7 класс русский язык правописание причастий

3.8.3. Правописание причастий

Правописание причастий включает несколько типов правил:

1) правописание окончаний причастий;
2) правописание гласных в суффиксах причастий;
3) правописание нн и н в причастиях (и в отглагольных прилагательных).

Поскольку правописание нн и н в отглагольных прилагательных аналогично правописанию нн и н в причастиях, эти правила рассматриваются в одном параграфе. По этой же причине в данном параграфе рассматриваются также правила правописания нн и н в существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных.

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [как ое ?] бушующ ее море; в [как ом ?] бушующ ем море; с [как им ?] бушующ им морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

Ср.: реша ю т (I спр.) – реша ю щий; стро я т (II спр.) – стро я щий.

в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

Ср.: реша е т (I спр.) – реша е мый; стро и т (II спр.) – стро и мый.

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

    в действительных причастиях;

Кле и ть – кле и вший, та я ть – та я вший.

в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

гласные а, я, е , если основа глагола оканчивается на а, я, е ;

Увеш а ть – увеш а нный; засе я ть – засе я нный, увид е ть – увид е нный.

гласные е, ё , если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

Ср.: повес и ть – повеш е нный; постро и ть – постро е нный, подмест и – подмет ё нный, застрел и ть – застрел е нный.

3. Правописание н и нн в полных причастиях и полных отглагольных прилагательных:

а) Н пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

если они не имеют приставок, зависимых слов, сочетания суффиксов -ованн-, -еванн- и если они образованы от глагола несовершенного вида;

Красить [что делать?] – краше н ый пол; косить [что делать?] – коше н ый луг, писать [что делать?] – писа н ый портрет.

в субстантивированном отглагольном прилагательном: приданое (невесты).

б) НН пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных:

    если есть приставка (кроме не- ).

С косить – с коше нн ый луг, на писать – на писа нн ый портрет.

Приставка не- на написание н и нн не влияет;

Ср.: не коше н ый луг – не скоше нн ый клевер; не краше н ый пол – не покраше нн ый пол.

Коше нн ый [когда?] в прошлую пятницу луг; краше нн ый [когда?] в прошлую пятницу пол; писа нн ый [чем?] масляными красками портрет.

если причастие и отглагольное прилагательное образованы от глагола совершенного вида (независимо от того, есть ли приставки и зависимые слова);

Ср.: решить [что сделать?] – решё нн ая задача; бросить [что сделать?] – броше нн ая шахта.

если причастия и отглагольные прилагательные оканчиваются на -ованный, -ёванный , причем -ова-, -ева- входят в состав глагольного суффикса.

Ср.: бал ова ть – бал ованн ый, арест ова ть – арест ованн ый, корч ева ть – корч ёванн ый.

Исключения: кованый, жёваный ( -ов- является частью корня: ков-, жёв-);

в исключениях (в некоторых бесприставочных отглагольных прилагательных или прилагательных с приставкой не- ): данный, деланный, медленный, священный, желанный, жеманный, чванный, чеканный, пеклеванный, отчаянный, окаянный, невиданный, неслыханный, нечаянный, негаданный, нежданный, недрёманный .

Ср.: ране н ый солдат – изране нн ый солдат, ране нн ый в руку солдат.

2) В сложных словах, где вторая часть отглагольное прилагательное, действуют общие правила. Наличие первого корня значения не имеет: если нет приставки перед вторым корнем, то пишется одна буква н , если приставка перед вторым корнем есть, – то пишется нн .

Ср.: морозить – свежемороже н ая рыба; заморозить – свежезамороже нн ая рыба.

3) Слова кованый и жёваный подчиняются общим правилам написания н и нн : без приставки, зависимого слова пишется одна н , с приставкой или зависимыми словами – нн .

Ср.: кова н ый сундук, подкова нн ая лошадь, кова нн ая на все четыре ноги лошадь.

4) Не путайте главное для причастия (отглагольного прилагательного) слово и зависимые от причастия (прилагательного) слова! Главным для причастия (прилагательного) является то слово, от которого к данному причастию задаётся вопрос: лошадь [какая?] кованая; лошадь [какая?] подкованная. Наличие или отсутствие главного слова на написание н и нн не влияет! Для зависимого слова уже причастие является главным и именно от причастия задаётся вопрос: лошадь, подкова нн ая [кем?] кузнецом . Наличие или отсутствие зависимого у причастия слова влияет на написание н и нн !

5) Одна буква н пишется в сочетаниях посажёный отец, названый брат только в том случае, если они являются фразеологизмами. Вне таких сочетаний причастия с приставками посаженный , названный пишутся с двумя буквами н .

Ср.: Он был посажё н ым отцом на моей свадьбе. – Отец, посаже нн ый слева от жениха, был угрюм; Будешь мне братом назва н ым. – Сергей, назва нн ый в честь деда, был горд этим.

6) Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в отличие от прилагательных, образованных от существительных, не зависит от гласной перед н , ср.:

прилагательные, образованные от существительных: серебр ян ый – торжестве нн ый;

отглагольные прилагательные и причастия: пис ан ый – напиc анн ый, ране н ый – изран енн ый.

7) Для запоминания слов, в которых пишется одна буква н , можно использовать такое предложение:

4. Правописание н и нн в кратких причастиях и прилагательных:

а) в кратких причастиях всегда пишется одна буква н ;

Ср.: завяза нн ый узел – узел завяза н ; уложе нн ые волосы – волосы уложе н ы.

б) в кратких прилагательных пишется столько же букв н , сколько и в полных формах.

Ср.: це нн ая вещь – вещь це нн а; зелё н ые посевы – посевы зеле н ы.

1) Если краткая форма образована не от глагола, то это, безусловно, краткое прилагательное ( н в нём будет писаться столько, сколько в полной форме):

знойный – зноен; достойный – достоин; ценная – ценна.

2) Краткая отглагольная форма может быть как кратким причастием, так и кратким прилагательным.

а) Краткая отглагольная форма будет причастием (и в ней будет писаться одна буква н ), если:

    эта форма имеет при себе зависимое слово в творительном падеже:

дом построен рабочими ; гастроли организованы известной фирмой ; ребёнок избалован родителями ;

она намерена поступать в университет; она воспитана [где?] в монастыре;

Ср.: ребёнок испуган – ребёнка испугали ; она воспитана в монастыре – её воспитали в монастыре;

б) краткая отглагольная форма будет прилагательным (и в ней будет писаться столько же букв н , сколько и в полной форме), если она имеет качественное значение, даёт постоянную (качественную) характеристику лица или неодушевлённого объекта.

5. Правописание н и нн в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных:

а) в существительных и наречиях на -о , образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько букв н , сколько их пишется в полных причастиях и отглагольных прилагательных, ср.:

ОДНА буква Н : пута н ый → пута н ик, пута н о; варё н ый → варе н ик; копчё н ый → копчё н ости; мороже н ый → мороже н ое; муче н ый → муче н ик; учё н ый → уче н ик, уче н ица;

ДВЕ буквы Н : да нн ый → да нн ик; прида нн ый → бесприда нн ица; избра нн ый → избра нн ик, избра нн ица; утопле нн ый → утопле нн ик; свяще нн ый → свяще нн ик; дела нн ый → дела нн о;

б) следует запомнить правописание существительных: труже н ик, прида н ое – бесприда нн ица, ставле нн ик.

Конспект урока «Образование и правописание причастий» (7 класс)

Тема: Образование и правописание причастий.

1. Познакомить со способами образования причастий.

2. Привить навыки:

— умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего вр.;

— умения образовывать действительные и страдательные причастия прошедшего вр.;

— правильного написания гласных у/ю, а/я в суффиксах причастий настоящего времени, гласных е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

— правильного написания гласных перед НН;

Презентация «Образование и правописание причастий».

Карточки с текстом.

Объявление новой темы, цели урока (слайд 1).

1) Слайд 2. Образование основ настоящего и прошедшего времен глагола.

2) Слайд 3 — Как определяем спряжение глагола?

4) Слайд 5. Запомни 11 глаголов-исключений

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё вертеть, терпеть,

Ненавидеть и смотреть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!

5) Слайд 6. Вспомним переходные и непереходные глаголы.

III . Объяснение нового материала.

Причастие имеет несколько разновидностей, которые определяются по присущим причастию грамматическим значениям глагола: причастия действительные и страдательные; причастия настоящего и прошедшего времён.

IV . Закрепим полученные знания.

1) Слайд 8. Образуем действительное причастие настоящего времени.

Резать – режут – реж ущ ий

Спать – спят – сп ящ ий

Бриться – бреются — бре ющ ийся

2) Слайд 9. Образуем страдательное причастие настоящего времени.

Читать – читают — чита ем ый

Видеть – видят — вид им ый

Именовать – именуют – имену ем ый

3) Слайд 10. Образуем действительное причастие прошедшего времени.

Написать – написа вш ий

Превратиться — преврати вш ийся

Привести – приве д ш ий, истечь – истё к ш ий

В Н И М А Н И Е !

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется А или Я , если

глагол на -АТЬ или –ЯТЬ:

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется Е , если

глагол на -ИТЬ или –ЕТЬ:

5) Слайд 12. Образуем страдательное причастие прошедшего времени.

Разрезать – разрез а нный

Подстрелить – подстрел е нный

Закрутить – закру ч е нный

Подсластить – подсла щ . нный

Обидеть – оби ж …нный

Бросить – бро ш …нный

V . Самостоятельная работа. Слайд 13.

1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями. 2. Потер…нная книга нашлась. 3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.) 8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега. 11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Проверь себя! Слайд 14.

1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями. 2. Потерянная книга нашлась. 3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.) 8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от тающего снега. 11. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

VI . Перед вами текст А.Герцена о книге. Прочитаем, выполним задания.

(1)Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга. (2)Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (3)Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (4)Она росла вместе с человечеством; в нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.

1) Вопрос: Определите тему, основную мысль текста.

Ответ: — Тема текста – роль книги в жизни человечества.

— В этом небольшом тексте известный русский критик, писатель А. Герцен высказал много интересных мыслей. Он, на мой взгляд, дал оригинальное определение книге: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Автор подчеркивает вечность книги: « племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Основной мыслью текста является то, что книга развивается вместе с человечеством и хранит вечно «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

2) Вопрос: Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями?

— Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

— Предложения в тексте соединяются цепной связью. Здесь наблюдается повтор ключевого слова ( книга ), его замена местоимением ( она ).

VII . Беседа по тексту.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением автора? Что значит для вас книга?

1) Я соглашаюсь с автором, особенно со словами: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Этот опыт — ключ к знаниям. Читая книгу, мы узнаем много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

2) Герцен в своем тексте сказал: « Книга — это духовное завещание одного поколения другому». Это действительно так. Книга развивает кругозор. Ведь так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

3) Книга развивает не только кругозор, но и развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах.

4) Книги помогают нам принимать правильные решения. Ведь в ней «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца». Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

5) Читая любую книгу, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересными людьми.

6) Нельзя забывать о том, что нужно читать книги, предназначенные для своего возраста. Согласитесь, глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого. Я считаю, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как учат, дают советы. С помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.

VIII . Выполняем задания.

1) Запишите, подчеркните грамматические основы предложений в тексте.

Ответ: В 1 предложении: опыт – подлежащее, есть книга – сказуемое.

Во 2 предложении: книга – подлежащее, завещание, совет, приказ – однородные сказуемые.

3 предложение сложное. Грамматические основы: жизнь человечества оседала; племена, люди, государства исчезали; книга оставалась.

4 предложение тоже сложное. Грамматические основы: о на росла; кристаллизовались учения, страсти (однородные подлежащие).

2) Выпишите причастия, обозначьте суффиксы. От каких глаголов они образованы?

Ответ: написанный – страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола написать , суффикс –НН -; брошенный — страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола бросить, суффикс –ЕНН -; умирающего – действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола умирать, суффикс –ЮЩ- ; начинающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола начинать, суффикс –ЮЩ -; передаваемый – страдательное причастие настоящего времени, образовано от глагола передавать, суффикс –ЕМ -, отправляющимся — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола отправлять, суффикс

-ЮЩ -; заступающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола заступать, с уффикс –ЮЩ -; потрясавшие – действительное причастие прошедшего времени, образовано от глагола потрясать, суффикс –ВШ -;

3) Образуйте причастия от глаголов исчезать, исчезнуть, расти, вырасти.

формы нет, так как глагол непереходный

формы нет, так как глагол непереходный

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

формы нет, так как глагол непереходный

формы нет, так как глагол непереходный

формы нет, так как глагол непереходный

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

глагол сов. в, форма наст. вр. не образуется.

формы нет, так как глагол непереходный

Мы изучили сложную тему. Полученные знания вам обязательно пригодятся при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Написать небольшое сочинение на тему «Первая книга – это книга, прочитанная в детстве». Употребите в своем сочинении причастия.

1. Буква И пишется в слове:

1) увл..каемый 3) слыш..мый

2) ожида..мый 4) озаря..мый

2. Буква Я пишется в слове:

1) бре..щийся 3) стел..щийся

2) кол..щийся 4) стро..щий

3. Буква Ю пишется в слове:

1) кле..щий 3) ненавид..щий

2) бор.. щийся 4) пен..щийся

4. Буква И пишется в слове:

1) исполня..мый 3) муч..мый

4) леле..мый 4) имену..мый

5. Буква Я пишется в слове:

1. подстрел..нный 3. промасл..нный

2. просе..нный 4. увенч..нный

6. Буква Я пишется в слове:

1. усе..нный 3. застрел..нный

2. встреч..нный 4. замасл..нный

7. Буква Я пишется в слове:

1. нахмур..нные брови 3. засе..нное поле

2. приглуш..нный мотор 4. закруч..нная нитка

8. Буква А пишется в слове:

1. подслащ..нная вода 3. занавеш..нное окно

2. разрез..нный хлеб 4. накормл..нный ребёнок

9. Буква Е пишется в слове:

1. выкач..нная нефть 3. выстл..нная ельником

2. выслуш..нный замечания 4. завал..нная буреломом

10. Буква А пишется в слове:

1. обиж..нный другом 3. встреч..нный туристами

2. подслуш..нный разговор 4. засуш..нные растения

Конспект уроков по теме «Образование и правописание причастий».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка.

Образование и правописание причастий.

Цель:

1. Познакомить со способами образования причастий.

2. Привить навыки:

— умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего вр.;

— умения образовывать действительные и страдательные причастия прошедшего вр.;

— правильного написания гласных у/ю, а/я в суффиксах причастий настоящего времени, гласных е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

— правильного написания гласных перед НН;

Материал расчитан на три урока. Включает в себя конспект урока, задания для самостоятельной работы, тестовые задания для контрольной работы, презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
obrazovanie_i_pravopisanie_prichastiy.doc140.5 КБ
obrazovanie_i_pravopisanie_prichastiy.ppt104 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе.

Батршина С.Ф., учитель Кулле-Киминской средней школы Атнинского района.

Тема: Образование и правописание причастий.

1. Познакомить со способами образования причастий.

2. Привить навыки:

— умения образовывать действительные и страдательные причастия настоящего вр.;

— умения образовывать действительные и страдательные причастия прошедшего вр.;

— правильного написания гласных у/ю, а/я в суффиксах причастий настоящего времени, гласных е, и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

— правильного написания гласных перед НН;

  1. Презентация «Образование и правописание причастий».
  2. Карточки с текстом.

Объявление новой темы, цели урока (слайд 1).

1) Слайд 2. Образование основ настоящего и прошедшего времен глагола.

2) Слайд 3 — Как определяем спряжение глагола?

4) Слайд 5. Запомни 11 глаголов-исключений

Гнать, дышать, держать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть,

А ещё вертеть, терпеть,

Ненавидеть и смотреть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е спрягать нельзя!

5) Слайд 6. Вспомним переходные и непереходные глаголы.

III. Объяснение нового материала.

Причастие имеет несколько разновидностей, которые определяются по присущим причастию грамматическим значениям глагола: причастия действительные и страдательные; причастия настоящего и прошедшего времён.

IV. Закрепим полученные знания.

1) Слайд 8. Образуем действительное причастие настоящего времени.

  1. Резать – режут – реж ущ ий
  2. Рыть – роют — …
  3. Колоть – колют — …
  4. Трепетать – трепещут – …
  5. Лить – льют — …
  6. Спать – спят – сп ящ ий
  7. Зависеть – зависят — …
  8. Заходить – заходят – …
  9. Висеть – висят — …
  10. Бриться – бреются — бре ющ ийся
  11. Бороться – борются — …
  12. Пениться – пенятся — .
  13. Купаться – купаются — …

2) Слайд 9. Образуем страдательное причастие настоящего времени.

  1. Читать – читают — чита ем ый
  2. Увлекать – увлекают — …
  3. Ожидать – ожидают — …
  4. Озарять – озаряют — …
  5. Уважать – уважают — …
  6. Изображать – изображают — …
  7. Видеть – видят — вид им ый
  8. Гнать – гонят — …
  9. Победить – победят — …
  10. Любить – любят — …
  11. Слышать – слышат — …
  12. Видеть – видят …
  13. Именовать – именуют – имену ем ый
  14. Волновать – волнуют — …
  15. Рекомендовать – рекомендуют

3) Слайд 10. Образуем действительное причастие прошедшего времени.

  1. Написать – написа вш ий
  2. Рассказать –
  3. Двигать –
  4. Украсить –
  5. Украшать –
  6. Отметить –
  7. Придавать –
  8. Превратиться — преврати вш ийся
  9. Смириться –
  10. Протянуться –
  11. Свалиться –

Привести – приве д ш ий, истечь – истё к ш ий

В Н И М А Н И Е !

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется А или Я , если

глагол на -АТЬ или –ЯТЬ:

Указ ать – указ а нный

Зате ять – зате я нный

В страдательных причастиях прошедшего времени перед НН пишется Е , если

глагол на -ИТЬ или –ЕТЬ:

Вид еть – вид е нный

Скле ить — скле е нный

5) Слайд 12. Образуем страдательное причастие прошедшего времени.

  1. Разрезать – разрез а нный
  2. Выкачать — выкач…нный
  3. Обещать – обещ…нный
  4. Просеять — просеянный
  5. Обстрелять – обстрел…нный
  6. Затеять – зате…нный
  7. Подстрелить – подстрел е нный
  8. Нахмурить – нахмур…нный
  9. Завалить – завал…нный
  10. Закрутить – закру ч е нный
  11. Подсластить – подсла щ . нный
  12. Обидеть – оби ж …нный
  13. Бросить – бро ш …нный

V. Самостоятельная работа. Слайд 13.

1. Стены комнаты были окле…ны светлыми обоями. 2. Потер…нная книга нашлась. 3. Замеч…нные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засе…нных ранней весной полях дружно появились первые всходы.

5. Внезапно раздался топот скач…щей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся маш…щий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу…щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле…щих берёз.(Л.) 8.Природа жажд…щих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальных высотах трепещ…щим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дыш…щего свежестью, радостного утра. (Стан.) 10. Поблёскивали лужицы от та…щего снега. 11. Встречая кол…щий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

Проверь себя! Слайд 14.

1. Стены комнаты были оклеены светлыми обоями. 2. Потерянная книга нашлась. 3. Замеченные вовремя ошибки удалось быстро исправить. 4. На засеянных ранней весной полях дружно появились первые всходы. 5. Внезапно раздался топот скачущей лошади.(Т.) 6.Время от времени впереди появлялся машущий флажком связист.(А.Т.) 7.Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берёз.(Л.) 8.Природа жаждущих степей его в день гнева породила. 9.Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.(Л.) 9. Луна и звёзды исчезли перед блеском этого чудного, дышащего свежестью, радостного утра. (Стан.)

10. Поблёскивали лужицы от тающего снега. 11. Встречая колющий взгляд маленьких глаз, она робко двигала бровями. (М.Г.)

VI. Перед вами текст А.Герцена о книге. Прочитаем, выполним задания.

(1)Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга. (2)Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (3)Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (4)Она росла вместе с человечеством; в нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.

1) Вопрос: Определите тему, основную мысль текста.

Ответ: — Тема текста – роль книги в жизни человечества.

— В этом небольшом тексте известный русский критик, писатель А. Герцен высказал много интересных мыслей. Он, на мой взгляд, дал оригинальное определение книге: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Автор подчеркивает вечность книги: « племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». Основной мыслью текста является то, что книга развивается вместе с человечеством и хранит вечно «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».

2) Вопрос: Докажите, что это текст. Как осуществляется связь между предложениями?

— Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически.

— Предложения в тексте соединяются цепной связью. Здесь наблюдается повтор ключевого слова ( книга ), его замена местоимением ( она ).

VII. Беседа по тексту.

Вопрос: Согласны ли вы с мнением автора? Что значит для вас книга?

1) Я соглашаюсь с автором, особенно со словами: « Опыт, написанный и брошенный в общее употребление, есть книга». Этот опыт — ключ к знаниям. Читая книгу, мы узнаем много нового и полезного для себя. Даже древние люди говорили: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

2) Герцен в своем тексте сказал: « Книга — это духовное завещание одного поколения другому». Это действительно так. Книга развивает кругозор. Ведь так интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое: сражения, царей, рыцарские турниры, походы, войны, географические и научные исследования, узнать об истории своей Родины и познать культуру и религию других народов.

3) Книга развивает не только кругозор, но и развивает мышление и фантазию. Как здорово иногда бывает представить себя греческим героем или ученым, который вот – вот откроет новый закон физики, фараоном или царицей Египта! Мысленно побывать в других странах и городах.

4) Книги помогают нам принимать правильные решения. Ведь в ней «все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца». Иногда, смотря на героев книги, мы узнаём самих себя или своих друзей, мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

5) Читая любую книгу, мы становимся грамотнее, как в устной, так и в письменной речи. Мы пополняем свой словарный запас, тем самым делаем себя более интересными людьми.

6) Нельзя забывать о том, что нужно читать книги, предназначенные для своего возраста. Согласитесь, глупо, если в шестнадцать лет человек читает сказки «Колобок» и «Курочка ряба», а пятилетнему малышу мама на ночь читает «Войну и мир» Толстого. Я считаю, что книги – это ценные вещи, они необходимы людям и играют важную роль в жизни человека, так как учат, дают советы. С помощью книг мы взрослеем и познаём и мир.

VIII. Выполняем задания.

1) Запишите, подчеркните грамматические основы предложений в тексте.

Ответ: В 1 предложении: опыт – подлежащее, есть книга – сказуемое.

Во 2 предложении: книга – подлежащее, завещание, совет, приказ – однородные сказуемые.

3 предложение сложное. Грамматические основы: жизнь человечества оседала; племена, люди, государства исчезали; книга оставалась.

4 предложение тоже сложное. Грамматические основы: о на росла; кристаллизовались учения, страсти (однородные подлежащие).

2) Выпишите причастия, обозначьте суффиксы. От каких глаголов они образованы?

Ответ: написанный – страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола написать , суффикс –НН -; брошенный — страдательное причастие прошедшего времени, образовано от глагола бросить, суффикс –ЕНН -; умирающего – действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола умирать, суффикс –ЮЩ- ; начинающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола начинать, суффикс –ЮЩ -; передаваемый – страдательное причастие настоящего времени, образовано от глагола передавать, суффикс –ЕМ -, отправляющимся — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола отправлять, суффикс

-ЮЩ -; заступающему — действительное причастие настоящего времени, образовано от глагола заступать, с уффикс –ЮЩ -; потрясавшие – действительное причастие прошедшего времени, образовано от глагола потрясать, суффикс –ВШ -;

3) Образуйте причастия от глаголов исчезать, исчезнуть, расти, вырасти.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-obrazovanie-i-pravopisanie-prichastij-7-klass-4456074.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/02/07/konspekt-urokov-po-teme-obrazovanie-i-pravopisanie