7 класс русский язык правописание не ни
Частицы НЕ и НИ. Частица НЕ может писаться со словами слитно или раздельно, частица НИ пишется раздельно со всеми словами, кроме отрицательных наречий (ниоткуда, нигде) и местоимений без предлога (никого, но ни от кого). Чтобы правильно употреблять частицы НЕ и НИ на письме, необходимо разграничивать их значения.
Значения частицы НЕ
1. Отрицание: частица НЕ придаёт предложению или отдельному слову отрицательный смысл: Не ходите туда! — отрицательный смысл всего предложения; Эта вещь принадлежит не мне — отрицательный смысл отдельного слова.
2. Утверждение при двойном отрицании: повторяющаяся частица НЕ (первая не перед глаголом мочь, вторая не — перед неопределённой формой другого глагола) имеет утвердительный смысл: не мог не знать = знал. При этом возникает оттенок необходимости, долженствования: не мог не сказать = должен был сказать.
3. Утверждение в вопросительно-восклицательных предложениях: в подобных предложениях (риторических вопросах) частица НЕ имеет утвердительный смысл: Где я только не побывал! (= везде побывал); Кто у меня только не гостил! (= все гостили).
Значения частицы НИ
1. Отрицание в предложениях без подлежащего: частица НИ обозначает отрицание в предложениях без подлежащего при дополнении в родительном падеже: На небе ни тучки; Вокруг ни звука; Ни с места! Ни слова! Частица НИ в этом случае усиливает отрицание, которое подразумевается. Отрицательное слово НЕТ или сказуемое, при котором есть НЕ, опущены.
2. Усиление отрицания: если в предложении есть отрицание (слово нет, частица не при глаголе-сказуемом, причастии или деепричастии), то НИ усиливает это отрицание: На небе нет ни тучки; не говоря ни слова; не смотревший ни вправо, ни влево. В этом случае частицу НИ можно опустить, смысл предложения не изменится, пропадёт лишь оттенок усиления: У меня не было ни минуты на размышление. — У меня не было минуты на размышление. Подобные случаи нужно отличать от двойного употребления частицы НЕ для обозначения утверждения. Сравним: Он не мог не знать и не сказать — утвердительный смысл (он знал и сказал); Он не мог ни знать, ни догадаться — отрицательный смысл, ни можно отбросить (он не мог знать или догадаться).
3. Утверждение и обобщение после относительных местоимений и наречий в придаточном предложении: частица НИ придаёт обобщающее утвердительное значение словам кто, что, где, когда, сколько и т.д., которые служат средством связи придаточного предложения с главным. Кто ни придёт, всем здесь рады = любой человек придёт; Сколько ни вглядывался, ничего не заметил = долго, пристально вглядывался; Где ни бывал, везде находил друзей = бывал в разных местах. Подобные случаи надо отличать от тех сложноподчинённых предложений, в которых придаточные имеют отрицательное значение и в которых пишется частица НЕ. Сравним: Кто не прочитает эту книгу, тот многого не узнает — придаточное имеет отрицательное значение, действие не совершено (книга не прочитана); Кто ни прочитает эту книгу, всем она нравится — придаточное имеет утвердительный смысл, действие совершено (книга прочитана).
Обратите внимание! Повторяющаяся при однородных членах частица НИ рассматривается как сочинительный союз: Не было слышно ни звука, ни шороха.
Нужно запомнить!
1. Если повторяющаяся частица НИ употребляется в устойчивом выражении, то запятая между частями этого оборота не ставится:
Ни больше ни меньше | Ни да ни нет | Ни днём ни ночью |
Ни конца ни края | Ни много ни мало | Ни себе ни людям |
Ни стать ни сесть | Ни взад ни вперёд | Ни дать ни взять |
Ни два ни полтора | Ни жив ни мёртв | Ни за что ни про что |
Ни нашим ни вашим | Ни ответа ни привета | Ни рыба ни мясо |
Ни свет ни заря | Ни пуха ни пера | Ни слуху ни духу |
Ни с того ни с сего | Ни там ни сям | Ни то ни сё |
Ни туда ни сюда | Ни шатко ни валко | Ни так ни сяк |
2. Когда пишется НЕ, а когда — НИ ? (при раздельном написании)
Таблица «Частицы НЕ и НИ»
Конспект урока «Частицы НЕ и НИ. Значение и правописание».
Раздел: «Орфография» и «Служебные части речи».
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
Содержание:
Отрицательные частицы с одними частями речи выступают как словообразовательные, т.е. становятся приставками, образуя новые слова, с другими пишутся всегда отдельно. Сначала надо разобраться, какую частицу выбрать – НЕ или НИ.
НЕ или НИ
Обе частицы называются отрицательными, но НЕ обычно обозначает само отрицание, а НИ в большинстве случаев усиливает отрицание. Выбор частицы зависит от того, в каком предложении, простом или сложном, она употреблена, и от того значения, которое привносит в текст или речь.
Отрицательная частица НЕ в предложениях с одной грамматической основой имеет значение:
- Отрицания. Относясь к самостоятельной части речи, отрицает значение этого слова:
- Не буду, не знал, не раскрытый вовремя, не выдержав, не больнее, не та дверь и пр.
- Утверждение. Достигается двойным отрицанием, т.е. повторением частицы:
- Не мог не признать = признал.
- Утверждение в предложениях с вопросительной или восклицательной интонацией и обобщающим значением:
- Чего она только не узнала за это время (узнала всё или очень многое).
Отрицательная частица НИ в простых предложениях- усилитель отрицания, а в придаточных сложных обозначает утверждение в сочетании с наречиями и местоимениями:
- НЕ надо НИ воды, НИ хлеба;
- Помогал каждому, кто бы НИ обратился (помогал всем).
Всегда слитно
НЕ всегда пишется слитно, если:
- Употребление слова без отрицательной приставки невозможно (нелепый, невмоготу, несдобровать – не употребляются без приставки НЕ).
- Речь идет о глаголе (деепричастии) с приставкой НЕДО- и образованном от глагола существительном. Убедиться, что в слове эта приставка легко, если возможна замена приставки на ПЕРЕ-, если при этом смысл меняется на противоположный
НЕДОкрутил сальто – ПЕРЕкрутил сальто;
НЕДОсыпал песок в раствор – ПЕРЕсыпал песок в раствор.
Всегда раздельно
Всегда, кроме случаев, описанных в предыдущем пункте, раздельно пишут частицу НЕ со следующими словами:
- Глаголы, деепричастия – не знал, не зная, не узнав.
- Причастия в кратк. форме – не закончен, не разбит.
- Наречия не на О,Е (кроме отрицательных) – не досиня, не нараспашку.
- Любые слова, в составе которых дефис – не по-взрослому, не по-детски.
- Числительные – не восемь, не восьмой.
- Прилагательное в сравнительной степени сравнения – стал не чище, был не грязнее.
- Сочетание «Отрицательные местоимения и наречия с НИ + НЕ+» – ничуть не грязный, нисколько не удивительный.
- Сочетание со словами-делителями (совсем, вовсе, отнюдь, далеко) – далеко не уверенный.
- Категория состояния – ему было не жарко.
- Слова лучший (худший), больший (меньший) – не худший день, не меньший успех.
Для раздельного употребления НЕ в перечисленных ситуациях не требуется знание правил – надо запомнить, что в этих случаях НЕ всегда частица.
Есть варианты – применяем правило
Одни и те же слова пишутся с НЕ слитно или раздельно. Выбрать правильный вариант помогут правила, разный для частей речи:
Часть речи
Раздельно
Слитно
Примеры
Если есть противопоставление – антоним или сочетание с союзом а. Слово с не не заменяется синонимом.
Нет противопоставления, а слово с не заменяется близким по значению.
Не тихое озерцо, а бурная река. Не мелкий пруд – глубокое озеро. Неглубокое озерцо (мелкое).
Причастия в полн. форме
Если входит в оборот (есть зависимые слова (ЗС)
Одиночное, кроме слов-усилителей – чрезвычайно, абсолютно, совершенно, очень, крайне
Еще не прочитанная повесть (ЗС)
Совершенно непонятая тема (усилитель)
Невыученный урок (без зав.слов)
Не к кому обратиться, не за чем идти
Некому рассказать, нечем поделиться.
Трудные случаи употребления частиц надо запомнить:
Практика ЕГЭ по русскому языку:
Урок русскогоязыка в 7 классе «Правописание частиц НЕ и НИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЙДЁНОВ СКАЯ ШКОЛА «
Урок по русскому языку в 7 классе
Правописание частиц НЕ и НИ
учитель русского языка
и литературы МБОУ
Конспект урока в 7 классе
Тема урока: Правописание частиц НЕ и НИ.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели урока : расширить знания учеников о правописании частиц не и ни; отработать навык различия частиц не и ни ; пока зать случаи, когда предложение с двумя частицами не получает положительный смысл; развивать навыки написания не с различ ными частями речи; учить отличать частицы не и ни от составных союзов.
Методы обучения: практические, словесные, наглядные методы
Ι. Организационный момент.
— Добрый день, ребята. Давайте настроимся на хорошую работу,
доброжелательное отношение друг к другу.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
ΙΙ. Мотивация к изучению нового материала.
Начнём наш урок вот с такой необычной истории:
(Ученики разыгрывают сценку)
В далекой стране есть поселок «Частица» . В этом поселке живет множество частиц.
Каждое утро все частицы выходят из своих домов и идут на рынок «Перекресток» . Частица НЕ – не исключение и тоже пошла на рынок. Там она встретила подругу частицу НИ, и они пошли вместе за апельсинами.
В ларьке к ним подошел продавец НЕЙЗНАЙКА и сказал:
— НЕ и НИ! Здравствуйте! К нам сегодня завезли апельсины. Они очень вкусные. Несколько не горькие…
Не успев закончить фразу, как частица НИ закричала на весь рынок:
— Как ты смеешь меня оскорблять? Как ты смог меня, частицу НИ, спутать с частицей НЕ. Если бы не я, частица НИ, ты бы не смог правильно разговаривать со своими покупателями! Тебя бы уволили давно! Я нужнее, чем частица НЕ для родного языка!
Тут, не вытерпев, вскричала частица НЕ:
— Это ты нужнее? Да если бы не я, все бы говорили как иностранцы: «Ни смог, ни прийти» . Так что я нужнее для нашего родного языка!
На крики сбежались все покупатели с рынка и тоже начали спорить, кто важнее: частица НИ или НЕ?
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к двум сестрам. Как вы уже поняли это частицы НЕ и НИ. Необходимо помирить их. Но сначала, давайте вспомним, что нам известно о правописании частицы не с различными частями речи ?
ΙΙΙ. Работа над темой урока.
1.( Класс делится на две группы, два ученика работают у доски с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.
не участвовал негодовать
не слышится шороха неряшливый
не широкая, а узкая река неширокая, но рыбная река
не правда, а ложь говорить неправду
не в чем сомневаться нечем удивить
не за что хвалить нечего хвалиться
ничуть не злой очень недобрый
вовсе не грустный совершенно негрустный
(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)
-Объясните значения устойчивых выражений :
ни больше ни меньше, ни жив ни мертв, ни свет ни заря, ни пуха ни пера.
— Какая частица пишется в данных выражениях?
— Ставится запятая в выражениях?
— Приведите свои примеры употребления частицы НИ в устойчивых выражениях .(Дети приводят примеры)
— А сейчас выполните следующие задание:
на отдельных листах напечатаны предложения. Задание: спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
1.Пахота была хорошая и (н…) где по полю (н…) в…днелось (н…) одного кустика, (н…)одной травки. 2.Все прежние мысли о женихе о кн.жне Марье о д.ревенской жизни (н…) разу (н…) пришли Наташе в голову. 3.(Н.) раз друг ув.зил Долохова от п.гони (н.)раз он по городу катал их с ц.ганами. 4.Для него (н.) было (н.)каких – (н.) физических (н.) моральных оков: он все мог.делать и (н.)что его (н.)связывало. 5.Он (н…)во что (н.) верил и (н.) чего (н.) признавал.
Мы только что вспомнили правописание частицы не и ни , тем самым часть дела по примирению сестер частиц не и ни уже сделана.
Рассмотрим подробнее функции этих частиц. Частица не при дает отрицательное значение предложению или отдельным его членам. Однако в определенных случаях эта частица может приоб ретать и положительный смысл:
Не могу не вспомнить, как весело нам было на спортивных состязаниях.
Я не мог не поздравить своего давнего друга с днём рождения.
На этом повороте машина не могла не свернуть направо.
-Какую особенность вы заметили в этих предложениях? ( первая частица не находится перед формами гла гола мочь, вторая — перед неопределенной формой глагола).
— Вот мы и добрались до города, где живут сестры. Но, что мы видим? На помощь сестрам приехал и мэр города. Давайте посмотрим, удастся ли мэру помирить частицы.
Приехал мэр города НЕВЗНАЧАЙ.
Он решил сам рассудить двух спорящих частиц.
— Что за шум? Что за крики? Кто не смог поладить друг с другом?
— Это частицы НЕ и НИ, послышался голос НЕВЕЖДЫ.
— НЕЗНАЙКА, расскажи, как все началось, — сказал НЕВЗНАЧЙ.
— Она сказала, что она важнее, — сказала частица, НЕ, показывая пальцем на частицу НИ. – На самом деле, важнее я, частица НЕ.
— Начинай, сказал НЕВЗНАЧАЙ, указывая на НЕЗНАЙКУ.
— Они пришли ко мне купить апельсины. И вдруг у меня вырвалась неграмотная фраза: «Несколько не горькие» . И из-за этого они поссорились. Я извиняюсь перед частицей НИ и говорю еще раз эту фразу, но только правильно: «Покупайте апельсины. Они очень вкусные; Они очень вкусные; нисколько не горькие» .
— Все выяснилось, частицы. Все вы нужны для нашего языка. Мы все здесь равны, все частицы нашего родного языка. Я рад, что обошлось нормально. А теперь расходитесь по своим делам, а частицы НЕ и НИ, идите по домам с миром!
Все в хорошем настроении пошли с рынка. НЕ и НИ остались довольны.
-Вот и разрешился спор, а мы, чтобы частицы больше между собой не ругались закрепим знания об их правописании. Да и НЕЗНАЙКУ научим.
Работа с карточками
А.Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ
1. (Н_) один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
2. (Н_) одного мгновения не хочется терять.
3. Кто (н_) хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
4.Не могу н_ рассказать об этой поездке.
5. Эту вершину пытались покорить (н_) раз.
6. В горах на многие километры вокруг (н_) души.
7. Миша н_ пошел на каток.
Б. Исправьте речевые и грамматические ошибки.
1. Н_льзя не восхититься восторжествованием красоты.
2. Н_ один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
(Ключ: Нельзя не восхититься торжеством красоты.
Ни один из альпинистов не перестанет стремиться к неизведанному.)
Запишите номера предложений, разделив на две группы: НЕ и НИ.
1. Кто ни принимал участие в читательской конференции, все остались довольны.
2. Кто не принимал участие в конкурсе, очень сожалел об этом.
3. Сколько бы ни читал стихи Пушкина, всегда открываешь для себя что-то новое.
4. Сколько я еще не прочитал произведений русских классиков.
5. Сколько волка не корми, он все в лес смотрит.
6. В поле нет ни души.
7. Я не мог не улыбнуться, читая письмо.
— Расскажите о чем мы сегодня говорили на уроке?
— Расскажите, в каких случаях НЕ и НИ пишется со словами слитно?
— А когда НЕ и НИ пишется со словами раздельно?
— Понравился вам урок? С каким настроением пойдёте на перемену?
V. Домашнее задание . Составить словарную диктовку «Правописание не и ни с различными частями речи»
http://bingoschool.ru/manual/198/
http://infourok.ru/urok-russkogoyazika-v-klasse-pravopisanie-chastic-ne-i-ni-1630581.html