8 класс русский язык составное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Урок русского языка по теме «Составное глагольное сказуемое» (8 класс)

Открытый урок в 8 классе

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Цель: научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

— закрепить сведения о простом глагольном сказуемом; познакомить с составным глагольным сказуемым; формировать умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые явления;

— развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать терминами, строить связное устное высказывание;

— прививать эстетический вкус, воспитывать речевую культуру, формировать духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный

Оформление: использование мультимедиа

Раздаточный и дидактический материал: карточки-задания

1) Организационный момент.

2) Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о главных членах предложения, о видах сказуемых. В течение урока повторим сведения о простом глагольном сказуемом и поговорим о составном глагольном сказуемом. К концу урока вы должны научиться чётко различать простое и составное глагольное сказуемое.

3) Повторение сведений о предложении.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

… и … — это грамматическая основа предложения.

По строению грамматической основы предложения делятся на … и … .

Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … .

Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … .

Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или … .

Сказуемое – это … член предложения, который обозначает …, …, … и отвечает на вопросы … .

4) Повторение признаков простого глагольного сказуемого:

А) тестовое задание:

Какое из предложений содержит простое глагольное сказуемое? (запись на доске)

1)Я мечтаю о добром, порядочном друге.

2) Я хочу скорее стать взрослым.

3) Я буду учиться в университете.

4) Я могу ответить на все вопросы.

Запишите отрывок из стихотворения А. Блока

1Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.

Душа не избежит невидимого тленья.

— Выразительно прочитайте записанное.

— Объясните значение слов:

чредой — (неполногласное сочетание), чередой, по очереди.

нисходит – уходит (нис- – приставка старославянского происхождения, придаёт слову торжественный оттенок).

тленье – здесь: постепенный распад, разрушение.

— Какое настроение создают строки стихотворения?

— Какова тема данного отрывка?

(Ничто на земле не вечно, всё рано или поздно погибает. Не избежать этой участи и человеческой душе).

— С чем автор сравнивает угасание души человеческой?

(С осенним вечером, опадающими листьями).

— Продолжая мысль о душе, Блок заканчивает стихотворение так:

2.Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

— В данном отрывке найдите и подчеркните грамматические основы, в составе которых есть простые глагольные сказуемые.

— В каком наклонении стоят выделенные сказуемые?

— Итак, чем может быть выражено простое глагольное сказуемое?

— Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о простом глагольном сказуемом.

ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

выражается в форме

а также может быть выражено:

1) глаголом в форме сложного будущего времени:

Я буду писать тебе часто.

2) глаголом быть со значением наличия, существования:

У него есть всё, что необходимо для охоты.

3) фразеологизмами, в составе которых есть спрягаемая форма глагола:

Природа так явно бросалась в глаза человеку.

4) междометной формой глагола:

А он прыг в воду и поплыл.

ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ

ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ

6) Понятие о составном глагольном сказуемом.

— Рассмотрим схему построения составного глагольного сказуемого.

ГЛАГОЛ

(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)

ФОРМА ГЛАГОЛА

Он писал сочинение. – Он продолжает писать сочинение. – Он начал писать сочинение.

— Чем отличаются сказуемые? Как вы думаете, какой из глаголов несёт основное лексическое значение, а какой – дополнительное?

— Какой глагол несёт грамматическое значение?

— Назовите, на что указывает вспомогательный глагол.

— Что включает в себя составное глагольное сказуемое?

— Какая часть составного глагольного сказуемого несёт основное лексическое значение?

— Какую роль играет вспомогательный глагол?

— Как вы думаете, можно ли один вспомогательный глагол заменить другим?

(Это возможно: Он не захотел писать сочинение. Он закончил писать сочинение).

Рассмотрите таблицу вспомогательных глаголов и их значений. Запомните, что вспомогательные глаголы несут дополнительное значение к основному глаголу в форме инфинитива.

Основные вспомогательные глаголы

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Эмоциональная оценка действия

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

А) упр. 105 (для слабых учащихся – списать, подчеркнуть основы).

Б) Для сильных учащихся: Давайте попробуем найти в отрывке из стихотворения Николая Заболоцкого составные глагольные сказуемые.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

— Назовите и запишите составные глагольные сказуемые.

(Не позволяй лениться, обязана трудиться, не разрешай спать, вздумаешь дать поблажку).

— Назовите в каждом сказуемом глагол, который несёт основное лексическое значение.

— В каком наклонении стоят вспомогательные глаголы?

7) Работа в группах.

Раздать тексты стихотворений (сильной группе)

(Не) правда с правдою (не) знает(?)ся.

Бе…честье с чес…ностью (не) дружит.

Бездушье вовсе (не) стесняет(?)ся

Признат(?)ся, что оно бездушье.

Нахальство говорит в открытую:

«Ты что, (не) видишь? Я – нахальство!»

И скромность может (не) ра…считывать

На снисхождение зазнайства.

И ум у глупост… в немилост…,

Добро и худо – не знакомы.

Плюсы пр…тягивают минусы

Лишь по физическим законам. (Ф.Кривин)

— О каких качествах личности идёт речь в стихотворении?

— Какой вывод можно сделать, прочитав стихотворение?

(Непорядочные люди с порядочными, как плюсы и минусы, никогда не сходятся. Чистота и доброта, порядочность и честность притягиваются.)

Задание: списать стихотворение, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. 1 группа : объяснить правописание, 2 группа: подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые.

8)Выписать номера предложений с составным глагольным сказуемым, основу из 5 предложения. (ЕГЭ-минутка)

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(предложение 5, 6)

8) Домашнее задание.

Упр 103, стр.52 учебник. Подобрать отрывки из любимых стихотворений, выделить в них составные глагольные сказуемые.

9) Подведение итогов.

Рефлексия: что узнали на уроке? что запомнилось? как оцениваете собственную работу?

Простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое

Простое и состав­ное ска­зу­е­мое явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый пояс­ня­ет под­ле­жа­щее. Узнаем, как отли­чить про­стое ска­зу­е­мое от составного.

Прежде чем рас­смат­ри­вать про­стое и состав­ное ска­зу­е­мое, вспом­ним, какой член пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся этим термином.

Сказуемое чаще все­го выра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах, но может выра­жать­ся сло­ва­ми дру­гих частей речи и сло­во­со­че­та­ни­я­ми. При син­так­си­че­ском раз­бо­ре этот глав­ный член пред­ло­же­ния под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми парал­лель­ны­ми линиями.

В свя­зи с тем, из чего он скла­ды­ва­ет­ся, раз­ли­ча­ют про­стое и состав­ное сказуемое.

Что такое простое сказуемое?

Простое ска­зу­е­мое назы­ва­ет­ся гла­голь­ным, так как оно пред­став­ля­ет собой спря­га­е­мый гла­гол в фор­ме какого-либо накло­не­ния. Чаще все­го в пред­ло­же­нии про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС) обо­зна­че­но гла­го­лом изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, кото­рый может иметь грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Скоро насту­пит вечер (буду­щее время).

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое одно­вре­мен­но име­ет как лек­си­че­ское, так и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица. Если ска­зу­е­мое выра­же­но гла­го­лом в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни един­ствен­но­го чис­ла, то оно согла­су­ет­ся с под­ле­жа­щим в кате­го­рии рода и чис­ла и не может обо­зна­чать лицо.

Сравним:

Девочк а весе­ло пел а . — Я, ты, она пел а . (ж. р.)

Мальчик гром­ко пел. — Я, ты, он пел (м. р.)

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни мно­же­ствен­но­го чис­ла не име­ет грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии рода.

ПГС может быть выра­жен гла­го­лом в фор­ме пове­ли­тель­но­го или услов­но­го наклонения.

Ты обя­за­тель­но напи­ши мне пись­мо (2 лицо, ед. ч.)

Завтра вы позво­ни­те мне по это­му номе­ру (2 лицо, мн. ч.)

Я посмот­рел бы этот фильм с удовольствием.

Иногда счи­та­ют, что ПГС — это толь­ко одно сло­во. Это невер­ный под­ход. У гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, кото­рые скла­ды­ва­ют­ся из вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ной фор­ме и неопре­де­лен­ной фор­мы смыс­ло­во­го глагола:

В каче­стве про­сто­го ска­зу­е­мо­го высту­па­ют фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­ла, кото­рые обра­зу­ют­ся с помо­щью частиц «пусть», «пус­кай», «давай», «давай­те»:

Неразложимое соче­та­ние слов, а так­же фра­зео­ло­гиз­мы, кото­рые мож­но заме­нить одним гла­го­лом, — это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое:

Мы под­ве­ли ито­ги (поды­то­жи­ли) резуль­та­тов соревнований.

Она весь день лясы точит (бол­та­ет).

Составное ска­зу­е­мое быва­ет гла­голь­ным и именным.

Составное глагольное сказуемое

Если в про­стом гла­голь­ном ска­зу­е­мом лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние выра­же­но в одной гла­голь­ной фор­ме, то в состав­ном гла­голь­ном ска­зу­е­мом грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние обо­зна­ча­ет вспо­мо­га­тель­ный гла­гол, а лек­си­че­ское зна­че­ние при­над­ле­жит гла­го­лу в неопре­де­лен­ной форме.

К вече­ру начал накра­пы­вать мел­кий дождь .

Вспомогательный гла­гол «начал» име­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, про­шед­ше­го вре­ме­ни, един­ствен­но­го чис­ла, муж­ско­го рода и обо­зна­ча­ет, что дей­ствие нача­лось. Смысловой гла­гол «накра­пы­вать» обо­зна­ча­ет кон­крет­ное действие.

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются

1. гла­го­лы с обо­зна­че­ни­ем нача­ла, про­дол­же­ния и кон­ца дей­ствия (фазис­ные глаголы):

  • стать, начать, приниматься;
  • про­дол­жить;
  • кон­чать, закон­чить, пре­кра­тить, пере­стать и др.

Она про­дол­жа­ла бежать , несмот­ря на уси­ли­ва­ю­щий­ся ветер.

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем воле­изъ­яв­ле­ния, наме­ре­ния, желания:

Все посе­ти­те­ли зоо­пар­ка жела­ли взгля­нуть на малень­ко­го тигренка.

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица:

4. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной формы:

Я рада узнать эту при­ят­ную новость.

Важно отли­чать про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое и инфи­ни­тив в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Дети пошли ( с какой целью?) соби­рать зем­ля­ни­ку в лес.

Мы попро­си­ли лодоч­ни­ка (о чём?) пере­вез­ти нас на дру­гой берег.

Составное именное сказуемое

Составное имен­ное ска­зу­е­мое так­же скла­ды­ва­ет­ся из вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла, име­ю­ще­го толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

1. име­нем суще­стви­тель­ным в фор­ме и. п. или т. п.

Заснеженный город был как сон­ное цар­ство .

Туман кажет­ся клоч­ка­ми белой шер­сти, раз­бро­сан­ной по низине.

2. име­нем при­ла­га­тель­ным (в пол­ной и крат­кой фор­ме, фор­мах сте­пе­ней сравнения)

4. чис­ли­тель­ным или соче­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с существительным

Возраст этой щуки — десять л ет .

6. при­ча­сти­ем в пол­ной или крат­кой форме

Глагол-связка быва­ет необо­зна­чен­ным (нуле­вым) или выра­жен гла­го­лом «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния (есть, был, была, буду, будешь, был бы). В состав­ном имен­ном ска­зу­е­мом в каче­стве свя­зу­ю­ще­го зве­на упо­треб­ля­ют­ся гла­го­лы с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским значением:

Они име­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. А так­же в ска­зу­е­мое эти гла­го­лы частич­но вно­сят лек­си­че­ское зна­че­ние, но само­сто­я­тель­но не могут пол­но­цен­но исполь­зо­вать­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции о подлежащем.

Видеоурок «Типы сказуемых. Простое глагольное, составное глагольное, составное именное»


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe-klass-858904.html

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/prostoe-sostavnoe-skazuemoe.html