8 кл н нн в суффиксах прилагательных

Конспект по русскому языку в 8 классе «Буквы н, нн в суффиксах прилагательных»

Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;

Воспитательные : Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

Материальная база, оборудование урока:

Таблица «Оцени свою работу»

Опорный конспект «-Н- и –НН- в суффиксах прилагательных»

Карточки со словарными словами

«Толковый словарь» С.И. Ожегова

проверка подготовленности к уроку, организация внимания (перечислить, какой материал лежит на партах).

Создание эмоционального настроя

Дорогие ребята, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зелёный, что немного грустно, а синий — это потеря всякого интереса ко всему происходящему.

Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.

А сейчас мы запишем предложение. ( 1 учащийся работает у доски )

Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
С. Есенин

— Какова основная мысль этого предложения? ( Любовь к родине )

— Объясните лексическое значение слова «отчий». ( Родной )

-Произведите синтаксический разбор этого предложения, составьте схему.

3. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

1) Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

— Найдите в этом предложении прилагательные, образованные суффиксальным способом. От какой части речи они образовались? ( таинственный — таинство, длинный — длина, журавлиный — журавль )

— Почему слова таинственный, длинный пишутся с двумя Н, а журавлиный — с одной?

— Не торопитесь с ответом. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

— Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных, а для этого обратимся к слайду (слайд 2)

Выделите в словах суффиксы

от какой части речи образуются все эти прилагательные?

– Перечислите отдельно суффиксы, которые мы выделили.

– Осталось только вывести правило. А я приготовила вам подсказку. (Работаем в тетрадях с опорным конспектом; исключения не записаны).

— Сколько букв н пишется в кратких прилагательных?

— Обратите внимание на значение слов с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-) ?

3) Работа с опорным конспектом.

– Скажите, пользуясь опорным конспектом и записью в тетради, когда пишется одно Н, когда – две?

Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как и полная: це нн ая вещь – це нн а, ветре н ая погода –ветре н а.

4) Работа со словами-исключениями.

– Но в русском языке не бывает правил без исключений. Отгадайте загадку и назовите слова – исключения:

Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные. (Окно).

4) Работа с учебником.

— Прочитайте правило в учебнике. Правильно ли вы сформулировали правило?

— Обратите внимание на правописание слов ветреная – ветряная (слайд 4)

5) Правописание непроизводных прилагательных.

— Кроме того, ребята, в русском языке есть прилагательные, которые вообще не имеют суффиксов и совершенно безвинно страдают, ведь их вечно путают и пишут неправильно. Вот они: (слайд 5)

— Написание таких слов надо запомнить, а в сомнительных случаях проверить по орфографическому словарю.

5. . Закрепление полученных знаний.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н , одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист (слайд 6)

2) Работа со словосочетаниями.

– А сейчас я буду читать словосочетания, а вы перестройте их так, чтобы одно из слов было прилагательным и соответствовало изученному правилу. (Пример на доске. Работа по цепочке на месте.).

Пух лебедя, сок лимона, чай на травах, солдатик из олова, каша из тыквы, дом из камня, носки из шерсти, кошелёк из кожи, гора песка, стол в кухне, крыша из соломы, сироп из клюквы, скатерть из полотна, писк комара, шляпка из соломы.

– Как называются словосочетания одинаковые по значению, но разные по написанию и строению?

– Такие словосочетания называются синонимичными.

Выпишите прилагательные, у которых в суффиксе одно н, а потом прилагательные с двумя н суффиксами

Песча..ый, обыкнове…ый, овся…ый, шерстя…ой, торфя…ой, кожа…ый, стекля…ый, письме…ый, оловя…ый, революцио…ый, орли…ый, обеде…ый, костя…ой, звери…ый, деревя…ый, экскурсио…ый

Проверь себя ( слайд 7)

А сейчас, ребята, поработаем в группах (работа в группах по 4 человека)

У вас на столах лежат листочки, переверните их — это словарные слова. Прочитайте их: коллекция, экскурсия, реставрация, репродукция (показываются на доске). Давайте посмотрим в толковый словарь и найдём значение этих слов. А теперь, используя суффиксы нашего урока, попробуйте из данных существительных образовать прилагательные. Сколько Н имеет суффиксы образованных прилагательных? Давайте запишем полученные слова и обозначим орфограмму.

6. Подведение итогов работы.

— Какую орфограмму мы с вами сегодня изучали на уроке?

— Расскажите о правописании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных? (слайд 8)

— От слов какой части речи образуются прилагательные на изученную орфограмму?

Ребята, у вас на партах таблица с планом нашего урока. Во второй колонке есть графа «Оцени свою работу». Прокомментируйте, с каким видом работы вы лучше всего справились. А над чем нужно поработать?

(Оценивание работы учащихся за урок с комментарием)

8. Рефлексия. Наш урок подошел к концу и сейчас я вновь попрошу поднять кружочки, соответствующие вашему настроению, и мы вместе посчитаем их. Списибо всем за работу (слай 10)

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных

В при­ла­га­тель­ных пишет­ся как одна бук­ва -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сде­ла­ем, опре­де­лив, от сло­ва какой части речи и с помо­щью каких суф­фик­сов обра­зу­ют­ся прилагательные.

Для того что­бы выбрать одну и две бук­вы -Н- в напи­са­нии имен при­ла­га­тель­ных, опре­де­лим, с помо­щью каких суф­фик­сов они обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных или гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Если при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с помо­щью суф­фик­сов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суф­фик­сы пишут­ся с одной бук­вой -Н-, напри­мер:

  • песок — песч ан ый пляж;
  • рожь — рж ан ой хлеб;
  • бере­ста — берест ян ое лукош­ко;
  • сереб­ро — серебр ян ый кре­стик;
  • осёл — осл ин ый крик;
  • соло­вей — соловь ин ое пение.

Обратим вни­ма­ние, что корен­ное «н» пишет­ся в прилагательных:

Запомним напи­са­ние слов-исключений :

  • оло­во — олов янн ый
  • дере­во — дерев янн ый
  • стек­ло — стекл янн ый

Прилагательные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -онн- и -енн-, напри­мер:

  • лек­ция — лек­ци онн ый курс;
  • стан­ция — стан­ци онн ое зда­ние;
  • клят­ва — клятв енн ое обе­ща­ние;
  • брит­ва — бритв енн ый при­бор.

Качественные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -енн- могут выра­жать боль­шую меру признака:

  • толст енн ый фоли­ант
  • тяжел енн ый мешок
  • широч енн ый пояс
  • высоч енн ый бас­кет­бо­лист
  • здо­ров енн ый муж­чи­на.

Исключение состав­ля­ет сло­во «вет­ре н ый» (день, чело­век, при­я­тель). Однако при­ста­воч­ные обра­зо­ва­ния это­го при­ла­га­тель­но­го пишут­ся с -НН-:

С -НН- пишут­ся при­ла­га­тель­ные, если суф­фикс -н- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве суще­стви­тель­но­го, закан­чи­ва­ю­щей­ся тоже на «н»:

  • осе н ь — осе н н ий день;
  • дли н а — дли н н ые тени;
  • бал­ко н — бал­ко н н ые пери­ла;
  • це н а — це н н ый камень;
  • кух н я — кухо н н ый ком­байн.

В при­ла­га­тель­ных, кото­рые обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных на -мя, напи­шем -НН-, так как они обра­зо­ва­ны от осно­вы кос­вен­ных паде­жей этих суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щей­ся на «н», напри­мер:

  • вре­мя — нет вре­ме н и — времен-н-ой;
  • темя — вид теме н и — темен-н-ой;
  • имя — зову по име н и — имен-н-ой;
  • семя — мно­го семе н и — семен-н-ой.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов

Чтобы выбрать напи­са­ние -Н- или -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида (что делать?), то отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное пишет­ся с -Н-, напри­мер:

  • гру­зить — гру­жё­ный вагон;
  • сеять — сея­ная мука;
  • пле­сти — пле­тё­ная корзина,
  • метить — мече­ный атом;
  • точить — точё­ная ложка.

Наличие при­став­ки не- и полу- не меня­ет напи­са­ния прилагательного:

  • носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
  • ранить — ране н ый — не ране н ый сол­дат,
  • гру­зить — гру­жё н ый — полу гру­жё н ый само­свал.

У таких слов в пред­ло­же­нии не долж­но быть зави­си­мых слов.

Сравним:

Плетё н ая кор­зи­на пол­на румя­ных яблок.

Плетё нн ые дедуш­кой кор­зин­ки были нарас­хват на базаре.

Если же про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) с при­став­кой, то при­ла­га­тель­ное име­ет в напи­са­нии -НН-, напри­мер:

В при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фик­сы -ова-/ева-, -ирова-, пишет­ся -НН-:

  • пресс ова ть — пресс ова нн ый;
  • взволн ова ть — взволн ова нн ый;
  • риск ова ть — риск ова нн ый;
  • очар ова ть — очар ова нн ый;
  • никел иро­ва ть — никел иро­ва нн ый;
  • натрен иро­ва ть — натрен иро­ва нн ый;
  • иллюстр иро­ва ть — иллюстр иро­ва нн ый.

Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных

Краткие фор­мы при­ла­га­тель­ных сохра­ня­ют напи­са­ние -Н- или -НН-, кото­рое суще­ству­ет в их пол­ных формах.

Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных

Чтобы пра­виль­но напи­сать при­ла­га­тель­ное с -Н- или -НН-, выяс­ним сна­ча­ла его фор­му, пол­ную или крат­кую. Затем опре­де­лим, от суще­стви­тель­но­го или гла­го­ла обра­зо­ва­но рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, обра­ща­ем вни­ма­ние на его осно­ву и суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­но прилагательное.

Если при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся отгла­голь­ным, выяс­ня­ем вид гла­го­ла, обра­тив вни­ма­ние, есть ли при­став­ка в его мор­фем­ном соста­ве, а так­же учи­ты­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Схематично алго­ритм опре­де­ле­ния напи­са­ния -Н- или -НН- в име­нах при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях выгля­дит так:

Определим, в какой фор­ме сто­ит прилагательное:
пол­нойкрат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая)Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от существительныхПрилагательные от гла­го­лов ( причастия)
-Н--НН--Н--НН-
-ан, -ян, -ин

лев — львиный
соль — соляной
кожа — кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

-онн, -енн

рево­лю­ция — революционный
листва — лиственный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пряный,
пья­ный, поганый,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся слова:
еди­ный, фазаний,
воро­ний, бараний,
саза­ний, тюлений,
пав­ли­ний, багряный,
рья­ный, буланый.

не, полу. не считать!

немо­ро­же­ный
полумороженый

зави­си­мое слово

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

! кова­ный, жёва­ный, клёваный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, негаданный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в краткой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и образованные).

Видеоурок

-Н-/-НН- в суффиксах имён прилагательных

В суффиксах имен прилагательных пишется —Н- или -НН-

Н пишется в следующих случаях:

1) в прилагательных, образованных от имен существительных при помощи суффиксов — ан — , — ян -, — ин — (кож ан ый, лед ян ой, звер ин ый) ;

Исключение: стеклянный, оловянный, деревянный.

2) в суффиксах прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида : кош ен ый (луг) ← (что делать?) косить; точ ён ый (нож) ← (что делать?) точить;

НН пишется в следующих случаях:

1) если имя прилагательное образовано от имени существительного с коренной основой на -н- при помощи суффикса -н-: осенний ← осен ь + н;

2) если имя прилагательное образовано при помощи суффиксов —енн-, -онн-: станция → станци онн ый, песня → пес енн ый,тяжелый → тяжел енн ый;

Исключение: ветр ен ый (день, человек), но без ветренный, смышленый, ядреный, мореный, студеный, вороненый.

3) если имя прилагательное образовано от глагола совершенного вида с приставкой: растер янн ое лицо ← рас терять (что сделать?, сов. вид), повыш енн ый голос ← по высить (что сделать? сов. вид)

4) если имена прилагательные имеют суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: риск ова нн ый, прем ирова нн ый.

Исключение: ков ан ый,жев ан ый, клёв ан ый.

В краткой форме имен прилагательных пишется столько Н, сколько в полной форме:

  • полная форма — дорога (какая?) длинная,
  • краткая форма — дорога (какова?) длинна.

! Примечание: в кратких прилагательных мужского рода единственного числа всегда пишется одна Н.

Например: полная форма — ценный, краткая форма — ценен, но ценна (ж.р.), ценно (ср.р.).

Поделись с друзьями в социальных сетях:


источники:

http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/prilagatelnyih-pishetsya-n-ili-nn.html

http://budu5.com/manual/chapter/3340