7 класс правописание наречий с приставками из до с

Правописание норечий с приставками ИЗ, ДО, С — В, НА, ЗА
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

конспект урока в 7 классе, с применением регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_7_klass_pravopisanie_pristavok_v_narechiyakh_s_primeneniem_regionalnogo_komponenta.doc96.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ТЕМА . Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за- ( с применением регионального компонента)

ЦЕЛИ: 1. Повторить основные правила правописания наречий ( слитное и раздельное написание наречий с НЕ, дефисное написание наречий, правописание суффиксов — о и –а в наречиях с приставками из-, до-, с-);

2. Развивать орфографическую зоркость, внимание к слову, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

3. Воспитывать интерес к творчеству С.С. Ларионова, уроженца Зубово- Полянского района (в качестве дидактического материала использованы примеры из рассказа « Ёлка деда Архипа»).

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, подготовленные слайды, портрет

С.С. Ларионова, запись на доске.

Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради и запишите число. Мы продолжаем работу с наречием. Сегодня нас ждут новые сведения об этой части речи. Но в начале урока мы проверим ваши знания по уже пройденному материалу. И начнём с привычной для вас разминки.

(число, кл. работа и тема написаны на обыкновенной доске)

  1. Проверка домашнего задания

Невысоко; не далеко, а близко; неистово; невесело; нетрудно; неискренне; совсем не высоко; нелегко; нестерпимо.

Код: 1, 2, 1, 1, 1, 1, 2, 1, 1

(Блокнот — лист — №3)

Тополь вырос выше клёна. Сегодня ветер тише, чем вчера. Звуки слышались громче. Его голос громче. Сегодня вечер дует тише. Тополь выше клёна.

— А теперь непосредственно переходим к проверке вашего домашнего задания. Проверим результаты вашей исследовательской работы.

(определить из какого произведения взят отрывок, кто автор, что мы знаем об этом писателе, выписать из текста наречия, указав их способ образования)

( Блокнот — лист №4)

С той поры Архип Дрогин круто изменился нравом, посуровел, стал нелюдим. Лишь с учениками покойного сына был по- прежнему ласков и щедро оделял их яблоками из школьного сада.

Однажды сентябрьским безлунным вечером в дрогинскую избу без стука поспешно вошёл директор школы. Несмотря на тёплую погоду, он был в зимнем кожаном пальто, меховой шапке.

(Блокнот- лист № 5)

Сергей Степанович Ларионов родился 6 октября 1908 года в селе Анаево Зубово-Полянского района Мордовской АССР в крестьянской семье. Окончил Мордовский педтехникум в Саранске, Мордовский учительский институт. Хрестоматийным стал рассказ «Елка деда Архипа» (1955), впоследствии включенный в сборник лучших рассказов писателей нашей страны о Великой Отечественной войне «Ради жизни на земле». Главный герой произведения Архип Дрогин мужествен, проявляет упорство в достижении цели, а когда необходимо — и подлинно народную смекалку.

(Записи делаются учащимися на обычной доске)

Круто — крутой + о

По- прежнему – прежний + по + ему

Щедро – щедрый + о

Однажды – один + а + джы

Поспешно – поспешный + о

Как мы видим из сделанной нами записи, не все наречия заканчиваются на О или Е. И наша задача сегодня познакомиться с другой большой группой наречий.

  1. Основная часть
  1. Объяснение нового материала

А) Слово учителя

Существует большая группа наречий, оканчивающихся на А . И это, конечно, безобразие, так как выучить их все невозможно. Не все так мрачно! Спасение есть! И спасение – в правиле, а правило заключается в волшебных словах НАВЗАО и ДОСИЗА.

( Блокнот- лист № 6)

Вы догадались, что это за слова? Тогда в этом вам поможет небольшой рассказ .

Навзао и досиза! Кричит Витя Захаров, влетая в класс.- Навзао и досиза! Замечательная штука!

Витины друзья-шестиклассники с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.

-Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него соседка по парте Вера.

— Это не я придумал. В журнале «Миша» я прочитал советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два «волшебных» слова – навзао и досиза. Они помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце буква О (навзао), а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- на конце пишется буква А (досиза). Ведь ловко придумано?

— Да, придумано неплохо, — говорит Вера, — да только опоздал ты со своим мудрецом. Нам вчера на занятии кружка учитель сообщил более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное окно с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А надо писать в конце, например : налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается?

-Да, этот приём, пожалуй, будет получше, — согласился Витя.

А как же быть с такими наречиями, как вполголоса, втридорога?–вмешался Олег.- Приставка в этих наречиях В- , а на конце –то вовсе не О пишется. Или вот еще наречия: сверху, издали – приставки здесь С- и Из-, а на конце буквы А нет.

А как бы вы объяснили это противоречие? Посмотрите на таблицу, сделайте вывод.

Урок русского языка в 7-м классе по теме «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-«

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка в 7-м классе по теме

«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-«

Цель урока: формирования навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.

Повторение: орфограммы в корне; не с глаголами; не – ни с наречиями; написание приставок на з-, с-.

Развивающая цель: развитие познавательной активности.

Воспитательная цель: воспитание самостоятельности учащихся.

Вид урока: практикум.

Тип урока: комбинированный.

Этап актуализации знаний.

Этап формирования навыков работы над орфограммой.

Этап информирования о домашнем задании и инструктаже по его выполнению.

Методы:
— приветствие;
— методы проблемного обучения;
— методы работы под руководством;
— дифференцированное задание.

Приветствие, настрой на работу (формула успеха).

Проговаривание формулы успеха, запись числа в тетради

Перед вами группа слов.

Береж…о, н…как, жгуч…, н…где, торжестве…о, горяч…

1. Подумайте, что объединяет эти слова, на какую тему они подобраны.

2. Сгруппируйте их по орфограммам и запишите

3. А теперь внимательно посмотрите на схему и ответьте, какая орфограмма в ней зашифрована? Подберите слова на эту орфограмму.

Анализируют слова, делают вывод: это наречия на разные орфограммы.

Анализ слов, распределение в группы, комментарий

Определение орфограммы по схеме, подбирают примеры

С этой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке. Что нам предстоит сделать сегодня на уроке? Сформулируйте тему, поставьте цели. Запишите тему в тетрадь Буквы О и А на конце наречий (практикум)

Формулируют тему, ставят цели. Запись темы в тетради

Формирование навыков работы над орфограммой

Сейчас вы будете работать в парах.

Проверите устно знание теории и оцените друг друга по листу знаний

Выполните в тетрадях распределительный диктант по упр. учебника №247

Работа в парах: проверка теории с взаимооценкой, практика (распределительный диктант) с взаимопроверкой

Поменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу правильность выполнения работы, оцените работу друг друга и выставите в оценочный лист за практику.

Все ли справились с работой! Молодцы!

Работа в парах: взаимопроверка практики (распределительный диктант) по ключу, оценивание

Вас ждет самостоятельная творческая работа. Вы должны восстановить текст, используя наречия на месте пропусков и правильно их написать. Эту работу буду оценивать я. Учитывается богатство вашего словаря, знание грамматики и грамотность.

(__Скоро_) наступит вечер, а солнце и (не)думает спать. Вот оно пок…тилось (__вправо__), (_свободно__) устроилось на мя…ком облачке и (__слегка_) покраснело. Опуская лучи в гущу облаков солнце (_нежно__) окрасило неб…склон. Небесная ширь (__робко__) з. алела и уголки земли заиграли красным цветом. А солнце (_торжественно__) сидит на своем троне нежась на пуховой п…рине облаков. (__Еще__) чуть-чуть и оно надвинет на себя звез…ное одеяло сверкающ…е (__ярко___) и (__таинственно__).

Самостоятельная творческая работа с текстом На месте пропусков слов вставить подходящие наречия; расставить, где надо, знаки препинания; вставить пропущенные буквы.

Итак, над чем вы сегодня работали на уроке? Есть ли вопросы? Тогда переходим к контрольному тесту «На пятерку»

Найди четвертое лишнее (слово) в каждой строке и зачеркни

Буквы «о» и «а» на конце наречий

Буквы «о» и «а» на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от нали­чия при­став­ки из-, до-, с- или в-, на-, за- соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры наре­чий с суф­фик­са­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а».

Безударные суффиксы наречий «о» и «а»

Конечные бук­вы «о» и «а» в мор­фем­ном соста­ве наре­чий обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы, кото­рые чаще все­го явля­ют­ся безударными:

  • спро­сить сно́в а ;
  • пой­ти напра́в о .

В рус­ском язы­ке обыч­но без­удар­ные глас­ные в корне про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. Согласно пра­ви­лу в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге сло­ва, если изме­нить его фор­му или подо­брать одно­ко­рен­ное слово:

  • под а ри́ть — пода́рок;
  • о кно́ — о́кна;
  • ул е та́ют — лётчик;
  • уд и вле́ние — ди́во.

Эти при­е­мы про­вер­ки невоз­мож­но при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных суф­фик­сов наре­чий, обо­зна­чен­ным бук­ва­ми «а» и «о». Во-первых, наре­чия не изме­ня­ют­ся. Во-вторых, нет таких одно­ко­рен­ных слов, в соста­ве кото­рых уда­ре­ние пере­ме­сти­лось бы на суф­фикс. Но в рус­ском язы­ке суще­ству­ет пра­ви­ло орфо­гра­фии, кото­рое помо­жет выяс­нить, когда сле­ду­ет напи­сать бук­ву «а» или «о» на кон­це наречия.

Правило

В рус­ском язы­ке с помо­щью ука­зан­ных при­ста­вок и суф­фик­сов -а, -о обра­зо­ва­ны наре­чия от крат­ких форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • суще­ству­ет и́з давн а ;
  • смот­реть и́с кос а ;
  • съесть до́ чист а ;
  • спро­сить с нов а ;
  • сдви­нуть в ле́в о ;
  • пере­пи­сать на́ бел о ;
  • скрыть за́ прост о .

Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Если загля­нуть в исто­рию появ­ле­ния наре­чий, то мож­но выяс­нить, что сло­ва этой части речи были обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных. В древ­не­рус­ском язы­ке крат­кие при­ла­га­тель­ные изме­ня­лись не толь­ко по родам и чис­лам, но и по паде­жам. Так, наре­чие «дотем­на» обра­зо­ва­но с уча­сти­ем пред­ло­га «до» и фор­мы роди­тель­но­го паде­жа при­ла­га­тель­но­го «тем­на». Предлог стал при­став­кой, а падеж­ное окон­ча­ние пре­вра­ти­лось в суф­фикс наре­чия. Так были обра­зо­ва­ны мно­гие наре­чия с при­став­ка­ми из-, до-, с-:

  • до сыт а ;
  • из редк а ;
  • с ыз нов а ;
  • с горяч а ;
  • с прав а ;
  • с легк а .

Обратим вни­ма­ние, что неко­то­рые наре­чия соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка про­из­но­сим с удар­ным суффиксом:

  • рас­те­реть докрасн а́ ;
  • заго­реть дочерн а́ ;
  • отмыть добел а́ .

Эти сло­ва не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии, если в них пра­виль­но поста­вить ударение.

Отличаем напи­са­ние наре­чий с конеч­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а» от слов этой части речи, обра­зо­ван­ных с помо­щью суф­фик­са от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных прилагательных.

Понаблюдаем:

  • смирн ый — смирн о лежать;
  • скверн ый — скверн о поступить;
  • из веч­ный — суще­ству­ет изве́чн о ;
  • до слов­ный — пере­ве­сти дословн о .

Видеоурок для учащихся 7 класса


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-m-klasse-po-teme-bukvi-o-i-a-na-konce-narechiy-s-pristavkami-iz-do-s-2827901.html

http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/bukvy-o-i-a-na-kontse-narechiy.html