6 класс количественные числительные их разряды склонение правописание

Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
kolichestvennye_chislitelnye._ih_razryady_sklonenie_pravopisanie.docx27.72 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МБОУ «Агибаловская СОШ»

Конспект открытого урока

по русскому языку в 6 классе

на тему «Разряды числительных»

с учётом требований ФГОС

Урок подготовила и провела

Серегина Ольга Егоровна,

учитель русского языка

первой квалификационной категории

Предмет русский язык

Тема « Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание».

Учебник Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: М,М,Разумовская – М. : Просвещение 2014

  1. Усвоение знаний о разрядах числительных
  2. Овладение грамматическими, орфоэпическими, орфографическими нормами современного русского литературного языка
  3. Осознанное и правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  4. Исправление грамматических ошибок
  5. Смысловое чтение

1. Формирование умений находить информацию в тексте

2. Анализ, сравнение и обобщение на основе фактов

3. Формирование умений представлять информацию в сжатом и развернутом виде

1. Строить отношения с людьми

2. Воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.

Организационный момент — 1 мин.

1. Повторение изученного материала , необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика – 3 мин.

Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1 )

  • Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.

Пят…, шес..надцать, день, мыш…, грач…, оди…адцать, гвоз…дь, четв..ро, конеч…но, много задач…, из-за туч…, сем… д..сятых

Слайд №2 (Самопроверка)

Пять, шестнадцать, день, мышь, грач, одиннадцать, гвоздь, четверо, конечно, много задач, из-за туч, семь десятых.

  • Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.

2. Создание проблемной ситуации – 2 мин.

1. Слова, какой части речи встретились в задании?

2. Распределите слова в два столбика, учитывая принадлежность к части речи. Запись на доске

3. Поставьте вопрос к числительным, записанным на доске.

4. Сколько групп числительных встретилось в работе?

Работа с учебником (стр.245)

Сформулируйте тему урока.

3. Актуализация проблемы – 2 мин .

  • Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)

Материал для наблюдения (упр. 604)

4 . Первичное закрепление – 3 мин.

Упр. 605 (работа в парах)

Физкультминутка на основе упр.606 (один ученик читает правильно примеры , дети встают при ответе)

5. Самостоятельное наблюдение (стр.247)

6. Применение нового — упр.608 (для слабых-на выбор 3 словосочетания, для сильных – полностью ) – 5 мин.

7. Работа с учебником – стр. 247 – 3мин.

8. Применение нового – упр. 609 (у доски 1 ученик склоняет числительное на выбор, класс самостоятельно словосочетание, сильные — все слова)

1. С какой частью речи работали на уроке?

2. Назовите три разряда числительных

3. Вспомните особенности склонения числительных (при ответе пользуются таблицами)

4. Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.

Имя числительное, склонение , правописание, разряды, мягкий знак

10. Домашнее задание (дифференцированное)

Упр.610 -1 вариант

Упр.611 -2 вариант

Упр.612 -3 вариант

11. Рефлексия (Слайд №8)

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • У меня получилось…

Приложение к уроку (таблицы склонения числительных раздаются на парту)

Урок русского языка «Количественные числительные» 6 класс

Тема урока: Разряды количественных числительных.

Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.

Повторить теоретический материал о числительном.

Повторить правописание словарных слов.

образовательные (предметные) : формировать понятие о числительном как части речи, формировать умение находить числительное в тексте и употреблять его в речи;

развивающие (метапредметные): высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;

воспитательные (личностные): воспитывать интерес к родному языку, любовь к книге, самостоятельность в работе.

личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность;

регулятивные: определять и формулировать цели урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

познавательные : построение высказываний, целеполагание, работа с информацией, построение логических цепочек, умение анализировать языковые явления.

I Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем мы с вами продолжаем разговор о числительных.

— Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов , что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз , что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.

Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.

На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради записываем число.

Словарная работа с самопроверкой.

− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.

— Какое число получилось? Молодцы!

А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.

Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.

Почему другие слова не являются числительными?

Дайте определение количественного числительного.

Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?

Подпишите простые, сложные и составные числительные.

III Открытие нового материала.

Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

По сколько человек вы дежурите в классе? Или по сколько учеников сидит за одной партой? (Мы в классе дежурим по двое человек.)

А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.) (Слайд 18)

двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)

А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )

— Что в них общего? Количественные

— Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

— Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

— Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.

Разряды количественных числительных.

Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.

Закрепление изученного материала.

Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

2. Выборочно-распределительный диктант.

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро — поощрительные призы.

Допишите еще по два примера в каждый столбик.

3. Интеллектуальная разминка.

Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?

Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые

Одна целая и пять десятых – дробное числительное.

4. Творческое задание.

Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.

1. Найдите правильное определение количественного числительного.

А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?

Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.

В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?

2. Закончите определение.

А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…

Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…

В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…

3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.

6. За следующее задание можно получить хорошую отметку.

В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.

Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках

— Какую тему мы сегодня изучали на уроке?

— С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?

— Какое значение имеет каждый из этих разрядов?

Домашнее задание: Придумать и записать свой рассказ на тему спорт, используя все разряды количественных числительных.

Количественные числительные в русском языке

Количественные чис­ли­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют отвле­чён­ные чис­ла и коли­че­ство пред­ме­тов и отве­ча­ют на вопрос сколь­ко?

Количественные чис­ли­тель­ные име­ют «гово­ря­щее» назва­ние. Эти сло­ва, при­над­ле­жа­щие к само­сто­я­тель­ной части речи име­ни чис­ли­тель­но­му, непо­сред­ствен­но выра­жа­ют чис­ло (3, 10, 256) или коли­че­ство пред­ме­тов (три листа, десять слов, две­сти пять­де­сят шесть стра­ниц).

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные делят на разряды:

  • целые чис­ла (один, два­дцать, сто пять­де­сят);
  • дроб­ные чис­ла (две тре­ти, пять вось­мых);
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные (трое, семе­ро, деся­те­ро).

Видеоурок «Разряды количественных числительных (6 класс)»

По соста­ву коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные бывают

Если в сло­ве выде­ля­ет­ся один корень, такое чис­ли­тель­ное назы­ва­ет­ся простым:

В соста­ве слож­ных чис­ли­тель­ных ука­жем два корня:

Составные чис­ли­тель­ные скла­ды­ва­ют­ся из несколь­ких слов этой части речи:

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти коли­че­ствен­ных числительных.

Грамматические особенности количественных числительных

Количественные чис­ли­тель­ные не изме­ня­ют­ся по чис­лам, кро­ме слов:

Некоторые чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по родам:

  • один стол, одна ули­ца, одно сообщение;
  • два сту­ла, две монеты;
  • оба бере­га, обе стороны;
  • пол­то­ра часа, пол­то­ры недели.

Числительные «тыся­ча», «мил­ли­он», «мил­ли­ард» име­ют соот­вет­ствен­но кате­го­рию жен­ско­го и муж­ско­го рода. У дру­гих чис­ли­тель­ных род не определяется.

Все коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам, но име­ют харак­тер­ные осо­бен­но­сти в зави­си­мо­сти от раз­ря­да и мор­фем­но­го соста­ва слова.

Склонение количественных числительных

Простое коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное «один», изме­ня­ясь по родам и чис­лам, скло­ня­ет­ся как имя прилагательное.

ПадежЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
Мужской родСредний родЖенский род
И.одиноднооднаодни
Р.одно­гооднойодних
Д.одно­муоднойодним
В.один (неоду­шев­лён­ный)
одно­го (оду­шев­лён­ный)
однооднуодни (неоду­шев­лён­ные)
одних (оду­шев­лён­ные)
Т.однимодной(-ою)одни­ми
П.(об) одном(об) одной(об) одних

Имя суще­стви­тель­ное, соче­та­ясь с родо­вы­ми фор­ма­ми чис­ли­тель­но­го «один», высту­па­ет в фор­ме име­ни­тель­но­го падежа:

Числительные «два», «три», «четы­ре» тре­бу­ют от име­ни суще­стви­тель­но­го фор­мы роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, а все осталь­ные коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные — фор­мы роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го числа.

Сравним:

Простые чис­ли­тель­ные «пять» — «два­дцать», «трид­цать» изме­ня­ют­ся по паде­жам как имя суще­стви­тель­ное тре­тье­го скло­не­ния «ночь».

  • и. п. шесть, три­на­дцать, трид­цать (ночь)
  • р. п. шести, три­на­дца­ти, трид­ца­ти (ночи)
  • д. п. шести, три­на­дца­ти, трид­ца­ти (ночи)
  • в. п. шесть, три­на­дцать, трид­цать (ночь)
  • т. п. шестью, три­на­дца­тью, трид­ца­тью (ночью)
  • п. п. о шести, о три­на­дца­ти, о трид­ца­ти (о ночи)

Числительные «сорок», «сто» и «девя­но­сто» име­ют две грам­ма­ти­че­ские формы.

При скло­не­нии у слож­ных чис­ли­тель­ных «пять­де­сят» — «восемь­де­сят» изме­ня­ют­ся обе части слов по типу суще­стви­тель­ных тре­тье­го склонения.

У слож­ных чис­ли­тель­ных от двух­сот до девя­ти­сот скло­ня­ют­ся обе части.

Падеж60300700
И. п.шесть­де­сяттри­стасемь­сот
Р. п.шести­де­ся­титрех­сотсеми­сот
Д. п.шести­де­ся­титрем­стамсеми­стам
В. п.шесть­де­сяттри­стасемь­сот
Т. п.шестью­де­ся­тьютре­мя­ста­мисемью­ста­ми
П. п.о шести­де­ся­тио трёх­стахо семи­стах
  • и. п. четы­ре­ста
  • р. п. четы­рёх­сот
  • д. п. четы­рём­стам
  • в. п. четыреста/четырёхсот
  • т. п. четырь­мя­ста­ми
  • п. п. о четы­рёх­стах

У состав­ных коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных изме­ня­ют­ся по паде­жам все слова.

  • и. п. тыся­ча две­сти сорок два
  • р. п. тыся­чи двух­сот соро­ка двух
  • д. п. тыся­че двум­стам соро­ка двум
  • в. п. тыся­ча две­сти сорок два
  • т. п. тыся­чей дву­мя­ста­ми соро­ка двумя
  • п. п. о тыся­че двух­стах соро­ка двух

Дробные числительные

Дробные чис­ли­тель­ные — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие часть от цело­го чис­ла. Они скла­ды­ва­ют­ся из двух частей. Первая часть обо­зна­ча­ет чис­ли­тель дро­би и пред­став­ля­ет собой коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное. Вторая часть дроб­но­го чис­ла обо­зна­ча­ет зна­ме­на­тель и выра­жа­ет­ся поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным, например:

При скло­не­нии изме­ня­ют­ся обе части дроб­но­го чис­ли­тель­но­го. Первая часть скло­ня­ет­ся как коли­че­ствен­ное чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ю­щее целое чис­ло, а вто­рая — как при­ла­га­тель­ное в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа.

  • и. п. три пятых объёма
  • р. п. трёх пятых объёма.
  • д. п. трём пятым объёма
  • в. п. три пятых объёма
  • т. п. тре­мя пяты­ми объёма
  • п. п. о трёх пятых объёма

Зависимое суще­стви­тель­ное ста­вит­ся в фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

К дроб­ным чис­ли­тель­ным при­над­ле­жат сло­ва «пол­то­ра» и «пол­то­ры». Эти чис­ли­тель­ные, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся родо­вой при­над­леж­но­стью, име­ют толь­ко две грам­ма­ти­че­ские формы:

  • и. п., в. п. пол­то­ра, полторы
  • р. п., д. п., т. п., п. п. полу­то­ра, полутора

Собирательные числительные

Собирательные чис­ли­тель­ные обо­зна­ча­ют коли­че­ство лиц или пред­ме­тов как сово­куп­ность и отве­ча­ют на вопрос сколь­ко? К это­му раз­ря­ду при­над­ле­жат соби­ра­тель­ные числительные:

Собирательные чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по падежам.

  • поло­ви­на — обе половины;
  • рука — обе руки;
  • доро­га — обе дороги.

Числительные «двое» — «деся­те­ро» сочетаются

1. с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми лиц муж­ско­го пола, детей, дете­ны­шей животных:

2. с суще­стви­тель­ны­ми, име­ю­щи­ми фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го числа:

3. с суще­стви­тель­ны­ми, обо­зна­ча­ю­щи­ми пар­ные предметы:

4. с лич­ны­ми местоимениями:

5. с при­ча­сти­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми, став­ши­ми име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, в фор­ме мно­же­ствен­но­го числа:

Синтаксическая роль количественных числительных

В пред­ло­же­нии коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные могут быть любым чле­ном пред­ло­же­ния, при­чём они обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ски неде­ли­мое соче­та­ние с зави­си­мым суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем. Это соче­та­ние явля­ет­ся одним чле­ном предложения.

Примеры

Шесть не делит­ся на пять без остатка.

Полтораста книг сто­ит на полке.

Семья лебе­дей — взрос­лые две пти­цы с тре­мя птенцами.

У обо­их подруг хоро­ший музы­каль­ный слух.

Десятеро суток буше­вал сви­ре­пый шторм на море.

В архи­ве хра­нят­ся копии полу­то­ра тысяч патен­тов .

Видеоурок «Количественные числительные (6 класс)»


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-kolichestvennie-chislitelnie-klass-2479636.html

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/kolichestvennye-chislitelnye.html