5 класс русский язык урок по правописании безударной гласной в корне

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка урока русского языка для 5 класса. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Предметные цели:

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_dlya_5_klassa.doc40 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка для 5 класса.

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

  1. Оргмомент
  2. Повторение изученного . Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило».

Л_са в д_ли в_днее

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

Вопросы и задания

— Прочитайте отрывок из стихотворения.

— Какой орфограмме соответствуют пропуски букв?

— Что нужно сделать, чтобы верно выбрать букву?

— Сформулируйте тему урока, опираясь на данную орфограмму.

3. Сообщение темы урока.

Ученик читает стихотворение «Безударный гласный».

Безударный – гласный слабый,

Плохо слышный и усталый,

Он не может нам сказать,

Какую букву написать.

Сильный звук – уда’рный гласный –

В каждом слове лишь один.

Слышен громко, четко, ясно.

Прочь, опасность, уходи,

Прочь, тревоги и сомнения!

Ставим звук под ударение!

Ударение в корне слышим –

Смело гласную напишем.

— Какие навыки нужны, чтобы работать с этой темой? Что мы должны уметь находить, обозначать? (Корень; ударение.)

-Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)

— Какие позиции есть у звуков?

— Что мы записываем с помощью букв?

— Когда гласная буква занимает сильную позицию?

а) Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» в один столбик, а «непроверяемая гласная» — в другой.

Гриб, грибок, воробей, вода, водичка, рука, собака, земля, садовый,карандаш, речка, трясёт, висит, малина,огурец, стена, окно, дорога,полёт, листок, листик

б) Объяснительный диктант.

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь),

в) Самостоятельная работа.

Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи и формами одного слова.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

д) Работа в группах.

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

е) Устная работа с пословицами.

Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

5) Проверочный диктант.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

6) Итог урока. Рефлексия.

Чем интересен был урок?

Чем особенно запомнился?

Какую орфографическую задачу решили?

Мне сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь я знаю , что ……

Особенно интересно было….

Я сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее задание . Найди 8 пословиц, в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением.

Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Средняя общеобразовательная школа №13

Урок русского языка

«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Уральск – 2015 г.

Правописание безударных гласных в корне слова

Цели: систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; отработать навык проверки написания безударных гласных в корне слова; воспитывать культуру речи и письма.

I . Организационный момент.

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II . Проверка домашнего задания.

Учитель должен обязательно проверить наличие выполненного домашнего задания у всех учащихся. Можно зачитать вслух несколько поговорок и пословиц о дружбе (у 2-3 учащихся можно взять тетради на проверку и выставить оценку за работу)

Запомни! Запись в «Словарь трудных слов»

Настурция, оранжевый, аромат, директор, вестибюль, кабинет, портрет.

III . Изучение нового материала .

Беседа с классом.

Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

— Как можно проверить безударную гласную в корне слова?

— Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)

— Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.)

Вставь пропущенные буквы о или а . Подбери проверочные слова

2. На доске заранее записаны слова:

— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?

Вывод : при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

3. Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов.

Гористый — горе, водитель — воды, носить — нос, белизна — белый, ползти — польза, число — чистый, лепить — лепка, спешить — спешка, ложка — ложный, водяной — водный.

Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места (круговые движения кистями рук):

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

4. Словарная работа.

— Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.

Тренер, тренировка, тренироваться.

Графический диктант (учитель читает слова с безударной гласной в корне слова, учащиеся записывают в тетради только безударную гласную).

Выборочный диктант (к словам с безударной гласной подобрать проверочные слова)

Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.

Запись в «Словарь корней»

-да-: дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, раздаваться.

-дол-: долина, Подольск, долой.

-даль-: далекий, дальний, далеко, вдали, удалиться.

Учащиеся сдают тетради на проверку учителю.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Упражнение 14 на стр. 6.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 741 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 320 человек из 66 регионов

В предлагаемой методической разработке урока по русскому языку «Правописание безударной гласной в корне слова» приводится разнообразный дидактический материал по теме: объяснительный и графический диктанты, «Словарь корней», «Словарь трудных слов», физкультминутка. Этот материал поможет учителю в подготовке к уроку.

  • Азовскова Марина СергеевнаНаписать 20120 21.05.2015

Номер материала: 289737

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.05.2015 1605
    21.05.2015 847
    21.05.2015 4970
    21.05.2015 12788
    21.05.2015 5734
    21.05.2015 1370
    21.05.2015 7561

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА УРОКА: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Грамматический диктант.

1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК

2. Приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ

3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ

5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА

(Получится слова ЗАЗВОНИЛА)

— Разберите слово по составу. Назовите орфограмму в слове зазвонила.

3. Объяснение нового материала.

Почему они так называются? (На доске записаны слова с пропуском букв.)

З..мляника, к..стяника, г..лубика, ..жевика, м..лина, ч..рника.

(Малина — исторически от «ма́лый».)

— Какая часть слова помогла вам определить его происхождение?

— Почему корень называется главной значимой частью?

— Какие значимые части слова вам известны?

4. Анализ записи на доске.

Сп..ши стихи — сп..ши на урок

пол..скать собачку — пол..скать бельё

зап..вать песню — зап..вать лекарство

— Корни слов звучат одинаково. Значит ли это, что они одинаково пишутся?

Учащиеся подбирают проверочные слова и делают вывод , что корни имеют разные значения.

5. Запишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите и запишите проверочные слова.

Серый горизонт светлел, уплотнялся. Мутные очертания предметов принимали чёткую форму. Панорама местности приближалась к глазам. На первом плане выделялись верхушки леса. За ним виднелась полоса поля. По нижнему краю поля тянулась волнистая линия переднего края.

6. Упражнение 31 (устно)

— В каждой подборке однокоренных слов найдите проверочное.

7. Вывод — чтение правила на стр. 19.

Учитель обращает внимание учащихся на номер правила. Правило № 1 — самое главное о правописания гласных в словах русского языка.

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной.

В пропедевтических целях можно сообщить, что безударную гласную можно проверить в любой морфеме: приставке ( записать — за́пись ), суффиксе ( высота — высо́тка ), окончании ( о ветке — о земле́ ).

8. Самостоятельная работа. (Формирование навыка проверки.)

упражнение 30 — подбор однокоренных слов.

Задание можно выполнить частично по усмотрению учителя.

9. Объяснительный диктант.

Учащиеся выделяют корни с проверяемой гласной, объясняют графически выбор орфограммы.

В лесу тепло. Зеленеет трава. Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка осмелела. В темноте белеют берёзки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве.

Образец:

Необходимо предупредить учащихся, что к словам запоздалый, запоздал можно подобрать проверочные по́здно, по́здний . Нельзя использовать для проверки безударной гласной корня глагол опаздывать , в котором ёсть суффиксе – ыва — (- ива -). В глаголах с таким суффиксом в корне под ударением часто бывает а ( кормвыкармливать, спор — оспаривать ).

— Разобрать по составу глаголы.

Домашнее задание : § 8 — правило выучить, творческое задание: составьте текст из 5-7 предложений на тему «Осень», обозначьте изученную орфограмму, т.е.: подчеркните её, выделите корень, поставьте ударение.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 741 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 320 человек из 66 регионов

  • Сарапу Ирина ВладимировнаНаписать 17436 05.11.2015

Номер материала: ДВ-123806

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.11.2015 934
    05.11.2015 385
    05.11.2015 1366
    05.11.2015 2032
    05.11.2015 483
    05.11.2015 7164
    05.11.2015 590

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-klass-289737.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-proveryaemih-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-klass-550285.html