5б назови собственные существительные объясни их правописание

Нарицательные и собственные существительные. Правописание собственных существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

В мире есть много городов, а Кострома одна, и Владивосток тоже один. На уроке речь пойдет о нарицательных и собственных именах существительных. Вы вспомните правила употребления большой буквы и кавычек при написании имен собственных.

5б назови собственные существительные объясни их правописание

К собственным существительным относятся:

имена, фамилии, отчества и прозвища людей (Иван Иванович Иванов);

клички животных (Шарик, Тузик, Муська);

имена героев литературных произведений (Илья Ильич Обломов);

географические названия (Москва, Франкфурт, Кавказ, Нева) и тд.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных

Предмет: Русский язык

Дата: 08.10.2019 г.

УМК: «Школа России»

Тема урока : «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»

— продолжить знакомство с именем существительным как частью речи;

— познакомить обучающихся с собственными и нарицательными именами существительными, научиться их различать.

— развивать память, умение работать в парах и группах;

— способствовать развитию умения самостоятельно делать выводы.

— воспитывать дружеские отношения в коллективе;

— прививать интерес к родному языку.

1. Предметные результаты:

— уметь отличать имена существительные собственные от имен нарицательных;

— уметь правильно записывать имена собственные и нарицательные.

2. Метапредметные результаты:

— извлекать новые знания из учебника;

— наблюдать и объяснять переход нарицательных имён существительных в имена собственные.

— определять и формулировать цели урока с помощью учителя;

— осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль и самопроверку.

— учитывать разные точки зрения одноклассников;

— договариваться и приходить к общему решению проблемы;

— строить развернутое речевое высказывание.

3. Личностные результаты:

— проявлять интерес к новым знаниям;

— осознавать личную и коллективную успешность в ходе изучения темы.

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, технология группового обучения.

Оборудование : учебник, тетради, карточки, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

I . Мотивация к деятельности.

1. Приветствие учащихся.

— Ребята, придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро» — солнцу и птицам!
«Доброе утро» — улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера.

— Давайте хором скажем друг другу: «Доброе утро!» (Три-четыре!)

2. Проверка готовности к уроку.

— Друзья мои, помните:

Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать. Примите правильную позу за партой так, как показано на плакате.

— Быть должны у вас в порядке р учки, книжки и тетрадки. Проверьте их наличие у себя на партах. Учебник и тетрадь на подставке слева. Пенал справа.

— Руки дружно поднимайте, е сли спросят – отвечайте.

3. Эмоциональный настрой.

— Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске висят три облака: ярко-голубое, синее, серо-голубое). Какое облачко вам больше всего нравится? Почему?

— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

4. Мотивация к деятельности.

А девизом нашего урока буду такие слова:

И открытия нас ждут обязательно!

— Ребята, а какие открытия могут ждать нас на уроке русского языка?

— Зачем нам необходимо совершать открытия на уроках русского языка?

Дети выполняют инструкцию учителя.

Проверяют готовность к уроку, участвуют в учебном диалоге, настраиваются на продуктивную работу.

II . Актуализация имеющихся знаний.

1. Минутка чистописания.

— Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Сделайте орфографический разбор. (Вслух работает 1 ученик с места.)

— Какой месяц года у нас на дворе?

— Назовите первую букву в названии месяца.

— Какие звуки обозначает буква «эн»?

— Дайте им полную характеристику.

— Пропишем строчную букву «эн» от начала строки 5 раз. Внимание на доску. (Дает короткий комментарий.)

— Ребята, какие соединения букв вы знаете?

— Приведите примеры верхнего, нижнего и среднего соединения с буквой «эн».

— Пропишите по одному примеру каждого соединения с буквой «эн» до конца строки.

— На второй строке каллиграфически запишем слова: ноябрь, Новгород. Чередуем до конца строки.

— Чем похожи и чем отличаются записанные нами слова?

— Со словами ноябрь и Новгород составьте и запишите предложение на 3-ей строке.

2. Словарная работа.

— Посмотрите внимательно на экран. Вслух прочитайте слова в таблице.

— Какие это слова?

— Запомните их в течение минуты.

— Запишите те слова, которые запомнили, подчёркивая орфограммы.

— Сколько слов записал каждый из вас?

— Приступаем к проверке. Как будем проверять? Предложите самый рациональный способ.

— Итак, прочитайте записанные вами слова, называя вставленные орфограммы.

— Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильное написание словарных слов по эталону.

Если работа выполнена без ошибок, на полях поставьте веселый смайлик. Если допущены 1-2 ошибки, — нейтральный смайлик. Более 2 ошибок – грустный смайлик.

Верните тетрадь своему соседу по парте.

Записывают в тетрадь число, классная работа. Пишут в тетради буквы, буквосочетания, слова, предложение. Соблюдают гигиенические требования к посадке и письму.

Отвечают на вопросы учителя, запоминают и записывают словарные слова, подчёркивают орфограммы. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

III . Выявление затруднений в деятельности и целеполагание.

1. Предъявление проблемной ситуации.

— Поработаем в парах. Не забывайте о правилах парной работы. Они висят у нас на стенде в виде юмористических картинок. Обратитесь к ним и расскажите о некоторых правилах работы в паре.

— Приступаем к работе. Ребята, посмотрите на слова, которые приведены на слайде, и запишите их, разделив на 2 столбика.

карандаш, Москва, стол, доска, Россия, Байкал, Волга, компьютер, Эверест, стул

— Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик.

— А теперь прочитаем слова из второго столбика.

— По какому принципу вы разделили данные слова?

— Что обозначают слова, которые вы записали с большой буквы?

2. Фиксация затруднения во внешней речи.

— Ребята, давайте попробуем дать обобщённое название словам из этих столбиков.

— В науке про такие слова говорят: имена существительные собственные и нарицательные. Можем ли мы предположить, как называются слова из первого и второго столбиков: собственные или нарицательные?

3. Формулирование темы урока.

— Сформулируйте тему урока.

— Давайте откроем учебник на стр.51 и прочитаем тему урока в редакции автора. (Один ученик читает вслух.)

4. Постановка цели урока.

— Давайте уточним цели урока. Сформулируем их с помощью опорных слов, помещенных на слайд:

— Будем учиться различать…

На доску с помощью магнитов вывешиваются карточки, на которых сформулированы цели урока. По мере достижения целей урока карточки будут сниматься.

Работают в парах. Распределяют слова в 2 столбика. Пытаются дать им обобщенные названия. Формулируют тему и цели урока.

IV . Совместное открытие знаний.

— Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте правило из рубрики «Мудрая сова». Новую информацию подчеркивайте карандашом. (Вслух читает 1 ученик.)

— Что нового вы узнали из рубрики «Мудрая Сова»?

— Так как теперь мы назовем слова из первого и второго столбиков?

— Можем ли мы утверждать, что первая задача нами уже решена?

— Положите руки на парту, голову на руки и закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Шея не напряжена…

Мы спокойно отдыхаем…

(Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Приступаем к дальнейшей работе.

Читают новый материал в учебнике, делают пометы карандашом.

Воспроизводят новый материал.

Отдыхают от учебной работы во время физминутки.

V . Первичное закрепление во внешней речи.

1. Работа у доски.

— Обратимся к учебнику и выполним упражнение 88. Прочитайте, что нужно выполнить в упражнении. Читаем начало упражнения и задание под первым красным кружочком. После вопроса автора учебника сделаем остановку.

— Ответим на вопрос учебника.

— Что говорит нам автор по этому поводу? Дочитываем заданием под первым красным кружочком.

— Я усложню задание. В первый столбик мы будем записывать имена существительные нарицательные, данные в нашем упражнении, а во второй столбик – имена существительные собственные, которые придумаем сами. Работать будем у доски, по цепочке.

— Запишите свое имя, отчество и фамилию в тетрадь. Как вы их запишите? Почему?

— Прочитаем второе задание под красным кружочком. Что нужно сделать, чтобы верно выполнить это задание?

— Предлагаю это задание выполнить дома самостоятельно. Узнать, как называются близкие и дальние родственники в русских семьях, дать им толкование. Задание отсроченное, по желанию, его можно выполнять в течение недели. О том, как творчески его оформить, подумайте самостоятельно. На полях учебника напротив второго красного кружочка поставьте букву Ж, что значит – задание по желанию.

2. Работа в группах.

— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Пользуемся те ми же правилами, о которых уже вспоминали сегодня.

— Ребята, у вас на столах лежат розовые карточки с текстом. Прочитайте его. Выполните задания.

По приказу государя Ивана Васильевича должны были срубить дуб-великан. Сидевший на нем орел поднялся в небо после первого удара топора.

«Вот и сам хозяин!» — сказали люди, провожая глазами улетающую птицу. Так и появился славный город России — Орел.

1. Понаблюдайте, как пишется слово орёл в тексте? Почему? Ответ сформулируйте письменно.

2. Придумайте и письменно выполните еще одно задание к данному тексту.

— Приступаем к проверке групповой работы. Покажите готовность групп условным знаком.

— Докажите, что вторая задача нами также успешно решена.

Работают по цепочке у доски, комментируют написание собственных и нарицательных имен существительных.

Отвечают на вопросы учителя.

Получают отсроченное домашнее задание.

Работают в группах. Предъявляют результаты групповой работы.

VI . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1. Самостоятельная работа на карточке.

— Проведем самостоятельную работу. У вас на партах лежит белая карточка с заданием.

Прочитайте предложения. Выберите из скобок нужную букву и запишите предложения без ошибок.

В небе летит воздушный (Ш,ш)арик.

Дом охраняет (Ш,ш)арик.

Девочка одета в (Б,б)елую блузку.

Мы плывем по реке (Б,б)елая.

В нашем дворе жила девочка (В,в)ера.

В наших сердцах живет (В,в)ера в лучшее.

Знаменитый греческий герой – (Г,г)еркулес.
На завтрак мама сварила (Г,г)еркулес.

2. Самопроверка по эталону. Самооценка.

— Ребята, а теперь посмотрите на экран с правильными ответами и оцените свою работу.

• Все правильно – «5».

• Больше 3 ошибок – «2».

— Какой вывод по результатам своей работы вы можете сделать?

Выполняют самостоятельную работу на карточках.


источники:

http://megamozg.com/task/2032830

http://infourok.ru/sobstvennye-i-naricatelnye-imena-sushestvitelnye-pravopisanie-sobstvennyh-imyon-sushestvitelnyh-5407248.html