Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_v_suffiksah_sushchestvitelnyh_-ek-_i_-_ik-.docx | 20.84 КБ |
glasnye_v_suffiksah_sushchestvitelnyh_ek_i_ik_-_kopiya.pdf | 1021.08 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.
— обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;
— развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления;
— воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
— дидактические: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний;
— учебные: создать условия для усвоения учащимися условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек– и – ик –.
Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.
- Организационный момент. (слайд № 1)
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.
- Актуализация знаний. (слайды № 2 и 3)
— Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».
- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
- Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?
- Имена существительные изменяются по родам.
- Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
- К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».
- Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.
- Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
- НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
- Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
- Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.
(Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)
-Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.
Вопросы фронтального опроса: (слайд №4)
- Что такое суффикс?
- Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?
- Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и
-На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.
(Учащиеся работают с триггерами.)
- Мотивационный этап. (слайд № 6)
— Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
— Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?
— На какой вопрос не смог ответить Витя?
(слайд №7: выводятся слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)
— Какова же цель нашего урока?
— Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.
- Изучение нового материала. (слайд №9)
— Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.
(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)
Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:
замоч ЕК , замоч К а, замоч К у, замоч К ом, о замоч К е.
Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.
Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:
ключ ИК , ключ ИК а, ключ ИК у, ключ ИК ом, о ключ ИК е.
Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
(по материалам газеты»Русский язык»)
1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в сове?
2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?
3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?
4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?
— Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?
(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)
— А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .
(Учащиеся озвучивают варианты правила)
— Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.
— Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? (слайд № 10)
(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)
- Первичное осмысление и закрепление.
— Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.
Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.
— Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?
Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, — ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.
-Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 13)
Русский язык. 6 класс
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
Необходимо запомнить
При работе с суффиксами —ек(—ик) необходимо просклонять слово. Буква е – беглая гласная, поэтому её исчезновение из слова – это сигнал для написания суффикса —ек.
Правописание других суффиксов имён существительных
В русском языке есть и другие суффиксы. Их правописание связано с морфемным составом и морфологическими категориями.
Виш..нка образовано от слова вишня, то есть е – беглая гласная, поэтому в корне пишется е: вишен-к-а.
Впад..нка образовано от впадина, в существительном может быть только суффикс —ин (-ен в разносклоняемых), поэтому пишем впад-ин-к-а.
Пугов..чка образовано от пугов..ца. Суффиксы —иц и —ец связаны с родом (ж. р. – —иц, м. р. – —ец, с. р. – —ецо; —ице: луков-иц-а, брат-ец, письм-ец-о, кресл-иц-е). Пугов..ца – ж. р., поэтому —иц, поэтому пугов-ич-к-а.
Ол..чка образована от Оля, это не слово на —иц, поэтому пишем суффикс -ечк, Олечка.
Урок по русскому языку на тему «Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик-» (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе
Тема.Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик-
Тип урока: овладение новым знанием.
Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи.
Методы: — мотивации учебной деятельности: проблемное изложение материала ( проблемная ситуация, проблемные вопросы) , частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский, методы творческого обучения (работа с текстом);
— методы формирования новых умений: создание алгоритма, упражнения, практикум;
— методы контроля результатов обучения: устный – фронтальный опрос; письменный – тест;
— методы стимулирования учебной деятельности: словесное поощрение, формальная оценка, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.
Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.
Цели урока:систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя существительное»; познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-; учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик; различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-, развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать;
развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
совершенствование навыков межличностного общения.
Оборудование: презентация урока; фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»; раздаточный материал: тесты, тексты для исследования;
учебник; записи на доске.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
2.1. Игра «Верно-неверно» по теме «Имя существительное».
1. Имя существительное — это часть речи, которая обозначает действие предмета.
2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
3. Имена существительные изменяется по родам.
4. К существительным 3 склонения относятся слова мужского рода с нулевым окончанием.
5. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
6. К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных среднего рода и существительное мужского рода ПУТЬ.
7. Определить падеж у несклоняемых существительных невозможно.
8. Существительные СИРОТА, ЗАДИРА, ОБЖОРА относятся и к женскому, и к мужскому роду.
9. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
10. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
Работа на карточках. Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»
1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
3. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
4. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик
1. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
2. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
3. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик, 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
4. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы у существительных, научимся находить их и правильно писать. Попробуем найти их в мультфильме «В стране невыученных уроков».
Какие два слова заставили Витю задуматься?
Выпишем слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК. Выполните морфемный разбор данных слов. Просклоняйте эти существительные. Как вы думаете, о правописании каких суффиксов пойдет речь? Почему в слове КЛЮЧИК суффикс –ик-, а в слове ЗАМОЧЕК — -ек-?
Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока.
Давайте убедимся в правоте наших выводов, а поможет нам в этом Витя Перестукин из мультфильма «В стране невыученных уроков» (просмотр фрагмента мультфильма о правописании суффиксов –ек-, -ик-).
Какая проблема встала перед нашим героем?
Как Витя справился с загадкой?
Попробуйте обозначить задачи нашего урока.
— узнать правило правописания суффиксов; уметь применять новое правило на практике;
— уметь отличать эти суффиксы от других.
4. Исследовательская деятельность
Проведем небольшое исследование. Запишите следующие слова в столбик. Рядом запишите эти же слова в форме Род. падежа ед. числа
— Что произошло с гласными в суффиксах при склонении?
— Какое слово здесь лишнее? Почему?
Попробуйте самостоятельно сформулировать правило правописания гласных в суффиксах ЕК и ИК у существительных.
Проверим, правильно ли мы озвучили правило. Сравним наши выводы с тем, что написано в учебнике.
Давайте составим алгоритм правописания суффиксов ЕК и ИК на примере слова бегемотик .
ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК?
ШАГ 2. Поставим существительное в форму Род. падежа.
ШАГ 3. Если гласная суффикса не выпадает, то пишем ИК (носик, носика, ключик, ключика); если выпадает – то ЕК (сыночек – сыночка, орешек – орешка).
5. Закрепление изученного. Упр.275 учебника.
Работаем по закреплению знаний дальше.
От данных слов образуйте существительные с суффиксами ЕК, ИК.
Дождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец.
Ребята, что вы заметили при образовании существительных? Что происходит с выделенными согласными, если к ним прибавляются наши суффиксы? — Чередование согласных: к/ч, г/ж, ц/ч.
6. Работа в группах.
Следующее задание предполагает вашу коллективную работу в группах. Класс разделится на две группы. Вам будут даны тексты для изучения и вопросы к текстам. Вы должны будете вместе ответить на вопросы, проанализировав текст.
Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Из фонтана била тоненькая струйка воды. В нём плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.
— Является ли этот отрывок текстом?
— Выпишите словосочетания с существительными, где встречается орфограмма «Правописание суффиксов ЕК-ИК». Объясните. Выделите орфограмму.
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!
— Откуда эти строчки? Кто и кому их говорит? Кто автор этой басни? Какое слово нас здесь интересует? Можно ли сказать, что с помощью суффикса, который присутствует в данном слове, автор выражает свое отношение к героям?
— Какое лексическое значение выражают суффиксы ЕК-ИК?
7. Контроль усвоенных знаний.
1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано слово?
2. Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК, ЧИК-ЩИК?
3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах ЕК-ИК?
4. В каком слове пропущена буква И:
а) бережочек; б) кусочек; в) калачик; г) ножичек;
5. В каком слове пропущена буква Е:
а) молоточек; б) бубенчик; в) карандашик; г) чертежик;
6. В каком слове есть суффикс ИК:
а) веник; б) укропчик; в) блокнотик; г) дворник.
7. В каком слове один суффикс:
а) чайничек; б) чулочек; в) огонечек; г) бережочек.
9. Домашняя работа. Параграф 36 – учить правила. Повторить СОТ. Упражнение 1 гр.- 274, 2 гр. — 278
http://resh.edu.ru/subject/lesson/6971/main/
http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnih-ek-ik-klass-3416244.html