8 класс ладыженская подлежащее сказуемое

Урок русского языка в 8 классе «Подлежащее»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Материал содержит урок и презентацию по теме «Подлежащее»

Скачать:

ВложениеРазмер
podlezhashchee.zip780.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кокинская основная общеобразовательная школа»

(Конкурс «Мой лучший урок)

Учитель русского языка и

к плану-конспекту урока

по русскому языку

по теме: «Подлежащее»

Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Подлежащее». Работа в 8 классе ведется по учебнику С.Г.Бархударов и др., в соответствии с авторской программой М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .

На реализацию данного курса отводится 102 часа (3ч. в неделю), раздел «Двусоставные предложения». Тема «Подлежащее» первая в разделе.

Данный урок соответствует типу: урок изучения нового — традиционный (комбинированный)

Использовались следующие этапы:

— подготовка к экзамену.

3. Формулирование темы и цели урока.

4. Работа с материалом учебника.

5. Первичное закрепление.

6.Закрепление материала на практике:

— работа по карточкам;

8. Домашнее задание.

Начало урока организовано. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший.

Далее орфографический диктант, который повторяет орфограммы и способы связи слов в словосочетании. Этот этап плавно подводит к подготовке к экзамену. На уроке присутствуют разные формы работы: письменная и устная. Содержание урока оптимально, методы обучения — словесный, наглядный. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Каждый ученик может ответить и проверить свои знания. Очень плавно подведены дети к теме урока.

Использованы разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности учащиеся не устанут, хотя плотность урока высокая.

Структура урока четкая, соответствует типу и целям урока. На каждом этапе подводятся небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому — плавный. Каждый учащийся сможет поработать совместно с учителем и самостоятельно.

Тема урока: «Подлежащее».

Тип урока : урок изучения нового — традиционный (комбинированный)

Форма урока : учебный и трудовой практикум

Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, ИКТ

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки.

Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять подлежащее, определять способы его выражения; создание условий для расширения и углубления представления о подлежащем как главном члене предложения.

1.Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании»

2.Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.

3.Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.

Слово учителя: Здравствуйте, садитесь.

За окнами осень – чудесная пора, золотые краски природы подарят нам хорошее настроение. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. (слайд 1)

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

— Начнем наш урок с повторения орфографии.

(Орфографический диктант с грамматическим заданием).

Дружные ровесники, талантливый кандидат, участвовать в олимпиаде, приоритет в науке, привилегия надолго, президент в президиуме, интересная профессия, подлинный героизм, чествовать ветеранов, упасть навзничь, просить подаяние.

— Проверьте работу по слайду 2 . Оцените себя.

— Какими способами могут быть связаны слова в словосочетании?

— Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания. (слайд 3)

— Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.

Подготовка к экзамену

— Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.

– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление: каменное строение, золотой крест (строение из камня, крест из золота)

— А что можно построить при помощи словосочетаний?

— Правильно, из словосочетаний строятся предложения.

Р/Р Составьте с любыми 2 словосочетаниями предложения. Подчеркните основу.

— А что составляет основу предложения? Подчеркните подлежащее и сказуемое.

3.Формулирование темы и цели урока:

— Предлагаю выполнить задание.

— Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова. Подчеркните в карточках только подлежащее. (слайд 4).

Данные предложения «рассыпались», помогите найти в них подлежащее, не соединяя слова: (приложение 1)

деревья, от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека, ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька, санках;

Деревья , от, гнулись, ветерка, малейшего;

реку, Грека , ехал, через;

везёт, на, Соньку, Санька , санках;

— Итак, ребята, кто-то из вас, может быть, уже определил тему урока?

— Верно, сегодня на уроке мы вспомним, что такое подлежащее, узнаем, какими частями речи, кроме существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение выделять подлежащее.

— Запишем тему урока (слайд 5)

— Вспомним определение подлежащего.

— Что обозначает подлежащее?

— На какие вопросы отвечает?

— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

— Итак, п о д л е ж а щ е е – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в им.п. и согласуется со сказуемым в роде, числе и падеже. (слайд 6)

— Однако только ли существительные могут играть роль подлежащего? Об этом узнаем, прочитав параграф 11.

4. Работа с материалом учебника § 11. Чтение материала учеником.

5. Первичное закрепление:

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

– Составим таблицу «Способы выражения подлежащего». Разделите тетрадь на 2 колоночки: 1.Способы выражения подлежащего; 2.Примеры.

Для примера сначала запишем вместе. Можно работать в парах.

— Зачитаем, что у вас получилось?

6. Закрепление материала на практике.

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

— Выписать из упражнения примеры на разные способы выражения подлежащего.

Упр. 116 . Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначить грамматическую основу предложений. Указать, чем выражены подлежащие.

Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. ( Пауст). 2 ) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.) оглянулось. Иные ( опред. мест.) вздрогнули. Другие ( опред. мест.) отошли в сторону. (М.Г.) 3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.) , поднятые высоко. ( А.Н.Т.)4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.) выехали до заката солнца. ( Шол.)5) Танцующие ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. ( Купр.)6) Вот раздалося ау ( межд. в знач. сущ.) вдалеке. ( Н.)7) Двое ( числ. в знач. сущ.) уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . ( Ю.Олёша) 8) Там, где садилось солнце ( сущ.) , обозначился слабый румянец( сущ.) зари. (Шукш.) 9) Был уже полдень( сущ.) , когда мы ( личн. мест.) возвратились в Степанчиково. (Дост.) 10) Дом отдыха ( неделимое словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. (Пауст.)11) Б ольшинство знакомых ребят ( неделимое словос.) уже разъехалось по дачам. (А.Г.) 12) Балтийское море( неделимое словос.) глубоко вдаётся в материк Европы. (Н.М.)

— У вас на столе карточки. Запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, укажите чем выражено подлежащее, ?(отметьте в словах орфограммы) (в парах): (слайд 7 при проверке)

Сытый голодного не разумеет.

Семеро одного не ждут.

Понимать – значит сочувствовать.

Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.

Большое окно было распахнуто.

Большое видится на расстоянии.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

— Посмотрим, как вы сегодня усвоили тему. Выполним тест. (Приложение 2)

Тест. — Отметьте предложения, в которых подлежащее выражено:

а) именем существительным в им.п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом… 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака.

б) местоимением: 1. Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру… 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.

в) неопределенной формой глагола: 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями – праздник для меня. 6. Наша задача – беречь природу. 7. Беречь природу – значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры – мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше.

д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять. 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

— Подведем итог нашего урока.

— У кого есть вопросы ко мне по теме урока? Может быть, с чем-то не разобрались?

— Тогда у меня есть несколько вопросов к вам.

1. Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа КТО? ЧТО?).

2. Какая часть речи может занять место подлежащего? (любая).

8. Домашнее задание. (слайд 8)

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

— Написать мини-сочинение (7-8 предложений) на тему «Осень», используя в предложениях разные способы выражения подлежащего.

Конспект урока русского языка 8 класс (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Конспект урока русского языка 8 класс (По учебнику Т.А. Ладыженской)

Тема: Главные члены предложения . Подлежащее. Сказуемое. (§ 17-18)

Цели урока: познакомить учащихся со способами выражения подлежащего и сказуемого, научить их находить подлежащее и сказуемое и определять способы их выражения.

1. Повторение пройденного на предыдущих уроках. Что называется согласованием, управлением и примыканием?

Задание для класса: запишите предложения, выпишите словосочетания, разные по строению, сделайте синтаксический разбор одного из них.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

II. Повторение сведений о главных членах предложения. Что называется подлежащим, сказуемым?

Объяснение нового материала проводится через наблюдения учащихся (с. 46 § 17). На доске проектируется текст.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.

Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.

Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:

«Где они? Я только одного сына видел».

Задание к тексту: подчеркнуть в каждом предложении подлежащие, обозначить, какой частью речи выражены.

Учащиеся делают вывод : подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи. Подлежащее может быть выражено словосочетаниями. Чтение теоретических сведений о подлежащем на с. 46.

Тренировочные упражнения (§ 17).

1. В упр. 90 на с. 46 учащиеся находят подлежащие, определяют, какой частью речи они выражены.

2. Конструирование предложений со словами из рамки в роли подлежащего (упр. 92 на с. 47).

Особое внимание следует обратить на трудные случаи согласования сказуемых с подлежащими, выраженными словосочетаниями:

1) Если подлежащее выражено сочетанием собирательного существительного ( большинство, меньшинство, множество, ряд, группа ) с существительными в родительном падеже, то сказуемое ставится в форме единственного числа (в прошедшем времени оно согласуется в роде с первым из этих существительных): ряд заводов уже выполнил план заказов; группа спортсменов закончила тренировку.

Однако, если собирательное существительное сочетается с несколькими существительными в родительном падеже множественного числа, то и сказуемое может быть поставлено в форме множественного числа: Большинство ученых, писателей, артистов горячо приветствовали мирную инициативу Российской Федерации.

2) Если подлежащее выражено словами много, немного, несколько или числительными в сочетании с родительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе (в прошедшем времени — в среднем роде): Несколько дней прошло в напряженном ожидании.

Однако при существительном в родительном падеже, обозначающем лицо, глагол-сказуемое ставится во множественном числе: Несколько старушек в веселых ситцевых платочках сидели на лавке.

Приводим текст для устного анализа.

Серия опытов ученых-биохимиков доказала, что большинство элементов присутствует в живых организмах. Множество элементов обнаружено и в клетках тела человека. Там найдены железо, марганец, йод, мышьяк. Количество этих элементов в организме ничтожно, но без них не могут обойтись ни растения, ни животные, ни человек. А сами животные и растения вызывают глубокие изменения земной коры и атмосферы. Например, масса растений на Земле вызвала появление кислорода в воздухе.

• Найдите подлежащие и определите, какой частью речи они выражены.

Работая с материалом § 18, учащиеся отвечают на вопросы, читают теоретические сведения на с. 48, выполняют упр. 95, подчеркивают сказуемые, указывают, какой частью речи они выражены.

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание дифференцированного характера: а) учить теоретический материал на с. 46, 48 § 17, 18; б) выполнить упр. 91, 93 на с. 47.

Открытый урок по русскому языку на тему: » Главные члены предложения ». в 8 классе

Главные члены предложения довольно легко усваиваются уч-ся. Это не сложная, а очень познавательная и интересная тема

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: » Главные члены предложения ». в 8 классе»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Гюлова З.Д.

Открытый урок по русскому языку в 8 классе на тему: “Главные члены предложения”.

Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее.

Цели: дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;

Отработать умения находить подлежащее в предложении, определять способы выражения подлежащего.

За окнами осень – чудесная пора. Золотые краски природы и яркое солнце, не по-осеннему тёплое, дарит нам хорошее настроение. Но хмурое небо и мелкий холодный дождь не должны нас особо расстраивать. Они, конечно, вызывают грусть, но грусть светлую. Тем более, у нас сегодня гости, которые пришли с добром. Пусть атмосфера доброжелательного сотрудничества царит в течение всего урока. А теперь за работу!

Что такое счастье? Молодым умом

Постигать науку на пути земном.

— Вот и мы сегодня постигаем науку, новые секреты русского языка. Автор строк видит в этом счастье. А в конце урока вы поделитесь своими мыслями, чувствами, скажете, принесла ли вам работа на уроке удовлетворение.

Начнём работу с орфографической разминки, вспомним орфограммы, с которыми мы работали, закрепим знания по пройденным темам.

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая разминка

Откроешь настежь, отрежь кусок, крупный лещ, испечь пирог, касаешься и обжигаешься; кошеный луг, сваренное мясо, кожаный пояс, крашеный масляной краской пол, вследствие дождя.

— Объясните орфограммы, вывод.

— С какими синтаксическими единицами работали?

— Какой связью связаны слова в словосочетании?

— Определите вид подчинительной связи в словосочетании.

— Какие сочетания не являются словосочетаниями? Почему?

— Какую синтаксическую функцию выполняют словосочетания?

— Для каких синтаксических единиц словосочетания служат строительным материалом?

— Какова синтаксическая функция предложения?

— Что составляет основу предложения?

— Какая связь между главными членами предложения?

— Какие бывают предложения по наличию грамматической основы?

— По структуре грамматической основы?

2. Синтаксическая разминка.

Работа избавляет нас от трех зол: скуки, порока, нужды.

— Сделайте устно пунктуационный разбор.

— Назовите грамматическую основу, чем она выражена?

— О чем мы сегодня будем говорить?

III. Работа по теме урока.

Наша задача сегодня дополнить свои знания о подлежащем, отработать умения находить в предложении, определять способы его выражения.

— Что такое подлежащее?

— Что подлежащее показывает в предложении? Что называет?

— Дайте определение подлежащего.

— Чем обычно выражается подлежащее, какой частью речи?

— Что подразумевается под словом обычно?

2. Анализ предложений

— Найдите грамматическую основу, определите, чем оно выражено.

1) Сквозь тучи пробился луч солнца.

2) Я люблю тебя, жизнь.

3) Кто- то теряет, а кто- то находит.

4)Никто не знает, что нас ожидает.

5) Четыре делится на два.

6) Школьная столовая расположена на первом этаже.

7) Присутствующие говорили о разном.

8) Наше завтра будет прекрасно.

9) Вот раздалося ау вдалеке.

10) Мы с тобой одной крови.

11) Несколько человек стояли у ворот.

12) Для меня жить – значить работать.

Вывод: подлежащим может быть любая часть речи в значении существительного или словосочетание, синтаксически неделимое.

3. Знакомство с понятием субстанцивация

— Определите способ образования слов столовая и присутствующие.

— Прилагательные и причастия, занимая место подлежащего, приобретают некоторые признаки существительного и могут перейти в существительные. Такие прилагательные и причастия называются субстантивными.

В лингвистике переход частей речи в разряд существительных называется субстанцивация.

— Подведем итоги по способам выражения подлежащего.

— Вы можете ошибиться в разграничении подлежащего, выраженного сущ. в и.п. и дополнения в форме в.п.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа на доске.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

— Найдите подлежащее.От чего зависит определение подлежащего: от смысла или порядка слов?

— Каков порядок слов здесь?

— Чем служит инверсия в этих предложениях?

2. Работа с текстом.

( Маршрутный лист на партах у каждого ученика)

В Дагестане живут и работают трудолюбивые люди.

Они выращивают пшеницу, виноград, овощи и фрукты.

Отдыхающие могут наслаждаться гостеприимными пляжами на берегу Каспийского моря.

Собрать урожай в срок – дело непростое.

Пять – оценка, на которую наработали дагестанские агрономы во время посевной.

Громкое ура сопровождало сообщение о рекордном урожае. Несколько районов республики поставляя йод.

Завтра нашей республики будет светлым и радостным.

— Определите стиль языка, тип речи, тему, основную мысль».

— Подчеркните главные члены, определите способ выражения подлежащего.

3. Работа с учебником. Упражнение №90.

V. Подведение итогов урока.

— О чем мы с вами говорили? Что нового узнали о подлежащем?

— Вы довольны своей работой?

Довольны – значит счастливы. Давайте вернемся к эпиграфу.

Можно ли стать счастливым, постигая новое?

— Зачем нам знания? Где мы можем их применять? С какой целью?

Будьте счастливы, получайте знания и не позволяйте душе лениться.

VI. Домашнее задание: упр.91 (1 вариант), упр.93 ( 2 вариант).


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-klass-po-uchebniku-ta-ladizhenskoy-1288232.html

http://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-na-temu-glavnye-1.html