8 класс конспект буквы н нн в суффиксах прилагательных причастий и наречий

Урок русского языка по теме «Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий

Осипова Татьяна Халилбаговна,

учитель русского языка

МАОУ «Светлинская средняя

общеобразовательная школа №2»

УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.

Урок № 3.Повторение изученного в 5-7 классах.

Буквы Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.(1 час)

Тип урок а: комбинированный.

Цель урока: 1 ) Закрепить знание правил написания Н и НН в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий .

Задачи урока:1) Учить различать прилагательные, причастия и наречия, определять их состав.

2) Знать условия выбора Н и НН в словах .

3) Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты : учащиеся различают части речи, знают строение слов, умеют применять знания на практике, логически излагают свои мысли, умеют аргументировать, доказывать свою точку зрения;

Оборудование : карточки, раздаточный материал.

II .Актуализация знаний.

— На прошлом уроке мы говорили о стилях речи, подбирали к каждому стилю речевую ситуацию. Прочитайте данный текст, определите стиль, тип речи, речевую ситуацию (раздаточный материал).

Мы вошли в лес который был освеще___ лучами осен___его солнца. Расчищен___ая дорожка вела к неугомон___ому морю. Мы часто останавливались поражен___ые красотой необыкновен____ого леса. Позолочен____ые солнцем листья радуют взор. Лесные дорожки пустын____ы но иногда попадается дача окружен____ая деревян____ым выкрашен____ым маслян____ой краской красивым забором.

-Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Как называется данная орфограмма? Какие затруднения возникли? Почему?

III .Объяснение темы урока. -Сегодня на уроке мы вспомним правописание суффиксов Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

IV. Актуализация знаний. Работа со схемой-алгоритмом.

У прилагательных пиши:

“ сделанный из. ”-ан, -ян, -ин

НО! Оловянный, деревянный, стеклянный

2) Основа на. н + н Туман + н = туманный Сон + н = сонный

3) Отглагольные прилагательные Печеный (картофель)

образовано от существительных при помощи суффиксов – енн, -онн

Соломенный, Станционный НО! Ветреный

У причастий пиши :

1) приставка (кроме не-) освещенный

2) зависимое слово сорванной (ветром)

3) от глагола совершенного вида рассказанная, купленная

4) образованы при помощи суффиксов – ова, — ева

НО! Кованый, жеваный

1) краткая форма причастий

— ен куплены, посажена

-н прочитана, вырезано

-н засеяно, повеяно

2) причастия несовершенного видаРаненый (солдат)

Правописание -Н- и -НН- в наречиях

Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы

Объяснял путано (путаный) Говорил торжественно (торжественный)

Отличай наречие от краткого причастия!

1)Упражнения 12,15,16 (выполняются выборочно) Задание: отработка навыка правописания Н иНН

V. Проверочная работа. Спишите, вставляя Н или НН, распределяя их в две колонки. Разберите по составу выделенные причастия.

Освеще_ая площадка, рассея_ый ученик, приведе_ый пример, купле_ый товар, ране_ый боец, краше_ая блондинка, перекраше_ые стены, некраше_ый пол, организова_ая спонсорами, рва_ая куртка, оторва_ый рукав, лома_ая линия, слома_ая игрушка, встревожа_ый известием, исправле_ая ошибка, реза_ая рана, подреза_ые деревья.

Рассортирова_ый, суше_ый, подсуше_ый, полирова_ый, туше_ый, оглуше_ый, точе_ый, подточе_ый, туше_ый в гусятнице, травмирова_ый, глаже_ый, фарширова_ый, посеребре_ый , кале_ый, раскроше_ый, реза_ый, размассирова_ый, маза_ый, крошеч_ый.

Работа по карточке.

Задание : из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

Сделайте выводы о том, как различить наречия и краткие причастия? В чем различия их написания? Какие трудные случаи написания данной орфограммы в причастиях и прилагательных вы можете назвать?

VII . Дом. задание: выучить алгоритм, упр.18

Методическое обеспечение урока:

1) Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 кл.» М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.,М,: дрофа, 2012

2) Уроки русского языка в 8 классе : поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова / сост. О.А. Финтисова. — Волгоград : Учитель, 2010.

Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

8 кл Урок 5. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Просмотр содержимого документа
«Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

Урок 5. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Цели: учить применять правила написания букв н — нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; формировать умение отличать краткие прилагательные от кратких причастий, наречий и слов категории состояния; воспитывать культуру грамотного письма.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Педагогические задачи: создать условия для повторения условий выбора н и нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; отработки умения графически обозначать условия выбора данных орфограмм; обучения разграничению кратких прилагательных и кратких причастий, наречий и слов категории состояния. Способствовать развитию познавательных психических процессов. Содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные — определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные — осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные: проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

(Два ученика работают у доски, остальные — в тетрадях.)

Блестеть, забираю, горит, равнина, вырастить, Ростов, непромокаемый плащ, гореть, располагать, вычесть, посвятить жизнь науке, блистать на балу, сильное возгорание, подровнять чёлку, цветы увядают, разрядить ружьё, лестное сравнение.

(Проверка, анализ ошибок.)

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 19 — составление схем предложений на доске.)

IV. Работа по теме урока

1. Работа по карточкам

— Образуйте от существительных прилагательные.

Длина, письмо, торжество, сукно, кость, дерево, нефть, тыква, окно, авиация, листва, батальон, ветер.

— Вставьте пропущенные буквы, подчеркните их.

Родстве..ый, серебря..ый, тыкве..ый, ремесле..ый, кожа..ый, оловя..ый, станцио..ый, подли..ый, клюкве..ый, отчая..ый, промышле..ый, сан..ый, пустын..ый, несчаст..ый, петуши..ый.

2. Обсуждение вопроса

На доске слова: алычовый — грушевый.

— К какой части речи относятся эти слова?

— Как вы это определили?

— Вспомните правило написания о/ё после шипящих в суффиксах прилагательных. Прочитайте эти слова вслух.

— Объясните, почему в слове грушевый пишется е, а в слове алычовый —о.

— От каких слов образованы прилагательные, написанные на доске? К какой части речи они относятся? Сделайте вывод: от какой части речи могут образовываться прилагательные.

— Не все прилагательные образуются от существительных. Некоторые из них образуются и от глаголов, например: мощеная (дорога), жареная (картошка), вареная (рыба).

— А какая еще часть речи образуется от глагола и отвечает на вопрос какой?

— Чем отличаются отглагольные прилагательные от причастий?

Определите где причастие, а где отглагольное прилагательное:

сваренный суп, приготовленный суп, мощеная дорога, вымощенная дорога, вязаный свитер, вязанный крючком, груженая машина, груженная кирпичом

Сегодня на уроке мы будем изучать правописание н и нн в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.

— Почему для написания букв н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий важно определить, какой частью речи является слово?

(Чтобы не ошибиться, нужно сначала определить часть речи, а потом применить соответствующее правило)

3. Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 18, 19).

Обучающиеся изучают таблицу и отмечают, что правописание н и нн в суффиксах зависит от части речи.

Чтобы не ошибиться на письме, нужно усвоить алгоритм. (См. Ресурсный материал.)

Алгоритм правописания н и нн в причастиях, прилагательных и наречиях

Слово отвечает на вопрос какой? и образовано

Буквы н и нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Цель : активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока : повторительно-обобщающий.

Скачать:

ВложениеРазмер
bukvy_n_i_nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,
ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ

Цель: активизировать и закрепить знание правил написания н/нн в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

I. Устная разминка по правилам: н/нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

II. Работа со словарным словом: классика.

III. Выполнение упражнения 21.

Обозначить условия выбора орфограммы на месте скобок.

IV. Индивидуальная работа по упражнениям 22, 23.

V. Распределительный диктант.

Текст читается учителем, учащиеся по ходу чтения выписывают слова с н/нн в два столбика.

Задание: из данного текста выписать слова с изучаемой орфограммой в два столбика: с н и с нн ; графически объяснить условия написания, указать часть речи.

Образец: ра нн им – прил., основа на н + суффикс — н- .

Ра..им утром, едва забрезжил рассвет, я возвращался в знакомые места нехоже..ыми тропами. В дали, неяс..ой и тума..ой, мне уже мерещилась картина родного села. Торопливо ступая по некоше..ой траве, я представлял, как подойду к своему дому, покосившемуся от древности, но по-прежнему приветливому и дорогому.

Мне хотелось поскорее увидеть с детства знакомую рощу, старый колодец, наш палисадник с кустами жасмина и роз.

Погруже..ый в свои воспоминания, я незамет..о приблизился к околице и, удивле..ый, остановился в начале улицы. На самом краю села стоял ветхий дом, нисколько не изменившийся с тех пор, как я отсюда уехал. Все эти годы, на протяжении многих лет, куда бы меня ни забросила судьба, как бы далеко ни был от этих мест, я всегда неизме..о носил в своем сердце образ родного дома…

В центре палисадника разросся большой розовый куст, на котором расцвела нежная роза. Цветник запуще. сор..ые травы сплелись на вросших в землю клумбах и дорожках, никем не расчище..ых и уже давно никем не посыпа..ых песком. Деревя..ая решетка, далеко не новая, совсем рассохлась, облезла и развалилась.

Крапива занимала целый угол цветника, словно служила фоном для неж..ого блед..о-розового цвета. Но рядом с крапивой была роза, а не что иное.

Утре..яя роса оставила на лепестках розы несколько слезинок, в которых играло солнце. Роза точно плакала.

Домашнее задание: § 4, упр. 24; повторить правила правописания не с различными частями речи. Словарное слово: массив.

Задание: вставьте подходящие по смыслу прилагательные с суффиксом -енн-.

Зрелище было … . На суде были представлены … доказательства. Ребята собирают … растения. Была послана … телеграмма. Погода была … .

Задание: в предложениях выделенные существительные замените прилагательными с н или нн.

Кашу полили жиром гуся . Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена . Невдалеке раздавалось кряканье утки . Меня разбудило чириканье воробья . По степи раздавался топот лошади . В книге лежало перо петуха . Это была песня лебедя . Этот камень в народе называют «глаз сокола ». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур ». В ушах переливались серьги из серебра .

Задание: из данных рядов слов выберите одно «лишнее» слово, устно объясните написание.

1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.

2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.

3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.

4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.

5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.

6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

7. Многото..ый, миллио..ый, карто..ый, авиацио..ый.

8. Семе..ой, льня..ой, племе..ой, стреме..ой.

9. Орли..ый, сме..ый, суко..ый, жизне..ый.

10. Карава..ый, скобя..ая, слюдя..ая, ледя..ой.

– Если пишется одна буква н в слове, то поднимите правую руку, если две буквы н , то встаньте.

Проводится, когда учащиеся, по мнению учителя, устали при выполнении письменной работы.

В ра..ем возрасте отец впервые взял меня на весе..ий тетереви..ый ток. В ночной предутре..ей темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.

Первые охотничьи вылазки научили меня видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути..ые выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песча..ом берегу и следил за сделанным из гуси..ого пера маленьким поплавком. Дерзкий ветерок пузырем надувал за спиной льня..ую рубаху. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотичек, толстоспи..ых серебря..ых головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотня..ую сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревя. ыми ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы!

(По И. Соколову-Микитову.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н-НН в суффиксах имён прилагательных, причастиях, наречиях.

Данная презентация представляет обобщённый теоретический материал по теме, предлагает упражнения для тренировки. Удобна при подготовке к экзаменам, итоговом повторении.

Урок в 6 классе по теме: «Правописание букв Н и НН в суффиксах имен прилагательных» с презентацией

Технолог7ичес5кая карта урока.

Урок в 6 классе «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)»

На сегодня актуальной проблемой остается использования новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии могут использоваться на различных этапах урока.

« Буквы ч и щ в суффиксах имен существительных – чик (– щик)»

Конспект урока по русскому языку.

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий.

Материал для подготовки к ЕГЭ иОГЭ.

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик)».

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.Цель урока : познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик, -щик; научить применять этот способ дейст.

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Написание гласных букв «е» и «и» в суффиксах имен существительных -ек, -ик»

Лучше использовать в классах со средним и высоким уровнем подготовки.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/bukvy-n-nn-v-suffiksakh-prilagatelnykh-prichastii.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/11/04/bukvy-n-i-nn-v-suffiksah-imen-prilagatelnyh-prichastiy-i