Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок поможет повторить орфограмму «Буквы О-Е после шипящих в корне» и закрепить знания по новой теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 49.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 862.5 КБ |
prilozhenie_no_1.doc | 23 КБ |
prilozhenie_no_2.doc | 30 КБ |
prilozhenie_no_3.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе по теме «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных».
- Обучающая цель: познакомить учащихся с новой орфограммой: буквы о, е после шипящих в суффиксах существительных; научить правильно обозначать орфограмму; обобщить правописание о, е после шипящих в корне, окончании; расширить лексический запас учащихся.
- Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, презентация, таблицы с орфограммами, сигнальные карточки.
- Слово учителя
- Объяснение нового материала
- Закрепление материала
- Систематизация нового материала
- Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала
- Итоги урока. Домашнее задание.
I. Слово учителя: При повторении правил орфографии особое внимание уделяется орфограмме о- е после шипящих. Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. нельзя забывать еще и о том, что буквы ё (как и я ) до 18 века совсем не было. Но было много других букв, которых нет сейчас.
Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.
— проверка домашнего задания : орфограмма о-е после шипящих в корне, приставке
( отводится 1 минута на устную работу в парах)
— орфографическая разминка. ( класс работает с сигнальными карточками, двое –у доски записывают слова). (Слайд № 4)
1) как называется плод дуба? (жёлудь)
2) цвет одуванчика? (желтый)
3) предмет для чистки зубов? (щетка)
4) тонкая веревка? (бечёвка)
5) сильное потрясение, расстройство? ( шок)
6) профессиональный наездник на скачках 9 жокей)
7) мастер по изготовлению ременной упряжи ( шорник)
8) водитель автомобиля ( шофер)
Запись на доске (Слайд № 5)
Вывод: в корне после шипящих под ударением буква Ё, буква О только в словах исключениях. (Слайд № 6)
II. Объяснение нового материала. (Слайд № 7)
-Ребята, у меня на доске записаны слова, помогите мне их распределить.( Мужичок. доченька. рученька, мышонок, книжонка, замочек ).
1 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в сильной позиции
2 группа – слова, где гласная в суффиксе находится в слабой позиции
Запись на доске: (Слайд № 8)
Вывод сначала проговорить с детьми ( хоровое проговаривание), затем жужжащее чтение по учебнику, потом индивидуально отвечают несколько учеников. На экране показать таблицу. (Слайд № 9)
III. Закрепление . Устно упражнение № 253. Образец: друж..к — в слове гласная после шипящей находится в сильной позиции, значит пишем букву О.
В слове подуш..чка гласная после шипящей находится в слабой позиции, значит пишем букву Е
IV. Систематизация нового материала.
Дифференцированная работа в группах: сильная группа получает творческую работу, остальные работают с текстом.
Карточка № 1 (для творческой работы). Выделить суффиксы в данных словах. Используя эти слова, придумайте и запишите сказку «Забавные приключения весёлой девчонки».
Горшочек, мешочек, дружочек, кружочек, пучочек, сучочек, девчонка, рубашонка, грачонок, мышонок.
Карточка №2 . Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.
1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
(Сначала проверяется работа по карточке №1)
V. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению и содержанию материала ( Слайд № 10, 11. 12)
1) На доске записаны слова, учащимся предлагается образовать однокоренные слова с суффиксами О-Е. Образец: пирог-пирож ок.
Башмак — башмачок
друг — дружок суффикс придает уменьшительное значение
медведь- медвежонок
галка — галчонка суффикс обозначает детёнышей животных
одежда — одежонка
книга — книжонка суффикс придает пренебрежительное значение
2) Проверяется работа творческой группы.
3) Еще раз проводится устная работа с таблицей.
4) Работа с сигнальными карточками. Зачитываются загадки, дети отгадывают и сигнальными карточками показывают гласную в суффиксе. В это время двое у доски распределяют слова на изучаемую орфограмму в два столбика (Слайд № 13)
(загадки даны в приложении №1)
Вывод учащиеся делают самостоятельно.
VI. Устная работа с текстом. Текст на экране и на партах. (Слайд № 14)
Тяжело идти по лесу с поклаж..й. Начинается мелкий дождь. Вы накрылись плащ..м. Где разбить лагерь? Каждое деревце предлагает свой кров. Но в грозу опасно находиться под деревом. Надо построить шалаш. У вас нет времени возиться с большим шалаш..м? Тогда возьмите больш..й кол и привяжите его к разветвлению дерева. К колу привяжите палки, а на палки кладите черепицей еловые или сосновые ветки. Шалаш на скорую руку готов.
1) определите тему, основную мысль, стиль текста; тип речи.
2) Объясните значение выражения » на скорую руку».
VII .Проверка знаний учащихся по теме. (Тест дан в приложении № 3. Учитель зачитывает слова, дети отвечают с помощью сигнальных карточек.)
VIII. Домашнее задание : подготовить ответы на контрольные вопросы и задания по вариантам: (Слайд № 15)
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Написание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных.
2. Графическое обозначение условия выбора правильных написаний, определение значения суффиксов.
3. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в корне слов.
4. Повторение правила написания гласных о и ё после шипящих в окончаниях существительных.
Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?
Шипящие звуки – это согласные звуки, обозначенные буквами ж, ш, ч, щ.
Окончание – зна́чимая часть слова, которая образует формы слова.
Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых слов. Список литературы
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим ряд слов: кусочек, овражек, орешек, пиджачок, пирожок, пушок. Это существительные. Сгруппируем слова по сходству шипящих. У нас получились пары: кусочек – пиджачок, овражек – пирожок, орешек – пушок. Теперь нужно определить морфему, в которой находится орфограмма. Все слова с уменьшительными суффиксами. Кусочек – это маленький кусок.
Пиджачок – маленький пиджак.
Овражек – маленький овраг.
Пирожок – маленький пирог
Орешек – маленький орех
Пушок – маленький пух
Расставим ударения в словах и снова сгруппируем слова: кусо́чек, пиджачо́к, овраже́к, пирожо́к, оре́шек, пушо́к.
Мы видим, что буква о после шипящих в суффиксах существительных пишется под ударением, в соответствии с произношением: пиджачо́к, пирожо́к, пушо́к. В суффиксах существительных после шипящих без ударения пишется буква е: кусо́чек, овраже́к, оре́шек. Такими же были условия выбора гласных о и е в окончаниях существительных: врачом, плащом, рубежом; товарищем, тучей.
После шипящих в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения – е.
Объединим оба правила: после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е.
Вспомним ещё одно правило правописания гласных после шипящих. В корнях слов после шипящих пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или форму слова с чередованием ё//е: жёлтый – желтеть, чёлка – чело, шёл – шедший, шёпот – шепчет, дешёвый – дешевле. В остальных случаях пишется буква о: шорох, шоколад, шомпол, капюшон.
Составим алгоритм применения правил. Для анализа возьмём скороговорку: «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».
Шаг 1. Определяем часть речи.
В тексте есть три слова с орфограммой. Два из них существительные: кукушонок и капюшон.
Шаг 2. Определяем, что орфограмма находится после шипящих.
Шаг 3. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма: в слове кукушонок она в суффиксе, а в слове капюшон в корне.
Шаг 4. Ищем однокоренные слова с чередованием в корне.
Шаг 5. Ставим ударение.
Шаг 6. Делаем вывод.
В суффиксе существительного после шипящей под ударением пишем букву о.
Давайте потренируемся. Возьмём предложение: на свежий червячок и рыбка на крючок. В нём есть два существительных с орфограммой «Гласные после шипящих»: червячок и крючок. Применяем алгоритм. Определяем, в какой морфеме орфограмма. Червячок – это маленький червяк, а крючок – маленький крюк. Орфограммы находятся в суффиксах. Ставим ударение, оно падает на орфограмму. В соответствии с произношением пишем о.
Теперь обобщим случаи написания гласных о и ё после шипящих в существительных. Орфограмма может быть в корне слова, в суффиксе и в окончании. Под ударением в суффиксах и окончаниях пишется буква о. А в корне может писаться и буква о, и буква ё.
Рассмотрим примеры: мышонок, ключом, шёлк, шомпол (стержень для чистки и смазки огнестрельного оружия).
Мышонок – детёныш мыши. Орфограмма в суффиксе под ударением. Пишем о.
Ключом – это существительное ключ в форме творительного падежа. Орфограмма в окончании. Под ударением пишем о.
Шёлк – орфограмма в корне, ищем чередование: шёлк – шелка, шелковистый. Пишем в корне ё.
Шомпол – орфограмма в корне, однокоренных слов с чередованием нет, пишем о.
Слов с буквой о после шипящих в корне слова под ударением немало. Шов, шок, шоу, капюшон, крыжовник, шоры (боковые щитки на уздечке возле глаз, не дающие лошади возможность смотреть по сторонам; наглазники), шорох, шорты.
Если вы затрудняетесь определить, в какой морфеме находится орфограмма, воспользуйтесь толковым и словообразовательным словарями, в том числе онлайн-версиями. Например, нужно правильно написать слово беч..вка. Сначала выясняем значение слова по толковому словарю. А затем смотрим, как слово образовалось. Бечёвка – от «бечева» (верёвка). Орфограмма после шипящих находится в корне слова, нужно писать букву ё.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Найдите ошибку в объяснении правописания.
Книж..нка – после шипящих под ударением в суффиксе существительного пишется о;
Ларч..к – пишется и, так как при изменении слова гласный в суффиксе не выпадает;
Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о;
Ландыш..м – в окончании существительного после шипящих в безударном положении пишется е.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Определить часть речи (сущ.);
Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);
В слове ж..сткий орфограмма находится в корне. Ищем родственное слово или форму с чередованием е//ё: жестковатый. Вывод: в корне пишется ё.
Ж..сткий – после шипящих под ударением в корне пишется о
Найдите лишние слова в каждом ряду, зачеркните их.
Морж..нок, пирож..к, крольч..нок, крюч..к, свеч..й
Циркач..м, ключ..м, стриж..нок (птенец стрижа), флаж..к, полотенц..м
Пуч..к, прич..ска, светляч..к, камыш..м, грач..м
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Определить, в какой морфеме находится орфограмма (корень, суффикс, окончание);
Сравнить варианты, найти лишний.
Моржо́нок, пирожо́к, крольчо́нок, крючо́к, свечо́й (орфограмма в окончании, в остальных словах – в суффиксе)
Циркачо́м, ключо́м, стрижо́нок, флажо́к, полоте́нцем (буква е)
Пучо́к, причёска, светлячо́к, камышо́м, грачо́м (буква ё)
Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий
Написание букв «о» или «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий зависит от ударения. Укажем алгоритм написания о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов этих частей речи согласно правилу русского языка.
Алгоритм выбора букв о/е после шипящих
Чтобы выбрать букву «о» или «е» после шипящего, действуем пошагово, используя следующий алгоритм.
- Первый шаг — определение части речи, к которой принадлежит слово.
- Второй шаг — разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема.
- Третий шаг — поставить ударение в слове.
- Четвёртый шаг — написать букву «о» или «е»/»ё» в соответствии с правилом орфографии.
Разобрав слово по составу, убедимся, что это суффикс или окончание существительного, прилагательного или наречия. Тогда, чтобы правильно написать после шипящего согласного букву «е» или «о» в суффиксе или окончании слов этих частей речи, руководствуемся орфографическим правилом:
Рассмотрим, как действует это правило, на примерах слов указанных частей речи.
Написание букв о/е после шипящих у существительных
У существительных под ударением после шипящих корня в суффиксах и окончаниях форм творительного падежа напишем букву «о».
Примеры:
слуш о́к , сундуч о́к , прыж о́к ;
девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
с силач о́м , борщ о́м , под стеллаж о́м , тираж о́м ;
с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .
Без ударения напишем букву — «е»:
В заимствованных существительных с суффиксом -ёр- и в русском слове «ухажёр» после шипящих корня пишется буква «ё»:
Отличаем эти написания от слова «мажор» и производного прилагательного, в морфемном составе которых нет указанного суффикса:
мажор н ый — корень/суффикс/окончание.
Имеем в виду, что существительные, образованные от глаголов, сохраняют суффикс этой части речи и пишутся после шипящих корня с буквой «ё»:
ноч ева ть — ноч ёв к а;
корч ева ть — корч ёв к а;
меж ева ть — меж ёв к а;
растуш ева ть — растуш ёв к а;
перекоч ева ть — перекоч ёв к а.
Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
У прилагательных аналогично под ударением в суффиксах -ов-, -он и окончаниях после шипящих согласных корня пишется буква «о».
Примеры:
- морж о́в ый
- камыш о́в ый
- парч о́в ый
- грош о́в ый
- еж о́в ый
- холщ о́в ый
- смеш о́н (беглое «о»)
- больш о́й
- чуж о́й
но рыж е му , хорош е й .
Написание суффиксов наречий после шипящих
В соответствии с указанным орфографическим правилом в суффиксах наречий после шипящих согласных основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е»:
- горяч о́
- свеж о́
- общ о́
- голыш о́м
- нагиш о́м ,
но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е
Видеоурок
http://resh.edu.ru/subject/lesson/6972/conspect/
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/napisanie-o-e-posle-shipyashhih.html