6 класс русский язык правописание суффиксов ек ик

Правописание суффиксов -ек и -ик
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок открытия нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_-ek_i_-ik.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

22.01 Тема: Суффиксы -ЕК- – -ИК-.

Ц е л и у р о к а: 1)научить правильно писать гласные в суффиксах

существительных -ек и -ик (орфограмма 34); 2)развивать умение графически обозна-

чать условия выбора правильных написаний, определять значение суффиксов, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Личностные УУД . Осознание значимости учебной работы. Ре-

гулятивные УУД . Целеполагание. Самоконтроль. Познаватель-

ные УУД . Распознавание объектов. Синтез знаний. Коммуника-

тивные УУД . Совместная работа.

Оборудование: учебная таблица

Дано: вестибюль — гардероб .

В а р и а н т ы о т в е т а: вестибю ль — ль вён ок — окно — нога —

га рдероб ; вестибю ль — ль вя та — та й га — га рдероб .

Вспомните героев сказки «Приключения Буратино». Запишите слова, выделив орфограмму -чик , -щик .

– Папа Карло – бродячий музыкант с шарманкой или (шарманщик).
– По дороге в школу Буратино встретил продавца мороженого или (мороженщика),
– человека, точившего ножи или (точильщика),
– рабочего, зажигающего фонари или ( фонарщика),
– мужчину, разгружающего сладости или (грузчика).
– Перед балаганом, где выступал кукольный театр, разместился оркестр, в котором один музыкант играл на барабане.( барабанщик).
– Должность тайного осведомителя, доносителя при губернаторе Лисе в Стране Дураков звучала как (доносчик).
– Буратино, следящий за действиями Карабаса Барабаса и Дуремара походил на тех, кто разведовал обстановку перед боем (разведчик).

3.Постановка проблемного вопроса

— А какие буквы пишутся в суффиксах существительных КЛЮЧИК, ЧЕЛОВЕЧЕК? Почему? Знаем ли мы ответ на этот вопрос?

-Так какую цель мы поставим на уроке?

-А что для этого необходимо?

4.Первичное усвоение новых знаний

И.п. луч ик , ореш ек

Р.п. луч ик а , ореш к а

Д.п. луч ик у, ореш к у

В.п. луч ик , ореш ек

Т.п. луч ик ом, ореш к ом,

П.п о луч ик е, об ореш к е

— Дополните правило и запишите:

Пишем суффикс – ИК, если ….

Пишем суффикс – ЕК, если ….

— А теперь давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод.

1.Работа по цепочке

— Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор орфограмм

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.

2. Анализ текста

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка тихо закачался.

— Что же вы узнали сегодня на уроке, помогая Вите Перестукину?

— От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?

— Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе «Правописание суффиксов имен существительных» по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.

Урок — введение нового материала и самостоятельной деятельности учащихся.

Цель использования презентации на занятии: проверить и закрепить знания по теме «Правописание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных «. Прежде чем начать тест, можно повторить правило.

Презентация для подготовки к ГИА (задание А7).

С помощью этой таблицы дети лучше запоминают тему «Правописание суффиксов причастий» и легче классифицируют причастия по разрядам.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера.

Урок по русскому языку на тему «Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик-» (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе

Тема.Правописание суффиксов существительных –ек-, -ик-

Тип урока: овладение новым знанием.

Раздел: Морфология. Орфография. Культура речи.

Методы: — мотивации учебной деятельности: проблемное изложение материала ( проблемная ситуация, проблемные вопросы) , частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский, методы творческого обучения (работа с текстом);

— методы формирования новых умений: создание алгоритма, упражнения, практикум;

— методы контроля результатов обучения: устный – фронтальный опрос; письменный – тест;

— методы стимулирования учебной деятельности: словесное поощрение, формальная оценка, создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта.

Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в группах, творческая работа.

Цели урока:систематизировать и обобщить знания обучающихся по теме «Имя существительное»; познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-; учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик; различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-, развивать мыслительную и речевую деятельность обучающихся, умения сравнивать и анализировать;

развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;

совершенствование навыков межличностного общения.

Оборудование: презентация урока; фрагмент мультфильма Виктора Перестукина «В стране невыученных уроков»; раздаточный материал: тесты, тексты для исследования;

учебник; записи на доске.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».

2.1. Игра «Верно-неверно» по теме «Имя существительное».

1. Имя существительное — это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2. Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

3. Имена существительные изменяется по родам.

4. К существительным 3 склонения относятся слова мужского рода с нулевым окончанием.

5. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

6. К разносклоняемым именам существительным относятся 10 существительных среднего рода и существительное мужского рода ПУТЬ.

7. Определить падеж у несклоняемых существительных невозможно.

8. Существительные СИРОТА, ЗАДИРА, ОБЖОРА относятся и к женскому, и к мужскому роду.

9. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

10. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.

Работа на карточках. Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- в именах существительных»

1. В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик

2. В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик

3. В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик

4. В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик

5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик

1. В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик

2. В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик

3. В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик, 3) барабан…щик, 4) бурил…щик

4. В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица

5. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик

3. Изучение нового материала.

Сегодня мы узнаем, какие еще бывают суффиксы у существительных, научимся находить их и правильно писать. Попробуем найти их в мультфильме «В стране невыученных уроков».

Какие два слова заставили Витю задуматься?

Выпишем слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК. Выполните морфемный разбор данных слов. Просклоняйте эти существительные. Как вы думаете, о правописании каких суффиксов пойдет речь? Почему в слове КЛЮЧИК суффикс –ик-, а в слове ЗАМОЧЕК — -ек-?

Сформулируйте самостоятельно тему нашего урока.

Давайте убедимся в правоте наших выводов, а поможет нам в этом Витя Перестукин из мультфильма «В стране невыученных уроков» (просмотр фрагмента мультфильма о правописании суффиксов –ек-, -ик-).

Какая проблема встала перед нашим героем?

Как Витя справился с загадкой?

Попробуйте обозначить задачи нашего урока.

— узнать правило правописания суффиксов; уметь применять новое правило на практике;

— уметь отличать эти суффиксы от других.

4. Исследовательская деятельность

Проведем небольшое исследование. Запишите следующие слова в столбик. Рядом запишите эти же слова в форме Род. падежа ед. числа

— Что произошло с гласными в суффиксах при склонении?

— Какое слово здесь лишнее? Почему?

Попробуйте самостоятельно сформулировать правило правописания гласных в суффиксах ЕК и ИК у существительных.

Проверим, правильно ли мы озвучили правило. Сравним наши выводы с тем, что написано в учебнике.

Давайте составим алгоритм правописания суффиксов ЕК и ИК на примере слова бегемотик .

ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК?

ШАГ 2. Поставим существительное в форму Род. падежа.

ШАГ 3. Если гласная суффикса не выпадает, то пишем ИК (носик, носика, ключик, ключика); если выпадает – то ЕК (сыночек – сыночка, орешек – орешка).

5. Закрепление изученного. Упр.275 учебника.

Работаем по закреплению знаний дальше.

От данных слов образуйте существительные с суффиксами ЕК, ИК.

Дождь, комок, клубок, звонок, глаз, пирожок, овраг, калач, молоток, перец.

Ребята, что вы заметили при образовании существительных? Что происходит с выделенными согласными, если к ним прибавляются наши суффиксы? — Чередование согласных: к/ч, г/ж, ц/ч.

6. Работа в группах.

Следующее задание предполагает вашу коллективную работу в группах. Класс разделится на две группы. Вам будут даны тексты для изучения и вопросы к текстам. Вы должны будете вместе ответить на вопросы, проанализировав текст.

Через овражек был перекинут мостик. Буратино прошёл по нему и на лужайке увидел домик в четыре окошка. Из фонтана била тоненькая струйка воды. В нём плескался полосатый мячик. В саду цвёл душистый горошек. Девочка с голубыми волосами ждала гостя завтракать.

— Является ли этот отрывок текстом?

— Выпишите словосочетания с существительными, где встречается орфограмма «Правописание суффиксов ЕК-ИК». Объясните. Выделите орфограмму.

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, —

Ведь ты б у нас была царь-птица!

— Откуда эти строчки? Кто и кому их говорит? Кто автор этой басни? Какое слово нас здесь интересует? Можно ли сказать, что с помощью суффикса, который присутствует в данном слове, автор выражает свое отношение к героям?

— Какое лексическое значение выражают суффиксы ЕК-ИК?

7. Контроль усвоенных знаний.

1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано слово?

2. Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК, ЧИК-ЩИК?

3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах ЕК-ИК?

4. В каком слове пропущена буква И:

а) бережочек; б) кусочек; в) калачик; г) ножичек;

5. В каком слове пропущена буква Е:

а) молоточек; б) бубенчик; в) карандашик; г) чертежик;

6. В каком слове есть суффикс ИК:

а) веник; б) укропчик; в) блокнотик; г) дворник.

7. В каком слове один суффикс:

а) чайничек; б) чулочек; в) огонечек; г) бережочек.

9. Домашняя работа. Параграф 36 – учить правила. Повторить СОТ. Упражнение 1 гр.- 274, 2 гр. — 278

Русский язык. 6 класс

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
Необходимо запомнить

При работе с суффиксами —ек(ик) необходимо просклонять слово. Буква е – беглая гласная, поэтому её исчезновение из слова – это сигнал для написания суффикса —ек.

Правописание других суффиксов имён существительных

В русском языке есть и другие суффиксы. Их правописание связано с морфемным составом и морфологическими категориями.

Виш..нка образовано от слова вишня, то есть е – беглая гласная, поэтому в корне пишется е: вишен-к-а.

Впад..нка образовано от впадина, в существительном может быть только суффикс —ин (-ен в разносклоняемых), поэтому пишем впад-ин-к-а.

Пугов..чка образовано от пугов..ца. Суффиксы —иц и —ец связаны с родом (ж. р. – —иц, м. р. – —ец, с. р. – —ецо; —ице: луков-иц-а, брат-ец, письм-ец-о, кресл-иц-е). Пугов..ца – ж. р., поэтому —иц, поэтому пугов-ич-к-а.

Ол..чка образована от Оля, это не слово на —иц, поэтому пишем суффикс -ечк, Олечка.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-suffiksov-suschestvitelnih-ek-ik-klass-3416244.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/6971/main/