Правописание норечий с приставками ИЗ, ДО, С — В, НА, ЗА
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
конспект урока в 7 классе, с применением регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7_klass_pravopisanie_pristavok_v_narechiyakh_s_primeneniem_regionalnogo_komponenta.doc | 96.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
ТЕМА . Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за- ( с применением регионального компонента)
ЦЕЛИ: 1. Повторить основные правила правописания наречий ( слитное и раздельное написание наречий с НЕ, дефисное написание наречий, правописание суффиксов — о и –а в наречиях с приставками из-, до-, с-);
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание к слову, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
3. Воспитывать интерес к творчеству С.С. Ларионова, уроженца Зубово- Полянского района (в качестве дидактического материала использованы примеры из рассказа « Ёлка деда Архипа»).
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, подготовленные слайды, портрет
С.С. Ларионова, запись на доске.
Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради и запишите число. Мы продолжаем работу с наречием. Сегодня нас ждут новые сведения об этой части речи. Но в начале урока мы проверим ваши знания по уже пройденному материалу. И начнём с привычной для вас разминки.
(число, кл. работа и тема написаны на обыкновенной доске)
- Проверка домашнего задания
Невысоко; не далеко, а близко; неистово; невесело; нетрудно; неискренне; совсем не высоко; нелегко; нестерпимо.
Код: 1, 2, 1, 1, 1, 1, 2, 1, 1
(Блокнот — лист — №3)
Тополь вырос выше клёна. Сегодня ветер тише, чем вчера. Звуки слышались громче. Его голос громче. Сегодня вечер дует тише. Тополь выше клёна.
— А теперь непосредственно переходим к проверке вашего домашнего задания. Проверим результаты вашей исследовательской работы.
(определить из какого произведения взят отрывок, кто автор, что мы знаем об этом писателе, выписать из текста наречия, указав их способ образования)
( Блокнот — лист №4)
С той поры Архип Дрогин круто изменился нравом, посуровел, стал нелюдим. Лишь с учениками покойного сына был по- прежнему ласков и щедро оделял их яблоками из школьного сада.
Однажды сентябрьским безлунным вечером в дрогинскую избу без стука поспешно вошёл директор школы. Несмотря на тёплую погоду, он был в зимнем кожаном пальто, меховой шапке.
(Блокнот- лист № 5)
Сергей Степанович Ларионов родился 6 октября 1908 года в селе Анаево Зубово-Полянского района Мордовской АССР в крестьянской семье. Окончил Мордовский педтехникум в Саранске, Мордовский учительский институт. Хрестоматийным стал рассказ «Елка деда Архипа» (1955), впоследствии включенный в сборник лучших рассказов писателей нашей страны о Великой Отечественной войне «Ради жизни на земле». Главный герой произведения Архип Дрогин мужествен, проявляет упорство в достижении цели, а когда необходимо — и подлинно народную смекалку.
(Записи делаются учащимися на обычной доске)
Круто — крутой + о
По- прежнему – прежний + по + ему
Щедро – щедрый + о
Однажды – один + а + джы
Поспешно – поспешный + о
Как мы видим из сделанной нами записи, не все наречия заканчиваются на О или Е. И наша задача сегодня познакомиться с другой большой группой наречий.
- Основная часть
- Объяснение нового материала
А) Слово учителя
Существует большая группа наречий, оканчивающихся на А . И это, конечно, безобразие, так как выучить их все невозможно. Не все так мрачно! Спасение есть! И спасение – в правиле, а правило заключается в волшебных словах НАВЗАО и ДОСИЗА.
( Блокнот- лист № 6)
Вы догадались, что это за слова? Тогда в этом вам поможет небольшой рассказ .
Навзао и досиза! Кричит Витя Захаров, влетая в класс.- Навзао и досиза! Замечательная штука!
Витины друзья-шестиклассники с удивлением смотрят на возбуждённого Витю.
-Что ты там ещё придумал? – спрашивает у него соседка по парте Вера.
— Это не я придумал. В журнале «Миша» я прочитал советы мудреца. Этот мудрец советует заучить два «волшебных» слова – навзао и досиза. Они помогают запомнить, что в наречиях с приставками НА-, В-, ЗА- пишется на конце буква О (навзао), а в наречиях с приставками ДО-, С-, ИЗ- на конце пишется буква А (досиза). Ведь ловко придумано?
— Да, придумано неплохо, — говорит Вера, — да только опоздал ты со своим мудрецом. Нам вчера на занятии кружка учитель сообщил более простой способ проверки гласных на конце наречий. Достаточно взять существительное окно с таким предлогом, как приставка у наречия, и сразу определишь, О или А надо писать в конце, например : налево – на окно, засветло – за окно, издавна – из окна. Видишь, как просто получается?
-Да, этот приём, пожалуй, будет получше, — согласился Витя.
А как же быть с такими наречиями, как вполголоса, втридорога?–вмешался Олег.- Приставка в этих наречиях В- , а на конце –то вовсе не О пишется. Или вот еще наречия: сверху, издали – приставки здесь С- и Из-, а на конце буквы А нет.
А как бы вы объяснили это противоречие? Посмотрите на таблицу, сделайте вывод.
Урок русского языка в 7-м классе по теме «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-«
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок русского языка в 7-м классе по теме
«Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-«
Цель урока: формирования навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
Развитие речи: работа над орфоэпическими нормами.
Повторение: орфограммы в корне; не с глаголами; не – ни с наречиями; написание приставок на з-, с-.
Развивающая цель: развитие познавательной активности.
Воспитательная цель: воспитание самостоятельности учащихся.
Вид урока: практикум.
Тип урока: комбинированный.
Этап актуализации знаний.
Этап формирования навыков работы над орфограммой.
Этап информирования о домашнем задании и инструктаже по его выполнению.
Методы:
— приветствие;
— методы проблемного обучения;
— методы работы под руководством;
— дифференцированное задание.
Приветствие, настрой на работу (формула успеха).
Проговаривание формулы успеха, запись числа в тетради
Перед вами группа слов.
Береж…о, н…как, жгуч…, н…где, торжестве…о, горяч…
1. Подумайте, что объединяет эти слова, на какую тему они подобраны.
2. Сгруппируйте их по орфограммам и запишите
3. А теперь внимательно посмотрите на схему и ответьте, какая орфограмма в ней зашифрована? Подберите слова на эту орфограмму.
Анализируют слова, делают вывод: это наречия на разные орфограммы.
Анализ слов, распределение в группы, комментарий
Определение орфограммы по схеме, подбирают примеры
С этой орфограммой мы познакомились на прошлом уроке. Что нам предстоит сделать сегодня на уроке? Сформулируйте тему, поставьте цели. Запишите тему в тетрадь Буквы О и А на конце наречий (практикум)
Формулируют тему, ставят цели. Запись темы в тетради
Формирование навыков работы над орфограммой
Сейчас вы будете работать в парах.
Проверите устно знание теории и оцените друг друга по листу знаний
Выполните в тетрадях распределительный диктант по упр. учебника №247
Работа в парах: проверка теории с взаимооценкой, практика (распределительный диктант) с взаимопроверкой
Поменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу правильность выполнения работы, оцените работу друг друга и выставите в оценочный лист за практику.
Все ли справились с работой! Молодцы!
Работа в парах: взаимопроверка практики (распределительный диктант) по ключу, оценивание
Вас ждет самостоятельная творческая работа. Вы должны восстановить текст, используя наречия на месте пропусков и правильно их написать. Эту работу буду оценивать я. Учитывается богатство вашего словаря, знание грамматики и грамотность.
(__Скоро_) наступит вечер, а солнце и (не)думает спать. Вот оно пок…тилось (__вправо__), (_свободно__) устроилось на мя…ком облачке и (__слегка_) покраснело. Опуская лучи в гущу облаков солнце (_нежно__) окрасило неб…склон. Небесная ширь (__робко__) з. алела и уголки земли заиграли красным цветом. А солнце (_торжественно__) сидит на своем троне нежась на пуховой п…рине облаков. (__Еще__) чуть-чуть и оно надвинет на себя звез…ное одеяло сверкающ…е (__ярко___) и (__таинственно__).
Самостоятельная творческая работа с текстом На месте пропусков слов вставить подходящие наречия; расставить, где надо, знаки препинания; вставить пропущенные буквы.
Итак, над чем вы сегодня работали на уроке? Есть ли вопросы? Тогда переходим к контрольному тесту «На пятерку»
Найди четвертое лишнее (слово) в каждой строке и зачеркни
Буквы «о» и «а» на конце наречий
Буквы «о» и «а» на конце наречий пишутся в зависимости от наличия приставки из-, до-, с- или в-, на-, за- согласно орфографическому правилу русского языка. Приведем примеры наречий с суффиксами, обозначенными буквами «о» и «а».
Безударные суффиксы наречий «о» и «а»
Конечные буквы «о» и «а» в морфемном составе наречий обозначают словообразовательные суффиксы, которые чаще всего являются безударными:
- спросить сно́в а ;
- пойти напра́в о .
В русском языке обычно безударные гласные в корне проверяют ударением. Согласно правилу в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге слова, если изменить его форму или подобрать однокоренное слово:
- под а ри́ть — пода́рок;
- о кно́ — о́кна;
- ул е та́ют — лётчик;
- уд и вле́ние — ди́во.
Эти приемы проверки невозможно применить в написании безударных суффиксов наречий, обозначенным буквами «а» и «о». Во-первых, наречия не изменяются. Во-вторых, нет таких однокоренных слов, в составе которых ударение переместилось бы на суффикс. Но в русском языке существует правило орфографии, которое поможет выяснить, когда следует написать букву «а» или «о» на конце наречия.
Правило
В русском языке с помощью указанных приставок и суффиксов -а, -о образованы наречия от кратких форм качественных прилагательных:
- существует и́з давн а ;
- смотреть и́с кос а ;
- съесть до́ чист а ;
- спросить с нов а ;
- сдвинуть в ле́в о ;
- переписать на́ бел о ;
- скрыть за́ прост о .
Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Если заглянуть в историю появления наречий, то можно выяснить, что слова этой части речи были образованы с помощью приставок из-/ис-, до-, с- от кратких форм прилагательных. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам. Так, наречие «дотемна» образовано с участием предлога «до» и формы родительного падежа прилагательного «темна». Предлог стал приставкой, а падежное окончание -а превратилось в суффикс наречия. Так были образованы многие наречия с приставками из-, до-, с-:
- до сыт а ;
- из редк а ;
- с ыз нов а ;
- с горяч а ;
- с прав а ;
- с легк а .
Обратим внимание, что некоторые наречия согласно орфоэпической норме современного русского языка произносим с ударным суффиксом:
- растереть докрасн а́ ;
- загореть дочерн а́ ;
- отмыть добел а́ .
Эти слова не доставят затруднений в написании, если в них правильно поставить ударение.
Отличаем написание наречий с конечными буквами «о» и «а» от слов этой части речи, образованных с помощью суффикса -о от бесприставочных и приставочных прилагательных.
Понаблюдаем:
- смирн ый — смирн о лежать;
- скверн ый — скверн о поступить;
- из вечный — существует изве́чн о ;
- до словный — перевести дословн о .
Видеоурок для учащихся 7 класса
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-m-klasse-po-teme-bukvi-o-i-a-na-konce-narechiy-s-pristavkami-iz-do-s-2827901.html
http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/bukvy-o-i-a-na-kontse-narechiy.html