5 классе по теме правописание непроверяемых согласных в корне слова

Правописание непроверяемых согласных в корне слова — ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить умение обнаруживать орфограммы-согласные в корнях слов; развивать навыки работы с орфографическим и толковым словарями, словарем иностранных слов, мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограммы в корнях слов; пользоваться орфографическим словарем; выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 41 — взаимопроверка.

2. Упр. 42 — проверка по цепочке (вариант I читает слова, в которые вставили звонкие согласные, вариант II — слова, в которые вставили глухие согласные).

3. Задания из рабочей тетради.

III. Закрепление темы “Правописание проверяемых согласных в корне слова”

1. Задание. Запишите пословицу, объясните ее смысл, обозначьте орфограммы, подберите проверочные слова.

Один с сошкой — семеро с ложкой.

(Пояснить, что сошка — уменьшительное от соха, ученики самостоятельно или с помощью толкового словаря объясняют значение данного слова.)

2. Объяснительный диктант (по вариантам).

Подчеркните орфограммы — гласные и согласные в корнях слов, в скобках запишите проверочные слова.

Веселые подружки, болтливые соседки, соленые грибки, спортивная ходьба, замерзший пруд, торговый флот.

Шефская помощь, меткий стрелок, скользкая дорожка, ловкий зверек, легкий завтрак, деревянная лодка.

IV. Работа по теме урока

Если есть слова с проверяемыми согласными в корне, видимо, есть и слова с непроверяемыми согласными. Как лучше запомнить такие слова?

— Найдите на первом форзаце учебника орфограмму № 2 и назовите слова с непроверяемой согласной в корне слова. (Футбол, мостик.) Прочитайте правило на с. 25.

— Каково происхождение слова футбол? Сверьтесь по словарю иностранных слов. (Слово пришло из английского языка; foot — нога, ball — мяч.) Но если мы знаем, что первая часть слова по-английски пишется foot — с “т” на конце, значит, и слово футбол мы напишем правильно.

2. Упр. 44 — чтение, обсуждение вопросов, запись выделенных слов с непроверяемыми гласными и согласными в тетрадь-словарик.

3. Упр. 45 — работа с орфографическим словарем.

Дополнительное задание. Узнайте о происхождении и значении данных слов с помощью словаря иностранных слов.

4. Упр. 46 — игра “Пиши правильно”.

5. Тестовое задание.

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

3) наши..ка, ас..альт;

4) пиро. приво..зальный.

V. Подведение итогов

— Что может помочь запомнить правописание непроверяемых согласных в корне слова? (Регулярное обращение к словарям, выяснение происхождения слова, понимание значения слова и т. д.)

2. Придумать 5—6 предложений со словами упр. 46.

3. Индивидуальное задание: узнать о происхождении слов хоккей, матч.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Правописание непроверяемых согласных

Просмотр содержимого документа
«Правописание непроверяемых согласных»

Тема урока: Правописание непроверяемые согласных в корне слова.

1)Развивать умение находить в слове корень, расставлять ударение и грамотно писать непроверяемые звуки. Учить работать с орфографическим словарем.

2)Коррекция навыков осознанного письма;

3)Воспитание мотивации к учению.

Оборудование: словари, ИКТ.

Оборудование урока: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение» 2007.

Дополнительные материалы: раздаточный материал (карточки)

Методы и формы обучения: беседа, работа индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Проверка домашнего задания. (1 ученик у доски, остальные в тетради).

Фронтальный опрос 3-4 человека по предыдущей теме.

Какую тему изучали?

Что вы можете об этом сказать? Рассказать правило.

Мотивация учебной деятельности.

Улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения друг другу.

А теперь постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, все, у, сегодня, получится.

Сегодня у нас всё получится.

Разминка «Да» или «Нет».

1. Все птицы летают? (Нет).

2. Существуют солёные озёра? (Да).

3. Все живущие в воде – рыбы? (Нет).

4. Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).

5. После буквы «Ж» всегда пишется И? (Да).

6. Существуют слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево?

(Да). (Шалаш, топот, потоп, как, тут).

7. В слове «енот» 5 звуков? (Да).

Определение темы и целей урока.

Ребята – Роман, Николай и Василий рисовали картину: деревья зимой, снеговика и

детей на улице. Василий нарисовал снеговика. Николай не стал рисовать деревья

Что объединяет эти слова? (Безударная гласная в корне).

На какие две группы мы поделим слова с безударной гласной в корне? (Проверяемая и

Кто из вас догадался и назовёт тему урока?

А чему мы должны будем научиться?

Работа по теме урока.

Как проверить слова с безударной гласной в корне?

Сделайте вывод. Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях.

ВЫВОД: Что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя?

(Найти слово в орфографическом словаре и запомнить).

Какие слова вас сразу приходят на ум, когда слышим слово «Зима»?

Давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой. (Холод, стужа, мороз,

снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка).

V. Минутка красивого письма.

Зимушка зима прислала нам свой подарок, отгадайте, что это?

В воздухе немножко

Сели и растаяли

На моей ладошке.

На экране снежинки-буквы О, А, Е, И, Я.

Почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами?

(Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти

гласные бывают безударными).

Пропишем на первой строке буквы, которые обозначают два звука, Это…?

На второй строке буквы, которые обозначают один звук, (О, А, И).

На доске слова: ул__ца, м__роз, д__ревья, ин__й, скр__пит, р__ка, х__ккей.

Вставим пропущенные буквы, проверим и оценим себя.(слайд)

Физминутка. (слайд 1).

1. Представьте, что в нашем классе пошёл снег. Встаньте, улыбнитесь друг другу,

воображаемому снегу, протяните руки, ощутите на ладонях пушинки-снежинки,

покружитесь… (Звучит музыка).

2. Представьте, что из снега, который нападал в нашем классе, мы начали лепить

снежки. Давайте, покидаем друг в друга снежки.

3. А сейчас вы превратились в снеговиков. Покажите, какие вы красивые.

довольные. Работа с текстом.

Самостоятельная работа с текстом.

Упражнение. Списать с доски текст. Вставить и подчеркнуть пропущенные орфограммы.

– Какой это текст?
– Запишите заголовок к тексту.

Сч…с…ливый Серё…ка вприры…ку сб…жал по лес…нице. У мальч…гана праз..ник. в его т…тра…ке по ру…кому языку ст…ит п…тёрка за дикто…ку. Дома Серё…ка сообщил папе про п…тёрку. Папа радос…но улыбнулся и спросил, как Серё…ке это уд…лось. Мал…чик ра…казал, что с…дит с Ниной, …на пишет без ош…бок. Папа грус…но посм…трел на Серё…ку и ск…зал, что он принёс д…мой ч…жую п…тёрку.

– Подберите синоним к слову сообщил.

Сегодня на уроке я:

Проверьте написание по орфографическому словарю:

Урок русского языка в 5 классе по теме» Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.

— закрепить умения сопоставлять фонетический облик слова с его написанием, обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов;

— развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим словарём.

Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться определять орфограмму в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, подбирать проверочное слово, пользоваться орфографическим словарём.

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Проверка домашнего задания (упр. 41)

– Что нужно знать при написании слов с сомнительными согласными?

3. Словарно-орфографическая работа.

Предлог – ‘повод к чему-либо, вымышленная причина’.

Предлог – служебное слово, например: в, к, на, при и др.

4 . Чтение и запись слов под диктовку ( на дом были даны слова для запоминания)

Здание, здоровье, здесь, облако, яблоко, георгин, гладиолус, хризантема, аромат, пакет, завтрак, корзина, конфета, кровать, корабль, командир, солдат, кабинет, директор, парад, гигант.

5.Повторение темы. Правописание проверяемых согласных в корне слова

В русском языке, как мы знаем, есть слова, в которых сомнительные согласные ( звонкие и глухие) тоже проверяются путём подбора проверочных слов.

— Что надо учитывать при подборе проверочных слов?

( чтобы после сомнительной согласной обязательно стояла гласная буква)

6, Выполнение упр. 42 по учебнику

7. Самостоятельная работа. Вставить пропущенные орфограммы, устно назвать проверочные слова.

1. Ре_кий ветер, ли_кая бумага, ги_кий шланг, ме_кий стрелок, гла_кая поверхность, га_кий утенок, ре_кое поведение, зы_кий песок, то_кое болото, жи_кий раствор, у_кая дорожка, мя_кий хле_, резиновая ло_ка, интере_ная кни_ка.

2. Серое небо, ни_кие, т жёлые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще. Только бере_ки сохр_няют еще свои желтоватые листья…Устлана з_мля сухими листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.

8. Работа по учебнику

Давайте запишем слова ФУТБОЛ, ХОККЕЙ

— Назовём «точки» применения орфографических правил( буквы Т, КК)

— Можно ли подобрать проверочные слова, чтобы как-то объяснить правописание их? Нельзя. Поэтому нужно запоминать написание таких слов или обращаться к орфографическому словарю.

Показ словаря и нахождение слова ГАРДЕРОБ, ФОТОАППАРАТ

9. Упр. 45 — списать слова, смотрим слова в рамочках

10. Тестовое задание

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

2) мясору. ка, баобо.

3) наши. ка, ас. альт

4) пиро. приво. зальный

11. Задание. (В зависимости от темпа работы учащихся)

Вставьте недостающие буквы: во_зал, фу_бол, ко_чик (конечность позвоночника), ко _чик (птица), а_бест, деревя_ка, копчу_ка, сему ка (от семга) , баске_бол, хо_ей, мат_, спорт_мен, рю_зак.

– Какое правило применили в этом задании?

12. Подведение итогов

— что может помочь запомнить правописание непроверяемых согласных в корне слова? ( Конечно, регулярное обращение к словарям, понимание значения слова)

13. Домашнее задание. § 9 Упр. 46 — списать, выучить слова, придумать 4-5 предложений с некоторыми словами.


источники:

http://multiurok.ru/files/pravopisanie-neproveriaemykh-soglasnykh.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-proveryaemih-i-neproveryaemih-soglasnih-v-korne-slova-2107527.html