5 класс русский правописание приставок

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Шейрихан Маллаева
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чиликарская основная общеобразовательная школа»

План — конспект рабочего урока.

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Маллаева Шейрихан Пирметовна.

Тема урока: «Правописание приставок».

Слайд №1 Конспект урока русского языка в 5 классе по теме

«Правописание приставок».

Тема: «Правописание приставок».

Тип урока: повторительно-обобщающий

1. Познакомить обучающихся с правописанием приставок.

2. Правильно выделять приставки в словах, правильно их писать, используя правила, определяющие выбор букв в приставках;

3. Развивать познавательные, коммуникативные, личностные компетенции.

1.образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,

уметь выделять их в слове;

2.развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;

3.воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Доброе утро, ребята!

Мы сюда пришли учиться.

Не лениться, а трудиться.

2. Повторение пройденного материала.

— Запишите на полях настроения от 0 до 5, с которым вы пришли на урок русского языка.

а) фронтальный опрос.

1. Назовите раздел науки о языке, который изучает строение слова. (Морфемика)

2. Из каких значимых частей состоят слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

3. Какие морфемы служат для образования новых слов? (Приставка и суффикс)

4. С какой морфемой мы работали на прошлом уроке? (Приставкой)

б) индивидуальные карточки.

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Ребята, давайте вспомним о приставках, которые вам необходимо знать, чтобы быть грамотными. На какие три группы делятся приставки по правописанию?

— Назовите неизменяемые приставки.

(Отвечают на вопросы: в-,во-,за-,по-, под-,подо-, до-,про-,с-,со-,на-,над-, ит. д.)

— Независимо от произношения эти приставки всегда пишутся одинаково.

На доске задание :

Выпишите из данных слов только те, в которых есть неизменяемые приставки:

Свистнул, сгорел, надписал, предмет, предводитель, избежать, сбежать, проложить, смотреть, рассмотреть, приложить, откусить.

(сгорел, надписал, предводитель, сбежать, проложить, откусить.)

— Из всех традиционных приставок самая опасная – это приставка с-.

Поработаем с этой приставкой.

— Какое правило вам известно про приставку с-?

— В русском языке есть приставка с-, но нет приставки з-,

Запомните, что эти слова входят в состав корня.

Зги, здоровье, здесь, здание.

— Назовите оканчивающиеся на з-, с-. (раз-рас, низ- нис, воз- вос, вз –вс, из – ис, без – бес)

— Когда на конце этих приставок пишется З-?и С-?

— Вставьте пропущенную букву:

Бе…мерно, и…пользовать, во…поминание, ни…падающие, бе…ценный, бе…шумный, ра…топить, бе…численные.

Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с)

Распределите в два столбика без и бес

Образец: Ребенок без забот. (беззаботный)

Небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, шоколад без вкуса, вход без платы

Проверяют друг у друга в парах.

-Когда пишется гласная И и гласная Е в приставках при и пре?

обозначает присоединение

-Замените слово с приставкой при- или пре-,полученное слово записываем в тетрадь:

Участок при усадьбе (приусадебный, полоса около берега (прибрежная,

Очень странный случай (престранный, чуть открыть окно (приоткрыть, загородить дорогу (преградить, встать не во весь рост (привстать, присоединить пуговицу к ткани (пришить).

-Ребята, а вы любите сказки.

Мы сейчас посмотрим сказку и заодно вспомним части слова.

Сказка «Части слова»

-Понравилась вам сказка?

-А теперь мы с вами перейдем к тренажеру.

-На этом урокетебе предстоит проверить свои знания на тему :

«Правописание приставок»

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой тренажёр, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки.

Второй уровень – проверочный тест по данной теме, за который ты получишь отметку.

Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться по русскому языку.

— Довольны ли вы тем,как прошел урок?

Урок дал мне для жизни….продолжите?

Стр. 51 «Проверяем себя»

Вставьте пропущенные буквы.

Бе…облачное небо, бе…ударный звук, бе…страшный человек, бе…вкусное яблоко, во…вращаться домой, в…дрогнуть от испуга, во… становить город, в…пахать землю, ра…бить чашку, и…пугаться собаки, ра…сказать сказку, и…готовить детали.

Спишите, вставляя вместо точек нужную гласную. Скажите, какое значение имеет здесь приставка.

Пр…брежная полоса, пр…морский бульвар, пр…школьный участок, пр…вокзальная улица, пр…летел в Махачкалу.

Спишите, вставляя в слова после приставок Ы или И.

Об…грать товарища, от…скать книгу, с…грать в шахматы, про…грать партию, раз…скать друзей, по…скать газету.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: «Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова» (УМК «Начальная школа XXI века») Аннотация.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» Тип урока: урок изучения нового УМК: «Начальная школа XXI века» Учебник: Русский язык: 3класс, Иванов С. В. — М. : Вентана-Граф, 2010г. Цели.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе «Различие падежей» Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме «Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Урок по русскому языку на тему «Правописание приставок»(5 класс)

Конспект открытого урока русского языка в 5Б классе

Тема ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-практикум.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные У УД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах пов едения и общения и следовать им.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Знать разные группы приставок.

Уметь находить в словах приставку.

Уметь объяснять написание гласных в приставках.

Повторить синонимы, антонимы.

Уметь работать с текстом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия: приставка, морфема, морфемика, словообразование

— учебник: М.М. Разумовская. Русский язык. 5 класс

-презентация к уроку

-рабочие листы, контуры листьев деревьев разных цветов, маркеры, карточки с текстом.

Формы работы на уроке:

— Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа.

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости. Уверена, что мы с вами хорошо поработаем. Покажите ваше настроение с помощью разноцветных осенних листочков, которые лежат на ваших столах.

(красный – отличное настроение, уверен в свои силах;

желтый- спокоен; думаю, что справлюсь;

зеленый- волнуюсь, неуверен в своих силах;

— Прочитаем высказывание детского поэта и писателя К.Чуковского( слайд2 ):

« Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла…»

-Как вы понимаете слова писателя? О чем он говорит?

( Он говорит о роли приставок в речи. )

— Попробуйте озвучить тему урока. О чем мы будем говорить?

Итак, тема урока « Правописание приставок».( слайд3 )

— Какова же цель нашего урока? Чем мы будем заниматься?

( Цель- сформировать навыки правильного написания приставок)

— Что мы знаем о приставках ?(ответы детей)(слайд4)

-В каком разделе языкознания изучается приставка? ( в морфемике )

(слайд8) Прочитайте. Почему эти слова записаны в два столбика?( В первом столбике записаны слова с приставками СО-, ВЫ-, ЗА-, НАД-, ДО-, ПОД-. Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, традиционно. Во втором столбике- слова с приставками на З-, С-(слайд9)

_Можно ли объяснить правила написания данных приставок?

-Каков алгоритм правописания приставок 2-го столбика?

( 1.Определить, какой согласный стоит после приставки- глухой или звонкий.

Если звонкий – в приставке пишу букву З.

Если глухой — в приставке пишу букву С.(слайд10)

-Опираясь на составленный алгоритм, объясните написание приставок в данных словах: рас сыпать, раз вернуть, раз гладить, рас править, раз дать, с мять, с вернуть.

3.Работа в группах .(Задания для 4-х групп. Слайды 15,16)

Изменить словосочетания , используя данные слова. На какие группы их можно поделить?

Облако без формы (бесформенное облако)

Ребенок без забот ( беззаботный ребенок)

Вход без платы ( бесплатный вход)

Ребенок без помощи( беспомощный ребенок)

Океан без предела ( беспредельный океан)

Шоколад без вкуса ( безвкусный шоколад)

Небо без звезд ( беззвездное небо)

Жидкость без цвета ( бесцветная жидкость)

Дорога без конца ( бесконечная дорога)

Плач без звука ( беззвучный плач)

Движение без шума ( бесшумное движение)

Пустыня без воды ( безводная пустыня)

К данным выражениям подобрать слова, близкие по значению

(синонимы) с приставками на З- и С-:

Не имеющий жалости, душевной теплоты, жестокий -…(безжалостный)

Не могущий сам, без посторонней помощи справиться с трудностями- слабый…-( беспомощный )

Лишенный порядка, системы, хаотичный…-( беспорядочный)

Не испытывающий страха, смелый …-( бесстрашный)

К данным словам подобрать и записать слова с противоположным значением (антонимы) с приставками на З-, С-:

Проверяем. Из каждой группы 1 ученик озвучивает ответ.(слайды 17, 18)

4. Музыкальная физминутка.( слайд)

Прочтите слова. Какой звук слышится в начале слова? (слайд)

Сбиться, сделать, здесь, сгореть, сгибать, здоровье, здание.

Все ли из этих слов имеют приставку?( В словах здесь, здоровье, здание

нет приставки. Буква З входит в состав корня)

Какой звук слышится в начале слов сбиться , сделать, сгореть, сгибать ?

( Слышится звук З. Пишем букву С, т.к. приставки З не бывает)

Ознакомимся с теоретическим материалом в учебнике.(с.126)

5. Работа с текстами.

1.Работа в парах с текстом №1 ( упр.347 учебника)

Назовите главную мысль текста.

(Основная мысль текста — единение человека и природы)

Назовите ключевые слова, передающие главную мысль текста.

(…состояние души и тела…, состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку…)

( Задание №3 к тексту: найти и выписать слова с приставками. )

Проверяем задание № 3 к упр.347

(Передать, охватывает, выросшие, сообщается). (Взаимопроверка )

2.Работа с текстом №2(текст распечатан для каждого ученика)

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев.

Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

Задания к тексту: найти и выписать слова с приставками. Объяснить, к какой группе приставок они относятся).( Взаимопроверка)

— Сравните два данных текста. Что их объединяет?

( Оба текста объединяет тема природы и бережного отношения к ней.)

6.Составление проекта по теме урока.(в группах)

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ НА ПИСЬМЕ ПРИСТАВКИ НА З, С

ПИШУТСЯ ВСЕГДА ОДИНАКОВО ПЕРЕД ЗВ,СОГЛ. ПЕРЕД ГЛ,СОГЛ.

Что понравилось на уроке?

О чём заставил задуматься?

Чему ты научился на уроке?

Доволен ли ты своей работой на уроке? Покажите свое настроение с помощью листочков.

2. Работа с текстом №1 в парах.

2.Работа с текстом №2. Найти и выписать слова с приставками.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги,

объедают листья. Зайцы и мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья-птицы. Они прекрасные помощники лесоводов. Берегите, ребята, лес! Это наше богатство.

2. Составляем схему.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • В ходе урока учащиеся научатся различать разные группы приставок, находить в словах приставки, объяснять написание гласных в них. На уроке предусмотрена работа в группах с текстами , что способствует формированию умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умению работать с текстом, договариваться с одноклассниками. Введена работа на повторение синонимов и антонимов.
  • Садыкова Зиля СултановнаНаписать 4852 20.11.2017

Номер материала: ДБ-887266

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    20.11.2017 1835
    20.11.2017 257
    20.11.2017 370
    20.11.2017 1494
    20.11.2017 1018
    19.11.2017 3182
    19.11.2017 1553
    19.11.2017 1480

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

5 класс. Урок русского языка — Правописание приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока76.41 КБ
Презентация к уроку53.82 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема урока: «Правописание приставок».

— учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М. Разумовской;

— медиапрезентация к уроку.

Форма урока: традиционная.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок.

— повторить сведения об устаревших словах, омонимах и их разновидностях

— проверить умение различать омонимичные предлог и приставку

— повторить фонетику (транскрибирование, орфоэпический анализ)

— повторить правописание одновариантных приставок

— изучить правописание приставок на з- и с-

— узнать об особенностях правописания приставок пре- и при-

а) познавательные УУД:

П1 — развитие умения извлекать необходимую информацию из текста (малые жанры фольклора – пословицы, поговорки и загадки)

П2 — развитие умения формулировать проблему и решать её

П3 — развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы

П4 — развитие умения систематизировать знания

П5 — речевое развитие учащихся

б) коммуникативные УУД:

К1 — развитие умения работать в парах: умение слушать и слышать, договариваться, прислушиваться к мнению одноклассника

К2 — развитие умения слушать и понимать речь других

К3 — развитие умения вступать в диалог

К4 — развитие умения выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с возникшими задачами

в) регулятивные УУД:

Р1 — развитие умения контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике

Р2 — развитие умения самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, свои действия

Р3 — развитие умения контролировать процесс и результат действий, вносить коррективы

Л1 — развитие умения формировать учебную мотивацию

Л2 — развитие умения формировать рефлексию

Л3 — развитие умения формировать адекватную самооценку

Характеристика этапов урока

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Организаци-онный + проверка д/з

Создание положительного эмоционального настроя

Устаревшая лексика в малых жанрах фольклора

Коллективная работа с устаревшей лексикой, содержащейся в малых жанрах фольклора

Организует беседу учащегося с классом

Знакомят одноклассников с примерами пословиц и поговорок, загадок, в которых имеются устаревшая лексика, работают над содержанием

Знакомит учащихся с пословицей «Опустя время учиться, что по ýшлому гонять» (эпиграф) . Организует беседу.

Предлагают свои варианты толкования пословицы. Оформляют рабочие тетради (дата, вид работы), записывают эпиграф.

2. Актуализация знаний

Уточнить знания об омонимах и их видах

Я. Козловский «Веснушки»

Чтение вслух, анализ текста, нахождение в тексте омонимов разных видов

Дает задание, организует беседу – обсуждение, работу в парах

Читают стихотворение. Находят омонимы, решают в парах, какие это виды омонимов

Открытие темы урока

Формулирова-ние темы урока, мотивирование на работу на уроке

Я. Козловский «Веснушки»

Диалогическая проблемная беседа

Просит найти различия между приставкой и предлогом, задает проблемный вопрос

Анализируют слова с омонимичными приставками и предлогами, выясняют различия. Отвечают на проблемный вопрос «Все ли они знают о правописании приставок?». Записывают тему урока «Правописание приставок» в тетрадь

Анализ предложенного материала – выведение правила №1

Знакомство с новым материалом (орфографичес-ким правилом №1)

Диалогическая проблемная беседа

в парах, орфоэпический анализ приставок, выведение правила

Организует работу в парах и индивидуальную работу у доски. Ставит проблемный вопрос

Выполняют орфоэпический анализ в парах, находят ответ на проблемный вопрос. Выводят правило написания приставок, составляют опорный конспект по первому правилу – в тетради и на доске.

Первичное усвоение нового материала

Проверка осознания обучающимися нового материала

Орфоэпический анализ слов:

Самостоятельная работа (слова записываются под диктовку и транскрибируются)

Организует самостоятельную работу в тетрадях и у доски, задает вопрос «Как называются процессы, которые произошли с буквой эс »

Записывают слова под диктовку, формулируют правило правописания одновариантных приставок, выполняют транскрипцию слов и называют процессы ( озвончение и ассимиляция )

Анализ предложенного материала – выведение правила №2

Знакомство с новым материалом (орфографичес-ким правилом №2)

Диалогическая проблемная беседа

в парах, анализ правописания приставок, выведение правила

Организует работу в парах и индивидуальную работу у доски. Ставит проблемный вопрос

Организует работу с учебником

Выполняют анализ правописания приставок в парах, находят ответ на проблемный вопрос. Выводят правило написания двувариантных приставок, составляют опорный конспект по второму правилу – в тетради и на доске. Проверяют правильность выводов по учебнику

Повторить и закрепить правописание одновариантных и двувариантных приставок

Упр. 343, 349 или упр. 341 (Т), 347 (Т)

Предлагает домашнее задание по желанию учащихся (более простое и более трудное)

Учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам.

Подведение итога урока

Проверка осознания обучающими нового материала, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

здание, здоровье, здравствуй, здравие

Организует регулятивные высказывания обучающихся.

Учитель делает акцент на коммуникативные навыки и универсальные действия учащихся.

Ученики высказывают свои мнения, применяя ситуацию на себя.

Ученики формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Контроль и самоконтроль

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Предлагает для анализа пословицу «Делу время – потехе час»

Оценивают свою деятельность на уроке и деятельность своего соседа по парте, сравнивают результаты. Объясняют смысл пословицы

1. Организаци-онный + проверка д/з

— Назовите пословицы, поговорки, загадки, которых есть устаревшее слово, объясните смысл.

— О чем нам могут рассказать устаревшие слова?

— Объясните смысл пословицы «Опустя время учиться, что по ýшлому гонять».

— Кто такой В.И Даль?

— Запишите эту пословицу в качестве эпиграфа к нашему уроку. Кто её автор?

— Всему своё время…

— Оформление тетради и доски. Запись эпиграфа к уроку.

2. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение, иллюстрацией какого языкового явления является это стихотворение?

— Вспомните виды омонимов (в парах).

3.1. Открытие темы урока

— Ещё что интересного можно увидеть в данном стихотворении?

— Укажите, различия между предлогами и приставкой.

— Что ещё надо знать, чтобы грамотно писать приставки?

— Запись темы урока «Правописание приставок» в тетради и на доске:

одновариантные – двувариантные — смысловые

3. 2. Анализ предложенного материала – выведение правила №1

— Сделайте орфоэпический анализ данных слов (на доске):

— Орфоэпический анализ в парах.

— Выведение правила написания приставок (одновариантных) — пишу всегда одинаково .

— Запись опорного конспекта в тетрадь и на доске.

3.3. Первичное усвоение нового материала

— Запись под диктовку слов (1 у доски):

— Объяснить правописание слов.

— Затранскрибировать. Ответить на вопрос «Как называются процессы, которые произошли с буквой эс ».

1 ученик работает у доски, остальные в тетради.

— Приставка С – одновариантная.

— Озвончение и ассимиляция

3. 4. Анализ предложенного материала – выведение правила №2

— Проанализировать слова в парах ( стоя, вместо динамической паузы, после принятия решения пара садиться ):

ра з бить — ра с писание

бе з граничный — бе с цветный

во з рождение — во с питание

и з гиб — и с точник

ни з вергаться — ни с ходить

— Попытаться объяснить их правописание.

— Объяснить значение слов: ни з вергаться — ни с ходить

— Дать понятие о третьей группе приставок – смысловые ПРЕ- и ПРИ-

— Правописание двувариантных приставок зависит от согласной: перед глухой – С, перед звонкой – З.

— Работа с учебником – стр. 114. – чтение правила.

— Запись опорного конспекта в тетрадь и на доску, с примерами.

-низвергаться с высоты – нисходить с небес

— записать в тетради и на доске

4. Домашнее задание

Упр. 343, 349 или упр. 341 (Т), 347 (Т)

— запись д/з в дневник (учащиеся выбирают домашнее задание по своим силам)

5. Подведение итога урока

— Что нового узнали на уроке?

— Есть ли трудности? Ещё вопросы?

Сможете справиться с более трудными заданиями?

— Ответьте на мои вопросы.

здоровье, здравствуй, здравие

— Теперь вы знаете, на что вам нужно обратить внимание дома.

— В тетради поставьте себе оценку «За работу на уроке».

— На листочке поставьте оценку своему соседу (оцените его работу на уроке).

— У кого оценка совпала? О чем это говорит?

— Предлагаю вам ещё одну пословицу из словаря В.Даля — «Делу время – потехе час».

— Что она означает?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка 5 класс УМК под ред. М. Разумовской Учитель – Зверева И.Г.

Владимир Иванович Даль Опустя время учиться, что по ý шлому гонять ´

«Веснушки» Веснушкам нету сноса, Не исчезают с носа. Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла, Веснушки б я отмыла. Я. Козловский

«Веснушки» Веснушкам нету сноса , Не исчезают с носа . — омофоны Я, не жалея мыла , Нос терпеливо мыла , — омоформы Зависело б от мыла , Веснушки б я отмыла . — омофоны Я. Козловский

«Веснушки» Веснушкам нету сноса , Не исчезают с носа . Я, не жалея мыла, Нос терпеливо мыла, Зависело б от мыла , Веснушки б я отмыла . Я. Козловский

Предлог Приставка Служебная часть речи Пишется отдельно от других слов Морфема (часть слова) Пишется со словом слитно

Понаблюдай! ра з бить бе з граничный во з рождение и з гиб ни з вергаться ра с писание бе с цветный во с питание и с точник ни с ходить

Домашнее задание §44 + Памятка Упр. 341, 347 или 343,349

С или З? … гущённое молоко … биться с пути … горбленный человек …бритая борода … жечь письмо

Почему З? з десь , з дешний з дание з доровье, з дравствуй, з дравие, з дравствовать

Владимир Иванович Даль Делу время – потехе час ´

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-«.

Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя.

Обобщающий урок русского языка в 10 классе «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ).

Конспект урока русского языка «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе.

Учебный материал к уроку русского языка в 6 классе.

Наглядная демонстрация орфограммы «Правописание приставок -з,-с» в 5 классе.

Конспект урока открытия новых знаний «Правописание приставок пре-, при-» 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются следующие задания : создание самоинстр.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-klass-2309178.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/03/28/5-klass-pravopisanie-pristavok