5 класс русский язык урок по теме правописание гласных в корне слова

Урок русского языка «Проверяемые гласные в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
proveryaemye_glasnye_v_korne_slova.docx17.43 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по учебнику под ред. Быстровой Е.А.

Тема. Правописание проверяемых гласных в корне слова.

Цель: развивать умения находить орфограммы – буквы безударных гласных в корнях, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать, обобщать информацию, выделять главное, связно излагать свою точку зрения.

Предметные: знать орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», уметь использовать это правило на практике.

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к своей малой родине, осознание алгоритма успешного учебного действия, осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами сосуществования в городе.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями ,орфографические словари, презентация.

— Прозвенел звонок. Урок начинается. Здравствуйте, ребята! Призываю вас с самого начала урока быть внимательными.

-Сейчас садятся те, чьё имя начинается с гласного звука.

— -А теперь садятся те, чьё имя начинается с согласного звука.

-Молодцы, все справились с заданием!

Слушают, настраиваются на урок.

2.Введение в тему урока.

— Давайте сейчас мы с вами определим тему нашего урока.

— Послушайте стихотворение и постарайтесь выбрать тему урока.

(Гласные после шипящих.Правописание безударных гласных.

Разделительный мягкий знак.)

— Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука.

Гласный стал под ударенье

Чтоб развеять все сомненья.

— Как называется тема нашего занятия?

3.Сообщение темы и целей урока учащимися.

Учитель: Сегодня мы постоянно будем обращаться к корню, будем учиться правильно писать гласные в корне слова .

-А какие бывают гласные?

— А какие гласные называются безударными?

Продолжите мою мысль.

— Ударные гласные – это те,…

Хорошо живётся ударной гласной: все её отчётливо слышат и правильно пишут. А как же быть безударной бедняжке? Помогите ей!

— Как мы можем ей помочь? (Правило)

4.Работа с учебником (открытие новых знаний).

Параграф 53, стр. 206.

— Какое правило надо знать при письме слов с безударными гласными?

(Безударную гласную надо проверить, подобрать проверочное слово)

Коль в слове гласный под сомненьем,

Его проверьте удареньем,

И этот безударный гласный

Под удареньем станет ясным.

1.Поставь ударение в слове.

2. Подчеркни безударную гласную.

3. Подбери проверочное слово, в котором на безударный гласный падает ударение.

5.Первичное закрепление материала .

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Зимний, садик, звон, варка,.
Пов..р з..ма зв..нок с..ды

варит, сад, зимушка, звонит

Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Садовый — посадка, садик». Обозначь орфограмму.

Садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник.
Лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.
Лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.
Синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем,

И работать продолжаем.

7.Выполнение упражнений на закрепление.

Вставьте пропущенные буквы и запишите текст, обозначив орфограммы.
Л..са вд..ли в..днее,

Заметней и м лее

Самостоятельная работа с учебником.

Упражнение 286 на стр. 206.

Найти однокоренные слова, подчеркнуть безударные гласные.

Доп. работа по карточкам для Кирилла и Алексея.

— Списать и вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

Отг…в…рила роща з…л…тая

Берёзовым в…сёлым языком,

И журавли, печально прол…тая,

Уж не ж…леют больше ни о чём.

Доп. работа по карточкам для Вани.

Расшифруйте слова. Найдите орфограмму.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Какая цель была поставлена на уроке?

Как вы считаете, она достигнута?

Приём « Наряди ёлку»

-Давайте оценим свою работу на уроке. Скоро наступит замечательный праздник — Новый год, и вы дома вместе с родителями будете наряжать ёлку. Я вам предлагаю нарядить её сегодня вместе со своими одноклассниками. У каждой пары на столе есть елка и цветные шарики. Вам нужно повесить эти шарики на ёлку:

КРАСНЫЙ- Я умею проверять безударные гласные.
ЖЁЛТЫЙ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.
Синий– Я сегодня не смог ,но завтра научусь.

— Полученные ёлочки вывешивают на доску.

9.Итог урока. Д.з. Параграф 53-правило выуч. ;упр. 287 на стр. 206. На «4» и «5» упр. 289.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке.

Урок русского языка «Орфограммы в корнях слов»

Урок русского языка по повторению материала «Орфограммы в корнях слов». Задачами урока является обобщение материала по теме, развитие у обучающихся потребности в творческой деятельности, самовыр.

Урок-обобщение «Безударная гласная в корне слова»

Урок русского языка в 5 классе.

Урок русского языка. Гласные в корнях -раст, -ращ, -рос.

Урок русского языка в 5 классе.Тема: Гласные в корнях -раст -, -ращ-, -росЦели: — научить распознавать орфограмму с чередованием а и о, обосновывать выбор написания гласных в данных корнях, воспр.

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока «Правописание безударных гласных в корне слова» для учащихся 8 класса с ОВЗ. Данная тема позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости. Систематическая работа над сл.

Конспект урока » Правописание безударных гласных в корне слова»

Конспект урока + презентация помогут Вам провести урок, в доступной форме раскрывая тему ученикам.

Методическая разработка. Урок-презентация-Чередующиеся гласные в корне слова.

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе по УМК под редакцией М.М.Разумовской. Материал презентации полностью соответствует федеральному государственному образовательному с.

Урок русского языка в 5-м классе по теме: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

Тема. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели:

  1. Открыть (вспомнить) закон правописания;
  2. Научиться применять закон на практике;
  3. Записать полученные результаты в исследовательский дневник;
  4. Познакомить с понятием «орфограмма».

I. Организационный момент.

II. Новый материал.

1. Постановка цели урока (слово учителя).

— Сегодня мы начинаем открытие законов русского языка. Вы сами будете открывать эти законы. Их мы будем записывать в ваш исследовательский дневник. Начнем с одного из самых важных законов русского языка. Вы должны вспомнить этот закон, применить его на практике и записать в исследовательский дневник.

А) Материал для исследования записан на доске.

— Вставьте в слова пропущенные гласные буквы.

— Запишите слова в тетрадь.

— Какую гласную букву вставили в первое слово?

— Кто написал правильно? (Поставьте на полях 1балл.)

— Кто ошибся? Исправьте.

Б) – Буква «И» — орфограмма. Орфограмма всегда подчеркивается одной чертой. Подчеркнем ее карандашом.

У каждого человека есть свое имя. Каждая орфограмма тоже имеет имя.

Назовите имя этой орфограммы. Мои вопросы помогут вам это сделать.

Вопрос 1. Почему мы сомневаемся в написании этой буквы? (Потому что она безударная)

Давайте обозначим это в слове.

Вопрос 2. В какой части слова находится безударная гласная? (В корне)

Назовите имя этой орфограммы. (Безударная гласная в корне слова.)

Почему в этом слове пишется данная гласная? (Проверочное слово …)

А сейчас назовите полное имя этой орфограммы. (Проверяемая безударная гласная в корне слова.)

Это и есть тема сегодняшнего урока. Мы не будем записывать ее в тонкую тетрадь, потому что запишем в дневник исследователя.

В) — Как вы думаете, куда лучше записать проверочное слово? Почему? (Перед словом, так как, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, нужно сначала подобрать проверочное слово.) Давайте запишем проверочное слово.

Орфограмму мы подчеркнули одной чертой, а как вы подчеркнете проверочную гласную? (Двумя чертами.)

Чем отличаются гласные в этих словах? (Ударением.) Поставим ударение.

В какой части слова находится проверочная гласная? (В корне.)

Г) – Мы проделали исследовательскую работу. А сейчас сформулируйте закон правописания проверяемой безударной гласной в корне слова.

Требования к любым законам русского языка:

  1. Закон должен отражать самое главное.
  2. Формулировка должна быть краткой.

(Спросить несколько человек)

— Кто лучше сформулировал закон?

За формулировку закона я ставлю оценки.

Сейчас нам нужно записать закон в дневник исследователя.

С чего мы должны начать запись первого закона русского языка?

(С записи имени орфограммы)

Какой пастой лучше записать имя орфограммы? (Красной)

Что главное в формулировке закона? (Проверяется ударением)

Какой пастой запишем? (Красной)

Проверяемые гласные в корне словаБезударная гласная в корне слова проверяется ударениеминит) Починить

(Единый) Объединяться

А сейчас проверьте вашу запись: безударная гласная в корне слова проверяется ударением.

Выучите этот закон.

Рассказать первый закон русского языка.(2-3 человека)

Упражнение 22(уч-к Рус. яз./ Ладыженская Т.А. и др.) Первая часть – вместе (По колонкам. Ошибка – ход другой колонке. Кто дальше продвинется?), вторая – самостоятельно.

IV. Домашнее задание.

Выучить закон русского языка (три примера!), упражнение 23(выполнить столбиком, проверочное слово – впереди), разбор по составу: холмистый, заглядеться, удивляться.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударных гласных в корне слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель: формирование навыка соблюдения орфографических норм в написании безударных гласных в корне слова.

Задачи урока через планируемые результаты :

создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

— развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся, мотивацию к творческому труду, работе на результат;

— формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

выделять корень слова;

— определять орфограммы в слове;

— различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные;

— подбирать однокоренные слова.

— формировать умение формулировать тему, цель урока;

— развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

— развивать умение работать слушать и слышать партнёра, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, эффективно сотрудничать.

— поиск и выделение необходимой информации;

— строить речевое высказывание в устной и письменной форме осознанно и произвольно.

— овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей.

Тип урока : Урок формирования знаний.

Основые методы обучения (по характеру взаимной деятельности учителя и учащихся):

1 учебный этап. Организационный.

Цель : создание эмоционально-чувственной сферы учащихся, мотивации к аналитическо-му и творческому труду, психологического настроя на работу (является одной из ключе-вых целей для развития личностных универсальных учебных действий).

Задача учителя : создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

— Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу. А что мы желаем, говоря друг другу: «Здравствуйте»?

— Как вы понимаете это слово?

— Здоровье – основа (корень) жизни.

2 учебный этап. Актуализация знаний. Вызов.

Цель: актуализация изученного материала, целеполагание урока(является одной из ключевых целей для развития регулятивных универсальных учебных действий).

Учитель : Сегодня мы с вами на основе текста о здоровом образе жизни на время станем исследователями, которым предстоит сделать выводы по определённой теме. Поэтому ознакомьтесь с текстом и выполните задание к нему.

1)Учитель раздаёт текст учащимся.

2)Учащиеся читают текст и выполняют задания к нему в паре.

Здоровье – это жизнь активная и физически, и умственно.

И человек должен вести здоровый образ жизни, ведь где здоровье – там и красота. Если тело больное, то и душа мучается. В здоровом теле – здоровый дух!

Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру.

Задания к тексту:

Выпишите однокоренные слова к слову здоровье и выделите в них корень.

Какие гласные в этом корне считаются трудными?

Можно ли объяснить правописание гласных в корне этих слов?

Как бы вы сформулировали тему и цели урока?

Учащиеся выписывают однокоренные слова к слову здоровье и выделяют в них корень,

аргументированно отвечают на вопросы.

— Давайте определим тему урока.

Учащиеся формулируют тему .Тема урока записывается на доске«Правописание безударных гласных в корне слова».

Сформулируйте цели, которые вы хотите поставить перед собой на этом уроке, запишите на лепестках и мы разместим их на нашем цветочке (лепестки ромашки укрепляются на доске магнитами).

Учащиеся предлагают цели:

— узнать,как проверить безударную гласную а корне слова;

— выяснить, все ли безударные гласные в корне слова можно проверить ударением;

-повторить, как найти корень слова.

3 учебный этап. Реализация. Получение новой информации.

Цель : введение правила правописания безударных гласных в корне слова(является одной из ключевых целей для развития познавательных универсальных учебных действий).

Получение новой информации реализутся посредством выполнения задания 1 методом проблемного изложения.

-Вы уже знакомились с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая и не проверяемая ударением»в начальной школе, а сегодня мы будем исследовать однокоренные слова, находить орфограмму по теме, делать выводы – составлять правило правописания безударных гласных в корне слова. И я хочу сейчас познакомить вас с руководством по дальнейшей работе:

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень в слове выделять.

Учащиеся записывают группы слов и подбирают однокоренные проверочные слова к каждой группе слов, делают вывод: нельзя подобрать однокоренное проверочное слово к 1 группе слов.

Образ, образец, образный -…

Красота, красивый, краса — …

Вопросы к заданию:

1.Можно ли подобрать однокоренные проверочные слова к каждой группе слов?

2.Какой вывод можно сделать?

Учащиеся формулируют правило правописания безударных гласных в корне слова.

4 учебныйэтап. Закрепление полученнойинформации.

Цель: закрепление способа орфографического действия от нахождения в слове корня и установления проверяемая или непроверяемая в нём гласная до подбора однокоренного слова в целях проверки проверяемых гласных (является одной из ключевых целей для развития познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий). Проверка усвоения новой информации далее осуществляется посредством выполнения учащимися заданий №2,3 разными видами проверки.

Для закрепления правила учащиеся повторяют орфограмму (стр.12) и выполняют упражнение №30 (устно, по цепочке).

Задания в тестовой форме по этой теме есть и материалах экзамена по русскому языку. Давайте проверим, готовы ли вы выполнить эти задания.

Диктант-игра «Какое слово лишнее?» (самопроверка).

Дачник, подача , дачный.

Лесной, цветной, молочный .

Белка , беленький, белить.

Помидор, лесок , песок.

Собака, морковь, лисёнок .

А1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена проверяемая гласная?

3) с..гласный, л..теть

4) м..тель, укр..шает +

А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена непроверяемая гласная?

3) в..сьмой, ч..рнеть

4) под..брать, зв..нок

Закрепление правила по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» далее происходит посредством выполнения творческой работы. Учащиеся делятся на группы по 4 человека, каждая группа получает лист А4 и составляет проект.

Проект «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова».

5 учебный этап. Домашнее задание.

Цель: комментирование домашнего задания(является одной из ключевых целей для развития регулятивных универсальных учебных действий).

«3» — параграф 1(проработать), упражнение № 24.

«4» — параграф 1(проработать), упражнение № 24, составить опорный конспект по теме.

«5» — параграф 1 (проработать), упражнение №24 , составить опорный конспект по теме, сочинение-миниатюра «Зри в корень».

6 учебный этап. Рефлексия.

Цель: осуществление рефлексии посредством выполнения проекта «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова» и заполнением рефлексивного листа(является одной из ключевых целей для развития коммуникативных универсальных учебных действий).

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую корректировку.

Учащиеся составляют проект «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова» .

В конце урока учащиеся заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Формулировка цели урока

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова;

Уметь применять данное правило на практике, находить данную орфограмму в слове;

Закрепить навыки морфемного разбора слова.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)

2. Я сам всё понял, но не берусь объяснить другому. (4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

Здоровье – это жизнь активная и физически, и умственно.

И человек должен вести здоровый образ жизни, ведь где здоровье – там и красота. Если тело больное, то и душа мучается. В здоровом теле – здоровый дух!

Судите о своём здоровье по тому, как вы радуетесь утру.

Задания к тексту:

Выпишите однокоренные слова к слову здоровье и выделите в них корень.

Какие гласные в этом корне считаются трудными?

Можно ли объяснить правописание гласных в корне этих слов?

Как бы вы сформулировали тему и цели урока?

Руководство по освоению материала:

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень в слове выделять.

Образ, образец, образный -…

Красота, красивый, краса — …

Вопросы к заданию:

1.Можно ли подобрать однокоренные проверочные слова к каждой группе слов?

2.Какой вывод можно сделать?

Повторение орфограммы (стр. 12) и выполнение упражнения №30 (устно,по цепочке)

Диктант-игра «Какое слово лишнее?» (самопроверка).

Дачник, подача, дачный.

Лесной, цветной, молочный.

Белка, беленький, белить.

Помидор, лесок, песок.

Собака, морковь, лисёнок.

А1. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена проверяемая гласная?

3) с..гласный, л..теть

4) м..тель, укр..шает

А2. В каком ряду в обоих словах в корне пропущена непроверяемая гласная?

3) в..сьмой, ч..рнеть

4) под..брать, зв..нок

Проект «Я всё знаю о правописании безударных гласных в корне слова» (групповая работа).

Формулировка цели урока

Знать правила правописания безударных гласных в корне слова;

Уметь применять данное правило на практике, находить данную орфограмму в слове;

Закрепить навыки морфемного разбора слова.

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому.(5 баллов)

2. Я сам всё понял, но не берусь объяснить другому.(4 балла)

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. (3 балла)

4. Я ничего не понял. (2 балла)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

Как показывает практика , достаточно высокий процент орфографических ошибок допускается учащимися по орфограмме «Безударная гласная в корне слова». На отработку орфографической зоркостии сориентирован данный урок.

Урок формирования знаний направлен на закрепление навыка соблюдения орфографических правил при написании безударных гласных в корне слова, содействует развитию мотивации к творческому труду, формированию безопасного и здорового образа жизни, а также коммуникативных навыков сотрудничества.

  • Виленская Елена КонстантиновнаНаписать 3898 19.05.2015

Номер материала: 287761

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    19.05.2015 530
    19.05.2015 517
    19.05.2015 1255
    19.05.2015 680
    19.05.2015 838
    18.05.2015 987
    18.05.2015 2014

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/312726

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-klass-287761.html