказуемое – глаголом. Тире не нужно. Во втором предложении подлежащее выражено местоимением, сказуемое – существительным. В третьем предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными, предложении соответствует схеме «мысли – что это такое?», следовательно надо поставить тире. Ответ: Мысли крылья души. (Мысли – крылья души).
Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» ( 5 класс)
Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» 5 класс
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.
повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.
— формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;
— формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;
— формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;
— развивать творческие способности учащихся;
— научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ;
— формирование интереса к русскому языку;
воспитание бережного отношения к слову.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки — помощники; маршрутный лист урока , тест.
Организационный момент. Доброе утро, уважаемые ребята и гости. Я надеюсь, оно действительно доброе. А с добром и работа спорится. Давайте проведём сегодняшний урок так, чтобы все мы получили удовольствие и подарок, а подарком будет новое полученное знание.
— Запишем число, классная работа , а тему урока вы озвучите сами (только чуть позже), а пока для нее оставьте строчку.
Девизом нашего урока будет пословица: «Удивление – путь к познанию» /Слайд/
— Записываем пословицу в тетрадь и объясним её смысл.
На уроке нам будет нужен маршрутный лист, где вы будете выставлять себе оценки за выполненные задания.
На доске. Падают с ветки з…л…тые м..нетки. Это загадка.
Запишем её в тетрадь. Отгадайте загадку.
К доске – 3 ученика
Какие буквы на месте пропусков? Пропускаем 2 строчки.1 уч –синтакс разбор, 2 уч –выписать и разобрать сл.соч, 3 уч – морфол.разбор прил
3 Повторение материала предыдущих уроков .
Индивидуальное задание по теории. 1 уч-ся– рассказать о подлежащем, 2-й уч-ся – рассказать о сказуемом.
Для всех- Фронтальная работа
Найдите главные члены предложения, выпишите их. Укажите, какими частями речи они выражены
1. .За поворотом дороги показалось море.
2.Оно сверкало лучами солнца.
3Анютины глазки душисты .
4.Десять делится на два
5.Зима- прекрасное время года.
( Самопроверка. Ключ на доске. )
Обратимся к заданиям у доски. Проверка индивидуальных заданий у доски
Синтаксический разбор предложения
Проверка выписанных словосочетаний иих разбора
Морфологический разбор прилагательного ( индивидуально)
Рассказ уч-ся о подлежащем и сказуемом по индивидуальным карточкам
/ Карточка №1 Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем
За поворотом дороги показалось море.
Залив был великолепен
Карточка№2 Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом Ландыш свеж и душист. Весна – прекрасное время года. /
Кроссворд на повторение изученного по синтаксису как переход к теме урока
Сегодня, ребята, речь пойдёт о знаках препинания, точнее об одном каком-то знаке, о нём мы узнаем из кроссворда, но для этого мы должны вспомнить, что же мы узнали на предыдущих уроках о предложении, о главных членах предложения .
Кроссворд / Слайд/
1 . Какой раздел русского языка рассказывает нам о правилах постановки знаков препинания? Его название?
2. Какой раздел русского языка изучает строение словосочетаний?
3. Зачем нужно знать все о словосочетание? Где оно всегда встречается?
4. Один из главных членов предложения называется…
Ребята, давайте определим тему нашего урока! Поможет вам фраза, которую я произнесла вначале урока.
Удивление – путь к познанию
— Выделите в этом предложении подлежащее и сказуемое.
— И так, тема нашего урока: «Тире между подлежащим и сказуемым».
— Записываем тему урока в тетради и на доске.
5.Объяснение нового материала . /Слайд/
Ребята, возникает вопрос, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Сформулировать правило нам поможет таблица с предложениями . Слайд
1 . В лесу ж и вут разные птицы.
2.Их кр а сота ра с ковывает мысли поэтов, художников.
3.А внезапное п о явление и исчезновение в определенное время года п о ражает уч ё ных.
4. Сн е гири – гости зимние.
5. Грачи – это друз ь я весны.
6.Вороб ь и – наши постоянные соседи.
-Чем различаются предложения 1-го столбика от предложений 2-го столбика
— Выпишите грамматические основы из 2 столбика, подчеркнув их.
(Далее озвучиваются основы и появляются записи.) /Слайд/
— В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с помощью подготовленных мною вопросов –подсказок . (карточки-подсказки)
Учащиеся работают в группах. Слайд
1 шаг – подсказка — Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)
2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое
3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».
Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу.
Обратимся ещё раз к грам основам. Чем они выражены?
– Так когда ставится тире между главными членами предложения?
( когда оба главных члена выражены сущ. В И.п.)
— Сверимся с учебником : параграф 52, стр. 65-правило. Прочитаем правило в учебнике, сравним его с нашим выводом.
(Чтение правила в учебнике)
Упражнение для глаз «Лови снежинку»
Рассказ учителя о пунтуационном знаке ТИРЕ /Слайд/
Оказывается, черточка в русском языке называется по-разному (на доске запись:
Знак разделения Соединительная черта между частями слова
Ребята, не путайте эти два понятия. Тире – это знак пунктуации. А о дефисе мы поговорим с вами позже, когда будем изучать орфографию.
Тире — удивительный знак препинания. Он применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов. /Слайд/
7. Первичное закрепление . /Слайд/
Задание. Найди тире.
А) вежливый и скромный;
Б) читает много книг;
В) пример для других;
Г) интересен людям.
А) хранит удивительные открытия;
Б) лучший советчик;
В) сопровождает нас всю жизнь.
8. За страницами учебника. Опережающий материал . /Слайды/
— Когда еще ставится тире? Есть ли исключения?
Если сущ в им. п. – сущ в им. п.
Молчание – знак согласия.
2. Если в предлож. есть слова
Чтение – вот(это) лучшее учение.
3. Если числит. в им. п –
Дважды два – четыре
4. Если н. ф. глагола –
Жить – родине служить.
5 . Если н.ф.глаг – сущ. В им. П.
Хорошо учиться – наша задач а.
Если подлежащее выражено
Он прекрасный человек.
2. Если перед подлеж. стоит НЕ
Бедность не порок
3. Если перед подл. стоит КАК
Наш двор как сад
— Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.
Моя мама шьёт одежду.
Старший брат учится в институте.
3. Наш дедушка лечит зверей.
— Работа с толковым словарем учебника (стр.305-307). Нужно объяснить значение слов с помощью вспомогательного слова ЭТО (работа по рядам: 1 ряд – партер, 2 ряд – прерии, 3 ряд – планёр) / Слайд /
Чем должны быть выражены главные члены, чтобы тире стало необходимостью?
Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире. Есть еще один способ проверки. Если между подлежащим и сказуемым можно поставить слово – помощник «это», то перед этим словом нужно поставить тире : «Удивление – путь к познанию»
Домашнее задание на доске: §34 памятки вклеить в словарь, выучить. Запишите 3-4 предложения о ваших родных – чем они занимаются, какие у них увлечения, или упр 167 /Слайд/
Задание №5 в маршр листе.
11. Самостоятельная работа . /Карточки/
Самостоятельная работа по вариантам. На карточках записаны предложения. Необходимо отметить только те предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически
1. Лес пахнет дубом и сосной.
2. Глинка великий русский композитор.
3. В зарослях ивняка закричала какая-то птица.
4. Март первый весенний месяц.
5. Мой папа водитель.
6. Я поднялся и посмотрел кругом.
1. Бамбук самый легкий материал.
2. Мы изучаем историю и литературу.
3. Лев царь зверей.
4. Долгий осенний закат догорел.
5. Моя мама швея.
6. Зима еще хлопочет и на весну ворчит.
Какую тайну русского языка мы с вами сегодня открыли? Что еще нового узнали? Дополните предложения
Какой знак препинания помогает нам?
Сегодня я понял …
Мне понравилось на уроке …
Тире между подлежащим и сказуемым ставится …
Объясните, почему в пословице, которая является девизом нашего урока стоит тире.
Оценки : Ребята! Большинство из вас очень хорошо работали, все ваши ответы будут учтены. Я проверю ваши маршрутные листы и тесты, которое выполняли самостоятельно и выставлю оценки в журнал, с учетом ваших ответов на уроке.
Рефлексия – определение настроения (по смайликам)
— В сказке «Морозко» Мороз спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
— А я хочу узнать, комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?
Дети показывают смайлики .
— Спасибо за урок, ребята.
Найти главные члены предложения. Рассказать о подлежащем
За поворотом дороги показалось море.
Залив был великолепен
Найти главные члены предложения. Рассказать о сказуемом
Ландыш свеж и душист.
Весна – прекрасное время года.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Цели урока:
- повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации;
- закрепить сведения о грамматической основе предложения и способах их выражения;
- выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
· Форма деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
· Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.
· Задачи:
· обучающие :
· — формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;
· — формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;
· — формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул речи;
· развивающие:
· — развивать творческие способности учащихся;
· — научить использовать в речи предложения, где подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже ;
· воспитательные:
· — формирование интереса к русскому языку;
- воспитание бережного отношения к слову.
· Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
· Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса .А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2012, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки — помощники; маршрутный лист урока , тест.
Урок русского языка в 5-м классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Класс: 5
Планируемые образовательные результаты.
Предметные
- знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи,
- схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом;
- заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные
- Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.
Личностные
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию; бережное отношение к традициям, обычаям семьи, народа.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ресурсы урока: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской. – М.: Дрофа 2012, презентация к уроку, приложения к уроку.
Технологии: метод субъективизации, проблемное обучение, ИКТ-технология.
Ход урока
I. Мобилизующий этап
Слово учителя. Приветствие (слайд 1)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.
А какова тема урока, вы определите сами, выполнив 1 задание (слайд 2)
Перед вами 3 предложения:
1. Зима нарядила деревья в снежные шубы.
2. Новый год – любимый праздник детей.
3. Зимние каникулы – любимая пора.
— Прочитайте и спишите предложения и ответьте на вопросы.
— Что общего в этих предложениях? (С т. зр. смысла, строения)
— Подчеркните грамматические основы предложений.
— Какие предложения можно объединить по нескольким признакам одновременно? (2 и 3)
— Что объединяет эти предложения? (одинаковые по строению).
— Назовите грамматические основы 2 и 3 предложений.
II. Актуализация знаний
Формулирование темы и цели урока.
Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных вами предложениях, и сформулируйте тему и цели урока. (слайд 3)
Воспользуйтесь для этого опорными схемами.
- Познакомиться с правилом постановки ……… между ………… и ……….….;
- Научиться находить предложения, в которых ставится ……… между ………… и ……….….;
- Составлять предложения, в которых ставится ……… между ………… и ………….(ответ)
III. Изучение нового материала (слайд 4)
— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям.
— Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении. (Им. существительными)
— В каком падеже стоят эти имена существительные? (В Им.п)
— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении (Им. существительными )
— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Вывод: если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире. (слайд 5)
— Прочитайте новый материал в учебнике (стр. 157-158).
— Сравните его с нашим выводом.
— Расскажите правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
— Приведите свои примеры на тему «Зима. Зимние праздники».
— Составьте схему нового правила. Выбирают лучший вариант.
— Им.сущ. в И.п. — Им.сущ. в И.п. (слайд 6)
— Им.сущ. в И.п. — это, вот Им.сущ. в И.п.
IV. Закрепление изученного материала
Упражнение 1 (написано на доске и на карточке) (слайд 7)
http://infourok.ru/urok_tire_mezhdu_podlezhaschim_i_skazuemym__5_klass-135728.htm
http://urok.1sept.ru/articles/682809