Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений
Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.
Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.
Поделитесь статьей с одноклассниками «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – задание 7 ЕГЭ русский язык».
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7. Морфологические ошибки. Ошибки в образовании деепричастий.
ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.
Морфологические ошибки.
Ошибки в образовании деепричастий.
При образовании деепричастий могут быть допущены ошибки. Разберём наиболее типичные из них.
Типичные ошибки в образовании деепричастий.
- Деепричастие совершенного вида образуется при помощи суффиксов -в, -вши, —ши.
Примеры: сделать – сделав, сказать — сказав, замахнуться – замахнувшись, испечь – испекши.
Ошибки: сделая, нарисуя.
Пояснение: нельзя использовать при образовании деепричастий совершенного вида суффиксы деепричастий несовершенного вида.
- Деепричастие несовершенного вида образуется при помощи суффиксов -я, -а.
Примеры: делать – делая, говорить – говоря, плакать – плача.
Ошибки: делав, говорив.
Пояснение: нельзя использовать при образовании деепричастий несовершенного вида суффиксы деепричастий совершенного вида.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Разбор задания 7
Синтаксические нормы
Теория задания 7
Задание: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
Максимальное количество баллов за выполнение данного задания – 5 баллов.
За каждое верно определенное соответствие – 1 балл.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
- Согласно (кому? чему?)
- Благодаря (кому? чему?)
- Вопреки (кому? чему?)
- Подобно (кому? чему?)
- Наперекор (кому? чему?)
Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
- в меру (чего?)
- в течение (чего?)
- в продолжение (чего?)
- в силу (чего?)
- в заключение (чего?)
- в виде (чего?)
- по причине (чего?)
- наподобие (чего?)
Например: Благодаряповышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В задании с буквой должны быть кавычки
Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
- Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять вИм.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
- Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи Например, «я люблю рисовать и живопись»
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и»,«как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не толькоМашу, но иВаню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
5. Нарушение однородности понятий
В качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи. Например, «я люблю рисовать и живопись»
6. Нарушение однородности синтаксических элементов
Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
7. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
Например: Получивначальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
8. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
Например: Одному из героев романа, ищущимсмысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
9. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
Например, «Дима признался, что ясегодня не готов к уроку».
10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
http://poznaemvmeste.ru/index.php/9-pervyj-poslednij/2768-ege-russkij-yazyk-zadanie-7-morfologicheskie-oshibki-oshibki-v-obrazovanii-deeprichastij
http://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-k-ege-po-russkomu-yazyku-razbor-zadaniya-7/