5 класс суффикс по фгос презентация

«Суффиксы и их значение»
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе и его роли в слове

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_v_5_klasse.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 5 классе Учитель русского языка и литературы МБОУ Николаевская СОШ №30 Паршина Т.А.

Онок ёнок ник очк тель ист ик к ищ еньк ец ич ат ят

Суффиксы и их значение . Десятое февраля . Классная работа .

Знать: Уметь: определение суффиксов, их роль как средства образования новых слов находить суффиксы существительных, определять их значения

Детёныши животных -ат -ят -онок -ёнок -ичк -к — ик Заяц- зайчонок

Медведь- медвежонок Лиса- лисёнок

Свинья- поросёнок Лошадь- жеребёнок Собака- щенок

окунь к и карас ик и плотв ичк и трещ ат а акул ят а кит ят а

-ат- -ят- -ёнок- -онок- -ок- — к- -ик- Детеныши животных

-ат- -ят- -ёнок- -онок- -ок- — к- -ик- Детеныши животных -ник -тель- -ист- Профессия людей, род их занятий

Житель какой-либо страны, края, города, села ом ич египт янин ростов чанин -ич -анин (-чанин) -янин -ец г. Омск — Г. Ростов –на Дону- Египет-

-ат- -ят- -ёнок- -онок- -ок- — к- -ик- Детеныши животных -ник -тель- -ист- Профессия людей, род их занятий -ец- -ич- -янин- -чанин- Житель какой-либо страны, края, города, села

Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом наоборот Будет вправо поворот,- Раз – хлопок, два –хлопок, Повернись еще разок! Раз- два- три- четыре, Плечи выше, руки шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись!

«Сестра Алена и брат Иван» «Красная шапка» «Дюймовка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Красная шапочка» «Дюймов очка »

Онок ёнок ник очк тель ист ик к ищ еньк ец ич ат ят

Старичок отправился к морю, стал он кликать золотую рыбку. В чистом полюшке дороженька легла, словно светлая большая полоса. С испугу птенчик крохотный из гнёздышка упал. Сегодня с утра мальчишечка не слушался, маменька рассердилась и наказала шалунишку. Проверь себя!

Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки, Рассказывать так право сказки Какие пёрышки, какой носок И ангельский быть должен голосок Спой, светик, не стыдись!

Голуб ушк а! Как хороша! Ну что за шей к а, что за глаз к и, Рассказывать так право сказки Какие пёр ышк и, какой нос ок И ангельский быть должен голос ок Спой, свет ик , не стыдись!

Голуба! Как хороша! Ну что за шея, что за глаза, Рассказывать так право сказки Какие перья, какой нос И ангельский быть должен голос Спой, свет, не стыдись!

Я прямо глазам не верил. На краю сундука сидел человек. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтан украшен кружевным воротником, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных башмаках поблёскивают пряжки.

1вариант — «Малютка» 2 вариант -«Великан»

-к- -ок- -ик- -чик- -очк- -ищ

-ат- -ят- -ёнок- -онок- -ок- — к- -ик- Детеныши животных -ник -тель- -ист- Профессия людей, род их занятий -ец- -ич- -янин- -чанин- Житель какой-либо страны, края, города, села -ец- -иц- -ушк- -ышк- -ишк- -к- -ок- -ищ- Уменьшительно-ласкательные, увеличительные

Домашнее задание: упр. №552 упр. №553 (индивид. Зад.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Одно из игровых упражнений связано с новогодней тематикой, поэтому рекомендуется проводить пере.

Данная таблица может помочь при изучении тем по словообразованию. В первой части размещены суффиксы, при помощи которых образуются существительные от глаголов, других существительных, прилагател.

повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе и его роли в слове;углубить представление о данной морфеме через наблюдения за словами с суффиксами разных групп по значению.

Суффиксация как способ словообразования в разных частях речи.

Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка.

Суффикс – значимая часть слова. 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний

Цель: развитие основных компонентов компетенции

Задачи:

  • углубить представления о суффиксе, полученные в начальной школе;
  • совершенствовать умение толковать значение слов;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать уважение к слову.

Ход урока

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Вступительное слово учителя (3 мин.)

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового «Первородство».

К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу:
— Извини меня! —
Это значит:
— Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
— Береги меня!
Это значит:
— Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
— Защити меня! —
Это значит:
— Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть —
Слово тебе сотворит добро.

— Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?

— Какие разделы науки о языке изучают слово?

— Что о слове мы узнаем в морфемике?

Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня, приставки и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.

3. Актуализация знаний учащихся

а) Развитие орфографической зоркости (3 мин.)

Работа с нетбуками

Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.

Через поляны, через душистый сасновый бор и виселые бирезовые пирелески вьётся лесная трапинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой трапинки.

Предполагаемые ответы детей: Сосновый – ошибка в корне слова, проверочное сосна; веселые – ошибка в корне слова, проверочное – весело; березовые – ошибка в корне слова, это слово надо запомнить; перелески – ошибка в приставке, приставки пире- не бывает; тропинка – ошибка в корне слова, проверочное – тропы; тропинке – ошибка в окончании, пишу Е, потому что это 1 скл, д. п.

б) Заполните маршрутный лист (3 мин.) (слайд №3)

Работа с раздаточным материалом

Задание: реши кроссворд, в вертикальном столбике найди тему урока.

— Итак, сегодня мы посещаем последнюю область морфемики – суффикс.

4. Запись темы урока, целеполагание (1 мин.) (слайд №1)

Сегодня на уроке мы будем говорить о суффиксе. Наша задача — углубить знания, полученные в начальной школе об этой морфеме, запомнить написание суффиксов имен существительных; продолжить работу по обогащению словарного запаса через образование с помощью суффиксов новых слов.

5. Объяснение нового материала (4 мин) (слайд №5)

— Формулирование определения суффикса в результате анализа однокоренных слов.

Задание: Устно объясните лексическое значение слов.

— С помощью какой морфемы мы получаем новые слова?

— Где стоит суффикс по отношению к корню?

— Для чего служит суффикс?

— Сформулируйте определение суффикса.

— Проверьте себя по учебнику.

6. Практикум

а) Работа с учебником (8 мин.)

б) Обогащение словарного запаса учащихся, развитие орфографических навыков.(7 мин)

Диктант-молчанка (на экране появляются картинки, ученики должны записать слова, выделить суффиксы и определить их значения).

1 группа: назвать людей по роду деятельности (слайд №6).

— Какие суффиксы участвуют в образовании этих слов?

(Баянист, барабанщик, скрипач, переписчик, учитель, охотник).

2 группа: Назвать людей по месту проживания (слайд №7)

(Волгоградец, москвич, туляк).

— Как называют нас, жителей России?

— А как называем себя мы, жители Нижнего Новгорода?

— С помощью каких суффиксов мы образовали новые слова?

3 группа: Назови ласково (слайд №8)

(Кошечка, собачка, бельчонок, бабушка, листочек, листик, водичка, крылышки, стульчик)

— Перечислите уменьшительно-ласкательные суффиксы.

— Назовите еще раз суффиксы имен существительных

в) Развитие творческих способностей учащихся(7 мин.) (слайд №9)

Допиши сказку

Жили да были друзья-суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист.

А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК, и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить…

(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку.)

7. Обобщение и подведение итогов урока (2 мин.) (слайд №10)

— Для чего служит суффикс?

— Назовите суффиксы имен существительных.

— Что они обозначают?

— Что такое суффикс?

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение «Суффикс – значимая часть слова» (объяснение домашнего задания – 1 мин.)

Урок-презентация по русскому языку на тему «Суффикс» (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Синтаксическая «5» ПроплЯсали по снЕгам Снежные мЕтели, СнегИри снегОвикам Песню просвИстели.

Разгадай ребус и определи тему урока. СУФФИКС

Наблюдение Объясните значение слов: снег снежный снеговик снежинка снегурочка С помощью какой морфемы мы получаем новые слова? Где стоит суффикс по отношению к корню? Для чего служит суффикс? Сформулируйте определение суффикса. Проверьте себя по учебнику.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса. Вывод: Суффикс служит для образования новых слов и их форм. Эта морфема обозначается символом: вод- иц- а , вод- н — ый

Закрепление Запишите слова, содержащие суффиксы и имеющие следующие значения: Детёныш лося. Домашняя посуда, предназначенная для приготовления чая. Рабочий по уборке двора. Маленький дом. Человек, играющий на баяне. Предмет, сделанный из серебра. Лосёнок, чайник, дворник, домик, баянист, серебряный.

Значение суффиксов «Где кто живёт?» выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц по месту жительства. Москва Петербург Астрахань Иркутск Сибирь Рязань России москвич петербуржец астраханец иркутянин сибиряк рязанец россиянин

Подберите слова с суффиксами, имеющими следующие значения: Название лиц по роду их занятий, профессии: — тель, — ист, — чик, — щик, — ник. Писатель, горнист, разведчик, каменщик, охотник. Значение суффиксов

Подберите слова с суффиксами, имеющими следующие значения: Уменьшительно — ласкательные: — ик, — ек, — ок, — к, — чик, — очк, -еньк, — оньк, -ышк, — ишк,- ушк. Столик, свеженький, карманчик. Пренебрежительно – увеличительные: — ищ, — ин. домище, домина. Значение суффиксов

Значение суффиксов «Сделанный из данного предмета (материала): — ов, — ев, — ян, — ан. меховой, кожаный Значение принадлежности: — ий, — ин, — ын. волчий, мамин «Не совсем, чуть – чуть»: — оват, -еват. синеватый, кисловатый «Признак, качество предмета»: -н, — ов, -ист, — чат, -лив, — чив. напористый, узорчатый.

Костюмчик, разведчик, извозчик. «З лишний» Бородище, домище, столик. Петербуржец, сибиряк, холодец. Предохранитель, водитель, выключатель.

Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей!

Мост суффиксов Трактор Лес Воз Скрип АЧ ЧИК ИСТ НИК ЕНОК УШК К ЕЧК Изба Ночь Страус Кошка

Тракторист лесник возчик скрипач избушка ночка страусенок кошечка Мост суффиксов

Гора «Корень» Что такое корень? Какое место он занимает в слове?

Счаст_ый Луч_ый Берез_ый Довер_ый Сон_ый Бел_ый -оват- -ов- -чив- -н- -лив- -ист-

Счастливый лучистый березовый доверчивый сонный беловатый

Река существительных сын рыба гвоздь карандаш пчела стол голос ветер ик ок к ик костюм диван ЧИК ТЕТРАДЬ КАРМАН

Река существительных Карандашик Гвоздик Столик Ветерок Сынок Голосок Пчелка Рыбка Тетрадка ДИВАНЧИК КОСТЮМЧИК КАРМАНЧИК

Придумай слово -ист- -ач- -очк- -чик- -ник- -ик-

Рефлексия Что такое суффикс? Для чего служит суффикс?

Домашнее задание: Выучить правило; выполнить упр. 410 (с грамматическим заданием) повторить знаки препинания при обращении

Жили да были друзья-суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить… (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку) Допиши сказку «Суффиксы»

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Брянцева Светлана ВасильевнаНаписать 8600 25.09.2018

Номер материала: ДБ-108370

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.09.2018 153
    24.09.2018 518
    24.09.2018 163
    24.09.2018 365
    24.09.2018 389
    24.09.2018 226
    24.09.2018 5648
    24.09.2018 203

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разработало меморандум по воспитательной работе в школах

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

Российские студенты стали чемпионами мира по программированию

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/594640

http://infourok.ru/urokprezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-suffiks-klass-3253600.html