8 кл составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

25 октября 2018 года в с.Яготино прошел окружной этап конкурса «Учитель года — 2019».

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока140.49 КБ
Презентация185.91 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

1. Познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого, способами выражения вспомогательного глагола, уметь находить составное глагольное сказуемое.

2. Определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи. Научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.

3. Воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. Новая тема урока «Составное глагольное сказуемое». Прежде чем перейти к новому материалу, ребята, давайте мы с вами повторим сведения о главных членах предложения.

II. Повторение сведений о главных членах предложения.

  1. — Ребята, восстановите определения :

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

  1. Повторение признаков простого глагольного сказуемого :

— Ребята, чем выражается простое глагольное сказуемое? (слайд)

( выражается глаголом в одном из наклонений, т.е. состоит из одного глагола)

Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». (1924)

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

( В осенней картине всё подчинено грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата)

— Выразительно прочитайте записанное. В данном отрывке найдите и подчеркните грамматическую основу.

— Ребята, сделаем вывод пройденного материала. Какие члены предложения составляют грамматическую основу? Чем выражается простое глагольное сказуемое?

III. Изучение нового материала. Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Ребята, какую цель мы поставим на уроке? Чтобы мы хотели узнать на уроке?

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА

грамматическое значение лексическое значение

(наклонение, время, лицо,

число, в форме пр. вр.- род)

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

IV . Физминутка. Разминка для глаз и кисти рук .

V. Работа по учебнику.

Упражнение 103. Спишите. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Укажите простые и глагольные сказуемые.

Упражнение 104 (работа у доски).

Замените составное глагольное сказуемое со вспомогательным глаголом составным глагольным сказуемым с кратким прилагательным. Как изменится смысл предложения?

Я могу встретить этого человека (рад, обязан, готов, согласен, должен). Я рад встретить этого человека. Я обязан встретить этого человека. Я готов встретить этого человека. Я согласен встретить этого человека. Я должен встретить этого человека.

VI. Тестовые задания.

1. Отметьте предложение с составным глагольным сказуемым.

а) Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге.

б) Я стал слабеть здоровьем.

в) Мой брат – студент.

г) В коридоре было три двери.

2. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

А) Сирень начинает отцветать в начале лета.

Б) Он казался образованным человеком.

В) В путешествии мы узнали много интересного.

Г) Мы предложили ему поиграть с нами.

VII. Домашнее задание.

Упр 106, стр.63. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока: Составное глагольное сказуемое

Восстановите определения: 1) … и … — это грамматическая основа предложения. 2) По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . 3) Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . 4) Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … . 5)Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

Чем выражается простое глагольное сказуемое? Запишите отрывок из стихотворения С.Есенина « Отговорила роща золотая». Отговорила роща золотая Берёзовым, весёлым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ГЛАГОЛ ФОРМА ГЛАГОЛА грамматическое значение лексическое значение (наклонение, время, лицо, число, в форме пр. вр .- род) — Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

Основные вспомогательные глаголы Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания начать стать закончить приняться продолжить желать мечтать хотеть стараться любить

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 8 класса по учебнику «Русский язык. 8 класс». Авторы: С.Т. Бархударов, С.Е. Крючков и др.

Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, — проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател.

Представлениа технологическая карта урока русского языка в 8 классе. Тема «Составное глагольное сказуемое».

Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме «Составное глагольное сказуемое». На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс.

Конспект урока по теме:Тема: “России славный сын”. Повторение грамматического материала: простое и составное глагольное сказуемое.Цели: 1) систематизация и обобщение изученного о простом и составном г.

презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса.

Урок русского языка по теме «Составное глагольное сказуемое» (8 класс)

Открытый урок в 8 классе

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

— закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

— развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;

— прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

1) Организационный момент.

2) Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

3) Повторение сведений о предложении.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

4) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

А) тестовое задание:

Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)

1)Я мечтаю о добром, порядочном друге.

2) Я хочу скорее стать взрослым.

3) Я буду учиться в университете.

4) Я могу ответить на все вопросы.

Запишите отрывок из стихотворения А. Блока

1Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.

Душа не избежит невидимого тленья.

— Выразительно прочитайте записанное.

— Объясните значение слов:

чредой — (неполногласное сочетание), чередой, по очереди.

нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок).

тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.

— Какое настроение создают строки стихотворения?

— Какова тема данного отрывка?

(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).

— С чем автор сравнивает угасание души человеческой?

(С осенним вечером, опадающими листьями).

— Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:

2.Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

— В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.

— В каком наклонении стоят выделенные сказуемые?

— Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?

— Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто.

2) глаголом быть со значением наличия, существования:

У него есть всё, что необходимо для охоты.

3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола:

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

4) междометной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ

6) Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

ГЛАГОЛ

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

ФОРМА ГЛАГОЛА

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?

— Какой глагол несёт грамматическое значение?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).

Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

— Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.

(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).

— Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.

— В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?

7) Работа в группах.

Раздать тексты стихотворений (сильной группе)

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся

Признат(?)ся, что оно бездушье.

Нахальство говорит в открытую:

«Ты что, (не) видишь? Я – нахальство!»

И скромность может (не) ра…считывать

На снисхождение зазнайства.

И ум у глупост… в немилост…,

Добро и худо – не знакомы.

Плюсы пр…тягивают минусы

Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин)

— О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?

— Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)

Задание: списать стихотворение, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. 1 группа : объяснить правописание, 2 группа: подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.

8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(предложение 5, 6)

8) Домашнее задание.

Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

9) Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

«Составное глагольное сказуемое». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели урока:

  • закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;
  • развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание, развивать способность объединять изученные сведения в систему.
  • прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать интерес к истории точных наук и учёным-физикам на материале биографии Исаака Ньютона.

Задачи:

  • активизировать творческий потенциал учеников;
  • развивать самостоятельность, активность;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку в формате Power Point.

I. Организационный момент

– Какие трудности возникли при выполнении домашнего упражнения?
(Слайд №2)

Проверка домашнего упражнения 98:

Коммюнике (франц. communiqué, от лат. communico — сообщаю), официальное сообщение о результатах международных переговоров, о международном соглашении, о важных событиях во внутренней жизни страны, нескл.. ср. БСЭ, 1969-1978

Совместное коммюнике подчёркивало традиционный характер дружественных отношений и успешное развитие разностороннего сотрудничества между странами.
Синонимы — соглашение.

Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми, нескл, ср.
Техническое изобретение или идея, которые дают максимальный практический эффект при минимуме затрат.

Ноухау составило ключевую часть активов компании.

Резюме (от фр. résumé или лат. curriculum vitae — «течение жизни», жизнеописание, произносится кури́кулюм ви́тэ, часто сокращают до CV) — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другой относящейся к делу информации, обычно требуемый при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу, нескл. ср.

Ваше резюме представило Вас нужным компании сотрудником.

Турне – ( французское; слово французского происхождения tournee, от tourner – поворачивать, обойти кругом), 1) путешествие по круговому маршруту, нескл. ср.

Турне миллионера прошло в кругу семьи.

Ралли – (англ.) вид автогонок, проходящих на открытых или закрытых трассах на модифицированных или специально построенных автомобилях, нескл. ср.

Ралли с участием нашей команды прошло в Сахаре.

III. Актуализация изученного материала

1. Словарная работа. (Слайд №3). (Приложение 1)
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Из пропущенных букв составьте слово. (Элемент игры в Балду).

Диф(ф)еренциальный, бе(з,с)заветно экспер…мент, ак(к)умулятор, ун…верситет (ф, з, и, к, и – физик)
– Это слово получилось у нас неслучайно, т.к. для языкового материала урока подобраны предложения из области физики. Но прежде мы проведём теоретическую разминку.

2. Повторение сведений о предложении. (Слайды №4-6)

Предложение. Главные члены предложения.

Грамматическая основа предложения – это … и …
По строению грамматической основы предложения делятся на … и ….
Грамматическая основа простых предложений состоит из ….
Грамматическая основа сложных предложений состоит из ….
Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из ….
Грамматическая основа односоставных предложений состоит из ….
Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или ….
Сказуемое – это … член предложения, который обозначает … и отвечает на вопросы ….
Сказуемые бывают… и составные.

IV. Постановка темы и цели урока (Слайд №7)

Эпиграф к уроку (Слайд №8)

Ньютон был счастливейшим из смертных, ибо существует только одна Вселенная, и Ньютон открыл её законы.

Если мне в жизни и удалось совершить какое-нибудь ценное открытие, то в большей степени за счет терпения и внимания, чем благодаря какому-либо другому таланту.

– Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться различать простое и составное глагольное сказуемое.
Для решения задач урока, реализации его целей мы будем использовать языковой материал об Исааке Ньютоне.

Сообщение ученика. (Слайд №9)

– Исаак Ньютон – английский математик, астроном, физик, механик, заложивший основы классической механики. Он объяснил движение небесных тел – планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Самым известным его открытием был закон всемирного тяготения

V. Формирование новых понятий

1. Работа с учебником . § 20, с. 51-52.
2. Работа со схемой построения составного глагольного сказуемого. (Слайд №10)

Нарисовать схему ПГС и СГС. (Обратить внимание на грамматическое и лексическое значение глаголов в составе СГС)

Схема построения составного глагольного сказуемого.

3. Работа с таблицей «Вспомогательные глаголы и их значение». (Приложение 2)

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Она дается вам как памятка. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные словаНачало, конец, продолжение действияЖелательность, возможность, необходимость действияЭмоциональная оценка действияКраткие прилагательные в роли вспомогательных глаголовФразеологические сочетанияначать
стать
закончить
приняться
продолжить
бросить
пуститься
прекратитьуметь
успеть
желать
мечтать
хотеть
стараться
предполагать
привыкнуть
пытатьсялюбить
нравиться
надеяться
бояться стыдиться
готовиться
ненавидеть
страшиться
труситьрад
должен
готов
обязан
достоиниметь желание
сделать усилие
дать согласие
гореть желанием
иметь честь
иметь намерение
дать обещание
иметь привычку

VI. Усвоение новых знаний

1. Записать примеры предложений, проанализировать их. Обратить внимание на способ выражения сказуемого. (Слайд №11)

Законы механики открыл Исаак Ньютон.
Ещё в детстве Исаак начал мастерить механические игрушки. В отрочестве Ньютон продолжал строить модели водяных мельниц.
Сформулировать собственный вывод, аргументировать ответ.

2. Цифровой диктант с последующей самопроверкой. (Слайд №12)

Распределить сказуемые в соответствии с цифровыми обозначениями в три колонки: в первую – простое глагольное сказуемое, во вторую – составное глагольное сказуемое (ПГ, СГС):

Исаак Ньютон (1606-1642) родился (1) в Англии.

Ньютон хотел надеяться (2), что его род восходит (3) к шотландским дворянам XV века, Однако историки так не считают (4).Предки Ньютона стремились разбогатеть(5). К концу XVI века семья перешла (6) в разряд йоменов (землевладельцев). Отец Ньютона оставил (7) в наследство крупную по тем временам сумму в 500 фунтов стерлингов и несколько сот акров плодородной земли, занятой полями и лесами.
Исаак с 12 учился (8) в школе в Грэнтеме. В 1659 году мать вернула (9) его в поместье и попыталась возложить (10) на 16-летнего сына часть дел по управлению хозяйством.
(1.3.4.6,7,8.9//2.5.10)

VII. Закрепление новых знаний

1. Вопрос: что выражают вспомогательные глаголы?

1) Юношей Ньютон начинала шлифовать зеркала, призмы и линзы.
(Фаза действия (продолжает урок, закончил петь). (Слайд №13)

2) В молодости Исаак Ньютон хотел создать зеркальный телескоп для наблюдений звёздного неба. (Отношение деятеля к действию) (Слайд №14)
Этим оптическим прибором он рад был помочь астрономам. (Эмоциональная оценка действия)

Р.р. Творческие задания

I группа. (Слайд №15)

1. Замените простые глагольные сказуемые составными.

1. Исаак читал книги.
2. Ньютон учился в Кембриджском университете.
3. В студенческие годы Исаак мастерил научные инструменты.

Примерные ответы: стремился учиться, продолжал мастерить.

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Согласно легенде, закон тяготения Ньютон сумел открыть, наблюдая падение яблока с ветки дерева.

3.Выполните пунктуационный разбор предложения:

Ньютон продолжал экспериментировать с цветом, доказав, что белый свет не первичен, а состоит из цветных компонентов с разными углами преломления. (Слайд №17)

4. Определите, чем выражено сказуемое. (Слайд №18)

Учёный мечтал написать книгу о математических началах. В этом труде Ньютон готов был определить базовые начала механики. Ньютон сумел сформулировать три закона механики. Он должен был много трудиться.

Способы выражения составного глагольного сказуемого.

Способ выраженияПример
Модальный глагол (хотеть, мочь и пр.)
Глагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)
Глагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)
Краткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)

Самопроверка. (Слайд №19):

Способ выражения

ПримерМодальный глагол (хотеть, мочь и пр.)смог получить, помогли привестиГлагол, обозначающий фазу действия (начинать, кончать и т. п.)начал учиться, продолжил обучаться, продолжали складываться, закончил строитьГлагол, обозначающий эмоциональную оценку действия (любить, бояться)любил посвящатьКраткие прилагательные или наречия с модальным значением (должен, рад, обязан, надо и т.п.)надо было проводить, рада была возвести

Ньютон Исаак (1643-1727 гг.)

Английский математик, физик, алхимик и историк. Родился в семье фермера.
В12 лет начал учиться в Грантемской школе, в 1661 г продолжил обучаться в колледже Св. Троицы (Тринити-колледж) Кембриджского университета в качестве субсайзера (так назывались бедные студенты, выполнявшие для заработка обязанности слуг в колледже).
Окончив университет, Ньютон в 1665 г смог получить ученую степень бакалавра. В 1665-1667 гг. у него продолжали складываться в основном те идеи, которые помогли привести его к созданию дифференциального и интегрального исчислений, изобретению зеркального телескопа, открытию закона всемирного тяготения.
В Кембридже ему надо было проводить опыты по разложению света. В 1668 г. Ньютону была присвоена степень магистра. В 1671 г. Ньютон закончил строить второй зеркальный телескоп — больших размеров и лучшего качества. Ньютону принадлежат обоснованные тончайшими экспериментами представления о монохроматических световых лучах и периодичности их свойств, лежащие в основе физической оптики.
В 1687 г. Ньютон опубликовал свой грандиозный труд «Математические начала натуральной философии» (кратко — «Начала»), заложивший основы не только рациональной механики, но и всего математического естествознания. «Начала» содержали законы динамики, закон всемирного тяготения с эффективными приложениями к движению небесных тел, истоки учения о движении и сопротивлении жидкостей и газов, включая акустику.
В 1705 г. за научные труды королева Анна рада была возвести его в рыцарское звание. В последние годы жизни Ньютон много времени любил посвящать теологии и античной и библейской истории. Похоронен Ньютон в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве.

VII. Проверка полученных знаний с последующей самопроверкой

– На этом уроке мы говорили о составном глагольном сказуемом. Почему сказуемое называется составным? Глагольным?
Обращаю ваше внимание на то, что в составном глагольном сказуемом обязательно должен присутствовать инфинитив.

Проверочная работа. Выпишите составные глагольные сказуемые (Приложение 5)

(1) Маленький Исаак постоянно был одинок.(2) Сверстники не слишком хорошо к нему относились потому, что он всегда мог выиграть в шашки и другие игры, требующие сообразительности.(3) Молодой Ньютон не мог подружиться ни с кем из этой ребятни.(4) Так началось его одиночество – от рождения и до смерти.
(5)В студенческие годы он чувствовал, что способен решить проблемы, которые веками волновали человечество. (6)При одной только мысли об этом он ощущал бешеное нетерпение и ненасытную страсть первооткрывателя. (7)Конечно, в Кембридже он станет магистром, затем членом колледжа, может быть, профессором. (8)Он знал, что члены колледжа не могли жениться. (9)Ньютон не жалел об этом.(10) Его любовью стала математика.
(11) Он прекрасно знал анатомию и физиологию, различные методы лечения, что в большей мере способствовало его завидному долголетию.
(12)Он не особенно жаловал литературу и совсем не любил поэзию, живопись и скульптуру.
(13)Ньютон с детства смог внедрить в свое сознание, что ложь, эгоизм, насилие, потеря контроля над своими чувствами и действиями – смертные грехи. (14)Он был истинным сыном своего пуританского века.
(15)Для Ньютона характерна вера в изначальный ясный смысл Библии. (16) Он старался устранить расхождения между хронологией светской и хронологией Ветхого Завета.
(17) Страсть к научным занятиям не могла покинуть его и в поздние лондонские годы. (18) Хотя творческий возраст его давно уже миновал, он старался строго соблюдать раз и навсегда установленный им для себя режим занятий.(19) Никто и никогда не видел его без работы. (20)Работа служила ему бальзамом от душевного беспокойства.

(2) мог выиграть
(3) не мог подружиться
(5) что способен решить
(8) не могли жениться
(13) смог внедрить
(16) старался устранить
(17) не могла покинуть
(18) старался соблюдать

Взаимопроверка. (Слайд №21)

VIII. Рефлексия

Самоанализ деятельности на уроке.

1. Прочитайте цель урока. (Слайд №22)
2. Достигли ли вы целей урока?
3. В какой степени? Что помогло и что мешало вашей работе на уроке?
4. Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

IX. Домашнее задание

Прочитаю по учебнику §20, упр. 105.

X. Релаксация (Слайд №23)

Аркадий Лебедев – «Однажды сэр Исаак Ньютон»


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-klass-858904.html

http://urok.1sept.ru/articles/646947