7 класс суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Суффиксы причастий

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов причастий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с действием:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) поймали.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и прилагательного.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их написания.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет действие:

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спряжению.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние глагола.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  • знать (I спр.) — они зна́ ю т — зна́ ю щ ий пред­мет на отлично;
  • пла­кать (I спр.) — они пла́ч у т — пла́ч у щ ий малыш;
  • лечить ( II спр.) — они ле́ч а т — ле́ч а щ ий врач;
  • кра́сить ( II спр.) — они кра́с я т — кра́с я щ ий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы глагола.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей­ся на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на согласный:

  • раз­мыш­ля ть — раз­мыш­ля вш ий о жизни;
  • полз ти — полз ш ий по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ и ть — успо­ко́ и вш ий ребен­ка;
  • пове́ я ть — пове́ я вш ий вете­рок;
  • ненави́д е ть — ненави́д е вш ий ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных причастий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениколю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистящий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отправившийся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́бл е м — коле́бл е м ый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­ду е м — расхо́ду е м ые сред­ства;
  • видеть ( II спр.) — мы ви́д и м — ви́д и м ый вда­ли берег;
  • любить ( II спр.) — мы лю́б и м — нами люб и м .

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замеш а ть тесто — заме́ш а нн ое тесто;
  • потер я ть — поте́р я нн ая пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́с ить — укра́ш е нн ая гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́с ить — под­веш е нн ый фона­рик;
  • сбе­ре чь — сбе­реж енн ая фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм глагола.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, по мыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стер т ый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суффиксе:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­буж ен ;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увеш а н а пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осме я н о.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных причастий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го времениотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слышимый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го времениото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, размолотый

Видеоурок

Страдательные причастия прошедшего времени
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Разработка открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.docx777.57 КБ
prilozhenie_k_uroku.docx22.75 КБ
stradatelnye_prichastiya_proshedshego_vremeni.pptx88.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Победа»

Тема урока: «Страдательные причастия прошедшего времени»

Урок разработала Насибуллина Г.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ п. Победа»

Азнакаевского муниципального района РТ

2017-2018 учебный год

Тема урока: Страдательные причастия прошедшего времени

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Содержательная: формирование знаний о страдательных причастиях прошедшего времени.

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником.

Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные: обучающийся научится определять страдательные причастия прошедшего времени; обучающийся получит возможность научиться образовывать эти причастия с помощью суффиксов.

Необходимое оборудование: учебник «Русский язык» 7 класс. Баранова М.Т., Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, 2017 г.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

Демонстративный материал: эталоны для самопроверки

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

— О чем идет речь в данных строчках?

2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Сегодня мы продолжаем изучение темы « Причастие» (работа в группах)

— Повторим, что мы знаем о причастии?

1 ряд готовит ответы на вопросы:

— Что такое причастие?

— Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?

— Что такое причастный оборот?

2 ряд готовит ответы на вопросы:

— Каким членом предложения является причастный оборот?

— Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми?

— Чем отличаются действительные причастия от страдательных?

3 ряд готовит ответы на вопросы:

— Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

— Как образуются страдательные причастия настоящего времени.

3. Выявление места и причины затруднения

А сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили предыдущие темы, и выполним индивидуальную работу. Пред вами карточка №1, ваша задача следующая: списать, вставляя пропущенные буквы (работа по карточке №1).

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте по шаблону на экране:

Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия.

Не забываем вносить полученную оценку в соответствующий столбец в листе самооценки (у каждого на партах).

«2»- 6 и более ошибок

«2» — 13 и более ошибок

«2»- 5 и более ошибок

«2»- 6 и более ошибок

Итоговая оценка (выставляет учитель)

4. Построение проекта выхода из затруднения

— Итак, ребята, про какие причастия мы вспомнили? ( действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени, страдательные причастия настоящего времени )

— Как они образуются? ( действительные причастия настоящего времени – от глаголов несовершенного вида, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (1 спр.) и –ащ-, -ящ- (2 спр.); действительные причастия прошедшего времени – от глаголов совершенного и несовершенного видов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –вш- и –ш-; страдательные причастия настоящего времени – от переходных глаголов настоящего времени при помощи суффиксов –ем-, -ом- (1 спр.) и –им- (2 спр.) ).

— Скажите, о какой группе причастий мы ещё не говорили? ( о страдательных причастиях прошедшего времени )

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Сформулируйте тему урока? ( Страдательные причастия прошедшего времени) (число, тема, классная работа записываются в тетрадь).

Сформулируем цели урока:

Расширить знания о причастиях, страдательных причастиях;

Научиться образовывать при помощи суффиксов страдательные причастия прошедшего времени.

5 этап. Реализация построения проекта.

Сейчас мы обратимся к учебнику, страница 55 §21. Рассмотрите таблицу. Подумайте, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? К каким основам присоединяется суффикс -НН-, а к каким — -ЕНН-(-ЁНН-)?

Предполагаемый ответ: Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида при помощи суффиксов -нн-, -енн-(-ённ-) и –т-.

При помощи суффикса –нн- причастия образуются от основ глаголов на -ать (-ять). При помощи суффикса –енн- образуются причастия от глаголов на –ить и от глаголов с основой на согласный.

6. Этап первичного закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обратите внимание на доску. Из глаголов нужно образовать страдательные причастия (работа у доски):

(комментирует учитель ): увенчать – увенчанный

Чтобы из оставшихся глаголов образовать страдательные причастия прошедшего времени, к доске выйдут 3 учащихся.

Убрать — напечатать — разработать-

Застеклить — окружить — проложить-

Обмануть — сжать- размолоть-

Для того чтобы упорядочить знания о суффиксах причастий, предлагаю вам заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. Работаем в паре. Ваша задача заполнить эту таблицу. Посмотрите внимательно, что именно требуется внести в нее и запишите. Можете воспользоваться таблицами на страницах 47, 50, 52, 55.

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

В результате у вас должна получиться вот такая таблица: ( на экране ). Если есть недочеты, то исправьте.

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

— А сейчас выполним упражнение 124 самостоятельно в тетрадях. Уточню задание: в тетрадь записываем только образованные причастия, глаголы, от которых невозможно образовать, записываем. Предложения составлять не будем.

— Проверим, как вы справились с заданием ( устно, по цепочке называют причастия, при необходимости исправляют ):

Обещать – обещанный, увешать – увешанный, засеять – засеянный, овеять – овеянный, замешать – замешенный, приехать (непереходный глагол) , заместить – замещенный, заклеить – заклеенный, наградить – награжденный, победить (непереходный глагол) , возвратить – возвращенный, расколоть – расколотый, бросить – брошенный, вырастить – выращенный, взвесить – взвешенный, углубить – углубленный, исправить – исправленный, привлечь – привлеченный, преобразить – преображенный, спрессовать – спрессованный, привести – приведенный, увидеть – увиденный, обидеть – обиженный, разбить – разбитый, перевести – переведенный.

— Молодцы! Вы замечательно справились с задачей. Но вы, наверное, устали, поэтому предлагаю выполнить небольшую физкультминутку.

Встали дружно на зарядку

Все в шеренгу по порядку.

Для начала головой

Повернули раз, другой.

И соседу улыбнулись

Упражнение для рук:

Правой, левой сделай круг.

Повторим мы все два раза –

Ведь зарядка не проказа.

Приседаем раз, два, три.

Эй, в окошко не смотри.

Руки поднимаем в небо,

На носочки привстаем –

Шаг вперед – назад идем.

Повторим четыре раза

И начнем учиться сразу.

— Сейчас предлагаю вам рассмотреть упражнение 126: проанализировать таблицу и вспомнить написание Н и НН в прилагательных.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Выполните задания по карточке №2. Не забываем после проверки ставить оценки за вашу работу в листы самооценки.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Шаблон для проверки

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.

8.Этап включения в систему знаний и повторения.

— Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Для того, чтобы отработать практику применения новых знаний, выполните тест.

Вопрос 1. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 2. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 3. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 4. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 5. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 6. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 7. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 8. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 9. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 10. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Эталон проверки теста

  1. 1
  2. 4
  3. 2
  4. 1
  5. 3
  6. 4
  7. 2
  8. 3
  9. 4
  10. 4

9. Этап рефлексии:

— Об образовании каких причастий мы говорили сегодня?

-Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

-Что вы можете сказать о сегодняшнем уроке?

-Вам было комфортно?

— Вы испытывали затруднения во время урока? Если да, то на каком этапе?

Домашнее задание: §21, выучить правило. 1) упражнение 127 (обязательно для всех); 2) выписать из художественной литературы 5 предложений со страдательными причастиями прошедшего времени; 3) составить словарный диктант с действительными и страдательными причастиями (2 и 3 задания на выбор).

По листам самооценки вы можете судить, какой у вас средний балл за урок. Вы их сдаете мне, для того, чтоб я смогла поставить оценки.

Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось, и вы остались довольны! До свидания!

Предварительный просмотр:

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

Списать, вставляя пропущенные буквы.

Солом…ое чучело, безветр…ая погода, ут…ая стая, песч…ый пляж, дерев…ая мебель, нефт…ая скважина, ветр…ый день, стекл…ая посуда, пусты…ая местность, ос..ая талия.

«2»- 6 и более ошибок

«2» — 13 и более ошибок

«2»- 5 и более ошибок

«2»- 6 и более ошибок

Итоговая оценка (выставляет учитель)

«2»- 6 и более ошибок

«2» — 13 и более ошибок

«2»- 5 и более ошибок

«2»- 6 и более ошибок

Итоговая оценка (выставляет учитель)

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

От глаголов I спряжения

От глаголов II спряжения

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми.

Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Вопрос 1. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 2. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 3. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 4. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 5. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 6. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 7. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 8. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 9. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

Вопрос 10. Укажите страдательное причастие прошедшего времени.

  1. Подготовка. Четверостишие – подготовка к тому, о чем будем говорить.
  2. Работа в группах – ответы на вопросы.
  3. Работа по карточке №1. Проверка по шаблону на экране . Лист самооценки . (Индивидуальная работа)
  4. Вспоминаем о причастиях и об их образовании (действ.прич. наст.вр.и прош.вр., страд.прич.наст.вр.)
  5. Запись в тетрадь (число, тема, классная работа)
  6. Цели
  7. По таблице в учебнике узнаем об образовании страдательных причастий прошедшего времени. Проговариваем.
  8. Первичное закрепление у доски
  9. Работа в паре. Заполнить таблицу
  10. Упражнение 124 самостоятельно . Проверка по шаблону на экране. Лист самооценки.
  11. Физ.минутка.
  12. Упражнение 126 (устно, анализ)
  13. Карточка №2. Проверка по эталону . Лист самооценки .
  14. Тест. Проверка по эталону на экране . Лист самооценки .
  15. Рефлексия: о чем. и т.д.
  16. Дом.задание. Листы самооценки сдать

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. ( П.Чесноков). — О чем идет речь в данных строчках?

1 ряд готовит ответы на вопросы: — Что такое причастие? Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? — Что такое причастный оборот? 2 ряд готовит ответы на вопросы: Каким членом предложения является причастный оборот? — Всегда ли причастный оборот выделяется запятыми? — Чем отличаются действительные причастия от страдательных? 3 ряд готовит ответы на вопросы: — Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени. — Как образуются страдательные причастия настоящего времени.

Проверь себя! Работа № 1 Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, нефтяная скважина, ветреный день, стеклянная посуда, пустынная местность, осиная талия.

Страдательные причастия прошедшего времени

Цели урока: Расширить знания о причастиях, страдательных причастиях; Научиться образовывать при помощи суффиксов страдательные причастия прошедшего времени.

Причастия Настоящего времени Прошедше го времени Действительные От глаголов I спряжения От глаголов II спряжения — вш -, — ш — — ущ — , — ющ — — ащ — , — ящ — Страдатель ные -ем- (- ом -) -им- — нн — (- н -), — енн — (- ен -), -т-

Обещанный , увешанный , засеянный , овеянный , замешенный , приехать ( непереходный глагол) , замещенный, заклеенный, награжденный, победить (непереходный глагол) , возвращенный, расколотый, брошенный, выращенный, взвешенный, углубленный, исправленный, привлеченный, преображенный, спрессованный, приведенный, увиденный, обиженный, разбитый, переведенный.

Физкультминутка Встали дружно на зарядку Все в шеренгу по порядку. Для начала головой Повернули раз, другой. Три-четыре повернулись И соседу улыбнулись Упражнение для рук: Правой, левой сделай круг. Повторим мы все два раза – Ведь зарядка не проказа. Приседаем раз, два, три. Эй, в окошко не смотри. Руки поднимаем в небо, На носочки привстаем – Шаг вперед – назад идем. Повторим четыре раза И начнем учиться сразу.

Карточка №2 Образуйте от глаголов, данных в скобках, страдательные причастия и запишите текст, выделяя причастные обороты запятыми. Дорожка (очистить) от снега и (посыпать) песком вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на (изогнуть) причудливых крышах беседок, на (вытянуть) руках и (запрокинуть) головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец (украсить) лепниной и позолотой.

Шаблон для проверки Карточка №2 Дорожка, очищенная от снега и посыпанная песком, вела с террасы на террасу. Снег на лужайках, деревьях, на изогнутых причудливых крышах беседок, на вытянутых руках и запрокинутых головах мраморных скульптур блестел под солнцем. С нижней террасы открылся вид на дворец, украшенный лепниной и позолотой.

Эталон проверки теста 1. 1 2. 4 3. 2 4. 1 5. 3 6. 4 7. 2 8. 3 9. 4 10. 4

Домашнее задание: § 21, выучить правило. 1 ) упражнение 127 ( обязательно для всех ); 2 ) выписать из художественной литературы 5 предложений со страдательными причастиями прошедшего времени; 3 ) составить словарный диктант с действительными и страдательными причастиями ( 2 и 3 задания на выбор ).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Одна и две н в суффиксах отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времен» строится на использовании современных образовательных педагогических технологий, таких как: инф.

Данный урок позволяетПродолжить обучение навыкам распознавать одну и две буквы -н- в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.Формировать навыки написания одной и двух.

Конспект урока русского языка по учебнику Русский язык: учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский ]. – 30-е и.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени». Цель: повторить написание е-ё после шипящих в различных частях речи, показать у.

Урок в 7 классе.

Цели урока: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий и отглагольных прилагательных;формировать навыки написания Н и НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных.

Разработка урока поможет при подготовке к уроку в 7 классе.

Конспект урока «Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени» (7 класс)

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема: «Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени»

Цели урока: 1) деятельностная: развивать орфографическую зоркость, развивать способности к мыслительной деятельности.

2) образовательная: сформировать представление об образовании страдательных причастий прошедшего времени, о правильном написании гласных в суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

— Поднимите руки те, кто хочет правильно писать.

— Что нужно, чтобы правильно писать?

— Тогда вперед, за новыми знаниями.

— Обратимся к высказыванию В. Пешковского:

… . – это смешанная часть речи

-Как вы понимаете эти слова?

-Связан ли смысл высказывания с темой предыдущих уроков?

-Игра «третий лишний» (принцип деления формулируют ученики)

Проверка осуществляется учителем и учеником-консультантом.

Маячащий, значащийся, грохочущий;

Мучимый, слышимый, решаемый;

Клеивший, видевший, раскаявшийся

III . Выявление места и причин затруднения.

-Распределите слова на группы. Какой принцип деления вы выделите?

Внутр_ний ра_порядок, ра_брос_ные вещи, масл_ные краски,

засе_ное поле, изнош_ный костюм, пр_стрел_ный хищ_ник, кож_ный портфель

— При написании слов какой части речи возникли сложности? В какой морфеме?

-Найдите закономерность в написании гласных в причастиях?

Сломанный, рассеянный, просмотренный, приклеенный, унесенный, испеченный, затерянный, принятый

IV . Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения .

— Сформулируйте цели урока.

— Сформулируйте тему урока.

-Запишите графическую модель орфограммы.

— Составить алгоритм действия.

Проверим себя по учебнику

V . Первичное закрепление.

-Образовать от глаголов причастия страдательные прошедшего времени.

Насто_ть чай, намасл_ть блин, зате_ть спор, осып_ть проклятиями, срез_ть розу, скосить траву, увид_ть ошибку, (з,с)жечь солому.

VI . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Игра «Корректор» (работа в парах).

Принетое решение, подслушенный разговор, замечанная ошибка, размешенные краски, задерженный приступник, ра_пилянное полено, проветринное помищение.

VII . Включение в систему знаний и повторение .

Работа в парах. Записать предложения.

Х_зяйка открыла дверь в горн_цу чисто пр_бр_ ную. Гости увид_ли половиц(и,ы) разос_л__ные на с_яющ_ чист_ полу. Со всех сторон в_днеют_ся ж_лтые обрывы и_черч_ ные потоками воды.

— Вспомним, какие ставили цели в начале урока?

— Достигли поставленных целей?

— С какими трудностями столкнулись на уроке?

— Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

— Оцените свою работу на уроке по предложенному алгоритму.

На уроке мне было интересно…

Я чувствовал свою значимость на уроке…

Я чувствовал себя комфортно на уроке…

Я был успешен на уроке…

Я считаю, что материал мною понят и усвоен…

IX. Домашнее задание.

1.Игра «Корректор». Запишите правильно выражения.

Принетое решение, подслушенный разговор, замечанная ошибка, размешенные краски, задерженный приступник, ра_пилянное полено, проветринное помищение.

Х_зяйка открыла дверь в горн_цу чисто пр_бр_ ную. Гости увид_ли половиц(и,ы) разос_л__ные на с_яющ_ чист_ полу. Со всех сторон в_днеют_ся ж_лтые обрывы и_черч_ ные потоками воды.

1.Игра «Корректор». Запишите правильно выражения.

Принетое решение, подслушенный разговор, замечанная ошибка, размешенные краски, задерженный приступник, ра_пилянное полено, проветринное помищение.

Х_зяйка открыла дверь в горн_цу чисто пр_бр_ ную. Гости увид_ли половиц(и,ы) разос_л__ные на с_яющ_ чист_ полу. Со всех сторон в_днеют_ся ж_лтые обрывы и_черч_ ные потоками воды.

1.Игра «Корректор». Запишите правильно выражения.

Принетое решение, подслушенный разговор, замечанная ошибка, размешенные краски, задерженный приступник, ра_пилянное полено, проветринное помищение.

Х_зяйка открыла дверь в горн_цу чисто пр_бр_ ную. Гости увид_ли половиц(и,ы) разос_л__ные на с_яющ_ чист_ полу. Со всех сторон в_днеют_ся ж_лтые обрывы и_черч_ ные потоками воды.

1.Игра «Корректор». Запишите правильно выражения.

Принетое решение, подслушенный разговор, замечанная ошибка, размешенные краски, задерженный приступник, ра_пилянное полено, проветринное помищение.

Х_зяйка открыла дверь в горн_цу чисто пр_бр_ ную. Гости увид_ли половиц(и,ы) разос_л__ные на с_яющ_ чист_ полу. Со всех сторон в_днеют_ся ж_лтые обрывы и_черч_ ные потоками воды.

Принятое решение, подслушанный разговор, замеченная ошибка, размешанные краски, задержанный преступник, распиленное полено, проветренное помещение.

Принятое решение, подслушанный разговор, замеченная ошибка, размешанные краски, задержанный преступник, распиленное полено, проветренное помещение.

Принятое решение, подслушанный разговор, замеченная ошибка, размешанные краски, задержанный преступник, распиленное полено, проветренное помещение.

Принятое решение, подслушанный разговор, замеченная ошибка, размешанные краски, задержанный преступник, распиленное полено, проветренное помещение.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Грачева Екатерина АлександровнаНаписать 2415 21.10.2017

Номер материала: ДБ-776809

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    21.10.2017 1016
    21.10.2017 665
    21.10.2017 572
    21.10.2017 674
    21.10.2017 908
    21.10.2017 643
    21.10.2017 717
    21.10.2017 696

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню

Время чтения: 1 минута

В Москве открылся Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования»

Время чтения: 4 минуты

Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх

Время чтения: 2 минуты

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/02/stradatelnye-prichastiya-proshedshego-vremeni

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-suffiksov-stradatelnih-prichastiy-proshedshego-vremeni-klass-2198748.html