8 класс правописание не различными частями речи

Памятка «НЕ с разными частями речи» (8 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Памятка содержит теоретические сведения о правописании частицы НЕ с глаголами, деепричастиями, существительными, прилагательными, причастниями и наречиями, а также примеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
pamyatka_ne_s_raznymi_chastyami_rechi.docx15.71 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

НЕ с разными частями речи

Например: не раздумывать

Если не употребляется без НЕ.

Например: не раздумывая

Если не употребляются без НЕ.

1. Если НЕ является отрицательной частицей.

Например: это не шутки .

2. Если есть противопоставление с союзом а .

Например: не правда, а ложь .

1. Если не употребляется без НЕ.

2. Если можно заменить синонимом без НЕ.

Например: незадача (трудность).

1. Если есть противопоставление с союзом а .

Например: не широкая, а узкая улица .

2. Если в предложении есть слова далеко не, отнюдь не, нисколько не, вовсе не, ничуть не .

Например: мальчик вовсе не глупый .

1. Если не употребляется без НЕ.

2. Если можно заменить синонимом без НЕ.

Например: небольшой (маленький) .

1. Если есть противопоставление с союзом а .

Например: не списанная, а решённая самостоятельно .

2. Если есть зависимые слова.

Например: не исправленная вовремя ошибка .

3. С краткими причастиями.

Например: не устроена .

Все остальные случаи

1. Если есть противопоставление с союзом а .

Например: не хорошо, а плохо .

2. Если в предложении есть слова Далеко не, совсем не, нисколько не, вовсе не, никогда не, ничуть не.

Например: вовсе не страшно .

3. Если наречие оканчивается не на — о , — е .

Например: не по-товарищески .

1. Если не употребляется без НЕ.

2. Если можно заменить синонимом без НЕ.

Например: неискренне (фальшиво) .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.

Открытый урок русского языка «Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи»

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса.

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса.

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Написание не с разными частями речи» по технологии РКМ

Учебно-методические материалы к урокам русского языка в 6 — 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич.

Правописание Н-НН в словах разных частей речи

Презентация используется при подготовке к ЕГЭ в 11 классе , ГИА в 9 классе, повторении пройденного материала в 7 классе общеобразовательной школы.

Конспект по русскому языку на тему » Слитное и раздельное написание не — с разными частями речи» ( 8класс )

Русский язык 8 класс Урок №____ дата___________

Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи

Педагогические задачи : создать условия для повторения условий выбора слитного и раздельного написания частицы не с глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными; способствовать формированию умения различать частицу не и приставку не-, развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку

Предметные : имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения; связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества. Владеют всеми видами речевой деятельности (аудирование и чтение: понимают содержание устного и письменного сообщения, владеют навыками информационной переработки прочитанного текста; говорение и письмо: способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), выразить свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности; соблюдают основные правила орфографии и пунктуации; осуществляют речевой самоконтроль; владеют основами научных знаний о родном языке)

Познавательные — адекватно воспринимают содержание устного и письменного сообщения; знают разные виды чтения; способны извлекать информацию из различных источников; владеют приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способны свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; используют родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Регулятивные — определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные — осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Личностные : проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию; понимают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных способностей; имеют объемный словарный запас; усваивают грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

— Аудиозапись отрывков из стихотворений С. Есенина

Форма урока : Урок-обобщение знаний

1. Организационный момент

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

Доброе утро всем!

Доброе утро МНЕ!

Я скажу слова «Доброе утро . « и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой — значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

— Доброе утро, Дарья. ( машет и отвечает: «Доброе утро!»

— Доброе утро всем мальчикам. (-//-//-//- )

— Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! .

— Доброе утро всем, кто любит конфеты! .

— Доброе утро всем, кто хочет учиться

2. Запись даты и классной работы в тетрадь

Оставьте две строки для записи темы урока

Задание: запишите первые буквы сказуемых, и вы получите слово, необходимое для нашего урока.

Настоящий художник чувствует мир иначе, чем мы.

Предметы окружающего мира ассоциируются у него с внутренним состоянием человека.

Существует так называемое вдохновение.

Именно оно толкает художника к написанию картины.

Живопись-это искусство кисти и красок.

Любое искусство высоко ценится.

Его афишировать не нужно.

Какое слово у вас получилось? (частица).

У: Какие частицы вы знаете? (Уч-ся называют)

У: Частиц много, но сегодня на уроке работать мы будем только с одной . Обратите внимание на следующее упражнение. СЛАЙД

Какое орфографическое правило оно демонстрирует?

Раскройте скобки и объясните.

(Не)дотрога, (не)ржавеющая от сырости сталь, (не)проверить, (не) думая, (не) плохой, (не)воля,(не)громко, (не)кого, (не)(с)кем, (не)годуя, (не)навидеть.

У: Почему же мы останавливаемся именно на правописании частицы НЕ с разными частями речи? (На собственном опыте мы не раз убеждались, что один из трудных случаев орфографии – слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи).

3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Сформулируйте тему нашего урока.

Запишите в тетрадь.

У:Выполняя упражнение, мы увидели, что НЕ может быть частицей, может быть приставкой или частью корня. СЛАЙД

В чем заключается проблема написания НЕ со словами?

( Выбрать слитное или раздельное написание НЕ со словом.)

У: Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы. Создадим опорную схему написания НЕ с разными частями речи.

А зачем нам нужна опорная схема? (Эта схема поможет нам обобщить ранее изученный материал , выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок, ее можно использовать при подготовке к ОГЭ.)

У: Итак, мы выполнили 1 этап нашей проектной работы: определили ее цель и задачи.

5.Работа с макетом опорной схемы

Ребята, давайте вспомним, определяя слитное или раздельное написание НЕ со словом, что нужно сделать в первую очередь? (Определить часть речи)

Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?

Внесем это положение в макет. СЛАЙД

У: Вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на четыре группы. Соответственно и вы неслучайно каждый получает индивидуальное задание. В процессе выполнения этих заданий мы будем заполнять опорную схему.

I группа выписывает из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е и распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.

II группа выписывает из текста причастия и отглагольные прилагательные, распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.

III группа выписывает из текста неопределенные и отрицательные местоимения, распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.

I V группа выписывает из текста глаголы и деепричастия, распределяет их на два столбика: слитно – раздельно.

У: Какие части речи мы запишем в 1гр., 2гр., 3 гр., 4 гр.?

А теперь приступаем к выполнению заданий.

Для успешного выполнения работы можете воспользоваться учебниками.

Время выполнения 5 минут. ( В это время учитель следит за работой групп, при необходимости оказывает помощь).

6. Проверка выполнения работы.

1 .Начнем проверку с I группы

Назовите выписанные слова.

Какие правила применили, выполняя это задание?

Все группы вносят теоретические сведения в макет Схемы

2. Теперь послушаем II группу

Назовите выписанные слова.

Какие правила применили, выполняя это задание?

Внесем теоретические сведения в макет схемы.

3 .Результаты работы I II группа.

Назовите выписанные слова.

Какие правила применили, выполняя это задание?

Внесем теоретические сведения в макет схемы.

4.Каковы результаты работы IV группы.

Какие правила применили, выполняя это задание?

Внесем теоретические сведения в макет схемы.

У: Наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. Мы подошли к третьему этапу – реализации проекта.

Посмотрим, какая опорная схема у вас получилась в результате совместной деятельности.

Все пункты вы внесли?

У: Актуальна? Владея такой схемой, что вы теперь сможете делать? Слайд

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Используя опорную схему

1. Задание на слайде (устно)

· «Четвёртый лишний» (4-5 мин.)

(Не)удача; (не)выученный; (не)кого; (не)знает .

(Не)приблизившись; (не)слышишь; (не)дотрога ; (не)(у)кого.

Никем (не)тронутый; (не)глубокий, но очень бурный ; (не)вымыв; (не)убраны.

3. Работа с текстом

1) Прочитайте отрывок из статьи Василия Пескова. Определите стиль и тип текста, основную мысль. (Публицистический стиль, рассуждение; человек без родины, что дерево без корней).

Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за емким словом Отечество.

Родина – это очень много. Это и тропинка через лес, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, названия машин, которым неистово хлопают во всех городах Земли.

Много говорим о красоте Земли, но бережем плохо то, что надо непременно беречь. Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трем березам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений. И как-то неловко уже после всего этого говорить о некоторых тонкостях восприятия человеком пейзажа.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни быстры его самолеты, сколь ни высоки его дома.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Давайте будем помнить об этих корнях!

2) Выборочный диктант

Выпишите из текста словосочетания со словами с не или ни, прокомментируйте орфограмму.

Знаете ли вы, что, как показывает частотный словарь имен Гиля, в стихах А.А.Ахматовой слово Родина повторяется 9 раз, у Е.А.Баратынского – 5 раз, в поэзии Ф.И.Тютчева – 6, в стихах А.А.Фета – 3 раза? А какие синонимы используют поэты к слову Родина?

4.Выборочный (звуковой) диктант. (6 мин.)

Задание: учащимся необходимо на слух определить слова на данную орфограмму и выписать их, обозначив.

не избегнуть, не миновать, незримых (врат);

Ребята! Данные отрывки подобраны из стихотворений Сергея Есенина. (Показ видеоролика – 3 мин.)

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. В литературе оставил след как тонкий лирик, певец крестьянской Руси, знаток народного языка. Даже из этих коротких строк вы должны были почувствовать всё тепло его русской души.

Выборочный диктант (1-я пара выписывает пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я пара – НЕ –раздельно) – слайд

— Какие пословицы попали в оба варианта? Почему?

— Синтаксический разбор предложения (2 человека работают за доской +сверка с доской):

· 1 вариант: Не убив медведя, шкуры не делят. (Повеств., невоскл., прост., односост., осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч. оборотом, распр.)

· 2 вариант: Человек, не умеющий говорить, кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост., двусост., осложнено обособленным определением, выраж. причастным оборотом, распр.)

-Какую цель мы сегодня ставили?

— Что для этого делали?

Сегодня мы с вами не только повторили написание НЕ с различными частями речи, но и обобщили этот материал с помощью опорной схемы.

-Чем является не, когда слово пишется слитно? ( Приставкой )
— Раздельно? ( Частицей)

И наконец, последнее поручение.

Скажите, в какой ситуации вам могут понадобиться знания орфограммы. (Дети называют) …и конечно же, на ЕГЭ. Слайд

Путешествие в будущее. Решение задания 13 ЕГЭ. Работа с сайтом «Реши ЕГЭ» на компьютере.

  • Что каждый из вас сделал сегодня на уроке?
  • Как решал поставленную задачу?
  • Что учились делать?
  • Как ты думаешь, почему до сегодняшнего дня ты делал ошибки в употреблении частицы НЕ?
  • Сможете ли вы теперь увидеть ошибки в употреблении НЕ не только у себя, но и у товарища, а может даже и в газете?
  • Понял ли ты как мы создавали схему?
  • Удалась ли тебе работа на уроке?
  • Какие личностные качества тебе помогли в этом?
  • Как вы думаете где в повседневной жизни вам может понадобиться написать НЕ слитно или раздельно?

· Проиллюстрировать схему своими примерами.

· Выполнить разноуровневые задания ( на выбор)

— Итак, мы ещё раз повторили правила “Правописание НЕ с разными частями речи” для того, чтобы безошибочно выполнить диагностирующую контрольную работу. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант — для сильных учащихся, 2 — для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

(Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

Определить часть речи, объяснить написание.

Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Образец: “далеко не умен” — есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) — пишется раздельно; “невеселый” — прилагательное, пишется слитно.

Русский язык. 8 класс

Конспект
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

НЕ пишется раздельно:
• с глаголами (не был);
• с числительными (не раз);
• с краткими прилагательными с оттенком дол-женствования (он не нужен — не требуется, не обязан — не хочет);
• со всеми словами, если при них есть или подра-зумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нис-колько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радо-стные лица);
• с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
• в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах);
• с полными формами причастий, если при них имеются зависимые слова: человек, не гнушаю-щийся никакими средствами

НЕ пишется слитно:
• в словах, которые без НЕ не употребляются (не-вежа, непобедимый);
• в словах, которые дают качественную характе-ристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель — враг, очень нездоровый вид — очень больной вид, нездоров — болен);
• в отглагольных прилагательных на –мый (неза-висимый);
• в неопределённых местоимениях (некто, нечто, некоторый);
• в глаголах с приставкой недо-, придающей гла-голу значение неполноты, недостаточности дей-ствия (недоделать, недооценивать);
• в полных причастиях при отсутствии зависимых слов: непрочитанное сочинение.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»


источники:

http://infourok.ru/konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-raznymi-chastyami-rechi-8klass-5202614.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/1956/main/