6 класс буква е в суффиксе ен существительных

Урок русского языка в 6 классе по теме»Буква е в суффиксе -ен- разносклоняемых существительных»

МКОУ Октябрьская СОШ Зональный район

Курендина Ольга Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 6 классе

Тема : Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ.

Тип урока : открытие новых знаний

1. знакомство с новой орфограммой

2. формирование умения писать буквы Е в суффиксе –ЕН- существительных на -МЯ .

3. обобщение знаний по теме разносклоняемые имена существительные

4. воспитание интереса к урокам русского языка

Оборудование : карточки для индивидуальной работы, записи на доске, презентация, плакат с изображением дерева

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Желаю всем хорошего настроения, успехов на уроке!

2.Актуализация прежних знаний.

Вставьте пропущенные буквы — Сл.1

Большого (пламени) не задуешь.

От худого (семени) не жди доброго (племени).

Потерянного (времени) не воротишь.

-Ребята, что за слова вставили?(разносклоняемые имена сущ.)

-Какие ещё разносклоняемые сущ. знаете? (Бремя, время, стремя, семя, темя, вымя, знамя, племя, пламя,имя, путь)- СЛ.2

-Почему они называются разносклоняемыми?(- и как у 3 скл,- ем – 2 скл.)

Давайте это докажем!

Просклоняем сущ. имя (у доски)

-Что ещё вы знаете о разносклоняемых сущ? ( добавляется суффикс -ен-, ён (мн.ч))

3.Тема урока- Сл.3

— Как вы думаете какова тема нашего урока? (Буква е в суффиксе ен сущ на мя)

Сформулируем цели урока.

-знакомство с новой орфограммой, повторение разносклоняемых сущ, формирование умения работать с орфограммой.

4. Работа с учебником – стр. 89 п.38

Читаем, обращаем внимание как выделяется орфограмма.

Упр. 210 работаем у доски

Ребята, мы с вами поработали, а сейчас давайте отдохнем, а помогут нам в этом разносклоняемые имена существительные. Повторяете движения за мной( имитируем движения)

Сеем семена, размахиваем знаменем, отправляемся в путь.

6. Работа по карточкам

Задание №1: выпишите с ловосочетания с разносклоняемыми существительными, выделите орфограмму, определите падеж.

(1) Дорогой друг! (2) Прости, не знаю твоего имени. (3) Задумывался ли ты над вопросом: почему у отличников на все хватает времени? (4) И по ботанике заняться изучением семени пшеницы, и в конно-спортивной секции покачаться в стремени. (5) То ли они из другого племени? (6) Говорят, что все дело в каком-то особом духовном пламени.

Обменямся тетрадями с соседом , проверяем по слайду, поставьте оценку. – Сл.4

Задание №2 «Кроссворд» По группам, объединились по 4 человека.

Длительность существования всего происходящего.

Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета.

Огонь, поднимающийся над горящим предметом

Проверяем, каждая группа называет 1 слово – ответы на Слайде 5

Задание № 3: откорректируйте данные предложения (исправьте в них ошибки): Слайд 6

1). Время было в обрез. 2). Сколько время прошло? 3). У тебя нет время поговорить.

Времени было в обрез

Сколько времени прошло?

У тебя нет времени поговорить.

Ребята, в начале урока мы вставляли слова в пословицы.

Какой смысл в них? Объясните их.

Д/З: Составить мини-сочинение на тему «У костра» используя разносклоняемые существительные.

-Ребята, наш урок подходит к концу. Об учёбе говорят: «Корень учения горек, а плод его сладок».

Давайте же посмотрим, какие плоды мы собрали. На доске изображено дерево, а на партах у вас разного цвета плоды, прикрепите к дереву :

Розовый – всё понял, нет вопросов

Жёлтый – тему понял, но есть вопросы

Зелёный – ничего не понял

Всем спасибо за урок.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя». Урок открытия новых знаний.Цели урока:познакомить с новой орфограммой, научиться работать с ней, повторить разносклоняемые имена существительные, воспитывать интерес к урокам русского языка. Оборудование: карточки с заданием, презентация к уроку, плакат с изображением дерева.На уроке использованы разные виды работы:работа с учебником, индивидуальная работа по карточкам, работа в группах, устная работа. В конце урока проводится рефлексия,которая позволяет узнать насколько учащиеся овладели материалом.

  • Курендина Ольга ЮрьевнаНаписать 12194 05.12.2014

Номер материала: 174286

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.12.2014 1575
    05.12.2014 910
    05.12.2014 1188
    05.12.2014 662
    05.12.2014 2935
    05.12.2014 1325
    05.12.2014 737

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор проведет исследование качества образования в школах

Время чтения: 2 минуты

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки РФ планирует рассказывать о молодых ученых в формате Science Slam

Время чтения: 1 минута

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных.

2. Перечень разносклоняемых слов и особенности их склонения.

3. Образование форм косвенных падежей существительных на -мя, написание окончания , графическое обозначение орфограммы.

4. Правило правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: имя – имени – к имени – об именах.

Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
  4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.

Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.

Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя.

Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота.

Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя.

Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.

Обратимся к склонению слов.

Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень.

(Чему?) к морю, к тени

(О чём?) о море, о тени

Теперь в эти же падежи поставим существительное имя.

В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-го склонения и имеет окончание —и. В творительном падеже окончание как у существительного 2-го склонения.

Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?

Бремя – бремени, время – времени.

Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка.

Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный.

Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.

Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах.

Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:

– Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

А вот строки поэта Валерия Брюсова:

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щёки обжечь.

1 скл. ж. и м. р. на -а, -я

м. р. с нулевым окончанием, ср. р. на -о, -е

ж. р. с нулевым окончанием

10 сущ. на -мя, путь

имя, вымя, бремя, семя, стремя, знамя, темя, время, племя, пламя, путь

Правописание буквы Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ(6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Правописание буквы Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ(6 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект урока323.52 КБ
презентация для интреактивной доски Smart1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал урока позволяет эффективно провести урок в 6 классе с использованием мультимедийной презентация, сочетая при этом различные формы работы учащихся на уроке: самостоятельная.

Презентация к уроку иллюстрирует возможность построить урок объяснения нового материала с использованием ИКТ.

Урок русского языка в 5 классе.

Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме «Имя существительное&quot.

Конспект открытого урока» Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных единственного числа» 5 класс.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6966/conspect/259640/

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/12/16/pravopisanie-bukvy-e-v-suffikse-en-sushchestvitelnyh-na-mya6