7 класс правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Формирование у учащихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
deystvitelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni._suffiksy.docx349.76 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы

действительных причастий настоящего времени.

Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний

· формирование у обучающихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

· закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.

· развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;

продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.

· формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий;

воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.

Применяемые образовательные технологии:

Методы обучения: наблюдение, опрос, творчески-репродуктивный, метод интерактивного обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, интерактивный планшет.

Причастие – это часть речи,

в образе прилагательного

Здравствуйте, садитесь. Начнем урок. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.

II.Повторение и актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем обратиться к теме нашего сегодняшнего урока, давайте проверим домашнее задание (упр.88). Найдите в упражнении причастия, назовите, какими членами предложения они являются.

Повторение и актуализация опорных знаний (на слайдах, устная работа)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о причастии.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

1. Продолжите фразу.

Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:

Б) признак предмета;

В) признак предмета по действию;

Г) добавочное действие при основном действии.

2. Причастия бывают:

А) настоящего, пошедшего и будущего времени;

Б) настоящего и прошедшего времени;

В) прошедшего и будущего времени;

Г) настоящего и будущего времени.

3. Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как:

4. Определите вид причастия. Найдите лишнее :

А) сгоревший дом;

Б) рухнувшая стена;

В) разбитый стакан;

Г) идущий человек.

5. Найдите лишнее :

А) светлеющий небосклон;

Б) светлевшее небо;

В) светлые облака;

Г) светящийся маяк.

6. Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно .

А) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.

Б) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.

В) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.

Г) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.

7. Полную и краткую форму имеют :

А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени;

Б) действительные причастия настоящего времени;

В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;

Г) страдательные причастия настоящего времени.

8. Найдите строку, где написаны только действительные причастия :

А) утомивший, утомлённый;

Б) утомляющий, утомляемый;

В) слушающий, слушавший;

Г) подслушивающий, подслушанный.

Верно, вот действительные причастия и станут сегодня объектом нашего изучения.

III. Формирование новых знаний и умений.

Объявление темы урока.

Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы

действительных причастий настоящего времени.

Давайте попробуем образовать действительные причастия настоящего времени с помощью рисунков, представленных на слайде. Постарайтесь составить целые словосочетания.

Примеры словосочетаний записываем и выделяем суффиксы.

Пишущая девочка, светящееся дерево, слоящее дерево, желтеющий лес, бегущая дорога, шуршащая листва.

Назовите суффиксы, которые вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).

Как выбрать суффикс, чтобы не допустить орфографической ошибки? (проблема)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить:

  1. Как образуются действительные причастия настоящего времени?
  2. От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

IV. Объяснение нового материала методом наблюдения.

Давайте посмотрим, от чего зависит выбор суффикса.

Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будем руководствоваться, выбирая суффикс? Открываем по щелчку:

Попробуем выработать алгоритм действий. Для этого сначала от инфинитива образуем глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Надо помнить, от глаголов 1 спр. образуются глаголы настоящего времени с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр.- с окончаниями –ат-ят.

Гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: -ущ-ющ или –ащ-ящ.

Давайте обратимся к учебнику, стр. 43. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-ющ- ( от глаголов I спряжения) и –ащ-ящ (от глаголов II спряжения).

Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

V. Формирование новых умений. (На интерактивном планшете.)

  1. От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени:

Дарить (дарящий), щебетать (щебечущий), хлопотать (хлопочущий),терпеть (терпящий искл.II), служить (служащий), лечить (лечащий), стелить (стелющий искл.I), дремать (дремлющий).

  1. Найти глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия настоящего времени.

Выпадать , скосить , суетиться, победить , подметать , спасти , шептать, рубить, услышать , кружить, ползти , прочитать. (Это глаголы совершенного вида).

  1. Творческая работа по картине Василия Дмитриевича Поленова.

Выпишите из данного текста причастия и причастные обороты с определяемыми словами. Обозначьте суффиксы причастий.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Сегодня мы с вами интересно и плодотворно поработали, узнали много нового. В частности выяснили, как образуются действительные причастия настоящего времени. Давайте посмотрим еще раз.

Для наблюдений используется теоретический материал параграфа.

Настоящего времени от глаголов 1 спряжения

Настоящего времени от глаголов 2 спряжения

Вопросы, подводящие итог наблюдений:

— От каких глаголов образуются действительные причастия?

— От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?

Отметки и их обоснование.

VII. Задание на дом.

П. 16, стр.42-43, упр.91. Дома еще раз обратите внимание на правила параграфа 16, по заданию выполните упр. 91

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

Урок разработан с применением интерактивной доски SmartBoard. Материал представляет краткий конспект урока и презентацию для интерактивной доски.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.»

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Действительные причастия настоящего времени»

Урок содержит в себе работу по повторению ранее изученного материала, изучение таблицы суффиксов причастий, самостоятельную работу с учебником, работу с текстом, работу над выразительными средствами я.

Презентацияурока русского языка «Действительные причастия настоящего времени»

Презентация к уроку русского языка «Действительные причастия настоящего времени» в 7 классе дают возможность обучать учащихся на основе наглядного материала , образовать действительные пр.

Презентация «Действительные причастия настоящего времени»

Презентация к уроку русского языка «Действительные причастия настоящего времени» 7 класс.

Действительные причастия настоящего времени

Данный урок знакомит учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени» (7 класс)

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Познакомить учащихся с условиями выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

Создать условия для развития у обучающихся орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание), умения работать с текстом, применять полученные знания на практике;

Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с пословицы:

« Дорогу осилит идущий».

Как вы понимаете это выражение?

Сегодня вы продолжите путь по дороге знаний. И если вы будете стараться, будете активны, то с легкостью справитесь с любой задачей.

На слайде изображен человек, звонящий по телефону.

Посмотрите на рисунок. Какое действие совершает человек?

Образуйте глаголы в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа и 3 лица, единственного числа, действительное причастие настоящего времени.

Звонить, звонишь, звонящий.

Учащиеся работают устно, на слайде появляются слова, ученики записывают их в тетрадь, учитель акцентирует внимание на правильном произношении данных слов.

Как образуются действительные причастия настоящего времени?

Образуйте действительные причастия с помощью суффиксов – УЩ-/ -ЮЩ- , АЩ-/-ЯЩ-

На доске записаны слова в два столбика, необходимо их переписать .

Ученики работают самостоятельно, затем проверяем.

Обратите внимание на суффиксы причастий. Все ли одинаково написали гласные в суффиксах? Почему появились разные варианты написания суффиксов?

Учащиеся делают вывод, что в суффиксах действительных причастий настоящего времени есть орфограмма.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Формулируют тему, записывают в тетрадь. Формулируют цели урока.

3. Первичное усвоение новых знаний.

— Причастия на доске помогут вам открыть правило. Прочитайте их внимательно.

— Какую закономерность вы увидели?

-В причастиях 1-го столбика суффиксы -УЩ-/-ЮЩ- , 2 столбика -АЩ-/ -ЯЩ-.

Какие есть гипотезы? От чего зависит выбор гласной в суффиксе? (предлагают свои варианты)

— Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано:1-е спряжение –УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение –АЩ-/-ЯЩ

— Как проверить эту гипотезу?

— Определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия каждого столбика.

Определяем, записываем спряжение в скобочках рядом с причастием.

Что у вас получилось?

В 1-м столбике причастия образованы от глаголов 1-го спряжения, во 2-м- от глаголов 2-го спряжения.

В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1-го спряжения, пишутся суффиксы -УЩ- / -ЮЩ- , от глаголов 2 –го спряжения -АЩ- / -ЯЩ-.

Давайте проверим верность наших наблюдений и сравним вывод с учебником.

Правило в учебнике читает один ученик.

4. Первичная проверка понимания.

А теперь мы должны закрепит наши знания на практике.

На слайде записаны словосочетания с причастиями, в которых пропущены буквы. Ученикам предлагается самостоятельно сформулировать задание.

*Записать словосочетания, вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

У доски работает один ученик, объясняя и подчеркивая орфограммы.

Красящий забор, выращивающий цветы, пилящий дрова, моющий посуду.

5. Первичное закрепление.

Работа с текстом (развитие речи):

Докажите, что это текст.

Назовите тему текста.

Как можно его озаглавить?

Заметили ли вы что с текстом что-то не так? В тексте есть причастия, в которых допущены ошибки, выпишите эти причастия вместе с определяемым словом и исправьте ошибки, орфограмму объясните.

Целую ночь помощники повара трудились не покладая рук. На кухонном столе лежали калачи, плюшки и ватрушки, гулко гудела поминутно р азгорающаяся печка, из трубы валил белеющий в темноте ночи дым.

Кондитер в сияющем белизной колпаке отправлял в жерло раскаленной печи изделия из теста, а младший поварёнок доставал пышущие жаром румяные пирожки.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по образцу.

Свою работу оцените.

Вы познакомились с правописанием суффиксов действительных причастий настоящего времени. Давайте проверим, как вы усвоили новый материал.

Деференцированная работа по карточкам

Задания первого уровня сложности

Вставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограммы.

Тяжело дыш. щий человек, бор. щийся с ленью,

завис. щие от него обстоятельства, сража. щиеся

воины, хлопоч. щая у плиты хозяйка.

Задания второго уровня сложности

Образовать от глаголов в скобках причастия настоящего времени, орфограмму в суффиксах объяснить.

Бледная и (скучать) гражданка в белых носочках и белом же беретике с хвостиком сидела на венском стуле у входа на веранду с угла.

Никита молча вылез из саней и, придерживая свой халат, то (липнуть) к нему по ветру, то (отворачиваться) и (слезать) с него, пошел лазить по снегу; пошел в одну сторону, пошел в другую.

Задания третьего уровня сложности

Составить текст на тему «Школьный субботник». Обязательное условие: в тексте должны быть действительные причастия настоящего времени. Текст должен быть не больше 6-ти предложений.

Ученики самостоятельно выполняют задания, затем сверяют свою работу с образцом на доске, оценивают свою работу.

Учащимся предлагается выбрать пословицу, которая отражает настроение, впечатления от урока, эмоциональное состояние, озвучить ее и объяснить, почему выбрали именно эту.

Дорогу осилит идущий.

Сильный победит одного, знающий — тысячу.

У человека, не желающего работать, много поводов.
Сила, не знающая цели, -мать лени.

Урок-практикум в 7-м классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»

В век развития науки и информационных технологий очень важно быть грамотным человеком. Русскому языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда пишем, читаем, говорим, слушаем. Вся наша жизнь связана с языком, с речью. Это и учёба, и работа, и отдых.

Русский язык в среднем звене — особый этап курса родного языка. Уже выучены основные темы: существительное, прилагательное, глагол. Они изучались поэтапно в разных классах начальной и средней школы.

Как показывает практика, курс русского языка в седьмом классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Известно, что особую трудность представляет тема “Причастие”. Она базируется на предшествующем опыте, не всегда удачном, иногда подзабытом. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий, неумение их разграничивать приводит к устойчивым ошибкам). Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов. Исходя из этого, в уроке усилена практическая направленность в закреплении теории.

Цель данного урока — выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой.

Задачи:

  • образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;
  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;
  • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

I. Проверка д/з (выборочно)

— На доске записываются причастия

— Обозначаются изученные орфограммы

II. Обработка навыков правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени

1) Записываются только суффиксы причастий.

— Работа по вариантам.

— У каждого на столе карточки с заданием.

уважаемый, движимый, колющий, стелющий, слышащий, клеящий, борющийся, дышащий, грохочущий, держащий, обуреваемый

приглашаемый, видимый, колеблющий, приготовляемый, колышущийся, ненавидящий, рокочущий, мчащий, строящий, бреющий, щебечущий

— Заранее на доске написаны ключи

1234567891011
I в-ем--им--ющ--ющ--ащ--ящ--ющ--ащ--ущ--ащ--ащ-
II в-ем--им--ющ--ем--ущ--ящ--ущ--ащ--ящ--ющ--ущ-

— Безошибочные работы оцениваются “5”.

— Вывод: от чего зависит написание гласной е в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени?

2) Закрепляется написание гласной перед суффиксом -нн- в причастии прошедшего времени.

На экран проецируются словосочетания:

рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом

I вариант – записать слова с суффиксом -енн-/-ённ-

II вариант – слова с суффиксами -а- или -я- + -нн-

— Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени?

— Обращаем внимание на суффикс -ённ-

3) Попутное повторение правописания о-е в разных морфемах других частей речи

— В три столбика записать слова

I – о-ё в корне, II – о-е(ё) в суффиксе, III – о-е(ё) в окончании

Шёпот, кумачовый, стережёт, вооружённый, собачонка, щёголь, шов, ключом, лицевой, парчовый, свежо, ещё, пальцем

4) Работа по развитию речи.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

I вариантII вариант
сложённый
(обладающий определённым телосложением)
сложенный
(положенный вместе)
совершенный
(безукоризненный, превосходный)
совершённый
(сделанный)

III. Обобщение и закрепление навыков правописания -н- и -нн- в причастиях, отглагольных прилагательных и прилагательных

1) Буквенный диктант (из причастия поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”).

– На доске текст. Два ученика работают на демонстрационных досках.

Над омрачённым Петроградом, Невой ограбленный подвал, над ограждённою скалою, весь разрушен, смущённых глаз не подымал, был разлучён, был оглушён, картуз изношенный сымал, с запечатанным письмом, по потрясённой мостовой

нн, нн, нн, н, нн, н, н, нн, нн, нн

2) Работа с сигнальными карточками.

— Добавляются словосочетания с прилагательными.

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

Записать 10 причастий, с помощью которых можете описать любимого вами героя А.С Пушкина.

4) Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

изране…ый ( ___ )

скоше…ый ( ___ )клее…ый ( ___ )

нежда…ый ( ___ )

IV. В качестве подведения итогов урока предлагается тест

1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:

а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.

2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:

а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.

4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:

а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.

5) Найдите неверное написание:

а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.

6) Найдите неверное утверждение.

Правописание -н- и -нн- зависит:

а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.

7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.

8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:

а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.

9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:

а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.

— На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-glasnih-v-suffiksah-deystvitelnih-prichastiy-nastoyaschego-vremeni-klass-1710327.html

http://urok.1sept.ru/articles/412586