8 класс тема тире между подлежащим и сказуемым

Конспект урока русского языка в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. — М.: Просвещение, 2010. — 237 с.)

Скачать:

ВложениеРазмер
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx30.55 КБ
tire.pptx841.03 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.
  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.
  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

  1. Жизнь прекрасна и удивительна!
  2. Сияют переливаются купола собора.
  3. Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
  4. Краткость достоинство прозы.

III. Объяснение нового материала.

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником ( с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. — числ. И.п.

Девятью сорок — триста шестьдесят.

Сущ. И.п. — числ. И.п.

Числ. И.п. — сущ. И.п.

Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. — н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. — сущ. И.п.

Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. — н. ф. глаг.

Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).

Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев).

Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте. (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником ( с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память — одно из важнейших свойств бытия.

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Твои речи будто острый нож.
  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Урок русского языка в 8 классе Подготовила учитель русского языка ГОРБУНОВА Е.В. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября .

Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п . — сущ. И.п . Слово — полководец человечьей силы (Маяковский). Числ . И.п . — числ . И.п . Девятью сорок — триста шестьдесят. Сущ. И.п . — числ . И.п . Числ . И.п . — сущ. И.п . Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п . — н. ф. глаг. Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).

Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. — н. ф. глаг. Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький). _____ — это Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться — это дело юношей (Тургенев). _____ — вот Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ — значит Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте. (Чехов). Сущ. И.п . не сущ. И.п . Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг . Море чудесное, синее и нежное. (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п . — сущ . И.п . Н. ф. глаг. — сущ. И.п . Личное мест. сущ. Числ . И.п . — числ . И.п . Н. ф. глаг. — н . ф. глаг. Сущ. И.п . не сущ . И.п . Сущ. И.п . — числ . И.п . _____ — это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ . И.п . — сущ. И.п . _____ — вот Сущ. прилаг . Сущ. И.п . — н. ф. глаг. _____ — значит Сущ. есть сущ.

Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. — 6. — 2. + 7. + 3. + 8. + 4. — 9. + 5. — 10. +

Домашнее задание: §22, упр. 115

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя.

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 5 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым».

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Материал в помощь учителю русского языка в 8 классе .Цели: углубить понятие о постановке тире между подлежащим и сказуемым; отработать навык постановки тире, а также запятой при срав­нитель.

На этом уроке идет работа по повторению и углублению знаний по постановке / непостановке тире между подлежащим и сказуемым.

Цели 1. Продолжить знакомить обучающихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым.2. Развивать умение находить грамматическую осно.

Урок проходит с использованием ЭОР.Предусмотрена работа обучающихся за компьютерами, имеющими выход в Интернет. Материал урока может быть использован при подготовке к ГВЭ в 9 классе (дети с ОВЗ).

План-конспект по русскому языку на тему «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 класс)

План-конспект урока по русскому языку.

Ссылка на учебник: https://alleng.org/d/rusl/rusl829.htm

Тема : Тире между подлежащим и сказуемым .

Цель урока : формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.

Задачи : 1) образовательные: познакомить с основными правилами постановки тире меджу подлежащим и сказуемым; формировать умение видеть соответствующую пунктограмму в тексте; повторить прошлую тему: «Составное именное сказуемое» .

2) развивающие: развивать словарный запас, зрительное внимание, память, устную связную речь.

3) воспитательные: развивать интерес к изучению языка, формировать ценностное отношение к русскому языку, воспитывать нравственные качества личности.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование : учебник по русскому языку 8 класса, раздаточный материал, мультимедийная установка.

«Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок. Проверьте, пожалуйста, у всех ли есть учебники, тетради и ручки. Проверили? Хорошо, сейчас мы отметим отсутствующих и начнём урок.

Объявление темы и целей.

«Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – это тире между подлежащим и сказуемым , и н аша задача сегодня – научиться правильно употреблять такой важный знак препинания между подлежащими и сказуемыми. Начнём».

Ребята, у вас возникли какие-нибудь затруднения с выполнением домашнего задания? Хорошо, Давайте его проверим.

Проверка домашнего задания. «На дом вам было задано 116 упражнение на странице 87». В случае затруднений поясняется упражнение. Вызывать одного ученика на предложение, он прочитает выполненное задание.

Способ проверки – выборочная проверка.

1. Лишь я , таинстве( нн )ый певец, на берег выброшен грозою.(прич)

2. Месяц казался клочком дыма. (сущ)

3. Первым пришёл дед . (числ)

4. Весь он был набекрень .(нар)

5. Чай стоял нетронутый . (прич)

6. Как некстати было это воспоминание . (нареч)

7. Всё тот же он ; сем(ь)я всё та же .(местоим)

8. Дама казалась рассерже (нн) ой, (не)выспавшейся .(прич)

9. Настя работала секретарём в Союз(е) художников. (сущ)

Думаю, вы хорошо справились с домашним заданием.

Фронтальный опрос. Молодцы. Теперь давайте повторим то, что изучили на прошлом уроке. Закройте, пожалуйста, учебники и вспомните то, что вы повторяли дома. Итак:

Какое сказуемое называют составным именным? (Это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его лексическое значение)

Приведите примеры составных именных сказуемых. (вода была чистая, одежда была грязная, он стал победителем, небо сделалось тёмным)

Какие глаголы могут выступать в роли связок? (быть, стать, делаться, становиться, являться, прийти (не придти!), возвратиться, вернуться, приехать и т.д.)

Что обозначает составное именное сказуемое и на какие вопросы отвечает? (СИС обозначает признак предмета или его свойство и отвечает на вопросы: каков предмет? что такое предмет ?)

«Ну что же, молодцы, ребята, вы справились с этим заданием и хорошо усвоили тему прошлого занятия. Продолжим нашу работу.

Объяснение нового материала.

А) Наблюдение над языковым материалом .

Откройте, пожалуйста, упражнение 128 на странице 92. Нам нужно списать предложения, в каждом из них подчеркнуть подлежащее и сказуемое, а сверху надписать, чем они выражены.

Нам нужно запомнить такое правило: если у сказуемого есть глагол-связка, то тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Выполняют все ученики в тетрадях. Время для выполнения – 2 минуты, после чего по три ученика с каждого ряда читают по предложению и разбирают его.

1.Жизнь (сущ. в им.п.) — бесконечное горенье (сущ. в им.п.) в глубинах скрытого огня.
2. Пятью шестьтридцать . (числительные в им.п.)
3. Помочь (неопр.форма) ближнемуизведать (неопр.форма) радость .
4. Поздороваться (неопр.форма) первым — очень важное проявление (сущ. в им.п.) вежливости .
5. Назвать (неопр.форма) кого-нибудь старикомзначит оказать (неопр.форма) ему уважение .
6. Русская культура (сущ.в им.п.) — это радость (сущ.в им.п.) Пушкина.
7. Полнота (сущ.в им.п.) человеческого бытиявот что такое Пушкин (сущ.в им.п.)
8. Я (личн. местоим) ещё молодой человек (сущ.в им.п.).
9. У лжи ноги (сущ.в им.п.) коротки (кр.прил).
10. Нерешительный человек (сущ. в им. п.) что незакалённый меч (сущ. в им. п.).
11. Попытка не пытка . (сущ-ые в им.п.)

Ребята, вы, вероятно, уже слышали раньше о такой пословице: Попытка не пытка? Вы знаете, о чём она? (Стоит попытаться сделать что-либо, даже если не уверен в успехе). Интересно, что у пословицы есть продолжение. Вы знаете о нём? (Попытка не пытка, а спрос не беда). А ведь у многих пословиц есть продолжения, о которых мы даже не догадываемся. Например: Голод не тетка, пирожка не поднесет. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
Убедитесь ещё раз, насколько богат русский язык.

Б) Чтение правила. Мы видели из предыдущего упражнения, что подлежащие и сказуемые выражены разными частями речи, где-то тире ставится, а где-то его нет. Сейчас мы прочитаем правило на странице 92 и 93 и узнаем, в каких же случаях тире ставится, а в каких оно не нужно.

(Читают 4 ученика).

Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)

— если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;

— если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже

— если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием

— если в сказуемом есть частицы это, вот, значит

К этим правилам нужно добавить ещё одно: ставится тире между подлежащим и сказуемым в такой конструкции:

подлежащее-существительное + причастный оборот + частица это (или отсутствие её) + сказуемое-существительное.

Все книги, указанные в этом списке, (—) (это) классическая проза.

Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

— если подлежащее выражено личным местоимением

— если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием

— если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.

Физкультминутка . «Хорошо, дети, давайте на минуту отвлечёмся от учёбы и сделаем физкультминутку. Встаньте и следуйте моим инструкциям:

Одолела вас дремота,

Ну-ка, делайте со мною

Вверх побольше потянитесь,

(Руки вверх, потянулись.)

Руки вытянуть пошире.

На секундочки четыре.

Наклониться хоть немного

И изобразить дорогу.

На носок, на пятку встаньте

И тихонько вместе сядьте.

Молодцы! Продолжаем урок».

Закрепление материала на теоретическом уровне.

А) (Работа у доски) Хорошо, ребята, давайте выполним упражнение 129 на странице 93. Нам нужно списать предложения, подчеркнуть подлежащие и сказуемые и указать, чем они выражены. (Вызвать к доске двух учеников, которые будут разбирать по 3 предложения и одного ученика для морфологического разбора, остальные ученики пишут в тетрадях, даётся две минуты) Ставить оценки можно сразу после работы у доски.

1. Равнодушиеэто паралич(-) души, преждевременная смерть (сущ-ые в им.п.)

2. Самая страшная вещ( ь)безразличие . (сущ-ые в им.п.) Если с ним не борот(ь)ся (неопр. форма), оно (личн.местоим), как трясина, может погубить (глаг.-связка+инфинитив) любого человека.

3. Тактэто разум (сущ-ые в им.п.) сер( д )ца.

4. Сочу( в )ствие чужой радости — это дар гораздо более редкий, нежели сочу( в )ствие чужому страданию (сущ-ые в им.п.)

5. Руки (сущ. в им.п.), дарующие помощ( ь ), святее (прилаг) молящихся уст.

6. Будущееэто воздух жизни, движение жизни, это сама жизнь (сущ-ые в им.п.)

7. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар , доставшийся нам от поры детства (сущ-ые в им.п.).

Повторить тему «Мягкий знак после шипящих» Ставим мягкий знак: Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и винительном падеже. Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Не надо писать мягкий знак: В существительных мужского рода единственного числа, именительного падежа. Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Б) Работа с карточками. Сейчас я вам раздам небольшие карточки, в которых вы определите, где нужно, а где не нужно ставить тире. (Распределить карточки по три предложения по рядам, выборочная проверка)

1. Чистая совесть – превосходное снотворное.

2. Чистота души есть основа всего.

3. Все гости, пришедшие на праздник, — друзья хозяина.

4. Правдивость – это дыхание жизни, это основа всякого достоинства.

5. Голова без знаний как колодец без воды.

6. Флигель, построенный не так давно, — единственное убежище.

7. Хороший вкус – это прежде всего чувство меры.

8. Эта собака будет его лучшим другом.

9. Длина Августовского канала, соединяющего Неман с Вислою, – 102 километра.

В) Дополнительное задание , исходя из оставшегося времени.

В упражнении 130 нам нужно запомнить афоризмы и пословицы и письменно объяснить постановку тире, подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (Вызвать трёх учеников к доске (3, 5 и 6 предложения), остальные работают в тетради)

1. Поведениеэто зеркало , в котором каждый показывает свой облик (в сказуемом имеется частица «это»)

2. Много говорить и много сказать не есть одно и то же (глагол-связка «есть» с частицей «не»)

3. Молчаливость и скромностькачества , очень пригодные для разговора (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)

4. Правд а — воздух , без которого дышать нельзя (подл. и сказ. выр. сущ-ми в им.п)

5. Правдаэто значит победа совести в человеке (частица «это»)

6. Корень учения горек , а плоды его сладки . (сказ. выр. крат. прил.)

7. Незаконченное дело что конь о трёх подковах. («что» = «как», сравн. частица)

8. Пеший конному не товарищ . (частица «не» перед сказуемым)

Подведение итогов урока. Ребята, давайте подведём итог того, что же мы сегодня узнали.

Когда тире между подлежащим и сказуемым ставится? (схематически изображать на доске ответ)

— если подлежащее и сказуемое выражены существительными или количественными числительными в именительном падеже;

— если оба главных члена выражены инфинитивом или один из них — инфинитивом, а другой — существительным в именительном падеже

— если сказуемое выражено фразеологическим или синтаксически несвободным сочетанием

— если в сказуемом есть частицы это, вот, значит

подлежащее-существительное + причастный оборот (-) частица это (или её отсутствие) + сказуемое-существительное.

Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

— если подлежащее выражено личным местоимением

— если сказуемое выражено прилагательным, местоимением, наречием, предложно-именным сочетанием

— если в сказуемом имеется отрицательная частица не или сравнительные частицы как, словно, как будто и др.

Домашнее задание . Повторить параграф 20, упр. 131 (Ставятся оценки за домашнее задание, активную работу, по критериям объясняются оценки).

Звенит звонок, вы можете быть свободны. До свидания, ребята.

Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Цели:

  • Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
  • Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
  • Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету

Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

2. Проверка знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа

1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)

Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.

2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос

1. Главные члены предложения – это.

2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.

3. Подлежащее – это.

4. Подлежащее чаще всего выражается.

5. Сказуемое – это главный член предложения, который.

6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.

7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.

8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.

9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.

10. Составное именное сказуемое – это.

Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.

Дверь была приоткрыта.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Утки начинают купаться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Куда-то попрятались все птицы.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Вода всё ещё не могла успокоиться.

а) простое глагольное сказуемое;

б) составное глагольное сказуемое;

в) составное именное сказуемое.

Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке

Тест 1. в в б а б

3. Лингвистическая разминка.

На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)

— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).

— Укажите вид сказуемого.

— Устно сделаем синтаксический разбор.

Создание проблемной ситуации.

— Ребята, а что такое оттенок?

Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)

— Подчеркните грамматическую основу.

— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)

— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)

— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.

Венера – самая яркая звезда ночного неба.

Чужим умом жить – добро не нажить.Её глаза как яркие звёзды.

Бедность не порок.

— Сравните эти предложения.

— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?

— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)

— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)

— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)

4. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80

2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.

(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)

Тире ставится:1. Существительное + существительноеЛесдруг человека.2. Числительное + числительноеДважды двачетыре.3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.Охранять природулюбить родину.4. Существительное + н. ф. глаг.Наша задачахорошо учиться.5. Н. ф. глаг. + существительноеХодить босикомудовольствие.6. Это, вот, значитЧтениевот лучшее учение.

Тире не ставится:1. При сказуемом есть неСтарость не радость.2. При сказуемом есть как, будтоПруд как зеркало.3. Подлеж. = местоим.Он врач.Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставитьсяТы — лучший человек на свете.

— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.

— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.

5. Физкультминутка

6. Закрепление материала.

1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.

2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга самая красивая река.

8. Великое дело новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять двадцать пять.

1. Язык есть сама жизнь.

2. Наши души — зеркала, отражающие нас.

3. В бою побывать — цену жизни узнать.

4. Воздух как роза.

5. Этот день словно праздник.

6. Бедность не порок.

7. Наша Волга — самая красивая река.

8. Великое дело — новость.

9. Природа не храм, а мастерская.

10. Пятью пять — двадцать пять.

3. Исследование синтаксического материала.

Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Что для этого нужно сделать?

Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.

Основа повести — картины восстания Пугачева.

Маша Миронова — любимый женский образ автора.

4. Письмо со вставками

— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.

1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.

На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.

2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.

Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.

3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.

Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.

7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)

8. Подведение итогов. (рефлексия)

9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)


источники:

http://infourok.ru/plankonspekt-po-russkomu-yaziku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-3398894.html

http://urok.1sept.ru/articles/652365