7 класс русский язык правописание частиц не

правописание частиц не и ни (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
na_sayt_pravopisanie_chastic_ne_i_ni.doc48.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

урок по теме «Правописание частиц

Цель : потренироваться в правописании слов с НЕ; запомнить слова, которые пишутся с НЕ раздельно и в предложении являются сказуемыми; вспомнить правописание НЕ с различными частями речи

Оборудование : учебный комплекс: «Русский язык. Теория 5-9 кл.» В.В.Бабайцева,Л.Д.Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой, карточки, презентация.

I Организационный момент

— Тема, записанная на доске, новая для Вас? (ответы учеников)

— Какой частице мы уделяли особое внимание на прошлом уроке? (ответы учеников)

— Теперь мы вполне способны сформулировать цель нашего урока. Какой Вы её видите?

Цель — совершенствовать свои знания в области русского языка, закрепить материал о правописании частиц НЕ и НИ, уделив особое внимание частице НИ.

I I Работа по теме урока

Нескольким учащимся раздаются карточки, а с остальными ребятами начинается работа по слайдам.

1. Опрос (слайд 3)

— Что такое частица?

— Какие разряды частиц вы знаете?

— Что вы знаете о правописании частиц НЕ и НИ?

— В каких случаях частица НИ синонимична союзу И?

2. Выборочный диктант

Задание : запишите только смысловые частицы, определите их разряд.

Смотри, вон мой Тузик! Нет, не тот, что слева, а вон тот, пушистый! Даже издалека видно, какой он красавец. Что за лапки, что за хвостик! А глазки — только у моей собаки такие хитрые. Если бы были конкурсы красоты для дворняжек — Тузик мой победил бы. А другие пусть хоть из шкуры выпрыгнут.

Проверим ! Вон (указ.), не (отриц.), даже (усилит.), что за (воскл.), только (усилит.)

Задание : выпишите предложения, в которых есть частицы

а) Мал золотник, да дорог.

б) Говорите же скорее!

в) Вот пошёл он в лес и заблудился.

Проверим ! б (же), в (вот)

3. Распределительный диктант (слайд 15)

Задание : запишите предложения в две колонки, объясняя выбор частицы

1. Кто не слышал его, очень сожалел об этом.

2. Цветы не поливали, и они засохли.

3. Они не могли не сделать задание.

1. У меня нет ни копейки.

2. В школьном дворе ни души.

3. Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.

4. Синтаксический и морфологический разборы.

Задание : Сделайте синтаксический разбор предложения (слайд 18)

Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Не — морфологический разбор

1. не — частица, служит для отрицания

2. смысловая, отрицательная.

— Расскажите, как различить написание: не один — ни один, не раз — ни разу, немало — нимало (ответы учащихся)

5. Объяснительный диктант (слайд 25)

Задание: объясните правописание частиц НЕ и НИ.

Не одна в поле дороженька пролегала. При мне он у нас ни разу не был. Вы меня ни мало не удивили.

— Какие устойчивые словосочетания с частицей НИ вы знаете?

6. Цифровой диктант (слайд 33)

Задание: запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.

1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.

2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.

3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.

4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.

5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.

6. В поле нет ни души.

7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.

— Расскажите, в каких случаях НЕ пишется слитно? (слайд 36)

— А когда НЕ пишется раздельно? (слайд 37)

7. Объясните правописание (слайд 42)

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Негодуя на руки, подумай о голове.

Совсем не новый.

Не законченная вовремя работа.

Дорога не дальняя, а близкая.

8. Давайте вспомним! (слайд 45)

— Какие сочинительные и подчинительные союзы вы знаете?

Слайд 48 Составьте предложения

ССП и СПП, используя в одном частицу НЕ, а в другом частицу НИ, составьте схемы.

9. Комментированное письмо ( слайд 51)

Задание : запишите, исправляя ошибки, комментируя орфограммы.

Проверим ! Пусть растет, давай споём, более решительный (-но), да здравствует солнце, не верится что-то, ни сосед, ни его жена не пришли.

10. Укажите разряды частиц из предыдущего задания (слайд 54)

Пусть, давай, да — формообразующие, повелительное наклонение глагола.

Не, ни — смысловые отрицательные частицы.

11. Работа по учебнику «Практика», упр. 437.

Задание : замените данные неопределенные местоимения однокоренными с приставкой не-

1. Кто-то в сером плаще помог ему подняться. 2. Майор рассказывал что-то интересное. 3. Когда-то мой дед, ветеран войны, был метким стрелком. 4. Сколько-то участников соревнований пытались обойти его на финише.

Проверим ! 1. Некто

12. Работа со словариком (слайд 60)

Задание : запишите словарные слова и запомните их правописание.

Неряха, Неряшливый, Ненавидеть, Негодуя, Нельзя.

13. Расставьте знаки препинания (слайд 63)

Задание : расставьте недостающие знаки препинания.

Мы идём лесом неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето занятия закончились.

Мы достаём тетрадь ручку и урок начинается.

Мы идём лесом, неслышно ступая по сырой скользкой тропинке.

Когда наступило лето, занятия закончились.

Мы достаём тетрадь, ручку, и урок начинается.

I I I Итог урока

— Расскажите о видах работы, которые были сегодня использованы.

1. Выборочный диктант

2. Распределительный диктант

3. Синтаксический разбор

4. Морфологический разбор

5. Объяснительный диктант

6. Цифровой диктант

7. Комментированное письмо

8. Работа по учебнику

9. Работа со словариком

— Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание: § 153, упр. 448.

Вы справились со всеми заданиями

и по праву можете считать себя

знатоками по данным темам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт.

Разработка урока русского языка для 7 класса.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме «Правописание частиц» (учебное пособие Разумовской).

Тип урока: повторительно-обобщающийЦели:Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.Задачи:Показат.

Раздаточный материал в рамках темы «Отрицательные частицы НЕ и НИ&quot.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча.

Урок русского языка в 7 классе «Правописание частицы НЕ и приставки НЕ- с разными частями речи»

Урок – соревнование в 7 классе

Тема : Правописание приставки не- и частицы не с различными частями речи.

Цель: обобщение и систематизация знаний о написании не с различными частями речи.

— формирование умения систематизировать изученные правила;

— формирование навыка написания частиц НЕ, с различными частями речи в составе предложения;

— повторение опорных знаний, по морфологии, фонетике, лексике, синтаксису;р

— способствовать развитию личностно-смыслового отношения к предмету;

— — содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

— содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль учебной деятельности.

— создать условия для воспитания коммуникативной культуры.

Форма работы на уроке : групповая

Распечатанный материал, карточки, мультимедийная презентация.

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы проведем необычный урок, а урок – соревнование. Повторим правила написания Не с различными частями речи. Командиры групп получают « Лист учета знаний»

1.Этап «Теоретический». (Слайд№1)

Задание: заполнить и защитить таблицу.

Правописание НЕ с существительными и местоимениями

1.Если без Не не употребляется (невежа, невзгода);
2. если можно подобрать синоним без не (неправда — ложь, недруг — друг)

3. с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ; не друг, а враг),
2. с неопределенными и отрицательными местоимениями при наличии предлогов ( не к кому, не за что)

Правописание Не с прилагательными и наречиями на –о , — е

1. Если без НЕ не употребляется (небрежный, невзрачно);
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький — большой, немолодой- старый, недалеко — близко);
3. если есть противопоставление с союзом но (река не глубокая, а мелкая),
4. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕ слитно невысокий — невысок)

1. Если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, а маленький);

2. если не входит в группу усилительных отрицаний:

вовсе не… отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… ( вовсе не правдивый рассказ);
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с Не раздельно (книга не интересна, а скучна)

Правописание НЕ с причастиями

1. Не употребляется без НЕ (недоумевающий );

2. нет зависимого слова (нерешённый пример );

3. нет противопоставления с союзом «а».

11. У причастия есть зависимое слово ( не решённый мной );

2. есть противопоставление с союзом «а» ( не решённый, а списанный пример );

3. с краткими причастиями ( контрольные работы не проверены),

Правописание НЕ с глаголами и деепричастиями.

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ ( ненавидеть, негодуя );

2. НЕДО… ( выполнено меньше ста процентов, меньше нормы: недобрать баллов, недостаёт красок

1.С частицей НЕ пишется всегда раздельно, кроме исключений ( не было, не мог ).

2этап. Диктант «Будь начеку» (Слайд №2)

Задание: перед вами текст с орфографическими и пунктуационными ошибками, найти их, исправить и объяснить.

Бушует в поле не_погода. По небу стелються низкие тяжелые облока. Но это непугает партизан.. Не_ нависть к фашистам собрала их в глухом лесу. Коля Зайко участвовал во многих сражениях. Сейчас он незамеченным никем пребежал из деревни и докладывает командиру, что видел на дороги немецкие танки.

— Сколько ошибок в тексте? ( 8 орфографических и 3пунктуационные)

3 этап. «Приношу очко команде»

1 ученик от каждой группы работает у доски по карточке. Затем сильные учащиеся из другой группы проверяют.

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

Мы увидели (не) освещенный зал, а полутемный и (не) большой.

Гордо стоят высокие горы поросшие редким лесом и (не)покрытые снегом.

Жила белка в лесу н…(о)чем не тужила (н…)кто ее не беспокоил.

Лиственные деревья еще (не)сбросившие своих уборов радовали глаз (ярко) зелеными пятнами.

4 этап . Диктант «Молчанка».(Слайд№3)

Задание: на слайде появляется слово, учащиеся, пользуясь сигнальными карточками, определяют, слитно или раздельно пишется слово, определяют часть речи.

2. дома (не) освещены ( кр.прич.)

3. (не)навистный враг (прил.)

4. (не)глубокая речонка (прил.)

5. (не)решенный вопрос (прич.)

6.( не) решенный мною вопрос (прич.)

7. (не)когда поговорить (нар.)

8. (не) к кому обратиться (местоимение)

10. работе (не) написана (крат. прич.)

11. (не) законченная к сроку работа (прич.)

12.( не) широкая, а глубокая речка(прил.)

13 (не) о чем беспокоиться (мест.)

14. (не) боясь правды (деепр.)

15. (не)плохая погода (прил.)

16. (не)взрачный человек (прил.)

17. (не)годовать (глаг.)

18.( не) прикасаться (глаг.)

19. ушел (не)далеко (нареч.)

20. вовсе (не) интересная книга (прилаг.)

21. (не)внимание к человеку( сущ.)

5 этап Диктант «Проверь себя» (Слайд № 4)

Задание: списать , обозначая орфограммы и части речи. По проверочной карточке проверить свою работу , оценить.

1. В соседнем купе кто-то напевал ( не)весёлую , а грустную песню.

2. Дождь шел вовсе (не)долго.

3. Он боялся спать в (не) освещенной свечой комнате.

4.Он вовсе не приятель нам.

5.Цветы посажены (не) редко, а часто.

6.Это отнюдь (не) лучший выход.

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА (Слайд №5)

В 1,5 предложениях есть противопоставление с союзом но, пишем не со словом раздельно.

Во 2.4,6 предложениях есть слова вовсе , отнюдь, пишем не со словом раздельно.

В 3 предложении не пишется с причастием раздельно, потому что есть зависимое слово.

6этап . «Работаем самостоятельно» ( Слайд №6,7)

Задание: списать ,вставить пропущенные буквы, проверить товарища по проверочной карте, выставить оценку.

Мы часто вспоминаем, каким (не)забываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. (Не)большой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду (не)тронутый снег. (Не) пылит дорога, (не) дрожат листы… Подожди (не)много, отдохнёшь и ты.

А какая тишина! То была (не)обыкновенная, (ни)кем из нас до сих пор (не) испытанная тишина, (не) нарушаемая ни одним звуком. (Ни)кто из нас (не) прерывал её. Каждый (не) мог (не) почувствовать (не)повторимой красоты гор.

ПРОВЕРОЧНАЯ КАРТОЧКА (Слайд №8)

Мы часто вспоминаем, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег.. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты.

А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

7 этап. «Диагностирующая контрольная проверка».

Задание : указать номера, где НЕ пишется раздельно.

4.(не) глубокая, а мелкая река

5.(не) высушенные ветром

2.(не) рана, а ушиб

3.ещё (не) завершённый роман

2.(не) освободившиеся от росы

4.говорить (не) громко, а тихо

1 вариант: 1,3, 4, 5, 6

2 вариант: 2, 3, 4, 5. 6

3 вариант: 1, 2, 3, 4, 6 5 правильных – «5» 4 прав – «4» 3 прав – «3» 1-2 – «2»

8. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не с различными частями речи»

Каждая группа выбирает себе задание.

Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант — для сильных учащихся, 2 — для средних, 3- для менее подготовленных.)

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Образец: “далеко не умен” — есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) — пишется раздельно; “невеселый” — прилагательное, пишется слитно.

Каждый день, приходя домой, я вспоминаю слова Константина Кушнера: «Иную педагогическую нагрузку можно сравнить только с космическими перегрузками». Да, иногда нет сил после того, как проведёшь все уроки, но вспоминаешь детей, их слова, их милые лица, улыбающиеся физиономии и понимаешь, что всё, сделанное тобой, было не зря. Сразу становится легче: как будто крылья вырастают за спиной, хочется дальше творить и работать.

В наше тяжелое время кажется, что именно мы, учителя — словесники, являемся своеобразным мостиком в светлое будущее. Ведь именно мы позволяем детям сохранить «великое русское слово». Приятно слышать от родителей, что ребенок дома поправляет всех, объясняет значение слов, поражается безграмотной улице. И самое главное, дети потихоньку начинают читать, видеть в книгах друзей.

Я с радостью бегу на урок. И вместе с детьми в книгах А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С.Тургенева ищу ответы на вечные вопросы. Учу ребят находить себя в этом огромном мире, искать смысл жизни, отличать плохое от хорошего.

Никто не может сказать, что работа учителя – легкий труд, она порой требует всего тебя целиком; но и в то же время она дает определенные плоды, делает тебя счастливым! Ведь именно тебе дано видеть, как при твоей помощи складываются новые люди, как формируется их характер. А для того, чтобы увидеть это, приходится трудиться, задумываться над каждым своим словом. Ты растешь вместе с детьми. И за это будешь благодарен им всю жизнь. Пока ты учишь – ты живешь!

А как приятно начинать день сначала! Дети ждут тебя, следят за твоими движениями, ловят каждое твое слово и ждут от тебя новой истории, длиною в жизнь… А это, поверьте, дорогого стоит.

Учитель… такое близкое и родное слово…Я даже не могу сказать, что это моя профессия…теперь это мой образ жизни. Я даже не представляю, что было бы со мной, не подай я тогда документы на филологический факультет…Я не сразу поняла, что это мое, мое родное…просто все постепенно складывалось само собою…сначала домашняя библиотека, потом удивительные люди на моем пути (а мне попадались только такие!), затем первые шаги, ученические тетради…Я изучала язык и литературу сама, потом вовлекала в это своих детей…Мы постепенно движемся вперед.

На ум приходят слова Антуана де Сент – Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья, надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль». То же происходит с литературой: не стоит заставлять детей читать, их нужно лишь заразить, а они дальше сделают свое дело, которое непременно поможет тебе почувствовать себя не только нужным, но и абсолютно счастливым человеком!

Я благодарна судьбе, что я работаю учителем русского языка и литературы. Я поняла, что моя профессия самая лучшая и для меня любимая! Мне повезло: я работаю в коллективе мудрых, опытных учителей, готовых оказать помощь в любой ситуации. Я получаю удовольствие от своей работы! Мне приятно видеть, как кипит вокруг настоящее дело, захватывающее меня целиком. Я не зря трачу силы, я не лишний человек в этом мире, а очень даже нужный!

«Моя педагогическая философия»

Уча других, мы учимся сами.

В мире есть множество профессий, все они нужные и интересные. Мне кажется, что каждый человек должен избрать для себя ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я с самого детства хотела стать педагогом. Эталоном для меня была моя первая учительница, на которую мне всегда хотелось быть похожей. Стать мастером своего дела нелегко. Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом. Неспроста народная мудрость гласит: «Век живи, век учись».

Судьба учителя сложна и интересна. А что значит для меня быть учителем? Это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. От учеников я набираюсь мудрости, отдавая взамен свои знания, своё сердце. Отдавать, дарить, не требуя взамен благодарности, намного легче и приятнее, чем просто брать. Для меня «учитель» – не профессия, не работа, а образ жизни. Мне нравится смотреть в глаза детей и находить в этом радость и удовлетворение.

Современный подход к образованию требует, чтобы ребенок получил в ходе обучения не только знания, умения и навыки, соответствующие государственному стандарту, но и освоил компетенции, которые включают в себя «умение жить в изменяющемся мире»: жизненный опыт, ценности, традиции, миропонимание. Необходимо воспитать у детей современное сознание, которое позволит им жить и развиваться в окружающем мире.

Учитель — это не только человек, имеющий специальное педагогическое образование, но и тот, кто всегда ощущает себя на острие общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого.

XXI век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Современный урок невозможно представить без новейших ТСО. Но никакая техника, на мой взгляд, не может заменить живого собеседника, вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, — лишь верный помощник, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем и никогда заменить не удастся.

Общаясь с детьми, я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя частью большой и дружной семьи, чтобы ему хотелось идти в школу, чтобы

он ждал встречи с одноклассниками и учителем и был уверен, что его здесь с радостью ждут. А достичь этого — непростая задача для учителя!

Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение к себе и, видя пример своих педагогов, учатся уважать других.

Я полностью согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому нахожусь в постоянном профессиональном поиске. Ещё многому предстоит научиться, многое понять, и я к этому готова, потому что моя деятельность доставляет мне удовольствие и даёт возможность вновь и вновь познавать мир, совершая всевозможные открытия.

. Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью, – это педагогический труд. Я не работаю учителем, я живу этой профессией и, если честно, ни разу об этом не пожалела! Наверное, это и есть моя педагогическая философия.

Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня, не попыталась поменять её на любую другую, спокойнее моей? Много лет назад я сделала свой выбор и считаю его правильным и сейчас. Ведь зажигать в глазах детей огоньки Радости, Счастья, Познания – это награда за мой труд!

Чему же я хочу научить своих нынешних ребят? На это вопрос я отвечу словами братьев Стругацких из романа «Сталкеры». «… Помочь им входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить работать взахлеб. Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Научить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро. Научить, что любить и плакать от любви не стыдно. Научить, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Научить доверять движениям души своего ближнего. Научить, что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Научить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И научить, что один человек без других ни черта не стоит».

Жизнь – это Вселенная, в которой так много звёзд. Посреди Вселенной возвышается огромная лестница – Лестница Жизни. По ней поднимаются люди. А над самой последней ступенью её сияет Звезда, самая яркая, самая красивая. Это Звезда и есть настоящий смысл жизни. Но её величие и красоту можно понять, только поднявшись как можно выше.

Люди стоят на разных ступенях жизни, одни выше, другие ниже и поэтому смотрят на Звезду с различных расстояний. Для тех, кто пониже, она кажется далёкой и ненужной. Они не видят её истинного света и лишь знают, что долог и труден путь к ней. А те звёзды, которые ближе, гораздо ярче и горячей. И люди, ослеплённые их сиянием, забывают о существовании той, такой для них далёкой и нереальной. Они устраиваются поближе к этим доступным звёздам и их теплом согревают себе руки. На ступенях Лестницы очень тесно. Каждый старается, чтобы ему было уютней. И поэтому трудно пробиться сквозь Толпу. Некоторые поднимаются несколькими ступенями выше. Но не для продолжения своего пути дальше, а чтобы подойти к какой–нибудь звезде с удобной для них стороны и там спокойно поглощать тепло. Пригревшись, начинают дремать и не видят того, что только полумрак окружает их. И вся жизнь, обыкновенная и слабо освещённая, проходит как сон…

Профессия учителя – это та Звезда, тепло которой согревает не тело, а душу. И тот, кто почувствовал его, никогда не остановится, а будет стремиться выше и выше. И тем больше тепла будет проникать в его сердце. А оно, впитывая в себя это тепло, будет посылать его дальше, к людям, зажигать их сердца и звать за собою.

Мечтаешь о том, чтобы твой ученик, коснувшись первой ступени жизни, почувствовал тепло той самой далёкой, яркой и красивой Звезды. И тогда уже никогда не погаснет в его душе огонь, зажжённый от этого факела.

Судьба учителя сложна и интересна. А что значит для меня быть учителем? Это не только возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. От своих учеников я набираюсь мудрости, равной самой умной книге, отдавая взамен свои знания, своё сердце.

Отдавать, дарить, не требуя взамен благодарности, намного легче и приятнее, чем просто брать. Для меня «учитель» – не профессия, не работа.… Для меня быть учителем – это и значит жить. Мне нравится смотреть в глаза детей и находить в этом радость и удовлетворение. Наверное , это и есть моя философия , моя дорога, зовущая и ведущая к вершинам педагогического мастерства.

Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем суть профессииучителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на негопо- своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личностиученика, возможности видеть невидимое для многих — процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастен к тайному тайных, от меня зависят и направление, и характер этого сложного и ответственного процесса. В школьные годы литература всегда была моим любимым предметом, наверное, потому, что я не расставалась с книгой с детства. Она была моим мудрым советчиком, верным другом, и утешителем. На уроках литературы я открыла для себя книги не только как предмет удовлетворения эстетических потребностей, но и как носителя жизненного опыта человечества. Я научилась читать между строк, угадывать подразумеваемое, нашла четкие различия между добром и злом, понятиями совести и чести. Евгений Онегин, Григорий Печорин, Наташа Ростова, Татьяна Ларина – эти и другие герои оставили след в моей душе. Мне навсегда запомнился путь жизненных исканий Евгения Онегина и Печорина, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Я не перестаю восхищаться поступком Татьяны Лариной, когда она решилась написать письмо Евгению Онегину. Пламенные, проникновенные строчки письма запечатлелись в моем сердце: «Я к Вам пишу, чего же боле… Что я могу еще сказать?» « Мне дело -измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская». Марина Цветаева…Разве можно остаться равнодушным к ее искренним, любовью рожденным строчкам? К стихотворениям этого удивительного поэта моя душа обращается снова и снова. Героилитературных произведенийвсегда в моем сердце. У них я нахожу черты характера, отсутствующие во мне, и пытаюсь выработать их путем самосовершенствования. Любимые произведения навсегда остались в памяти. Литература стала неотъемлемой частью моей души, моей профессией, моей жизнью. За время учения и работы поняла: хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Это залог успеха. Не хотелось, чтобы обо мне сказали: « Нам не повезло с учителем». Главное на уроке _ вдохновение. У В.Даля нахожу: « Вдохновлять- воодушевлять, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил». Именно это качество, по – моему, является одним из главных качеств учителя. Я нахожу в произведениях нечто необходимое подросткам для развития личности, понимания самих себя, стараюсь их « удивлять».« Интеллектуальное казино», «КВН», «Звездный час», « Поле чудес», « литературная гостиная» — этовсе формы проведения моих уроков. На таких уроках каждый ученик чувствует себя успешным. А интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Но не обо всемможно сказать на уроке, а иногда так хочется поговорить по душам. Мы продолжаем свое общение на элективном курсе « Азбука журналистики». Темы для газет ребята выбирают сами. А интересуетих многое! История Дня Святого Валентина, тайна имён, кто выиграет в президентской гонке, о чем думает директор школы. Я люблю школу, этот мир юности и надежд, гдене угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я верю в своисилы и силы тех, чьи глаза каждый день смотрят на меня. В.А.Сухомлинский говорил: « Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

Я разная, дети разные, жизнь разная. Постоянна только роль педагога. У него особая миссия на Земле. Он воспитатель и учитель, артист и сценарист, врач детских душ, мама.

Ему должно хватить сил, быть сразу всем. Просто надо любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты делаешь.

Порой очень сложно понять человечка, найти путь к его сердцу. А нужно всего лишь протянуть руку, распахнуть душу, быть искренной с ним, быть рядом и в беде и радости,

всегда идя на встречу, а еще, никогда не бояться оставаться ребенком, прыгать вместе с ним от радости и восклицать от удивления (вспомните «Маленького принца»).

Замечательная у меня работа! Дети приходят ко мне в ожидании чуда. Они растут, и каждый день для них – приключение, путешествие, познание. Они в моих руках. Это мне предстоит научить их всем премудростям наук и пройти шаг за шагом по тернистому пути становления личности. Это я их проводник во взрослый мир, и самые волнительные минуты их побед и разочарований предстоит увидеть тоже мне. Буду стараться, как настоящий волшебник, создавать в нашем царстве атмосфера радости познанья.

Природа щедро наделяет каждого творческим потенциалом. Как говорил Н.Рерих, «Творчество-это природный смысл жизни». Задача учителя рассмотреть всё ценное в детях и заставить их самих поверить в себя.

Мир так устроен: развитие происходит в движении к цели, во время преодоления трудностей и принятия правильных решений. Все разные: кто-то думает сам, кто-то списывает и подсматривает (тоже умение), кто-то крутит головой из стороны в сторону-никто не хочет быть неудачником.

Я должна помочь им стать успешными. Успех учит хотеть стремиться к чему- либо, формирует позитивное отношение к любому делу. Главное правильно ответить на вопросы: ПОЧЕМУ? и ЗАЧЕМ? (вариантов два: потому что… и для того чтобы..)

Как трудно детям порой дать полный, логически выстроенный ответ на вопрос. Кто же приходит на помощь? Несомненно, словесник, учитель русского языка и литературы. Это он, как никто другой, может правильно подобрать и выстроить нужные слова.

Великая сила слова творит чудеса! Слово — самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, убеждённые в правоте и красоте своих взглядов, и должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников. Кому же, как не учителю литературы, найти прямой путь к душе ребёнка?

Литература-это искусство слова. Она богаче, многообразнее любого другого предмета. Это и « кухня», где всегда тепло и уютно, и « комната», в которой каждый найдёт своё место, и « дворец», куда торжественно идёшь сам и ведёшь за собой, и « храм»…

Именно урок литературы остается в памяти как урок откровения, как душевный разговор, помогает ученику разобраться в себе. Урок литературы — сотворчество двух моралистов: писателя и учителя, это нерасторжимый союз страниц и сердец. Каждая судьба находит здесь свой отклик. Урок литературы – это театр одного актёра. А владеть актёрским мастерством учителю нужно в совершенстве. Выразительность речи и тембр, интонация и сила голоса, жесты и пластика, взгляд и импровизация-всё имеет значение, поддерживает интерес к уроку от первой минуты до финала.

Если урок- общение, а не просто работа; искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании. Если тебя и себя слушают, как одного, которому можно во всём довериться,- не предел ли желаемого учителя?

По особому ощущает себя учитель, у которого есть « своя школа». Сознавая себя именно в таком качестве, находишь и ресурсы, чтобы соответствовать этому качеству, а точнее — себе, масштабом собственного творчества. Всё дело в масштабе, от него – и возможности. Ф.Достоевский говорил: «Надо молитвенно желать быть лучше!»

Интересно учителю – всем интересно. А за себя, интересную, нужно бороться! Не бояться рисковать, меняться, учиться жизни, пробовать, дерзать, творить!

Жить не только ради детей, но и вместе с ними.

Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное чувствовать.

Воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных людей.

Добро нести, добру учить, добиться цели через трудности, любовью истине служить: я называю это мудростью. Я называю это своей педагогической философией.

Мне очень хочется, чтобы вновь и вновь идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут, людей, — были мои ученики.

Кто вздумал отдохнуть, пройдя лишь полдороги,-

Ему ли одолеть подъём?

Жить – значит жечь себя огнём

Давным-давно, а точнее, три десятилетия назад, я попала в волшебную страну. Все мне нравилось в ней: и законы, и правители, и люди, окружающие меня. Живущие в этой стране казались мне тогда необыкновенными. Они работали с огромным удовольствием, творили, от них исходили тепло, жизнелюбие, доброта. К ним все относились с большим уважением. И я не стала исключением. И именно тогда, 1 октября 1981 года, я в поздравительной открытке написала так:

«Уважаемая Елена Анатольевна, учительница первая моя! Поздравляю с Днем учителя! Спасибо Вам за то, что Вы учите меня писать, читать, считать. Желаю Вам крепкого здоровья, радости, хорошего настроения. Я хочу, чтобы Ваши ученики не огорчали Вас, были послушными и умными. Будьте всегда доброй, строгой, мудрой и вечно молодой. А я, когда вырасту и закончу школу, постараюсь выучиться Вашей нелегкой профессии».

До сих пор в памяти тот образ, образ моей первой учительницы: теплая улыбка, добрые глаза… Как же я хотела быть похожей на нее.

А потом появились другие учителя…

Год 1987. У меня новый классный руководитель Салов Владимир Иванович. Замечательный человек. И для меня, и для моих одноклассников он стал примером порядочности, честности, любви к своему делу и к нам, его детям. Ведь именно так он нас и называл: «Мои дети».

1989 год. Новый учитель русского языка и литературы Данилова Ольга Валентиновна. Я ждала каждый ее урок с нетерпением и внимала каждому ее слову. А как она читала стихи Марины Цветаевой….

Где опять не спят.

Может, пьют вино,

Может, так сидят.

Или просто – рук

Не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Крик разлук и встреч –

Может – сотни свеч,

Может – две свечи.

И мне хотелось так же… Рассказывать о жизни поэтов, писателей, читать стихи…

А еще… Был и есть в моей жизни еще один человек… Лодягина Татьяна Ивановна… Она открыла для меня путь в профессию. Первые пробы были в педагогическом классе, организованном ею. Именно он все и решил. Я поняла, что мой жизненный путь предрешен – стану учителем. Закончив школу, я, не раздумывая, подала документы в педагогический институт. Училась, окончила, пришла работать в родную тридцатую школу города Ярославля. Так начались мои трудовые будни. И первые трудности. И первые успехи.

Помню свой первый рабочий день в школе… Урок литературы в 10 «А» классе. Я чуть старше своих первых учеников. Они смотрят с недоверием, но в то же время с интересом. А я смогла, конечно, не сразу, но смогла заинтересовать и увлечь своими предметами этих взрослых детей.

Но появилась масса вопросов. Что важно и нужно ученику? Умение доступно объяснить учебный материал, провести интересно урок, увлечь полезным делом? Или важнее каждого подготовить к ЕГЭ? Наверное, всё нужно. Но это ли для учеников самое главное? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Может, и для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно, чтобы он хотел идти на урок, имел своё мнение, не боялся спорить, сомневаться и ошибаться?

У замечательного педагога, интереснейшего человека В.М.Лизинского в его книге «Записки из большого чайника» есть такие слова: «Учитель, дети с удовольствием простят тебе твои ошибки, если ты будешь уважать и их заблуждения». На моих уроках дети стали учиться мыслить, анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать события, факты, они уже не боялись высказать свою точку зрения. И в этом мне помогает применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Надо уметь уважать ребёнка. Надо видеть Человека в настырном, неусидчивом, непослушном, порою назойливом, с пробивающимся (по меркам взрослого) юношеским максимализмом подростке и в тихом, незаметном, вечно молчащем, старающемся отсидеться за последней партой ученике. Уметь видеть в каждом. Без умения уважать другого нет настоящего педагога. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний». Именно эти слова и стали моим педагогическим кредо.

Наверное, ребёнку важно, чтобы учитель мог стать для него и другом, и помощником, не догматом готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. И здесь вспоминаются слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу: это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно». Сложно быть таким учителем? Думаю, да. Но именно такой учитель нужен сейчас школе. Именно такой учитель может сделать так, чтобы в школе было хорошо каждому ребенку.

А в нашей тридцатой хорошо всем: детям, учителям, родителям. Входя в школу, чувствуешь атмосферу добра, любви, теплого отношения друг к другу. Не случайно девиз педагогического коллектива: «Лучшей дорогой в жизни должна стать дорога в школу».

И для меня лучшей дорогой в жизни стала дорога в мою родную тридцатую школу, где комфортно мне и моим ученикам. Здесь училась я, мой брат, мой сын, теперь учится моя племянница.

Но самая большая награда для меня – это слова моих выпускников: «Мы очень скучаем по Вам, родной наш человечек, самая классная классная.

В одной старой легенде рассказывается о том, как однажды маленькая птичка упала на землю и вытянула вверх свои тоненькие лапки. У неё спросили: «Что ты делаешь?». «Неужели вы не видите – небосвод падает». «И ты хочешь своими лапками удержать небосвод?» Птичка ответила: «Я делаю то, что могу».

Вот и учитель делает все возможное, чтобы воспитать ученика, сформировать его как личность, которая в самостоятельной жизни будет развиваться, успешно реализовываться. Это не так просто. По словам Конфуция, педагог и его подопечные «растут вместе».

Знаете ли вы, что существует только один чудесный ребенок в мире, но он есть у всякой любящей матери? И для педагога каждый ребенок должен быть лучшим. Как важно суметь в любой «раковине» заметить «жемчужину», спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить победное восхождение. Мало раскрыть индивидуальность школьника, необходимо облагородить его нравственный мир, научить верить в себя, в свои силы.

Профессия учителя имеет творческое начало, невозможно из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану, опираясь на «меловую технологию». Педагог не должен ограничиваться только передачей суммы знаний, важно научить школьников творчески мыслить, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать. Очень надеюсь, что «опыты быстротекущей жизни» не окажутся сильнее всего доброго и прекрасного, что может и должна заложить школа.

Томми Дюар писал: «Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики». Учу своих подопечных не бояться критики, обсуждения и осуждения, а делать и быть.

Вспоминается притча о молодом человеке, который долгие годы искал идеальную женщину и наконец нашел, а та не обратила на него внимания, так как была увлечена поиском идеального мужчины. Мечтаю, чтобы мои девчонки и мальчишки обрели свое счастье, не потратив на его поиски долгие годы.

Как важно, чтобы школьная пора стала «для каждого ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». Мы, педагоги, в ответе за тех, кого обучаем. Печально, что из уроков некоторых учителей школьники извлекают лишь умение сидеть прямо.

Каждому ученику я мысленно желаю найти свое место в жизни, успешно реализоваться в профессии. Хочется верить, что востребованными будут

знания, умения, навыки, универсальные учебные действия, которые дает школа.

Я, педагог, учусь вместе с детьми, нахожусь в постоянном поиске новых, эффективных форм работы, ведь учитель – это ученик, вызванный к доске на всю жизнь.

В современной школе работать легко и в то же время трудно. Учитель имеет право на эксперимент, обновление содержания предметов, разработку авторских программ, поиск и применение новых методов, технологий. Сложность заключается в том, чтобы найти свой педагогический почерк, выбрать те формы и приемы, которые будут работать на результат, на развитие личности ученика.

Еще в Древнем Египте появилось изображение солнечного диска, каждый луч которого заканчивался кистью человеческой руки. Так образно было показано живительное касание солнечных лучей. Очень важно, чтобы учитель чувствовал себя солнцем, а своих учеников лучами, под воздействием которых мир становится лучше.

Где педагогу взять силы, набраться энергии для каждодневного труда, не исключающего сомнений, разочарований, огорчений, усталости? Наверное, в детском смехе, в любимой семье, в приглашении дружить в социальных сетях от бывших и нынешних учеников… Наконец, в самом себе, «в сознании величия своего дела».

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

VII. Правописание НЕ и НИ

Орфография

VII. Правописание НЕ и НИ

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).

5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что).

В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.

Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.

7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из. не под. не то. не то.

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим, но: ни у кого, ни с каким и т. п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § 48.

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как. не что иное, как. от оборотов никто иной не. ; ничто иное не. , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-7-klasse-pravopisanie-chasticy-ne-i-pristavki-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-4894352.html

http://new.gramota.ru/biblio/readingroom/rules/138-def-19-24