Конспект открытого урока по русскому языку на тему «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolichestvennye_chislitelnye._ih_razryady_sklonenie_pravopisanie.docx | 27.72 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
МБОУ «Агибаловская СОШ»
Конспект открытого урока
по русскому языку в 6 классе
на тему «Разряды числительных»
с учётом требований ФГОС
Урок подготовила и провела
Серегина Ольга Егоровна,
учитель русского языка
первой квалификационной категории
Предмет русский язык
Тема « Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание».
Учебник Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: М,М,Разумовская – М. : Просвещение 2014
- Усвоение знаний о разрядах числительных
- Овладение грамматическими, орфоэпическими, орфографическими нормами современного русского литературного языка
- Осознанное и правильное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
- Исправление грамматических ошибок
- Смысловое чтение
1. Формирование умений находить информацию в тексте
2. Анализ, сравнение и обобщение на основе фактов
3. Формирование умений представлять информацию в сжатом и развернутом виде
1. Строить отношения с людьми
2. Воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык.
Организационный момент — 1 мин.
1. Повторение изученного материала , необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика – 3 мин.
Орфографическая пятиминутка с последующей самопроверкой (Слайд № 1 )
- Вставить пропущенные буквы и графически обозначить условия выбора орфограммы.
Пят…, шес..надцать, день, мыш…, грач…, оди…адцать, гвоз…дь, четв..ро, конеч…но, много задач…, из-за туч…, сем… д..сятых
Слайд №2 (Самопроверка)
Пять, шестнадцать, день, мышь, грач, одиннадцать, гвоздь, четверо, конечно, много задач, из-за туч, семь десятых.
- Вспомните и расскажите, от чего зависит выбор этих орфограмм.
2. Создание проблемной ситуации – 2 мин.
1. Слова, какой части речи встретились в задании?
2. Распределите слова в два столбика, учитывая принадлежность к части речи. Запись на доске
3. Поставьте вопрос к числительным, записанным на доске.
4. Сколько групп числительных встретилось в работе?
Работа с учебником (стр.245)
Сформулируйте тему урока.
3. Актуализация проблемы – 2 мин .
- Что мы уже знаем по этой проблеме? (Мозговой штурм)
Материал для наблюдения (упр. 604)
4 . Первичное закрепление – 3 мин.
Упр. 605 (работа в парах)
Физкультминутка на основе упр.606 (один ученик читает правильно примеры , дети встают при ответе)
5. Самостоятельное наблюдение (стр.247)
6. Применение нового — упр.608 (для слабых-на выбор 3 словосочетания, для сильных – полностью ) – 5 мин.
7. Работа с учебником – стр. 247 – 3мин.
8. Применение нового – упр. 609 (у доски 1 ученик склоняет числительное на выбор, класс самостоятельно словосочетание, сильные — все слова)
1. С какой частью речи работали на уроке?
2. Назовите три разряда числительных
3. Вспомните особенности склонения числительных (при ответе пользуются таблицами)
4. Сделайте вывод, какие ключевые слова темы были использованы на уроке.
Имя числительное, склонение , правописание, разряды, мягкий знак
10. Домашнее задание (дифференцированное)
Упр.610 -1 вариант
Упр.611 -2 вариант
Упр.612 -3 вариант
11. Рефлексия (Слайд №8)
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- У меня получилось…
Приложение к уроку (таблицы склонения числительных раздаются на парту)
Урок русского языка «Количественные числительные» 6 класс
Тема урока: Разряды количественных числительных.
Цель урока: научить различать разряды количественных числительных.
Повторить теоретический материал о числительном.
Повторить правописание словарных слов.
образовательные (предметные) : формировать понятие о числительном как части речи, формировать умение находить числительное в тексте и употреблять его в речи;
развивающие (метапредметные): высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;
познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения;
коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других;
воспитательные (личностные): воспитывать интерес к родному языку, любовь к книге, самостоятельность в работе.
личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность;
регулятивные: определять и формулировать цели урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
коммуникативные: слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
познавательные : построение высказываний, целеполагание, работа с информацией, построение логических цепочек, умение анализировать языковые явления.
I Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем мы с вами продолжаем разговор о числительных.
— Какую роль играют числительные в нашей жизни?
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей гимназии. Цифра расскажет о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов , что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз , что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока.
Цифры играют огромную роль в нашей жизни.
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
На уроке мы повторим все то, что мы знаем об этой самостоятельной части речи и узнаем много нового. Итак, начнем! Открываем тетради записываем число.
Словарная работа с самопроверкой.
− А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности.
— Какое число получилось? Молодцы!
А теперь проверьте, правильно ли вы написали словарные слова (самопроверка). Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы.
Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их.
Почему другие слова не являются числительными?
Дайте определение количественного числительного.
Вспомните, какие числительные являются простыми, составными?
Подпишите простые, сложные и составные числительные.
III Открытие нового материала.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.
Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
По сколько человек вы дежурите в классе? Или по сколько учеников сидит за одной партой? (Мы в классе дежурим по двое человек.)
А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.) (Слайд 18)
двенадцать двое одну вторую
(целое) (собирательное) (дробное)
А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько? )
— Что в них общего? Количественные
— Сравните числительные двенадцать и одна вторая.
-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)
— Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.
— Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)
Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).
— Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные.
Разряды количественных числительных.
Откройте учебник и прочитайте теоретический материал.
Закрепление изученного материала.
Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.
17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.
2. Выборочно-распределительный диктант.
Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды.
В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро — поощрительные призы.
Допишите еще по два примера в каждый столбик.
3. Интеллектуальная разминка.
Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора , полтораста, Какие у вас получились слова?
Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые
Одна целая и пять десятых – дробное числительное.
4. Творческое задание.
Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.
Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.
А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном.
1. Найдите правильное определение количественного числительного.
А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько?
Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число.
В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или число и отвечает на вопрос сколько?
2. Закончите определение.
А) Числительные, обозначающие целые числа, называются…
Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются…
В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются…
3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд.
6. За следующее задание можно получить хорошую отметку.
В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд.
Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках
— Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
— С какими разрядами количественных числительных мы познакомились на уроке?
— Какое значение имеет каждый из этих разрядов?
Домашнее задание: Придумать и записать свой рассказ на тему спорт, используя все разряды количественных числительных.
Количественные числительные в русском языке
Количественные числительные — это слова, которые обозначают отвлечённые числа и количество предметов и отвечают на вопрос сколько?
Количественные числительные имеют «говорящее» название. Эти слова, принадлежащие к самостоятельной части речи имени числительному, непосредственно выражают число (3, 10, 256) или количество предметов (три листа, десять слов, двести пятьдесят шесть страниц).
По значению и грамматическим признакам количественные числительные делят на разряды:
- целые числа (один, двадцать, сто пятьдесят);
- дробные числа (две трети, пять восьмых);
- собирательные числительные (трое, семеро, десятеро).
Видеоурок «Разряды количественных числительных (6 класс)»
По составу количественные числительные бывают
Если в слове выделяется один корень, такое числительное называется простым:
В составе сложных числительных укажем два корня:
Составные числительные складываются из нескольких слов этой части речи:
Рассмотрим грамматические особенности количественных числительных.
Грамматические особенности количественных числительных
Количественные числительные не изменяются по числам, кроме слов:
Некоторые числительные изменяются по родам:
- один стол, одна улица, одно сообщение;
- два стула, две монеты;
- оба берега, обе стороны;
- полтора часа, полторы недели.
Числительные «тысяча», «миллион», «миллиард» имеют соответственно категорию женского и мужского рода. У других числительных род не определяется.
Все количественные числительные изменяются по падежам, но имеют характерные особенности в зависимости от разряда и морфемного состава слова.
Склонение количественных числительных
Простое количественное числительное «один», изменяясь по родам и числам, склоняется как имя прилагательное.
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Мужской род | Средний род | Женский род | ||
И. | один | одно | одна | одни |
Р. | одного | одной | одних | |
Д. | одному | одной | одним | |
В. | один (неодушевлённый) одного (одушевлённый) | одно | одну | одни (неодушевлённые) одних (одушевлённые) |
Т. | одним | одной(-ою) | одними | |
П. | (об) одном | (об) одной | (об) одних |
Имя существительное, сочетаясь с родовыми формами числительного «один», выступает в форме именительного падежа:
Числительные «два», «три», «четыре» требуют от имени существительного формы родительного падежа единственного числа, а все остальные количественные числительные — формы родительного падежа множественного числа.
Сравним:
Простые числительные «пять» — «двадцать», «тридцать» изменяются по падежам как имя существительное третьего склонения «ночь».
- и. п. шесть, тринадцать, тридцать (ночь)
- р. п. шести, тринадцати, тридцати (ночи)
- д. п. шести, тринадцати, тридцати (ночи)
- в. п. шесть, тринадцать, тридцать (ночь)
- т. п. шестью, тринадцатью, тридцатью (ночью)
- п. п. о шести, о тринадцати, о тридцати (о ночи)
Числительные «сорок», «сто» и «девяносто» имеют две грамматические формы.
При склонении у сложных числительных «пятьдесят» — «восемьдесят» изменяются обе части слов по типу существительных третьего склонения.
У сложных числительных от двухсот до девятисот склоняются обе части.
Падеж | 60 | 300 | 700 |
---|---|---|---|
И. п. | шестьдесят | триста | семьсот |
Р. п. | шестидесяти | трехсот | семисот |
Д. п. | шестидесяти | тремстам | семистам |
В. п. | шестьдесят | триста | семьсот |
Т. п. | шестьюдесятью | тремястами | семьюстами |
П. п. | о шестидесяти | о трёхстах | о семистах |
- и. п. четыреста
- р. п. четырёхсот
- д. п. четырёмстам
- в. п. четыреста/четырёхсот
- т. п. четырьмястами
- п. п. о четырёхстах
У составных количественных числительных изменяются по падежам все слова.
- и. п. тысяча двести сорок два
- р. п. тысячи двухсот сорока двух
- д. п. тысяче двумстам сорока двум
- в. п. тысяча двести сорок два
- т. п. тысячей двумястами сорока двумя
- п. п. о тысяче двухстах сорока двух
Дробные числительные
Дробные числительные — это слова, обозначающие часть от целого числа. Они складываются из двух частей. Первая часть обозначает числитель дроби и представляет собой количественное числительное. Вторая часть дробного числа обозначает знаменатель и выражается порядковым числительным, например:
При склонении изменяются обе части дробного числительного. Первая часть склоняется как количественное числительное, обозначающее целое число, а вторая — как прилагательное в форме множественного числа.
- и. п. три пятых объёма
- р. п. трёх пятых объёма.
- д. п. трём пятым объёма
- в. п. три пятых объёма
- т. п. тремя пятыми объёма
- п. п. о трёх пятых объёма
Зависимое существительное ставится в форму родительного падежа единственного числа.
К дробным числительным принадлежат слова «полтора» и «полторы». Эти числительные, различающиеся родовой принадлежностью, имеют только две грамматические формы:
- и. п., в. п. полтора, полторы
- р. п., д. п., т. п., п. п. полутора, полутора
Собирательные числительные
Собирательные числительные обозначают количество лиц или предметов как совокупность и отвечают на вопрос сколько? К этому разряду принадлежат собирательные числительные:
Собирательные числительные изменяются по падежам.
- половина — обе половины;
- рука — обе руки;
- дорога — обе дороги.
Числительные «двое» — «десятеро» сочетаются
1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей, детенышей животных:
2. с существительными, имеющими форму только множественного числа:
3. с существительными, обозначающими парные предметы:
4. с личными местоимениями:
5. с причастиями и прилагательными, ставшими именами существительными, в форме множественного числа:
Синтаксическая роль количественных числительных
В предложении количественные числительные могут быть любым членом предложения, причём они образуют грамматически неделимое сочетание с зависимым существительным или местоимением. Это сочетание является одним членом предложения.
Примеры
Шесть не делится на пять без остатка.
Полтораста книг стоит на полке.
Семья лебедей — взрослые две птицы с тремя птенцами.
У обоих подруг хороший музыкальный слух.
Десятеро суток бушевал свирепый шторм на море.
В архиве хранятся копии полутора тысяч патентов .
Видеоурок «Количественные числительные (6 класс)»
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-kolichestvennie-chislitelnie-klass-2479636.html
http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/kolichestvennye-chislitelnye.html